On-line: Dirk, гостей 4. Всего: 5 [подробнее..]
АвторСообщение
Корабельный гардемарин




Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.07 12:44. Заголовок: Сегодня годовщина гибели ПЛ "Камбала" (29.05.09)


29 мая 1909 года во время учебной ночной атаки эскадры Черноморского флота подводная лодка "Камбала" была разрезана пополам броненосцем "Ростислав". Погибли комдив капитан II ранга Белкин, мичман Тучков и 18 подводников.
Братская могила находится на старом кладбище в Севатополе. Большое спасибо тем, кто заботится о ней.
На памятной плите одна из фамилий - моего двоюродного деда минного кондуктора Ф. Сальникова. Сам он покоится вместе с товарищами на дне Черного моря.
МичманТучков похоронен на Новодевичьем в Москве. Ему было всего 26 лет... Весна, тело, все холмы перед Севастополем в красных маках...
У семье сохранились фотография прадеда с его женой, повидимому, немкой. Детей у них, видимо, не было. Сохранился рундук и раковина.
Не сохранилось в памяти семьи как он стал минным кондуктором, что заканчивал?
Можно ли где-нибудь уточнить эту информацию.
С уважением,
Людмила Владимировна (дев. Сальникова)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 209 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


Адмирал




Пост N: 366
Откуда: Франция, Гранкан Мэзи
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 02:55. Заголовок: у барышень весной, о..



 цитата:
у барышень весной, одни фантазии в голове


Уважаемые Автроилъ и Серж
Что-то Вы тут размечтались !
С уважением...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 54
Рейтинг: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 08:42. Заголовок: Есть такой вариант: ..


Есть такой вариант:
" ....Обследование показало: две части лодки лежали на расстоянии 32 метров друг от друга. Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место. Водолаз школы унтер-офицер Ефим Бачкаленко несколько раз, нарушая правила, спускался к лодке. К сожалению, он не смог оказать помощь девятнадцати членам экипажа затонувшей лодки. От острого кессонного заболевания герой скончался. ..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 458
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 10:01. Заголовок: Vagabond пишет: Во..


Vagabond пишет:

 цитата:
Водолаз школы унтер-офицер Ефим Бачкаленко



...а источник можно узнать?

С ув, С.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1730
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 19:21. Заголовок: У меня есть выписка,..


У меня есть выписка, касающаяся надворного советника И.Попова, младшего врача "Георгия Победоносца". Увы, архивный шифр не выписал. Так вот, Попов был выпускником водолазной школы.
После гибели "Камбалы" вице-адмирал Сарнавский именно ему (а не портовому водолазному офицеру капитану КИМФ Бакину 2-му) поручил работы на подлодке. Так как была надежда, что кто-то жив, все очень спешили. Бакин же был недоволен, "подзуживал" и злорадствовал при промахах. Впоследствии подал рапорт, в котором обвинил Попова в том, что тот пошёл на поводу у водолаза Е.Бочкаленко, просившегося, не смотря на усталость и технические неполадки, в пятое погружение, в ходе которого погиб. В итоге по суду Попов был приговорен к церковному покаянию, гауптвахте и запрещению производства по линии. По прошению начальника УОПП контр-адмирала Левицкого помилован 27.02.1912.

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 461
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 20:06. Заголовок: Dirk пишет: водолаз..


Dirk пишет:

 цитата:
водолаза Е.Бочкаленко,



...значит Бочкаленко.

С уважением, Серж.


Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 56
Рейтинг: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 01:58. Заголовок: Серж пишет ..а исто..


Серж пишет
 цитата:
..а источник можно узнать?


Ув Серж, прошу прощения, что сразу не сделал это.
ВОДОЛАЗНОЙ ШКОЛЕ 125 ЛЕТ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА - Б.В. Капустин http://www.morskayakollegiya.ru/bezop/spas_sudopodyom_raboty/vodolaznie_raboty/20080815093200-2641.doc


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 57
Рейтинг: -1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 02:06. Заголовок: Опять напутал! Пост ..


Опять напутал!
Пост 56. Правильная статья 125 лет Кронштадтской Школе водолазов http://gazetam.ru/25-aprelya/125-let-kronshtadtskoy-shkole-vodolazov.htm
Еще раз извеняюсь

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 465
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 10:50. Заголовок: Vagabond Огромное ..


Vagabond

Огромное спасибо! Очень интересный материал.

С уважением, Серж.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1736
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 16:00. Заголовок: Получил по электронн..


Получил по электронной почте статью с просьбой от автора - разместить на данной ветке. Выполняю.

100 лет со дня гибели русской подводной лодки «Камбала»

Список безвозвратных потерь подводного флота России на Черном море открыла подводная лодка «Камбала», получившая это название при зачислении в списки судов Российского Императорского Флота и погибшая на второй год существования Черноморского Подплава.
«Камбала» - торпедная подводная лодка типа «Карп», заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по проекту Р.Эквиллея, по заказу Морского Ведомства России, заводской номер – «111». 4 августа 1906 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года спущена на воду. 8 сентября 1907 года официально принята в казну. 22 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы в Севастополь и вошла в состав Черноморского Флота. Отдельный дивизион подводных лодок Черноморского Флота стал состоять из пяти подлодок: 2 американской постройки «Судак» и «Лосось» и 3 германской постройки – «Камбала», «Карп» и «Карась», специально предназначавшихся для усиления Черноморского Флота.
Корпус каждой подводной лодки состоял из семи частей, каждая из которых выполнялась из сварных листов и не имела шпангоутов, а отдельные части соединялись болтами. Имелось три входных люка, причем носовой люк использовался для погрузки торпед. Семь балластных наружных цистерн располагались между двойными корпусами: три в носу, две – побортно в районе машинного отделения и две – в корме. Для осушения внутренних цистерн устанавливались помпы, а внешний балласт продувался сжатым воздухом. Имелся откидной спасательный киль весом 3.5 тонны. На каждой лодке устанавливались по два керосиновых двухсотсильных мотора Кертинга, оказавшихся малоудачными и демаскировавшие лодку клубами белого дыма при плавании в надводном положении. Два электромотора в 220 л.с. работали на винт и обеспечивали скорость подводного хода - 8.8 узла; надводного - 10.8 узла. Дальность плавания в надводном положении - 1800 миль, в подводном – 60 миль. Экипаж подводной лодки - 28 человек. Водоизмещение «Камбалы»: надводное - 205 тонн; подводное - 236 тонн. Длина - 39.6 метра, ширина-2.7 метра, осадка-2.61 метра. Время погружения составляло не менее 10 минут. Полутарокорпусная лодка вооружалась одним трубчатым торпедным аппаратом (457мм). Артиллерийского вооружения на лодке не имелось.
29 мая 1909 года в 23 часа 27 минут подводная лодка «Камбала» потеряна у Севастополя в результате аварии (столкновение со своим линейным кораблем «Ростислав»). 20 января 1911 года официально исключена из списков Российского Императорского Флота.
Весной 1909 года «Камбала» принимала участие в учениях Черноморского Флота. По плану, 29 мая подводная лодка «Камбала» должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. В 21 час 30 минут «Камбала» отошла от борта своей базы – линейного корабля «Двенадцать апостолов» и взяла курс в сторону Стрелецкой бухты. Командовал ею лейтенант М.Аквилонов (командир ПЛ – граф Келлер был в отпуске), на борту лодки находился капитан 2-го ранга Н.М.Белкин – сын участника Синопского сражения и 349-дневной обороны Севастополя контр-адмирала М.Ф. Белкина.
В те времена считалось невозможным подводным лодкам атаковать ночью, и 23 мая 1909 года, на совещании офицеров Николай Михайлович Белкин 2-й доказывал возможность ночных атак, и после долгих дискуссий вызвался провести такую атаку сам. Как ни осторожничало командование флота, но все же разрешило провести эксперимент. В намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Была темная южная ночь. Оставив у перископа лейтенанта М. Аквилонова, капитан 2-го ранга Н.М.Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении. Дождавшись в темноте подхода неожидавшей встречи с «противником» эскадры, «Камбала» успешно провела учебную атаку на головной корабль «Пантелеймон» (бывший «Потемкин»). Закончив атаку, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный эскадре курс. Находившийся на мостике лейтенант М.Аквилонов отвлекся от выполнения маневра и внезапно увидел перед собой движущуюся эскадру. Столкновение было неизбежно. Подводная лодка попала под форштевень линейного корабля «Ростислав» и, рассеченная на две части, затонула на глубине 56 метров. Весь экипаж погиб. Спасен был только лейтенант М.Аквилонов, которого в момент столкновения смыло с мостика подводной лодки.
Эта, первая в истории Подплава катастрофа, широко освещалась тогдашней прессой, а обстоятельства происшествия стали предметом тщательного и всестороннего разбирательства в Морском Ведомстве Российской Империи. Работала комиссия Морского технического комитета под председательством капитана 1-го ранга М.Н.Беклемишева. В Российском Государственном Архиве ВМФ в Санкт-Петербурге хранится полный пакет документов, в которых исчерпывающе рассматривается гибель подводной лодки «Камбала» и всего ее экипажа. Привожу полный текст итогового документа следствия по делу о гибели «Камбалы» - доклада по Главному Военно-Морскому Судному Управлению:
«29 Мая сего года, около 11 ½ часов вечера, подводная лодка «Камбала», производя, под командою временно исполняющего обязанности командира корабля Лейтенанта Михаила Михайловича Аквилонова, учебную атаку возвращающегося в Севастополь действующего отряда судов Черноморского Флота, получила удар тараном линейного корабля «Ростислав» в правый борт, сзади рубки, и затонула на глубине 28 сажен (примерно 60 метров, фактическая глубина моря на месте гибели «Камбалы» - 55 метров), причем погибли находившиеся внутри лодки: заведующий отрядом подводного плавания в Черном море Капитан 2-го ранга Николай Михайлович Белкин 2-й, помощник командира корабля Мичман Дмитрий Александрович Тучков, минный кондуктор Фрол Иванович Сальников и 17 человек нижних чинов; командовавший - же лодкою Лейтенант Аквилонов, бывший во время атаки наверху, над боевою рубкою, был сбит за борт, но затем был поднят из воды шлюпкой-шестеркой с крейсера «Память Меркурия».
По сему делу были привлечены в качестве прикосновенных лиц командовавшие: линейным кораблем «Ростислав» - Капитан 1-го ранга Алексей Дмитриевич Сапсай 2-й и подводною лодкою «Камбала» - ныне отставной Лейтенант Аквилонов.
Рассмотрев настоящее дело, Военно-Морской Суд Севастопольского порта признал установленным, что вечером означенного числа, подводная лодка «Камбала», по распоряжению Капитана 2-го ранга Белкина, вышла в море для учебной атаки отряда действующего флота. Пройдя по створу Инкерманских маяков до Стрелецкой бухты, лодка легла вправо от створа, в расстоянии 3-4 кабельтовых от него, и стала выжидать появления отряда, застопорив машины и давая временами ход для сохранения своего места. Ночь была тихая, но темная и безлунная. Незадолго до появления отряда, люк лодки был задраен, наружный балласт заполнен и лодка полупогрузилась, заняв положение, среднее между боевым и подводным. Лейтенант Аквилонов, убедившись в том, что управлять лодкою по перископу невозможно, остался наверху, куда ему и была передана переговорная трубка. Заметив около 11 ¼ часов вечера дым судов и доложив об этом капитану 2-го ранга Белкину, Лейтенант Аквилонов дал ход и пошел навстречу отряду, который в составе линейных кораблей: «Пантелеймон», «Ростислав», «Три Святителя» и крейсера «Память Меркурия» шел в Севастополь по створу Инкерманских маяков, 12-ти узловым ходом, с закрытым огнем, в строе кильватерной колонны, причем расстояние между кораблем «Пантелеймон», шедшим головным, и следовавшим за ним кораблем «Ростислав» было ¾ кабельтова. О том, что атаки подводными лодками будут производиться, на отряде было известно из расписания, но атаки эти предполагались первоначально только в лунную ночь; при этом никаких подробностей подобных атак установлено не было, и условных огней подводной лодки на отряде не знали. В 11часов 26 ¼ минут вечера на линейном корабле «Пантелеймон» был замечен по носу, левее курса, в расстоянии 2 ½ кабельтовых от корабля, у самой воды белый яркий огонь, принятый за огонь рыбачьей шлюпки, который вскоре потух, а через ¾ минуты на траверзе показалась подводная лодка, в расстоянии не более ½ кабельтова. Лодка шла сходящимся курсом под острым углом около 30 градусов, пока командир ее не счел атаку удавшейся, после чего положил лево руля, пытаясь лечь на параллельный курс, но это ему не вполне удалось, и курс остался несколько сходящимся. В этот момент на лодке было сделано несколько вспышек, которые были прекращены, когда лодка прошла корму корабля. Эти же вспышки были замечены и на линейном корабле «Ростислав», слева, на расстоянии около 1 ½ кабельтова, и также приняты первоначально за огонь рыбачьей лодки, почему командир корабля приказал влево не отворачивать и следить за показавшимся, а затем скрывшимся огнем. Вскоре после того, как огонь погас, он опять был замечен на корабле «Ростислав», но уже ближе к кораблю, саженях с 15-ти впереди от него и на таком же расстоянии влево от курса; причем в этот момент был ясно усмотрен силуэт подводной лодки. Старший штурманский офицер {линейного корабля} немедленно скомандовал «Лево на борт!», а командир корабля дал полный задний ход, но машины не успели забрать заднего хода и, через 2-3 секунды, форштевень корабля ударил в правый борт подводной лодки; подводная лодка опрокинулась на левый борт, вывернулась носовой частью вправо, прошла по правому борту корабля и, не доходя до места правого судового выстрела, затонула.
Вместе с сим Суд признал, что причиною настоящего несчастного случая, была неосторожность Лейтенанта Аквилонова, выразившаяся в том, что он прошел с вверенной ему лодкой в слишком близком расстоянии от головного корабля отряда; в действиях капитана 1-го ранга Сапсая Суд не усмотрел никаких упущений или нарушений правил кораблевождения. Посему, Военно-Морской Суд, приговором 20-го Августа сего года, определил: отставного Лейтенанта Аквилонова, за неосторожное управление подводною лодкою «Камбала», имевшее последствием гибель этой лодки и находившихся в ней офицеров и команды, подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и передать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства; действия же Капитана 1-го ранга Сапсая 2-го признать правильными и законными.
Приговор этот, согласно 1130-й статье Военно-Морского Судебного Устава, всеподданнейше поверяю на ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благоусмотрение».
Доклад подписан Главным Военно-Морским Прокурором тайным советником Н.Г. Матвеенко и может быть датирован периодом времени между 20 августа (отмеченный выше день вынесения приговора судом) и 5 ноября 1909 года. Именно в этот день Морской министр вице-адмирал С.А.Воеводский, находящийся в резиденции Императора Николая II в Ливадии, сделал на оригинале приведенного выше документа следующую пометку: «Собственно ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «Согласен».
Лейтенант М.Аквилонов тяжело переживал трагедию. Имея душу и понятие настоящего русского морского офицера, и думая, как полнее искупить вину, он написал Николаю II несколько прошений об усилении приговора и тот лишил его звания, дворянства, всех прав и преимуществ.
Единственным спасенным их экипажа подводной лодки «Камбала» оказался временно исполняющий обязанности ее командира лейтенант Михаил Михайлович Аквилонов, хотя в газетах первоначально сообщалось, что, кроме него, спаслось еще 3 матроса. Вместе с «Камбалой» погибло 20 черноморских подводников:

1. Белкин 1-й Николай Михайлович (1872-1909) – капитан 2-го ранга, заведующий Отрядом подводного плавания в Черном море, обеспечивающий временно исполняющего обязанности командира корабля.
2. Тучков Дмитрий Александрович (1886-1909) – мичман, помощник командира корабля.
3. Сальников Фрол Иванович (1879-1909) – минный кондуктор.
4. Демидкин Дмитрий … (1884-1909) – рулевой боцманмат.
5. Латонов Михаил … (1885-1909) – рулевой боцманмат.
6. Шама-Соломенный Кузьма … (1882-1909) – боцманмат-минер.
7. Данилюк Иван … (1886-1909) – рулевой квартирмейстер.
8. Плотников Андрей … (1884-1909) – рулевой квартирмейстер.
9. Базыка Андрей … (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
10. Омельченко Даниил … (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
11. Грошев Алексей … (1884-1909) – машинный картирмейстер 1-й статьи.
12. Королев Владимир … (1881-1909) минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
13. Лаиок Иван … (1884-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
14. Шоронов Иван … (1885-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
15. Парамошкин Тимофей … (1885-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
16. Прилепа Иван … (1886-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
17. Богатырев Иван … (1886-1909) – машинист 1-й статьи.
18. Гридян Владислав … (1878-1909) – машинист 1-й статьи.
19. Казаринов Петр … (1886-1909) – минный машинист 2-й статьи.
20. Федоров Константин … (1884-1909) – минный машинист.
Кроме того, при попытке спасения затонувшей подводной лодки «Камбала» и членов ее экипажа 30 мая 1909 года от кессонной болезни скоропостижно скончался командированный на эти работы водолазный боцманмат транспорта «Березань» Ефим Бочкаленко (1884-1909). Спуски пришлось прекратить. Безрезультатной оказалась и попытка завести 24-мм стальной трос, чтобы отбуксировать корпус лодки на мелководье прямо по грунту.
Утром 8 июня в Севастополь приехали водолазы-добровольцы из Кронштадской школы водолазов со своим снаряжением. Начальник школы капитан 1-го ранга М.К. фон Шульц был назначен руководителем водолазных работ, его помощником - водолаз Севастопольского порта Ф.А. Шпакович. В группу вошли также 8 водолазов Черноморского отряда подводного плаванья и уже 28 июля начались спуски. Для работ использовался специальный плашкоут, представляющий собой стальную коробку длиной 39 метров, шириной-12.6 метра, высотой-6 метров. Понтон был разделен на восемь отсеков, которые можно было затапливать и осушать. Понтон затапливали по верхнюю палубу, соединяли стальными стропами с корпусом «Камбалы» и осушали до осадки 4 метра.
Корпус лодки поднимался и всю систему буксирами перетягивали на более мелкое место. Таким ступенчатым способом удалось поднять носовую часть погибшей подлодки и 9 сентября 1909 года ее ввели в Лазаревский ДОК. В сухом ДОКе из лодки откачали воду и убрали заполнившую ее тину. Эта работа закончилась только к часу пополуночи 12 сентября. Кормовую часть «Камбалы» предполагали поднять летом 1910 года, но работы осуществлены не были. Место нахождения кормовой части было утеряно, и летом 1932 года специалистам ЭПРОНа ее так и не удалось найти.
Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника Морских Сил Черного моря и прокурора Севастопольского Военно-Морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. По словам очевидцев, лодка была «как бы срезана бритвой».
Люк боевой рубки оказался не задраен, и через него все увидели тела Белкина, Тучкова и рулевого Данилова. Были извлечены тела еще двенадцати подводников - Д. Демидкина, М. Латонова, И. Данилюка, А. Плотникова, А. Базыки, А. Грошева, В. Королева, И. Шоронова, И. Прилепы, В. Гридяна, П. Казаринова, К. Федорова - все они лежали ничком, головой по направлению к офицерскому отделению, в котором находился резервуар с запасом воздуха. Тела офицеров были положены в металлические гробы и отправлены в Адмиралтейский собор Севастополя. Тела матросов перенесли в Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь. Траурный день должен был начаться с погребения этих, как говорилось тогда, «мучеников долга», которых провожали в последний путь как героев.
С раннего утра 11 сентября на пристани были построены рота флотского экипажа и команда нижних чинов отряда подводного плавания; здесь также собрались офицеры, родственники погибших, хор портовых певчих. Вот как описывает траурную церемонию журнал «Вестник военного духовенства»:
«Посреди баржи на устланном коврами помосте возвышались гробы жертв катастрофы, прикрытые Андреевскими флагами; вокруг гробов виднелись хоругви, иконы, а также множество венков с трогательными надписями на лентах. Тотчас послышалась команда, и баржа поплыла по бухте в направлении к Херсонесскому монастырю. Начался обряд отпевания усопших. В начале обряда соборный протоирей отец Якиманский обратился к семействам погибших с пастырским словом. Он призвал безутешных вдов и сирот покорно нести крест Великого Учителя и Господа и смириться перед Его Божественным Промыслом, а стоявших тут же моряков, примером возлежащих героев, убеждал нести тяжелую службу с готовностью во всякое время пожертвовать собою за Веру Правовславную, за дорогое Отечество и за батюшку Царя».
На стоявших в бухте кораблях были приспущены флаги. На Херсонесской пристани баржу встречало военно-морское командование, и адмиралы и офицеры на собственных руках переносили гробы на специальную повозку, которая затем повезла их на городское кладбище. Вдоль дороги, по которой двигался скорбный кортеж, был выстроен почетный караул, который затем следовал за траурной процессией. А за войсками шли тысячи жителей Севастополя – города русской морской славы.
Имя также называемого в литературе в числе погибших вместе с экипажем «Камбалы» некого «сдаточного механика Санкт-Петербургского металлического завода М.Н.Коржавина» ни в одном из архивных документов не упоминается.
Точные координаты места катастрофы «Камбалы» определены не были(!). Согласно одному их архивных документов, «положение затонувшей подводной лодки «Камбала» определено по углам: на Херсонесский маяк и Херсонесский храм – 115 градусов 30 минут, на Херсонесский храм и Братское кладбище – 35 градусов 20 минут. Место гибели лодки находится почти на створе Инкерманских маяков, в расстоянии 4-х кабельтовых от 5-го створа мерной мили».
Тело Заведующего Отрядом подводного плавания на Черном море капитана 2-го ранга Н.М.Белкина 2-го, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе, на котором присутствовали командование и офицеры Черноморского флота и Севастопольского гарнизона, руководство и именитые жители города, было захоронено на территории родового поместья в селе Введенское Ярославского уезда Ярославской губернии, а тело помощника командира корабля мичмана Д.А.Тучкова, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе – в Москве, на Новодевичьем кладбище. Могила мичмана Д.А.Тучкова с надписью «Погибъ во время ночныхъ маневровъ близъ г.Севастополя 29 мая 1909 г. на подводной лодке «Камбала» сохранена по настоящее время. Остальные 12 тел погибших «нижних чинов» с «Камбалы» были захоронены на городском православном кладбище Севастополя в братской могиле, сохранившейся до настоящего времени. На могиле был сооружен памятник по проекту лейтенанта Г.Ф.Дудкина на средства офицеров подводного плавания и освящен 29 мая 1912 года. Памятник представлял собой поднятую со дна Черного моря боевую рубку «Камбалы», на рубке которой была установлена мраморная фигура скорбящего ангела и две мемориальные доски с посвятительным текстом. В период Второй Мировой войны памятник серьезно пострадал, корпус рубки получил повреждения от обстрела, но что самое удивительное, скульптура скорбящего ангела, выполненная очень хорошо, пережила войну, которая в городе камня на камне не оставила, но потеряла только крылья.
При подготовке к 100-летию Подводного Флота России могила первых погибших русских подводников приведена в порядок ветеранами-подводниками Морского Собрания г. Севастополя В.Стефановским, Г.Изергиным, Н.Решетниковым, А.Лубяновым, Ю.Ничиком и обнесена корабельной цепью с якорем, перед которым была установлена доска из белого мрамора с надписью «Экипаж ПЛ «Камбала» - погиб 29 мая 1909 года» и перечислением чинов и фамилий всех 12 захороненных здесь черноморских подводников. Эта доска была утрачена и в июле 2003 года на месте мраморной доски была установлена пластиковая меньшего размера с надписью «Погибшие на ПЛ «Камбала» 29 мая 1909 года» и с перечислением фамилий и чинов всех 20 погибших членов ее экипажа. На люке лодки была укреплена металлическая пластина с надписью: «Рубка-памятник морякам подлодки «Камбала» погибшим в море 29. 05. 1909».
В настоящее время за могилой первых погибших русских подводников никто не ухаживает, разве что из-за большой занятости, не очень часто, но находят время и приходят сюда наводить порядок совместно с работниками старого городского кладбища все те же ветераны-подводники. После проведения торжеств, посвященных 100-летию Подводного Флота России, принято решение восстановить могилу подводников «Камбалы» в таком виде, какой она была создана в 1912 году. Морское Собрание г.Севастополя сейчас занимается подготовкой к проведению 90-й годовщины исхода русского флота из Крыма, которое будет отмечаться осенью 2010 года, поэтому в последующих годах сможет вплотную заняться восстановлением памятника первым погибшим русским подводникам с ПЛ «Камбала».
Место захоронения подводников с «Камбалы» несколько лет назад избрала для встреч группа военно-морских офицеров запаса и в отставке. И это радует, потому что, оказывается, есть еще в наше время люди, помнящие и почитающие погибших подводников. Хочется им пожелать только поднимать не флаг ВМФ СССР на рубке подводной лодки, а наш, Андреевский флаг, под которым ходила русская подводная лодка «Камбала».

Кормовую часть «Камбалы» первоначально, для последующего восстановления лодки предполагалось понять летом следующего, 1910 года. Однако после обследования в ДОКе поднятой носовой части «Камбалы» от восстановления этой подводной лодки ввиду полной его нецелесообразности было решено отказаться, и поэтому кормовую часть поднимать не стали. Как выше указывалось, точные координаты места катастрофы «Камбалы» своевременно определены не были, и поэтому со временем оно было безвозвратно утеряно. Попытка его вторичного обнаружения в 1932 году и последующего подъема кормовой части «Камбалы» не увенчалась успехом. Останки шести погибших членов экипажа подводной лодки – Ф.И. Сальникова, К. Шамы-Соломенного, Д.Омельченко, И. Лаиока, Т. Парамошкина и И. Богатырева – навечно остались на дне Черного моря на месте гибели «Камбалы» - первой погибшей русской подводной лодки.
...В 1907 году при проведении ходовых испытаний в Кильской бухте ПЛ "Камбала" с германским экипажем на борту столкнулась с каботажным пароходом. В результате на подводной лодке была разрушена носовая оконечность, но прочный корпус остался не поврежденным. После десятидневного ремонта ПЛ была передана Российскому Императорскому Флоту.
...Летом 1932 года при прохождении тренировочных глубоководных спусков водолазов Черноморского отряда ЭПРОН были сделаны попытки обнаружить и поднять остальную часть ПЛ "Камбала". Они не увенчались успехом, но в районе гибели "Камбалы" были найдены и затем подняты три подводные лодки "Судак", "Налим" и "Лосось" Российского Императорского Флота, затопленные англичанами во время Гражданской войны при уходе из Крыма.
...Подводные лодки для Российского Императорского Флота создавались одновременно с первыми лодками для германского флота. По архитектуре и конструкции корпуса, составу и компоновке вооружения, механизмов и оборудования подводные лодки типа "Карп" и германская ПЛ U1 близки.


Владимир Бойко,
капитан 1-го ранга запаса,
ветеран-подводник ВМФ,
Морское Собрание г. Севастополя.


Mare per vitae! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1453
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 17:02. Заголовок: Уважаемый В. Бойко -..


Уважаемый В. Бойко - очень хорошая статья, прочитал с истинным удовольствием.
Смутно помню, но в детстве довельсь читать книгу, где был очерк "Под килем линкора", с подробнейшим описание этой трагедии. Очерк, правда, художественный. Там была целая глава о водолазе, который имел жену и ребенка. Мне запомнилось как мальчик прибежал из порта к матери с криком: "Мама, батька погиб". А второе запомнилось, что выловленный из воды лейтенант был в шоковом состоянии и все в первый момент даже решили, что он сошел с ума. Очень сильно написанный очерк, раз так отложился, что и через 45 лет помню. Может кто подскажет автора и название всей книги.
С уважением Ю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.09 20:43. Заголовок: Уважаемый лейтенант Юрген!


Спасибо за добрые слова. "Под килем линкора", по-моему, из Новикова-Прибоя. Проверю-доложу. Прошу сообщить мне ваш E-mail на мой admiral@dep.tver.ru. Я хочу выслать вам статью в которую вставлены фотографии, касающиеся погибшей ПЛ "Камбала".
С уважением Владимир Бойко.

Такая наша участь-всю жизнь бороться за живучесть Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Откуда: Россия, Тверь
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.09 09:54. Заголовок: К статье "25 мая 2009 года - 100 лет со дня гибели русской подводной лодки "Камбала"


Дополнение к статье
«25 мая 2009 года – 100 лет со дня гибели русской подводной лодки «Камбала»

… В 1906 году на Невском судостроительном и механическом заводе, расположенном на восточной окраине Санкт - Петербурга на левом берегу Невы, к 25 мая в назначенные сроки построили и сдали казне 5 подводных лодок проекта «Голланд-7Р». Последней была пл «Лосось» (командир – Н.Белкин), после вступления в строй она ненадолго вошла в состав Учебного Отряда Подводного Плавания. По предложению завода, набравшего опыт в строительстве лодок этого типа, построили еще одну подводную лодку и назвали ее «Карпом». В это время в Германии спустили на воду сразу три подводные лодки, строящиеся для России. Двум лодкам уже имена придумали: «Карась» и «Камбала». Осталось придумать имя третьей, начинающееся на букву «К». В морском Главном Штабе, перебрав названия всех рыб и не найдя ничего подходящего, забрали имя у последней «невской» подводной лодки, переименовав ее в «Судака». Главный штаб принял решение направить две подводные лодки постройки Невского завода на Черное море и на их основе образовать подводные силы Черного моря.
12 июля 1907 года «Их Императорское Величество Император Николай II Высочайше Утвердить Соизволили новую малую кораблестроительную программу». Помимо постройки надводных кораблей различных классов программа предусматривала строительство трех больших подводных лодок для Черноморского флота. Летом на Балтике в Киле русская комиссия под председательством Беклемишева приняла построенные для России три малые подводные лодки, которые предполагалось отправить на Черное море, а российские судостроители в соответствии с новой кораблестроительной программой стали готовиться к проектированию лодок «большого тоннажа».
Осенью подводные лодки «Лосось» и «Судак» перевезены из Санкт - Петербурга по железной дороге в Севастополь. Подводная лодка «Лосось» вступила в строй на Балтике в мае 1906 года, а подводная лодка «Судак» в ноябре 1906 года. Прибыв к новому месту службы, подводные лодки образовали первый на Черном море полудивизион подводных лодок. Приказом по Морскому ведомству №-273 от 08 декабря 1907 года был сформирован Отряд Подводного Плавания Черного моря (Заведующий Отрядом – Н.Белкин). В отряд первоначально вошли подводные лодки «Лосось», «Судак» и транспорт «Пендераклия» в качестве плавбазы.
Весной 1908 года подводные лодки «Карп» (командир – Андреев), «Карась» (командир -Бабицын) и «Камбала» (командир - Келлер), принятые в казну после испытаний на Балтийском море, по железной дороге прибыли из Либавы в Севастополь. Пока лодки переезжали, 20 мая инженер - гидроакустик Ниренберг совместно с Балтийским заводом приступил под Севастополем к испытаниям станции для беспроволочного телеграфирования через воду.
Завершив переезд летом, подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» вошли в состав Отряда Подводного Плавания Черного моря. Почти все лето ушло на рутинное обустройство вновь прибывших подводных лодок и их экипажей. Командам нашлись помещения на плавбазе, лодкам у борта плавбазы в Южной бухте. Офицеры сняли себе квартиры в городе. Освоившись на берегу, команды стали выходить в море, где знакомились с новыми условиями плавания. В море подводники обучались управлению подводными лодками и работе с механизмами на подводном ходу. Ходили вдоль южного и западного побережий Крыма, заходили в Каркинитский залив.
Несмотря на то, что Черное море оставалось свободным ото льда всю зиму, по сложившейся традиции осенью корабли прекращали кампанию и переходили в вооруженный резерв, начиная зимний ремонт. Было так и в этот раз, только подводные лодки продолжали плавание: подводникам требовалось быть готовыми к участию в весенних маневрах флота. В результате упорного труда уже весной черноморские подводники подготовились к совместным действиям с эскадрой. В феврале 1909 года, подводные лодки «Карп» и «Камбала», после упорных тренировок достигли минимального времени погружения из крейсерского положения в подводное – пять минут. Для подводных лодок этого типа подобный результат был хорошим достижением…

Подлинный текст телеграммы Главного Командира Севастопольского порта контр-адмирала Бострема о случившейся катастрофе с подводной лодкой «Камбала» Морскому министру: «Доношу Вашему Превосходительству, что 29 сего мая, 11 ч. 30 м. ночи Черноморский отряд, входя без огней в Севастополь, на створе Инкерманских маяков был атакован подводной «Камбала». Пройдя по левому борту флагманского корабля «Пантелеймон» контр-курсом в полупогруженном состоянии в расстоянии полукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран корабля «Ростислав». Командир лодки лейтенант Аквилонов, бывший наверху, спасен. Заведующий Отрядом Подводного Плавания капитан 2-го ранга Белкин, помощник командира мичмана Тучков, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой на 28-саженной глубине. Меры к поднятию лодки приняты. Следствие производится».

АКВИЛОНОВ Михаил Михайлович (06.03.1881-?).Место рождения неизвестно. Образование: Морской Корпус (1902), Институт восточных языков (1903-1904, не окончил), Отряд Подводного Плавания (1908). Из дворян. Участник Русско-Японской войны на крейсере «Богатырь» (1904). Лейтенант.
Прохождение службы: вахтенный начальник броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» (1902), вахтенный начальник портового судна «Лейтенант Овцын» (1902), ахтенный начальник крейсера «Богатырь» (1902-1904), командир десантной роты Сибирского флотского экипажа (1904), флагманский судовой ревизор штаба Командующего 1-й Эскадрой Тихого океана (1904), флагманский офицер штаба Начальника отряда крейсеров Владивостокского порта (1904-1905), вахтенный начальник, ревизор крейсера «Богатырь» (1905-1907), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1907-1908), перевод на Черноморский флот (1908), помощник командира пл «Камбала» (1908-1909).
БЕЛКИН 2-й Николай Михайлович (04.12.1872-1909). Родился в Москве. Образование: Морской корпус (1894), Отряд Подводного Плавания (1907). Из потомственных дворян. Награды: орден Святого Станислава III степени (1902), орден Святой Анны III степени (1906). Капитан II ранга.
Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца «Янчихэ» (1895), вахтенный начальник транспорта «Алеут» (1895), вахтенный начальник миноносца «Сунгари» (1895), вахтенный начальник крейсера «Владимир Мономах» (1895-1896), вахтенный начальник крейсера «Адмирал Корнилов» (1896), вахтенный начальник транспорта «Ермак» (1896), производитель гидрографических работ отдельной съемки Восточного океана (1896-1897), вахтенный начальник канонерской лодки «Манджур» (1897-1899), вахтенный начальник транспорта «Ермак» (1899), перевод на Белое море (1899), вахтенный начальник крейсера «Память Азова» (1899-1900), вахтенный начальник крейсера «Князь Пожарский» (1900), вахтенный начальник парохода «Лейтенант Овцын» (1901), производитель гидрографических работ съемки Белого моря (1901-1902), миноносец №-122 (1902), миноносец №-108 (1902), миноносец №-126 (1904), ревизор крейсера «Русь» (1904-1905), миноносец №-214 (1906), слушатель Учебного отряда подводного Плавания (1906-1907), «Лосось» (28.03.07-04.06.07-06.07.07), старший офицер транспорта «Хабаровск» (1907-1908) и заведующий обучением управлению подводной лодкой Учебного Отряда Подводного Плавания (1907-1908), перевод на Черноморский флот (1908), Заведующий Отрядом Подводного Плавания Черноморского флота (1908-1909).

P.S. Фотографии к статье размещены на http://forum.svvmiu.ru/albom_cat.php?cat_id=44


Такая наша участь-всю жизнь бороться за живучесть Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1743
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.09 11:42. Заголовок: Владимир Бойко пишет..


Владимир Бойко пишет:

 цитата:
Такая наша участь-всю жизнь бороться за живучесть



Да, с борьбой у г-на Бойко всё в порядке!
Рекомендую всем:
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=11806
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=13612



Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 171
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.09 22:19. Заголовок: Вот те раз ! И что ж..


Вот те раз ! И что же этот "сын лейтенанта Шмидта" делает у нас на форуме ?
Тов. Бойко, объяснитесь, пожалуйста.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1792
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.09 23:04. Заголовок: По просьбе председат..


По просьбе председателя Московского клуба истории флота Константина Борисовича Стрельбицкого размещаю информацию:

19–20 мая 2009 года в Ярославле состоятся памятные мероприятия, посвящённые 100-летию катастрофы подводной лодки «Камбала» и памяти погибшего на ней первого командира соединения подводных лодок российского Черноморского флота капитана 2-го ранга Николая Михайловича Белкина 1-го.
В частности, на 20 мая запланировано установление памятного креста на месте утраченного в советское время захоронения Н.М.Белкина на территории бывшего родового поместья в селе Введенское под Ярославлем.
Мероприятия проводятся местными светскими и духовными властями и ветеранскими организациями ВМФ Ярославля в активном сотрудничестве с редакцией журнала «Морской Сборник», Морской секцией Российского Дворянского Собрания и Московским Клубом истории флота (МКИФ).
Заинтересованные в участии в данных мероприятиях могут обратиться по всем интересующим их в этой связи вопросам к Председателю Правления МКИФ Константину Борисовичу Стрельбицкому по телефону (домашний – (+499) 165-90-88, мобильный – (+909) 151-85-85) или по электронной почте (kbszajac@yandex.ru).



Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 518
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.09 00:14. Заголовок: Dirk пишет: Заинтер..


Dirk пишет:

 цитата:
Заинтересованные



Слава Богу! А Севастополь пока молчит... - но время ещё есть...

Алексей, с Вашего разрешения продублирую это на сайте Севастополя...

С уважением, Серж.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 4983
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.09 11:46. Заголовок: Барс пишет: Тов. Бо..


Барс пишет:

 цитата:
Тов. Бойко, объяснитесь, пожалуйста.



Зачем? Достаточно на «иконостас» посмотреть и все вопросы отпадают сами собой...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 740
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.09 22:05. Заголовок: ИНИЦИАТОР НОЧНЫХ АТ..


ИНИЦИАТОР НОЧНЫХ АТАК
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА
Сто лет назад, 29 мая 1909 года, случилась одна из первых трагедий в истории подводного флота России – гибель подводной лодки «Камбала». Тогда спасся только один человек – командир подлодки лейтенант Аквилонов.
Я вспомнил об этой трагедии вековой давности в связи с тем, что 29 мая на Родине начальника дивизиона подводных лодок Черноморского флота капитана 2-го ранга Белкина Николая Михайловича (1872–1909 гг.) на месте его захоронения проходят моления в его память и память всех погибших на подлодке «Камбала». Тогда на «Камбале» погибли 20 человек: капитан 2-го ранга Белкин, мичман Тучков и 18 человек команды.
Николай Михайлович Белкин – потомственный моряк. Его отец, адмирал Российского Императорского флота был дружен с такими знаменитыми флотоводцами, как адмиралы Нахимов и Корнилов. Поэтому сам Белкин не мыслил себя вне флота.
Окончив в 1894 году Морской корпус, Николай служил на миноносцах и с первых дней зарождения боевых подводных лодок стал их сторонником. Естественно, он оказался в числе первых 68 офицеров, выдержавших в 1907 году специальный экзамен после обучения в Отряде подводного плавания и получивших впервые звание офицера подводного плавания.
На первых порах, естественно, никаких теоретических занятий не было, обучение проводилось исключительно практическое. Цель занятий – «обучить личный состав подойти к неприятелю незаметно и попасть в него миной».
После окончания курса обучения лейтенант Белкин был назначен командиром подводной лодки «Лосось», входившей в состав учебного отряда. Но учебный процесс совершенствовался, и уже в 1907 году на учебном корабле «Хабаровск», являвшемся и плавбазой для подводных лодок отряда, были организованы классы для офицеров и школа для обучения команд. В систему обучения стали вводиться лекции. Устройство подводных лодок сначала изучали по чертежам и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на лодках.
Еще учась в отряде, Николай Белкин проявил способности к научным исследованиям: его привлекали вопросы тактического использования нового вида кораблей – подводных лодок. Талантливые преподаватели нужны были для учебного отряда, и в конце 1907 года его назначают на должность старшего офицера учебного судна «Хабаровск» и одновременно – заведующим обучением по управлению подводными лодками.
В 1908 году система и порядок обучения получили окончательную форму, которая в общих чертах заключалась в следующем: офицеры-слушатели, поступившие в отряд, с 1 ноября до начала апреля теоретически изучали те отрасли техники, с которыми им уже приходилось иметь дело на подводных лодках. Одновременно они изучали устройство подводных лодок всех типов, используя период ремонта, когда механизмы лодок были разобраны и доступны осмотру. Во второй период занятий, продолжавшийся с апреля по сентябрь включительно, офицеры-слушатели распределялись по подводным лодкам отряда, причем сначала исполняли на них обязанности специалистов-матросов, а затем практиковались в управлении лодкой и стрельбе торпедами по неподвижным и подвижным щитам. Во второй половине июля и в августе после основательного изучения лодок офицеры знакомились с условиями службы на них на базах и в походах.
В августе 1907 года на Балтийском море у Гельсингфорса состоялись первые маневры с участием подводных лодок, прошедшие очень удачно. Тогда же в Севастополь по железной дороге были перевезены подводные лодки «Лосось» и «Судак». Началось формирование Отряда подводного плавания на Черном море, в чем активное участие принял Николай Белкин.
В 1908 году Белкин назначается начальником Отряда подводного плавания на Черном море. Весной 1909 года в Севастополь из Либавы перевозятся еще три лодки германского типа: «Карп», «Карась» и «Камбала». Отряд преобразуется в дивизион подводных лодок Черного моря, начальником которого становится капитан 2-го ранга Николай Белкин.
Став начальником дивизиона, Белкин решил начать практическое обучение командиров лодок атакам в ночное время. С этой целью 29 мая 1909 года он вышел в море на подводной лодке «Камбала» для учебной атаки эскадры, возвращавшейся в Севастополь. Заняв позицию у Стрелецкой бухты на расстоянии 3–4 кабельтовых от створа Инкерманских маяков, Белкин приказал командиру лодки лейтенанту Аквилонову приготовиться к атаке и ждать появления эскадры. Аквилонов возражал против атаки в темное время и настоял на том, чтобы лодка атаковала эскадру в полупогруженном состоянии. Командир остался на рубке, имея связь с лодкой через переговорную трубу.
В 23 часа 15 минут Аквилонов, заметив эскадру, дал лодке ход и пошел навстречу кораблям, которые шли 12-узловым ходом. На кораблях знали о возможности ночных атак подводных лодок, но думали, что они будут производиться только в лунные ночи. В 23 часа 26 минут на головном корабле «Пантелеймон» заметили слева по носу у самой воды на расстоянии 2,5 кабельтовых от корабля огни, которые приняли за огни рыбачьей лодки. Через 45 секунд на траверзе показалась подводная лодка, которая шла сходящимся курсом под углом 30 градусов. После этого лодка стала циркулировать влево, пытаясь лечь на курс, параллельный курсу эскадры. Но это ей не удалось, и она оказалась на курсе второго корабля эскадры – броненосца «Ростислав», на котором заметили лодку лишь в 15 саженях (32 метра) от носа. Попытка командира «Ростислава» отвернуть влево и дать полный ход назад не предотвратила катастрофу – лодка была разрезана пополам и затонула на глубине 25 саженей (около 54 метров). Оказавшийся на поверхности моря лейтенант Аквилонов был подобран шлюпкой с крейсера «Память Меркурия».
Авария произошла вследствие чрезмерного приближения лодки к атакуемым кораблям.
«Камбала» шла под управлением начальника дивизиона капитана 2-го ранга Н. М. Белкина, который ввиду отказа командиров подводных лодок ходить ночью под перископом хотел доказать им возможность ночных атак с перископной глубины, за что и заплатил собственной жизнью.
Летом 1909 года была поднята носовая часть подлодки «Камбала», где находилось тело Николая Белкина. Его отправили на родину, в Ярославскую губернию, где и захоронили в фамильном склепе в деревне Введенье (Веденское).
Летом 1932 года при прохождении тренировочных глубоководных спусков была сделана попытка разыскать и поднять остатки подводной лодки «Камбала» (носовая часть была поднята в 1909 году, а кормовая осталась на грунте). Несмотря на то что на месте гибели лодки была поставлена веха, найти ее не удалось. Зато недалеко от вехи на глубине 31 метр водолазы обнаружили другую лодку – «Судак», а вскоре и еще две – «Налим» и «Лосось». По имевшимся сведениям, эти лодки были затоплены англичанами в Гражданскую войну. Сегодня это – история нашего подводного флота, в которую Н. М. Белкин вошел как первый, кто начал разработку вопросов тактики подводных лодок.
Вадим КУЛИНЧЕНКО
капитан 1-го ранга, ветеран-подводник
адрес статьи: http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2009.285.articles.history_01

СПРАВКА «ВПК»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «КАМБАЛА»
Построена в 1907 году в Германии на заводах Крупа.
Водоизмещение – 205 т надводное/235 т подводное.
Запас плавучести – 14,5%
Соизмерения:
длина – 39,9 метра,
ширина – 3,14 метра,
осадка – 2,61 метра.
Двигатели: 2 дизель-генератора мощностью 200 л/с.
Скорость: надводная – 10 узлов,
подводная – 8,5 узла.
Дальность плавания: в надводном положении – 825 миль,
в подводном – всего 27 миль.
Вооружение: 1 трубчатый торпедный аппарат в носу, артиллерии нет.
Скорость погружения – 3 минуты.
Рабочая глубина погружения – 30 метров.

С уважением,

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.09 19:19. Заголовок: Серж пишет: А Севас..


Серж пишет:

 цитата:
А Севастополь пока молчит...



Добрый вечер. Севастополь не молчит. Сегодня на старом городском кладбище собралось довольно много людей.
Видеосюжет в новостях "Севинформбюро" на Независимом телевидении Севастополя можно посмотреть в 21.30 и 23.00 (это для тех, кто живёт в Севастополе)
Все остальные смогут ознакомиться с сюжетом на сайте нашего телеканала www.nts-tv.com
"Подводка" к сюжету там уже выложена, ночью придёт админ и прицепит сюжет. Регистрироваться не нужно, для просмотра сюжета нужно нажать на значок "камера" в правом нижнем углу. Вывалится чёрный экранчик, немного подождать буферизацию, и - можно смотреть.
К сожалению, не работает радикал, но днём я успела нарезать несколько кадров с видео и отправить на городской форум "севастопольинфо". Можно посмотреть здесь: http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=11&t=150345
С уважением, Елена Анисимова.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 538
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.09 19:36. Заголовок: тт пишет: Сегодня ..


тт пишет:

 цитата:
Сегодня на старом городском кладбище собралось довольно много людей.



Спасибо, Елена. Увидел и знакомые лица.

С уважением, Серж.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.09 19:40. Заголовок: Очень мне всё-таки о..


Очень мне всё-таки обидно, что никто из "патриотов города" не появился. С Андреевскими флагами и флагами ВМФ. Хотя эти флаги имеются. С ними, например, "Севастопольский Ритуал" каждое воскресенье кольцо по городу делает, преклоняя флаги у памятников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 539
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.09 20:06. Заголовок: тт пишет: Очень мне..


тт пишет:

 цитата:
Очень мне всё-таки обидно



...молодые - не знают, т.к. и объявлений в газетах я не видел (читаю в эл.виде), а флагами махать - ума много не надо... и так весь Севастополь заритуалии. Надо дела делать, а не по кольцу медведя водить...
А харьковчан Алексей Алексеевич Касаткин поднял, он севастополец, живет в Харькове, ему 85 лет...
Надо заниматься восстановлением Памятника... надо искать фото или др. рисунки Ангела... без них первоначальный вид не вернешь......

Спасибо. Вечером постораюсь посмотреть фильм... если из Риги настроюсь

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.09 01:25. Заголовок: Нет, уважаемый Серж..


Нет, уважаемый Серж, не молодые, отнюдь :(
За сорок хорошо и более всем участникам того же Ритуала, например. И форум "Севастопольинфо", где я сказала о предстоящей встрече - очень популярный и самый радикальный в Крыму ресурс. Так что могли бы и собраться...
Молодцы харьковчане. Мне сегодня в интервью один из их делегации сказал: "подводники спаяны крепким корпусом. нет у нас национальности определённой". Вот так...
Насчёт восстановления полного памятника, я вас, простите,разочарую немного. Это наше старое кладбище на улице Пожарова во-первых, не имеет сторожей. Во-вторых: братская могила "Камбалы" - практически рядом со вторым входом на кладбище, который вообще не имеет ворот (первый вход имеет, но они там всё равно не закрываются). Вроде - кладбище практически в центре города, но что там творится - отдельная песня. Я вообще удивляюсь, как до сих пор не спёрли на металл эту рубку на Братской могиле. А ведь это - просто- заезжай в открытый проход на кладбище, и забирай! Ангела там восстанавливать - убийство. На том же кладбище, недалеко, склеп нашего знаменитого городского головы Максимова. Войну Отечественную, блин, пережил склеп! Сейчас - бесконечные вскрытия. Кости ворошат в который раз, чего-то найти хотят...После последнего вандализма официально шефство над склепом взяла Русская община Севастополя. Всё восстановили, даже мраморную вазу сделали по старым эскизам. ОГА. Через месяц опять вся спёрли... И вазу тоже. Так что Ангела с могилы заберут очень быстро. Да о чём говорить, если даже на действующем кладбище "5-й км" у нас с могилы моего деда-военморврача, типа на "охраняемой" территории выдрали металлический памятник, срезали якорь и якорные цепи :(
Не надо над Ангелом заморачиваться - сопрут. Насчёт "шефства" - сегодня разговаривала с офицерами из части ЧФ, за которой закреплена могила. Мужики клянутся, что присылают матросов, белят-красят, траву выпалывают, убирают и т.п.
От так...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 541
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.09 01:58. Заголовок: тт пишет: Не надо н..


тт пишет:

 цитата:
Не надо над Ангелом заморачиваться



...я уже невпервые слышу о варварстве на севастопольских кладбищах... Раньше какого не было. Но если ничего не восстанавливать, а только траву косить, то скоро и Нахимова сопрут и сдадут на металлолом.
Нет, уважаемая Елена, надо, надо восстанавливать и привлекать к этому детей и тех же подростков, и именно тех, что похулиганестей, в них больше жизненной правды... Как была севастопольская шумава - она так и осталась, просто она с флагами не ходит, но если дворовым авторитетам нормально доверить все это - бомжей и прочей сволочи на км. у кладбища не будет...

тт пишет:

 цитата:
"подводники спаяны крепким корпусом. нет у нас национальности определённой"


...её нет, потому что нас мало... У надводников - есть, у летчиков - есть... Да и с нашим братом на Украине стали непонятки твориться тоже. Не всё так пушисто. А с кем беседовали, случаем это не Капустин (кап раз) был? А то мне пишут, что замполитовские замашки у многих ещё остались... Подводники, блин! Рот закрыл и рабочее место убрано...
Но это уже - за рамками этого форума.
Спасибо Вам, Елена.
С уважением, Серж.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.09 12:50. Заголовок: Унесённые морем. Сто..


Унесённые морем. Сто лет назад трагически погибла подводная лодка «Камбала» Черноморского флота России
Память экипажа подводной лодки «Камбала», ровно сто лет назад погибшей недалеко от Севастополя при выполнении учебного задания почтили ветераны-подводники 29 мая. У памятника – поднятой со дна моря рубки лодки - севастопольские ветераны-подводники традиционно собираются каждый год. В день столетия трагедии к братской могиле на старом городском кладбище пришли и специально прибывшие в город подводники, живущие в разных городах России и Украины.
http://nts-tv.com/chernomorskii_flot/3431-unesjonnye-morem.-sto-let-nazad-tragicheski.html

Вот сюжет, прямая ссылка.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.09 15:44. Заголовок: Уважаемые форумчане!..


Уважаемые форумчане!
С Вашего разрешения позвольте сделать некоторые уточнения к вышеизложенному материалу.
Olmalin 30.05.07 пишет: Краснофлотцы с п/л "Политрук" установили на рубке плиту с зпитафией....
Это не плита, а надпись сделанная краской с левой стороны рубки, если стоять к ней лицом. Источником существования этой надписи послужила фотография, только значительно качественнее. Фто сделано в 30-х годах 20 века. Это фото мелькнуло в сюжете, посвященном 100-летию гибели "Камбалы", где девушка сидит на рубке. Впервые текст был опубликован мной в газете "Флаг Родины" 26 июня 1993 г.
Верхняя табличка установлена Владиславом Зенцовым в 80-х начало 90-х годов.
Как металлическая крышка, так и табличка с датой гибели лодки на крышке, установлена Грушевским Сергеем. Помогали Стогний Д. Лубянов А. Федосимов Е. Дата установки осень 1987 г.
aden 13 30.05.07 г.
Лодки прибыли в Севастополь 22.04.08 г. Уточнение 5.05.08 г.
Автроилъ 31.05.07 г.
"Камбала" принимала участие в учениях Черноморского флота...
Лодка участия в учениях ЧФ не принимала. Будучи дежурной (исполняющей в этот день поставленные перед Отрядом ПП задачи) предоставилась возможность (по настоянию Белкина) атаковать движущиеся корабли из подводного положения через перископ в ночное время. Думаю, что специально, для проведения ночной атаки, ни "Пантелеймона", ни "Ростислава" перед лодкой гонять не стали бы.
Что касается установки памятной доски с именами похороненных в братской могиле подводников сообщаю следующее:
Проведя огромную исследовательскую работу В.Ф.Петрову и Е.О.Федосимову удалось установить фамилии погибших моряков.Связавшись с 153 бригадой п/л, а через них (совместно) с дирекцией Сев.Мор.завода, была достигнута догороренность на изготовление памятной доски.
Группа моряков-подводников 153 бригады: старший лейтенант Миргород Евгений Витальевич, старшина 2-й статьи Островерх Владимир Владимирович и матросов Шевчук Руслан Михайлович, Шамалин Роман Григорьевич, Писанец Святослав Александрович, Кубский Андрей Васильевич под руководством члена клуба "Истории города и Флота" Федосимова Е. расчистили территорию вокруг рубки-памятника от зарослей туи и установили металлическую доску с именами похороненных здесь моряков. (май 1993 г.)
Открытие памятной доски было торжественно обставлено с венками, цветами и салютом. Было много писутствующих и выступающих.
За все время трагического похода п/л "Камбалы" 29 мая 1909 г. лодкой командовал только Аквилонов, от командования его никто не отстранял.
С уважением, механик.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 544
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.09 15:56. Заголовок: Механик пишет: Фто..


Механик пишет:

 цитата:
Фто сделано в 30-х годах 20 века.



...так где эта фотография?

С ув, С.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 545
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 01:04. Заголовок: ...появляются первые..


...появляются первые очертания.

...может кто-то и фото приличное найдет?

С ув, С.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 19:54. Заголовок: http://s54.radikal.r..





В 1949г.





В 2008г.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 546
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 8
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.09 20:24. Заголовок: Tedeum Vitte пишет: ..


Tedeum Vitte пишет:

 цитата:
В 1949г.



...в 1949 году? Это дата точная? Сравнивая Вашу фото с фото из Меркушева (книги) такое впечатление, что отбита верхняя часть креста... Да и крыльев я что-то не вижу за спиной скульптуры... Интересно!




Спасибо за фото!

С уважением, Серж.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 209 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 223
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет