Отправлено: 26.11.07 21:05. Заголовок: Германский флот в ПМВ
Развитие темы по униформе германского флота показывает, что на форуме присутствует определенный интерес к военно-морской истории нашего главного противника в ПМВ. Предлагаю открыть дополнительную ветку, и вопросы, касающиеся непосредственного участия германского флота в ПМВ, обсуждать и рассматривать здесь. Итак, германский флот по воле своего Императора вступает в Первую мировую войну:
В упомянутой ветке по униформе кайзеровского флота было выставлено много картинок крейсера "Бремен". Как известно, завершил он свой боевой путь в 1915 г. на Балтике, на русских минах. В "МС" пару-тройку лет назад была небольшая статья на эту тему. Сохранилась ее авторская версия, которую посчитал интрересной и решил "скинуть" (естественно, с согласия автора) на эту ветку.
«ПОЗИЦИИ ДОЗОРНЫХ СУДОВ ВЫЯСНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:…» (Из истории радиоразведки Балтийского флота)
В экспозиции Центрального Военно-Морского музея, посвященной участию русского флота в Первой мировой войне, на одном из стендов, рассказывающем о боевых действиях на Балтийском море, внимание посетителей неизменно привлекает небольшая картина с весьма интригующим названием и полным драматизма сюжетом. В быстротечной агонии, высоко задрав корму, в воду стремительно уходит трехтрубный корабль; срывающиеся с талей шлюпки и виднеющиеся среди волн головы плывущих людей дополняют трагизм и ужас происходящего. Это достаточно известная по неоднократным репродукциям в различных военно-исторических издания картина художника Н.М. Кочергина «Гибель германского крейсера «Бремен» и эскадренного миноносца V-191 17.12.1915» (Б., акв. 57х82 №23533), воспроизводящая одну из подлинных страниц летописи мировой войны на Балтике. В германских источниках по поводу данных событий сообщается, что 4(17)* декабря при выходе из Виндавы крейсер «Бремен», оказывая помощь в спасении команды сопровождавшего его и подорвавшегося на мине миноносца V-191, «…коснулся носовой частью двух мин, взорвавшихся одна вслед за другой. Корма поднялась круто кверху и крейсер в несколько минут скрылся под водой. …удалось спасти 8 офицеров и 102 человека команды… . 11 офицеров и 287 человек команды, в том числе и командир крейсера, кап. 2 р. Вальтер, погибли вместе с кораблем»[1]. В абсолютном большинстве работ по истории Первой мировой войны гибель «Бремена» рассматривается как безусловный и весьма крупный успех русского минного оружия. И с такой оценкой трудно не согласиться. Вместе с тем, изучение архивных источников позволяет флотским историкам по-новому взглянуть на эту страницу в летописи мировой войны на Балтийском море. Документы свидетельствуют, что события 4 декабря фактически являются лишь эпизодом (хотя и кульминационным) в достаточно сложной многоходовой комбинации русского флота, реализация которой стала возможна в первую очередь благодаря успехам русской морской разведки. Необходимо отметить, что русская разведка на Балтике к осени 1915 г. представляла собой весьма эффективно работающий механизм. Не претендуя в данной статье на подробное и всестороннее освещение ее истории и боевой деятельности, отметим лишь, что на Балтийском флоте по ряду объективных и субъективных причин сформировалось и почти всю войну действовало два разведывательных «центра»: один – в штабе командующего флотом, где в составе оперативной части штаба было образовано разведывательное отделение, руководство которым возложили на 2-го (радиотелеграфного) флагманского минного офицера старшего лейтенанта И.И. Ренгартена, а второй – в Службе связи, возглавляемой контр-адмиралом А.И. Непениным, где в мае 1915 г. было учреждено временное оперативное отделение при начальнике Службы связи. И там, и там специально назначенные офицеры производили сбор, обработку и анализ сведений о противнике, поступавших к ним из различных источников, основным и наиболее информативным среди которых в рассматриваемый период являлась радиоразведка. К решению задач радиоразведки на Балтике привлекались значительные силы и средства. Посты радиоперехвата действовали на большинстве береговых радиостанций Службы связи, вахты радиоразведки неслись также на кораблях (при нахождении их как в море, так и в базах). Вдоль побережья была развернута сеть радиопеленгаторных станций. С весны 1915 г. на мысе Шпитгамн действовала так называемая радиостанция особого назначения, где была сосредоточена вся дешифровальная работа во флоте. В течение первого года войны балтийские радиоразведчики получили большой опыт и сумели заявить о себе как о реальной силе, способной решать самые сложные задачи в интересах командования флота. Именно этой силе и суждено было сыграть важную роль в рассматриваемых событиях.
Отправлено: 01.12.07 09:21. Заголовок: "Бремен" - продолжение
В оперативном отношении обстановка на Балтийском театре осенью 1915 г., после завершения германским флотом операций в Рижском заливе, характеризовалась фактическим отказом германского командования от дальнейших активных действий. Основной целью германских морских сил в Балтийском море было определено противодействие «наступательной деятельности русского флота»[2]. Ключевое место в новых оперативных планах отводилось организации так называемой Эстергарн-Люзерортской позиции, основу которой составили корабельные дозоры, развернутые между Готландом и Курляндией. Позиции дозоров с севера были частично прикрыты минными заграждениями, которые в дальнейшем планировалось усилить. Русское командование, в свою очередь, предполагало максимально использовать наступившее осеннее время с его темными и продолжительными ночами для осуществления новых минных постановок в операционной зоне германского флота. Следует отметить, что организации постоянной дозорной службы на линии Эстергарн – Люзерорт потребовала от германской стороны значительного напряжения сил и средств, что в конечном итоге привело к необходимости создания нового пункта базирования легких сил, приближенного к району выполнения кораблями дозора своей боевой задачи. В качестве такого пункта была выбрана Виндава, захваченная еще в ходе летнего (1915 г.) наступления германской армии в Курляндии. Использование Виндавы, правда, затруднялось наличием в прибрежных водах русских минных заграждений. Поэтому в конце октября сюда был перебазирован свинемюндский вспомогательный дивизион тральщиков, который сразу приступил к определению границ этих заграждений. К тральным работам позднее были также привлечены несколько миноносцев 10-й флотилии, обследовавшие подходы к Виндаве и к банке Спон[3]. Активная деятельность минно-тральных сил противника в районе Виндавы была почти сразу выявлена русской радиоразведкой и обоснованно привлекла к себе внимание командования Балтийского флота. В качестве одной из контрмер минной дивизии была поставлена задача - вновь заградить минами участки, на которых по данным радиоразведки наиболее активно велись тральные работы. Однако к этому моменту возникли некие новые обстоятельства, позволившие русскому командованию разыграть более интересную комбинацию. На основании комплексного анализа материалов радиоперехвата и радиопеленгования, а также донесений подводных лодок, флотским разведчикам к началу ноября удалось вскрыть организацию несения дозорной службы на Эстергарн-Люзерортской позиции, достаточно точно определив расположение корабельных дозоров противника. Так, А.И. Непенин в телеграмме от 2 ноября 1915 г. на имя начальника минной дивизии сообщал: «Позиции дозорных судов выясняются следующие: ПС1 между южной половиной Готланда и Эландом, ПС2 и ПС3 у Эстергарна и на Ост до 20 градусов долготы, ПС4 между параллелями Либавы и Виндавы и меридианами 20 град. и 21 град., ПС5 к Норд-Весту от Виндавы, ПС6 по-видимому вблизи Виндавы, ПС7 в бухте Норчепинг от Висби до Ландсорта. К Весту от Готланда дозоры – это пары миноносцев типа «173», к Осту – это новые миноносцы около 1000 тонн. Иногда эти позиции занимают легкие крейсера, сохраняя те же позывные ПС и номер позиции. <…> Полагаю возможным часть их без особого риска уничтожить и лишь после этого ставить заграждения … на ныне тралящейся линии Виндава – банка Спон . …»[4]. Высказанное Непениным предложение было поддержано временно командующим минной дивизией капитаном 1 ранга А.В. Колчаком, и в ночь с 7 на 8 ноября эскадренные миноносцы «Охотник» (брейд-вымпел капитана 1 ранга Колчака), «Новик», «Страшный» и 1-я группа 5-го дивизиона: «Эмир Бухарский» (брейд-вымпел начальника 5-го дивизиона капитана 1 ранга П.М. Плена), «Финн», «Доброволец», «Москвитянин» провели операцию против германского дозорного корабля на позиции №5. (Участь именно этого дозора решилась 4 ноября: разведсводка штаба флота за этот день содержит короткую запись: «Выяснилось с точностью местонахождение одного из дозоров у Спон-банки»[5]). В ходе непродолжительного боя дозорный корабль – им в эту ночь оказался сторожевой корабль «Норбург» (СКР №19) – был потоплен; из 26 членов экипажа 4 спаслись на шлюпке, остальных подобрали из воды русские эсминцы. Получив донесение о бое, германское командование приказало поддержать «Норбург» сменившемуся недавно с позиции №4 и следовавшему в базу в сопровождении миноносцев крейсеру «Любек», а также сменившему его в дозоре кораблю. Однако они к месту боя опоздали.
Реакция германского командования на потопление своего дозорного корабля оказалась более чем «оригинальной»: последовало решение держать в дневное время на позиции №5 два сторожевых корабля, на ночь же дозорные корабли было решено снимать, оставляя позицию незанятой6. Столь важное изменение в организации несения дозорной службы не осталось незамеченным русской радиоразведкой. В разведсводке от 11 ноября, составленной оперативным отделением Службы связи, зафиксировано: «Дозорная служба неслась по-прежнему на тех же позициях и примерно тем же составом судов. <…> Позиция «ПС5» - занимавшаяся раньше на ночь сторожевым судном, показывавшим в назначенные часы огонь, теперь, после потопления нашими миноносцами на этом месте сторожевого судна «№19», занимается такими же сторожевыми судами перед рассветом, и оставляют они ее с наступлением темноты»[7]. Русское командование не замедлило воспользоваться столь благоприятной обстановкой и при первой представившейся возможности провело запланированную ранее минную постановку на протраленных немцами фарватерах. В ночь с 3 на 4 декабря 1915 г. эскадренные миноносцы «Победитель» (брейд-вымпел начальника 1-го дивизиона эсминцев капитана 1 ранга В.С. Вечеслова), «Забияка» и «Новик» выставили 150 мин на подходах к Виндаве. Эти мины «заявили» о себе уже вечером 4 декабря, о чем командованию Балтийского флота стало известно из материалов радиоразведки. В 18 час. 29 мин. посты радиоперехвата зафиксировали экстренное донесение германского крейсера, вышедшего из Виндавы для занятия позиции дозора №4, о взрыве на сопровождавшем его миноносце V-191. Далее последовало сообщение, что миноносец тонет. В 19 час. 10 мин. другой миноносец, V-186, донес о взрыве на самом крейсере, а затем, через 4 минуты, запросил немедленной помощи, сообщив, что дважды атакован подводной лодкой. В 19 час. 25 мин. он донес, что крейсер «Бремен» и миноносец V-191 погибли[8]. Русское командование, своевременно получив от радиоразведки информацию о происшедших у Виндавы событиях, предприняло шаги, призванные укрепить противника в его ошибочной версии относительно причин гибели своих кораблей. 6 декабря по флоту была передана открытая радиограмма следующего содержания: «Флот извещается, что 4-го декабря вечером нами были потоплены в Балтийском море крейсер «Бремен» и большой миноносец». Аналогичное сообщение было передано по каналам телеграфных информационных агенств[9]. В германских источниках, правда, отрицается, что эти сообщения как-то повлияли на последующие выводы и оценки, однако, признается тот факт, что гибель «Бремена» и V-191 была, в конечном итоге, «списана» на неизвестную подводную лодку, поиском которой несколько дней усиленно занимались германские миноносцы[10]. Минное же заграждение у Виндавы сохранило свое «инкогнито» и было готово принять следующую жертву. 10 декабря в 9 час. 44 мин. дозорный сторожевик, занимавший позицию №5 (по германским данным – СКР №6), донес, что наблюдает взрыв корабля. Им оказался СКР №15 «Фрея», пытавшийся в этот момент расстрелять обнаруженную мину, ошибочно принятую им за плавающую. Корабль почти мгновенно затонул в точке с координатами Ш-57 град. 31,5 мин, Д-21 град. 20 мин. Вышедшие за полчаса до этого из Виндавы на позицию №4 миноносцы S-176 и S-177 успели, подойдя к месту трагедии, спасти 4 человека из экипажа сторожевика. При этом с миноносцев также были обнаружены мины, поставленные с малым углублением и оголявшиеся на волнении. В 10 час. 29 мин. миноносец S-176 дал радиограмму с оповещением, что «квадрат 091 -1 подозрителен относительно мин». Оба миноносца взяли курс на Виндаву, однако, в 10 час. 40 мин. миноносец S-177, так и не успев выйти из объявленного «подозрительным» квадрата, подорвался на мине и через несколько минут затонул в точке с координатами Ш-57 град. 30 мин., Д-21 град. 27 мин[11]. В этот же день, 10 декабря, командующий морскими силами Балтийского моря вице-адмирал Щульц приказал «отменить постоянное несение дозора между Готландом и Курляндией»[12]. Таким образом, потеряв в течение короткого времени на Эстергарн-Люзерортской позиции пять боевых кораблей, противник вынужден был в конечном итоге отказаться от самой идеи ее организации в том виде, в каком она возникла в начале осени 1915 г., фактически признав свою неспособность решить задачу, поставленную перед флотом на Балтийском театре. Что же касается русской радиоразведки и той роли, которую она сыграла в этой и других операциях, - ее деятельность так и осталась для германского командования тайной вплоть до 1918 г., когда при занятии Гельсингфорса в его руки попали некоторые документы, давшие, наконец, «ключ» к пониманию отдельных эпизодов войны на Балтике.
Примечания: * Здесь и далее все даты приведены по старому стилю.
1 Ролльман Г. Война на Балтийском море. 1915 год.: Пер. с нем. – М.: Воениздат 1935. – С. 310, 311. 2 Ролльман Г. Указ. соч. С. 297. 3 Киреев И.А. Траление в Балтийском море в войну 1914-1917 гг. – М.-Л.: Военмориздат, 1939. – С. 349. 4 РГА ВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 286. 5 Там же. Д. 452. Л. 132. 6 Ролльман Г. Указ. соч. С.306. 7 РГА ВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 490. 8 Там же. Ф. 464. Оп. 1. Д. 26. 9 Подобный прием несколько раз применялся русским командованием в ходе войны. Оперативная передача сообщений о гибели германских кораблей заставляла противника думать, что источником этих сведений могла быть подводная лодка, которая и произвела атаку. 10 Ролльман Г. Указ. соч. С. 311. 11 Координаты гибели кораблей указаны по данным шифрперехвата. РГА ВМФ. Ф. 464. Оп. 1. Д. 26. 12 Ролльман Г. Указ. соч. С. 311.
Уважаемый Автроилъ статья содержит следующую концовку "Рязань", открыл новую страницу в итории войны на море самим фактом своего захвата в нейтральных водах, подтвердив истину, что в морской войне превалирующую роль играет право силы над силой права. А как же "Алабама" в гражданскую войну в Америке? Ведь она занималась таким же "промыслом".
Отправлено: 03.08.08 12:28. Заголовок: корабельная организация
Разбирая документы по л/с одного из германских крейсеров в 1914 г., наткнулся на такое подразделение: II Werftdivision. Вопрос-консультация к знатокам германского флота: что это такое в структуре корабельной организации (т.е. требуется не дословный перевод, а объяснение). Цифра два в начале позволяет предполагать и наличие такого-же дивизиона с цифрой один. Особо подчеркиваю - это корабельное подразделение. В документе есть и дополнительная градация: A 1 II W.D. С ув., М.
Пост N: 851
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг:
6
Отправлено: 20.11.08 16:55. Заголовок: Не страшны дурные ве..
Не страшны дурные вести Начинаем бег на месте В выигрыше даже начинающий Красота среди бегущих Первых нет и отстающих Бег на месте Обще примеряющий. Матросы дредноутов Флота открытого моря в 1917 г. В этот год линейный флот Германии занимался в основном только этой процедурой. С уважением Ю.
Пост N: 1322
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
12
Отправлено: 23.11.08 15:39. Заголовок: ркр065 пишет: В ..
ркр065 пишет:
цитата:
В "МС" пару-тройку лет назад была небольшая статья на эту тему. Сохранилась ее авторская версия, которую посчитал интрересной и решил "скинуть" (естественно, с согласия автора) на эту ветку.
Пост N: 2158
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
14
Отправлено: 27.04.09 00:11. Заголовок: Во какая аукционная ..
Во какая аукционная открытка
Германская подводная лодка бомбардирует Александровск (надо полагать - нынешний Полярный)
Оборот с текстом и интересным штемпелем
По-немецки я, увы, полный швах. Интересно, что там пишут?
Что за эпизод с бомбардировкой Александровска подводной лодкой? Больно уж пожарище от пушечки несоразмерно... Цена открытки - 5 евр, продавец - в Великобритании.
Разбирая документы по л/с одного из германских крейсеров в 1914 г., наткнулся на такое подразделение: II Werftdivision. Вопрос-консультация к знатокам германского флота: что это такое в структуре корабельной организации (т.е. требуется не дословный перевод, а объяснение). Цифра два в начале позволяет предполагать и наличие такого-же дивизиона с цифрой один. Особо подчеркиваю - это корабельное подразделение. В документе есть и дополнительная градация: A 1 II W.D.
Недавно разбираясь с биографией одного офицера, я также наткнулся на этот самый верфт-дивизион. С помощью уважаемого Freiherr'a вот что выяснилось.
Werft-Division - это аналог нашего ластового экипажа. В Кайзерлихе Марине их было два - 1-й базировался на Киль, 2-й - Вильгельмсхафен. А 1 - я так понимаю, это 1 Abteilung - аналог нашему... не знаю... кмпания - так это рота, а абтайлунг знакомые переводят именно как подразделение...
Еще были Matrosen-Division - это аналоги наших береговых экипажей.
Вить дык Schnellboote в 1 МВ вроде как не сущестовало ? Только тип ЛМ + малость опытных вариантов а вот был ли кто вообше из них в Мемеле - сомнения большие берут. Вероятно вопрос миноносцев с эсминцами касается - те точно за войну в Мемеле не раз появлялись только кто именно и когда ? Не моя все же тема - а Гайдук городом лишь с 1923 всурьез занимается - раньше там немчурия была и это не совсем его парафия.
Отправлено: 22.09.09 14:29. Заголовок: Question1945 Не буд..
Question1945 Не будем гнать волны а просто спросим у специально обученых людей проживающих в Каунасе и Клайпеде. Есть у них очень неплохой форум по истории городов Литовских так они там в полный рост проходятся и по немцам как то Тилзит и д.р. Спрошу с меня не убудет. Надежды слабы так как флотом и околофлотскими темами во всей Литве занимаются всего 4-5 человек но надежда есть.
Интересуют миноносцы которые стояли в Мемеле в сентябре 1914г.
Рамзес По теме немецких пароходов во время налёта Потапова на Мемель в марте 1915г.
В рапорте Никифораки (Флотомастер 03-2003) есть упоминание о трех коммерческих пароходах, которые стояли в Зимней гавани.
"При осмотре порта выяснилось, что в зимней гавани стоят три коммерческих парохода, но воспользоваться ими скоро нельзя, так как в гавани лед и пароходы без паров. Подходящими же для постановки мин были два буксирных парохода, которых немцы держали на своей стороне косы"
Если кого интересует могу выложить фотографии мемельской местной "живности" в довоенный период (ВМВ) Тему только укажите.
Отправлено: 22.09.09 19:51. Заголовок: Сумрак пишет: и так..
Сумрак пишет:
цитата:
и так и так - "Беовульф" выходит...
Да, что-то в этом духе :) Так сказать, привет из "прошлого" в эпоху дредноутов и быстроходных крейсеров. А эту картинку недавно прикупил по случаю. Тут уже привет из ПМВ в эпоху WW2.
Пост N: 1039
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
10
Отправлено: 23.09.09 13:03. Заголовок: Не знаю, но попробую..
Не знаю, но попробую спросить. Это как-то известный немецкий коллекционер Андреас Винкель выставил серию из трех открыток с "Карлсруэ"-II (вечером покажу остальные).
Интересуют миноносцы которые стояли в Мемеле в сентябре 1914г.
Хе... С этим сложно. На начало войны у Генриха Прусского было 10 миноносцев - 3 больших и относительно новых V-25, V-26, V-186 и 7 постарше (знаю только S-124). А в сентябре в связи с операцией, в которой участвовали временно переброшенные на Балтику БКР "Блюхер" и IV эскадра линейных кораблей Флота Открытого моря, к ним добавились еще 2-я и 6-я флотилии миноносцев. Списочных составов их я не видел.
А откуда информация, что там кто-то стоял? Или лучше спросим так: какой смысл Вы вкладываете в слово "стояли"?
Смысл - стояли возле причальной стенки
В "Военной истории Мемеля" упомянуто, что в сентябре 1914, с миноносцев в городские казармы были посланы пулеметные команды на 2 ночи, для усиление охраны города
Сумрак пишет: пока один ответ - утверждают, что это Либава!
100% Либава, виден мост через канал. Корабли стоят на левой стороне (т.е. ближе к городу) у угольной пристани. Пусть Господ коллкг не беспокоит странный вид правой стороны моста. Это только-что восстановили немецкие саперы ибо при отходе русских войск северный пролет был взорван. (см.недавнюю дисскуссию на форуме по теме "Порт Имп.Александра Ш"
Отправлено: 18.11.09 09:16. Заголовок: Сумрак Да, это то с..
Сумрак Да, это то самое многотомное издание "Марине-Архив" - Der Krieg zur See 1914-1918. Эти тома - описывают войну на Балтийском море и объединены общим подзаголовком (названием) Der Krieg in der Ostsee. Фирле - это Erster Band. Ролльман - Zweiter Band. Gagern E. - Dritter Band.
Наверное немногие знают, что у Лотара фон Арнольд де ла Перьера был брат Фридрих, который начинал службу также в Кайзерлихе Марине и дослужился до фрегаттен-капитана. Возможно его флотская карьера была бы более впечатляющей, но еще в 1914 году он окончил летные курсы и был переведен в морскую авиацию.
Не знаю, правда или нет, но пишут, что именно ему принадлежит честь осуществить первый взлет самолета с подводной лодки. Произошло это 9.01.1915 г. в Зеебрюгге. Гидросамолет был типа FF 29 за номером 204, а "авианосцем" служила U-12. Воевал он правда недолго, 17.12.1915 г. попал в плен к французам, где находился аж пять лет. Вернувшись на флот служил в основном на береговых должностях, пока в 1934 г. вновь не вернулся в морскую авиацию, став на следующий год оберст-лейтенантом. Вышел в отставку в апреле 1944 г. в чине генерал-лейтенанта. Умер в 1969 г. http://balsi.de/Homepage-Generale/Luftwaffe/Luftwaffe-Startseite.htm http://www.geocities.com/~orion47/WEHRMACHT/LUFTWAFFE/Generalleutnant/ARNAULD_FRIEDRICH.html
Был у них и третий брат - Хельмут, но тот пошел по пехоте. Погиб в самом начале Великой войны (22.08.) под Виртоном, служа лейтенантом в 7-м гренадерском полку Кенига Вильгельма I (2-й Западно-Прусский).
Пост N: 1485
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
15
Отправлено: 11.09.10 12:27. Заголовок: Показал ссылку камра..
Показал ссылку камрадам - те упираются, говорят, что это не может быть UB-7, т.к. на ней не было орудия. С их слов, 37-мм пушка стояла только на UB-8 и UB-14. Предлагают как вариант, что это не доведенная французами до Бизерты UB-8.
Уважаемый Сумрак, Еще хочу добавить, что у "Подводника №18" (ех UB-8) была пушка 47-мм, а не 37-мм, как утверждают комрады. Это чтобы была унификация с болгарскими миноносцами и УК "Надежда". С уважением! Роберт
Отправлено: 12.09.10 03:58. Заголовок: хотя и пишут комрады "вражескими буквами"
Уважаемый Сумрак, Спасибо за уточнение! Оказывается комрады с forum-marinearchiv.de уже читали статьи в болгарской электронной газете про С-34 и UB-7. И болгарский им не помеха, хотя и пишут комрады "вражескими буквами" по понятиям "темных" времен ПМВ. А если серьезно, то это прекрасно, когда так быстро обменивается информация с дружественными форумами из далекой заграницы! А почему бы комрадам не выступить напрямую на "Кортике", если есть чего сказать? С уважением! Роберт
Пост N: 2643
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг:
14
Отправлено: 14.09.10 20:19. Заголовок: Это из дойчевской кн..
Это из дойчевской книги
цитата:
27 сентября из Варны вышла в море UB-7 под командованием обер-лейтенанта цур зее Х. Лютйоганна. На борту субмарины находилось 15 членов экипажа и стажер-рулевой- болгарский старшина второй статьи Стоян Георгиев Пешев. Планировавшаяся после этого похода передача лодку флоту Болгарии так и не состоялась, так как она пропала без вести. Существующая и очень часто повторяемая версия ее гибели в результате бомбежки русским гидросамолетов 1 октября юго-западнее мыса Херсонес (приблизительно в точке 33 30’N, 33 15’ E), учитывая малую эффективность противолодочного оружия тех лет, представляется сомнительной - еще 12 ноября 1916 года у мыса Калиакра было обнаружено тело боцмана Моршладта из экипажа UB-7. Таким образом, можно предположить, что лодка погибла недалеко от берегов Болгарии еще при следовании на позицию, а причиной могли быть как подрыв на мине, так и аварийная ситуация на таком несовершенном и изношенном корабле.
Отправлено: 25.09.10 19:14. Заголовок: В Общегерманском военном архиве г. Фрейбург.
Юрген пишет:
цитата:
появилась впервые у Лорея.
Не очень советую доверять Лорею. Все следует проверить в архивах. В болгарских, думаю, на этот счет ничего нет, а вот протоколы с допросов русских летчиков по всей вероятности надо искать в Общегерманском военном архиве г. Фрейбург.
Правда, основная масса бумаг архива сгорела во время бомбежек 1943 г. Однако стоит все же поискать. А вдруг и выскачит правда о том, что было сказано на допросах. С уважением! Роберт
Отправлено: 11.10.10 15:10. Заголовок: авторское право
Плохи дела, если авторское право не в почете среди форумчан! Я все же надеюсь, что это недоразумение и уважаемый Юрген ответит полагаемым в такой ситуации объяснением. Роберт
5 мая 1917 года (ст.ст.) во время рейда к Констанце в воздушном бою были сбиты М-9 № 159 и М-9 № 161. Их экипажи пилот лейт. М.М.Сергеев , стрелок унтер-оф. Т.Л.Тур и пилот мичман Н.Н. Шустров , стрелок прапорщик С.И.Карпов попали в плен. М-9 № 159 затонул. М-9 № 161 захвачен.
Пост N: 1728
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
15
Отправлено: 28.04.11 20:58. Заголовок: Вопрос касательно бо..
Вопрос касательно боя у мыса Сарыч.
Откуда пошла цифра о более чем сотни убитых (115 убитыми и 57 ранеными) на "Гебене" во время боя у мыса Сарыч в 1914 году?
Насколько я знаю, эти цифры тиражируется Петровым и Пузыревским в их работах. Встречал упоминание, что впервые она была озвучена в рапорте Эбергарда и ссылаются на Петрова: "Жалкой иронией звучит телеграмма Эбергарда, посланная на другой день в Морской генеральный штаб: "После вчерашнего боя "Гебен", вероятно, имеет серьезные повреждения и ушел в Босфор. Настоятельно необходимо принять самые энергичные меры для установления его местопребывания и точных данных о его повреждениях. Представляется это легко выполнимым, пользуясь поддержкой и содействием нейтральных держав, также многочисленностью армянского и греческого населения, рассеянного но портам"."...
Может кто в курсе? Хотелось бы для себя уяснить происхождение этой "легенды" русского флота.
Отправлено: 20.04.12 17:51. Заголовок: Мне вот интересно, з..
Мне вот интересно, знал ли командир ПЛ UB-20, что "Лузитания" перевозит так же военный груз, а командир, потопивший "Британик", что англо-саксы лицемерно прикрываясь госпитальным судном перевозит винтовки и пр? или была установка топить все и вся, даже госпитальные суда и суда нейтральных держав? Есть ли в электронном варианте радиограммы командиров нем. ПЛ о контактах с противником и пр? А СЖ капитана?
на пл судовых журналов не бывает, а "первого после бога"(с) как правило называют командиром. Бенжамин Фокин пишет:
цитата:
знал ли командир ПЛ UB-20, что "Лузитания" перевозит так же военный груз, а командир, потопивший "Британик", что англо-саксы лицемерно прикрываясь госпитальным судном перевозит винтовки и пр?
Отправлено: 20.04.12 21:02. Заголовок: Об этом много написа..
Об этом много написано. Не знал конечно, что "Лузитания" везла контрабанду. Топил на общем основании. А зачем Вам знать эту деталь Великой войны, уважаемый Бенжамин? С уважением! Роберт
Германский посол в Америке среди моряков на борту крейсера «Мольтке»: адмирал Рейбер-Пашвин, посол граф Бернсторф и кап. К. Ванцербильт.
Исправлю фамилии - контр-адмирал Рейбер-ПашвиЦ, ...., кап. К. ВанДербильт. Этот визит отряда кораблей Кайзерлихе Марине в США состоялся в 1912 году. Так что, фото не имеет отношения к ПМВ.
Отправлено: 30.01.13 12:15. Заголовок: Сумрак пишет: Этот ..
Сумрак пишет:
цитата:
Этот визит отряда кораблей Кайзерлихе Марине в США состоялся в 1912 году. Так что, фото не имеет отношения к ПМВ.
Да уж, с фамилиями я намудрил-напечатал. Однако, хотя это конкретное фото и не имеет отношения к ПМВ, персоны на ней изображенные - самое прямое. В частности, Рейбер-Пашвиц.
Вот, еще встретилось о немецком флоте. Сдается мне "Фридрих III" поучаствовал в ПМВ в 1914 году:
Отправлено: 17.05.16 22:21. Заголовок: Колеги, я интересуюс..
Колеги, я интересуюсь авиацией, но заглядываю и к вам, потому как много точек соприкосновения. И прошу просветить по одной из них. В "ТОРПЕДОЙ — ПЛИ! ИСТОРИЯ МАЛЫХ ТОРПЕДНЫХ КОРАБЛЕЙ" есть о телеуправляемых взрывающихся катерах: "Эксперименты Симменса нашли отклик у немецкого командования, по приказу которого были сооружены четыре высотных береговых поста для операторов торпедных катеров — в Либаве, Кольберге, Зеебрюгге и Остенде. К концу 1916 г. там базировались в общей сложности 10 катеров-торпед, вместе с гидросамолетами сопровождения, по одному на каждый пост." http://militera.lib.ru/h/torpedo/03.html "Голубой мечтой" является установление этих четырёх самолётов. Но интерес представляет и принадлежность самих катеров. Пока нашёл только этот перечень: http://navyworld.narod.ru/sb01.htm Но из него можно вычислить только место дислокации некоторых из них. Попадалась ли кому нибудь информация об этом? На Форуме не нашёл. Во всяком случае - не увидел.
Отправлено: 18.05.16 22:02. Заголовок: Сумрак, cпасибо за с..
Сумрак, cпасибо за скан оригинала. Сопоставляя его с «переводом», разобрался в обозначениях и базировании. Но в немецком я не силён и из пунктов a – g понял только то, что в пункте f говорится об управлении с самолёта катерами FL9 – 11, 13 и 15. А пункт этот, наиболее информативен. Вы можете просветить, о чём в нём (да и в других тоже) речь? А о недоверии к Тарасу я наслышан. И Ваши слова, вкупе со сканом, подтвердили это: в перечне мест базирования нет Кольберга. Но есть Киль. И, исходя из временных рамок, когда указанными выше катерами стали управлять с воздуха, в Курляндии (Либаве ?) их уже не было. Т.е. и самолёты управления (сколько бы их в реальности ни было) там тоже не базировались
Пост N: 5379
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг:
24
Отправлено: 18.05.16 22:12. Заголовок: Кара пишет: о недо..
Кара пишет:
цитата:
о недоверии к Тарасу я наслышан.
Вроде все это есть в очень подробной и авторитетной книге - А. Кузьмин. Записки по истории торпедных катеров. Глава VIII. Деятельность германских катеров, управляемых на расстоянии
Юрген , спасибо. Нашёл эту книгу в сети. Но ясности не прибавилось. А даже - наоборот. Вот на стр. 66 он пишет: "к концу 1916 г. дислокация катеров имела следующий вид: Зеебрюгге — 2 катера и 1 самолет; Остенде — 2 катера; Либава — 3 катера и 1 самолет; Курляндия — 3 катера и 1 самолет". Я полагал, что под Курляндией подразумевалась Либава. А исходя из написанного следует понимать, что на территории Курляндии было два пункта базирования?
Отправлено: 23.05.16 22:27. Заголовок: А в состав каких под..
А в состав каких подразделений входили эти катера? В каждом месте дислокации было отдельное подразделение, или все они были сведены в какую-то единую структуру? Кузьмин упоминает какой-то "Морской корпус". Что это?
В немецкой вики указано, что в отряд входило два подразделения: Gruppenführer der Fernlenkwaffe (Kapitänleutnant der Reserve von Ketelhodt) Fernlenkzug I, zwei Fernlenkboote und ein Fernlenk-Flugzeug Fernlenkzug II, ebenso
Насчет Балтики ничего не нашел, возможно, они не выделялись в специальные отряды, а были приписаны к к своим станциям.
Вообще, судя по всему, все материалы по ним находятся в 110 фонде бундесархива - RM 110, Kommandostellen der Marineluftstreitkräfte.
Отправлено: 24.05.16 23:22. Заголовок: Сумрак , спасибо за ..
Сумрак , спасибо за ссылочки. Я вот тоже эти дни лазил по интернетам и у фортификаторов, на ветке "Либавская крепость (Лиепая)" увидел, что народ тоже интересовался этими вышками, но следов не нашли и полагают, что их не было http://fortification.ru/forum/index.php?topic=157.140 Если это так, то и катера тоже вряд ли там находились
Пост N: 2347
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
20
Отправлено: 24.05.16 23:55. Заголовок: Дело в том, что все ..
Дело в том, что все эти новые виды вооружения, особенно на Балтике, не слишком прописывались в официальных документах. Скажем так - первый торпедный катер германского флота, добившийся успеха в бою, служил как раз таки там и база у него было в Виндаве. Но при этом - местом базирования катера было "материнское судно" 3-го дивизиона катерных тральщиков «Инкула», а организационно он вошел в состав XIX полуфлотилии миноносцев (Х флотилия миноносцев). Вот и не зная этих тонкостей и разберись, кому подчинялся и где был прописан "Его императорского Величества глиссер" - он не то что бы наименования не имел, но и даже номера.
Как вариант - ищите 3-й том "Krieg in der Ostsee. 1916-1918" из официальной истории германского флота в ПМВ под общим названием "Krieg zur See. 1914-1918". Если первые два тома (Фирле и Ролльман) переводились на русский язык в 20-х годах, то третий нет.
Если интересует Фландрия - то я где-то видел в тырнете уже не из серии "Кригс цур Зее", но того же издательства "Миттлер унд Сон", тоже изданную в 20-х годах толстенную книгу про "Морской корпус". Правда, сразу скажу - весь германский официоз изданный про ПМВ напечатан на готике, даже переизданный уже в 60-х годах.
Сумрак , спасибо, буду искать эти книги. Пока же, в Википедии по Вашей ссылке прочёл: Fernlenkzug I, zwei Fernlenkboote und ein Fernlenk-Flugzeug Fernlenkzug II, ebenso Как я понял Fernlenkzug - это и есть обозначение подразделения кабель-ботов?
Пост N: 2350
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
20
Отправлено: 26.05.16 08:16. Заголовок: Я так быстро просмот..
Я так быстро просмотрел 3-й том "Войны на Балтике". Кое что выяснилось.
Страницы 69-70 "Боевые действия против "Славы" и больших кораблей". События августа 1916 года.
Также совсем недавно прибывшую в Либаву "Лодочную команду Курляндия" (Bootskommando Kurland), в составе 2 телеуправляемых (без экипажа, посредством кабеля управляемых) загруженных взрывчатым веществом быстроходных катеров, предполагалось использовать против "Храброго" из обустроенной у входа в Ирбенский пролив вспомогательной базы. К сожалению, необходимый для телеуправления катерами самолет еще не был готов для отправки на фронт, так же как и устройство управления катерами с миноносца "S 146". Как-то так. Больше упоминаний об этом подразделении не нашел.
Значит в Либаве базировалась "Bootskommando Kurland"
Значит в Либаве базировалась "Bootskommando Kurland"
Спасибо большое за помощь. А в книге про самолёты управления ничего не попадалось? Я пытаюсь выяснить их принадлежность: они штатно входили в состав этих катерных подразделений, или придавались им, числясь в своих структурах? Ведь в пунктах базирования катеров (Зебрюгге, Остенде и теперь Либава) располагались и морские эскадрильи. А меня, как нумеролога, принадлежность интересует значительно больше боевого применения.
Пост N: 2351
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
20
Отправлено: 27.05.16 00:53. Заголовок: Если честно... у нем..
Если честно... у немцев не очень много форумов по Великой войне по кораблям... я Вам советую (ИМХО) найти форум по Люфтваффе (хороший) - и поспрашивать там, возможно они Вас направят, куда искать - тут все таки "летчеги" нужны - если Вас интересуют конкретные номера самолетов, которые были приписаны к подразделениям телеуправляемых катеров.
Отправлено: 28.05.16 23:22. Заголовок: Да я, в принципе, та..
Да я, в принципе, так и делал. Но что на наших, что на импортных "немецких" и вообще сайтах, по морской авиации Германии периода 1МВ информации немного. Про самолёты же управления - вообще ничего (на морских форумах катера иногда упоминаются и даже с картинками). Я в поисковике конкретно вводил Fernlenk-Flugzeug - ссылки на 30-40-е гг. По названиям морских воздушных станций - тоже глухо, а ведь самолёты управления были гидропланами и должны были принадлежать им. Попадались ссылки на какие-то объёмные труды по истории 1МВ на английском издания 30-х гг. При беглом просмотре - не заметил, а подробно вникать пока нет времени. Попробую ещё посмотреть по другим поисковым системам. Хотя Бинг и Яхо выдают такие же ссылки
Пост N: 2353
Откуда: Беларусь, Витебск
Рейтинг:
20
Отправлено: 29.05.16 12:06. Заголовок: Был такой журнал ..
Был такой журнал "Die Yacht", если мне память не изменяет. Тут Алексей Гайдук больше в теме. Там в 20-30х годах очень много печаталось по "мелкой посуде" - катерам, лодкам, яхтам и т.п. Вот там что то может и быть.
Отправлено: 29.05.16 23:47. Заголовок: Нашёл электронный ар..
Нашёл электронный архив этого журнала. Для примера ввёл 1920-й год - выдало 500 страниц.Судя по подписям - спортивные яхты. Но всё равно потихоньку буду просматривать. Времени займёт конечно много, да и не знаю, удастся ли всё просмотреть - может у них есть какие ограничения на просмотр. Но Вы мне этим журналом навели на мысль просмотреть наши старые авиационные журналы. "Вестник воздушного флота" и "Самолёт" в те же годы тоже печатали статьи с обобщением опыта Великой войны. Так что спасибо за подсказку
Вызывает интерес про место нахождения "все пять томов "Торговой войны с у-ботами"."
Вроде адрес раньше давали на "цусе" - я поищу, сейчас точно не помню. Там сайт был в основном по чертежам, а "у-боты" шли довеском. Но очень слабо, если сравнивать с "Северным" или "Балтийским" морями.
Отправлено: 18.10.16 00:21. Заголовок: Кстати, есть шикарны..
Кстати, есть шикарный по размеру файл (почти 700 метров, а не жалкие 19 с archive.org, с картами) "Der Krieg in der Ostsee Bd. 1" http://dspace.ut.ee/handle/10062/49471 (опять прибалты подсуетились).
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 485
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет