On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Корабельный гардемарин




Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.07 12:44. Заголовок: Сегодня годовщина гибели ПЛ "Камбала" (29.05.09)


29 мая 1909 года во время учебной ночной атаки эскадры Черноморского флота подводная лодка "Камбала" была разрезана пополам броненосцем "Ростислав". Погибли комдив капитан II ранга Белкин, мичман Тучков и 18 подводников.
Братская могила находится на старом кладбище в Севатополе. Большое спасибо тем, кто заботится о ней.
На памятной плите одна из фамилий - моего двоюродного деда минного кондуктора Ф. Сальникова. Сам он покоится вместе с товарищами на дне Черного моря.
МичманТучков похоронен на Новодевичьем в Москве. Ему было всего 26 лет... Весна, тело, все холмы перед Севастополем в красных маках...
У семье сохранились фотография прадеда с его женой, повидимому, немкой. Детей у них, видимо, не было. Сохранился рундук и раковина.
Не сохранилось в памяти семьи как он стал минным кондуктором, что заканчивал?
Можно ли где-нибудь уточнить эту информацию.
С уважением,
Людмила Владимировна (дев. Сальникова)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 209 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


Корабельный гардемарин




Пост N: 14
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.07 21:50. Заголовок: Re:


Спасибо. Начала просматривать - хорошо написано. Видимо, это то, что мне сейчас нужно. Непременно буду искать печатный вариант книг.
С уважением, Людмила Владимировна

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 50
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.07 22:32. Заголовок: Re:


В статье Сергея Климовского "Ходить под водой" //Родина. 2006, № 3.-С.111, приведена фотография вдов моряков, погибших на ПЛ Камбала:

За качество не взыщите.
С уважением...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 534
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 07:36. Заголовок: Re:


wind пишет:

 цитата:
на милитере просто есть две его книги



А в печатном виде они изданы одним томом

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 888
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 09:35. Заголовок: Re:


aden13 пишет:

 цитата:
в печатном виде они изданы одним томом

Ну дык я не спорю, на бумаге всегда лучше чем с компьютера читать, но предпочитаю последнее время прежде чем что-то покупать, постараться ознакомится с этим до покупки, чтобы не плодить у себя "макулатуры" .

С уважением, В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 870
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 11:10. Заголовок: Re:


wind пишет:

 цитата:
в последнее время прежде чем что-то покупать, стараюсь ознакомится с этим до покупки, чтобы не плодить у себя "макулатуры"



Мысль конешшшно дельная, но не всегда исполнимая. По той причине, что если увидев интересную книгу в магазине, побежишь домой к копьютеру скорей её читать, на следующий день нужное тебе издание может оказаться уже проданным.

С уважением ...


С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 873
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 12:01. Заголовок: Re:


aden13 пишет:

 цитата:
Может быть я немного некорректно выразился... Я имел в виду, что напрямую (через Морской корпус или Инженерное училище)...



Николаевское Морское Инженерное училище как раз тем и славилось, что большество его воспитанников были «из разночинцев». Об условиях приёма в МИУ есть на топике "Морское инженерное училище (пост №855). Я бы не скзал, что они были столь драконовскими. Кстати, обратите внимание на дату документа.

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 874
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 14:04. Заголовок: Re:


УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК

На одном из старейших кладбищ Севастополя, что на улице Писарева, в его северо-западной части находится уникальнейший памятник — подлинная рубка одной из первых подводных лодок, получившей при зачисление в списки судов Российского Императорского флота название "Камбала".



Лодка была заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле по проэкту Р. Эквиллея и по заказу Морского ведомства России (заводской номер №111). С 25 июля 1906 года зачислена в списки кораблей ЧФ. Спущена на воду в июне 1907-ого, вступила в строй 8 сентября того же года и в апреле следующего доставлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь.
Весной 1909 года "Камбала" принимала участие в учениях Черноморского флота. По плану командования, 29 мая дежурная подводная лодка должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории.
В 21 час 30 минут "Камбала" отошла от борта своей базы — линейного корабля "Двенадцать апостолов", взяв курс в сторону Стрелецкой бухты. Командовал ею лейтенант М. Аквилонов. На борту лодки находился капитан 2 ранга Н.М. Белкин — сын участника Синопского сражения и 349-дневной обороны Севастополя контр-адмирала М.Ф. Белкина. В намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Стояла темная южная ночь. Оставив у перископа лейтенанта Аквилонова, капитан 2 ранга Белкин занялся расчётами торпедной атаки. Когда видимость окончательно пропала Н.М. Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении. Дождавшись в темноте подхода неожидавшей встречи с «противником» эскадры, «Камбала» успешно провела учебную атаку на головной корабль "Пантелеймон" (бывш. "Потёмкин"). Закончив атаку, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный эскадре курс. Находившийся на мостике лейтенант Аквилонов, судя по всему, отвлекся от выполнения маневра и внезапно увидел перед собой движущуюся эскадру. Столкновение было неизбежно. Подводная лодка попала под форштевень линейного корабля "Ростислав" и, рассеченная на две части, затонула на глубине 56 метров. Весь экипаж погиб. Спастись удалось только лейтенанту М. Аквилонову, которого в момент столкновения смыло с мостика.
По факту трагедии было проведено расследование и состоялся суд. В «Крымском вестнике» за 1909 год в сообщениях о процессе указывалось, что лейтенант каялся в легкомыслии и винил себя в гибели подлодки и двадцати человек. Суд затянулся, так как отец М. Аквилонова был известным священнослужителем в армии. Приговор оказался мягким: всего шесть месяцев тюремного заключения. Тяжело переживавший трагедию лейтенант оказался весьма совестливым человеком. Он написал царю несколько прошений об усилении приговора и тот лишил его звания, дворянства, всех прав и преимуществ.
Через два месяца после гибели «Камбалы» с помощью кессонов подняли носовую часть лодки. Извлеченные из нее останки капитана 2 ранга Н.М. Белкина и минного офицера князя Д.А. Тучкова были похоронены их родственниками. Нижних чинов 11 сентября 1909 года погребли с воинскими почестями в братской могиле на Севастопольском городском кладбище.
29 мая 1912 года на могиле первых подводников Черноморского флота установили и освятили памятник — поднятую рубку подводной лодки «Камбала». На рубке была установлена мраморная фигура скорбящего ангела и две мемориальные доски с посвятительным текстом. В 1930 году подводники Черноморского флота установили новую плиту с надписью: «Славные герои морских глубин, слепая смерть рано вырвала вас из славных рядов. Не довелось вам быть в победных боях борцов за свободу, увидеть клешные железные бригады и форменками вымощенный путь. Теперь в надежных руках нашей смены наше оружие, бороздит под лучистым флагом Красного флота Черноморскую зыбь. Братва с подводной лодки «Политрук». 1930 г.» В 40-е гг. надпись, отражающая это неповторимое время, исчезла, как и мраморная фигура ангела.
В начале 1990-х гг. по инициативе членов Клуба любителей истории Севастополя и моряков Черноморского флота на памятнике установили новую металлическую доску с фамилиями погибших подводников. Однако разъедаемый изнутри ржавчиной памятник нуждается в основательной реставрации.

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 209/235 т.
Размеры: длина - 39,62 м, ширина - 3,12 м, осадка - 2,9 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 10,6/8,3 узлов.
Глубина погружения: до 30 м.
Дальность плавания: над водой 1250 миль, под водой 80 миль.
Силовая установка: дизеля 2x200 л.с., электромотор 2x180 л.с.
Вооружение: 1 457-мм торпедный аппарат, 2 457-мм аппарата Джевецкого.
Экипаж: 23 человека.



С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 875
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 15:34. Заголовок: Re:


В архиве случайно нашёл вырезку из газеты «Красная звезда» (за 19.03.2002г.)

"МУЧЕНИКИ ДОЛГА"
Игорь Мещан

Подводная лодка "Камбала" погибла во время маневров, столкнувшись ночью с броненосцем "Ростислав". Получив огромную пробоину - при этом часть кормы фактически отвалилась из-за страшного удара, лодка камнем пошла ко дну. Погибли командовавший ею начальник отряда подводного плавания капитан 2 ранга Николай Белкин, мичман Дмитрий Тучков, один кондуктор и шестнадцать матросов. О катастрофе было сразу же сообщено в печати, названы имена погибших, никто также не пытался скрывать истинных причин происшедшего. Было объявлено, что принято решение о подъеме лодки с глубины 29 саженей - порядка шестидесяти метров - силами флота.
Опыта подъема затонувшей лодки с такой глубины тогда не имело еще ни одно государство. После тщательного анализа было принято единственно верное решение: к основной части корпуса, которую предстояло вытащить на поверхность, водолазами были прикреплены подъемные шкентеля - специальные проволочные канаты, другой конец которых находился на кессоне, огромном пустотелом металлическом плавучем ящике.
Операция по подъему лодки началась в сентябре того же 1909 года. При помощи лебедок лодка была оторвана от грунта и подтянута к нижней части кессона. Затем эту связку "лодка-кессон" на буксире доставили в Южную бухту Севастополя. В сухом доке из лодки откачали воду и убрали заполнившую ее тину. Эта работа, начатая ранним утром 11 сентября, закончилась только к часу пополуночи следующего дня.
Первый осмотр лодки происходил в присутствии начальника морских сил Черного моря и прокурора Севастопольского военно-морского суда. Следов удара в месте разреза лодки обнаружено не было, а ее излом, в результате которого отвалилась корма, прошелся по соединительному фланцу. По словам очевидцев, лодка была "как бы срезана бритвой".
Люк боевой рубки оказался не задраен, и через него все увидели тела Белкина, Тучкова и рулевого Данилова. В тот же день были извлечены еще одиннадцать тел - все они лежали ничком, головой по направлению к офицерскому отделению, в котором находился резервуар с запасом воздуха...
Тела офицеров были положены в металлические гробы и отправлены в Адмиралтейский собор Севастополя. Тела матросов перенесли в Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь. Траурный день должен был начаться с погребения этих, как говорилось, "мучеников долга", которых провожали в последний путь как героев.
С раннего утра 11 сентября на пристани были построены рота флотского экипажа и команда нижних чинов отряда подводного плавания; здесь также собрались офицеры, родственники погибших, хор портовых певчих. Вот как описывает траурную церемонию журнал "Вестник военного духовенства":
"Посреди баржи на устланном коврами помосте возвышались гробы жертв катастрофы, прикрытые Андреевскими флагами; вокруг гробов виднелись хоругви, иконы, а также множество венков с трогательными надписями на лентах. Тотчас послышалась команда, и баржа поплыла по бухте в направлении к Херсонесскому монастырю. Начался обряд отпевания усопших. В начале обряда соборный протоиерей отец Якиманский обратился к семействам погибших с пастырским словом. Он призвал безутешных вдов и сирот покорно нести крест Великого Учителя и Господа и смириться перед Его Божественным Промыслом, а стоявших тут же моряков, примером возлежащих героев, убеждал нести тяжелую службу с готовностью во всякое время пожертвовать собою за Веру Православную, за дорогое Отечество и за Батюшку Царя".
На стоявших в бухте кораблях были приспущены флаги. На Херсонесской пристани баржу встречало военно-морское командование, и адмиралы и офицеры на собственных руках переносили гробы на специальную повозку, которая затем повезла их на городское кладбище. Вдоль дороги, по которой двигался скорбный кортеж, был выстроен почетный караул, который затем следовал за траурной процессией. А за войсками шли тысячи жителей Севастополя - города русской морской славы.
Все нижние чины были погребены в одной братской могиле.
Затем в Николаевском адмиралтейском соборе прошло отпевание офицеров Н.М. Белкина и Д.А. Тучкова, на которое собрались командование и офицеры Черноморского флота и Севастопольского гарнизона, руководство и именитые жители города. Огромный собор был заполнен народом, севастопольцы запрудили все примыкающие к храму улицы, стояли по всему пути траурного кортежа от церкви до железнодорожного вокзала. Вдоль дороги были выстроены морские и пехотные подразделения, которые также прощались с "воинами-мучениками", погибшими при исполнении своего священного воинского долга, а затем шли вслед за кортежем.
Прах капитана 2 ранга Белкина был отправлен в Ярославскую губернию, в его родовое имение, а мичмана Тучкова - в Москву, где он захоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Могила его сохраняется здесь и поныне. На памятнике написано, что офицер погиб на подводной лодке "Камбала".
...Начало ХХ столетия можно назвать черной полосой в истории Русского флота. Цусимская катастрофа, восстание на "Потемкине" и "Очакове"... Отношение общества к флоту было после этого весьма неоднозначным. Но героическая гибель моряков-подводников при исполнении служебного долга явилась, кажется, личным горем для большинства наших соотечественников.



С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 876
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 15:47. Заголовок: Re:


Ипоследнее. Начальник Морских сил Чёрного моря вице-адмирал Иван Федорович Бострем (1857 - 1934) из-за катастрофы подводной лодки «Камбала» был перемещен на должность главного командира Севастопольского порта и военного губернатора Севастополя, а затем начальника николаевских судостроительных заводов.

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 536
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 16:22. Заголовок: Re:


Автроилъ пишет:

 цитата:
Начальник Морских сил Чёрного моря вице-адмирал Иван Федорович Бострем из-за катастрофы подводной лодки «Камбала» был перемещен на должность главного командира Севастопольского порта и военного губернатора Севастополя, а затем начальника николаевских судостроительных заводов.



Не уверен... Катастрофа произошла в мае 1909 года, а командиром Севастопольского порта он был назначен 28-го сентября, причем перед этим (5-го сентября) он получил чин вице-адмирала. Может быть, Вы немного перепутали с его вторым пришествием на эту должность? Это когда в 1911 году он посадил на мель в Констанце "Пантелеймона" и "Евстафия"

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 537
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 16:28. Заголовок: Re:


Вот официальные документы. Как видите, по делу "Камбалы" Бострем даже не упоминается

№ 946. Ливадия, 27-го ноября 1909 года.

По Высочайше утвержденному приговору военно-морского суда Севастопольского порта по делу о гибели подводной лодки «Камбала» определено: командовавшего названною лодкой, ныне отставного лейтенанта Михаила Аквилонова подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства, а командира линейного корабля «Ростислав», капитана 1-го ранга Сапсая 2-го, в действиях коего никаких упущений судом не усмотрено, считать по суду невиновным.

№ 1082. Царское Село, 26-го декабря 1911 года.

По Высочайше утвержденному приговору особого присутствия Кронштадтского военно-морского суда определено: за постановку, по небрежению, линейных кораблей «Пантелеймон» и «Евстафий» на мель, вице-адмирала в отставке Бострема считать уволенным в дисциплинарном порядке от должности командующего морскими силами, а бывшим командирам названных кораблей, капитанам 1-го ранга Трегубову и Клюпфелю объявить выговор. Прочих же прикосновенных к делу лиц: флагманского штурмана, корпуса флотских штурманов, полковника Ильина, и старших штурманских офицеров тех кораблей, мичманов: Вирена (ныне лейтенанта) и Адамовича, в действиях коих никаких упущений особым присутствием не усмотрено, считать по суду оправданными.


Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 879
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 19:30. Заголовок: Re:


aden13 пишет:

 цитата:
командиром Севастопольского порта он был назначен 28-го сентября, причем перед этим (5-го сентября) он получил чин вице-адмирала.



Так оно обычно и делалось. Он был для многих очень неудобной фигурой и для того, чтобы его убрать воспользовались первым попавшимся поводом. Об этом написано чуть ли не в каждой его биографии, но если у Вас отличное мнение, оспаривать его не буду. Ваше право!

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 52
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.07 22:25. Заголовок: Re:


http://www.submarina.ru/history/b33.shtml
Николай Черкашин
ГИБЕЛЬ "КАМБАЛЫ"

Вот и не верь потом в дурные приметы... Контр-адмирал Сарновский верил и потому категорически запрещал духовому оркестру своего штаба играть “Данс макабр” Сен-Санса. Сейчас невозможно сказать, что явилось причиной этого запрета, но только старый моряк приказал капельмейстеру выбросить эту вещь из репертуара. И вдруг перед самым выходом отряда черноморских броненосцев из Евпатории в Севастополь он услышал на палубе флагманского корабля эти роковые звуки. Разъяренный, он выскочил из адмиральского салона к оркестру, но... было поздно. “Погребальный танец” Сен-Санса был сыгран,— должно быть, по воле Провидения.
Ночью отряд вышел в поход. Ночью 29 мая 1909 года и случилось это морское несчастье... И хотя обстоятельства трагедии известны в деталях, истинная причина ее остается загадочной.
А было так...
В те далекие годы считалось, что подводная лодка может действовать только днем, так как ночью она не сможет увидеть цель в перископ. Честь оружия взялся отстаивать командир дивизиона подводных лодок Черного моря только что произведенный в капитаны 2-го ранга Николай Михайлович Белкин 2-й. Он привез в Севастополь пылкую веру в будущность подводных лодок, что собирала молодых офицеров в стены Либавского учебного отряда подводного плавания.
23 мая 1909 года на совещании офицеров Белкин стал доказывать возможность ночных атак и после долгих дискуссий вызвался провести такую атаку сам. Как ни осторожничало севастопольское морское начальство, но все же разрешило увлеченному кавторангу провести эксперимент. Выбор пал на подводную лодку “Камбала” — одну из трех, что составляли все подводные силы Черноморского флота. Собственно, никакого выбора не было, просто “Камбале” в тот день предстояло дежурить у входа в Южную бухту.
Командовал подводным кораблем недавно назначенный на него лейтенант Михаил Аквилонов. Его помощником был мичман Дмитрий Тучков. Оба год назад вместе кончили курс в учебном отряде.
В пятницу 29 мая, едва лишь начало темнеть, “Камбала” отвалила от борта своей базы — линкора “Двенадцать апостолов” — и двинулась к Стрелецкой бухте, где против западного берега застопорила машина и стала поджидать эскадру, возвращающуюся из Евпатории. В половине двенадцатого в свете луны смутно замаячили громады головных кораблей. Они шли без огней, так как были предупреждены об учебной атаке. Правда, командиры броненосцев считали, что подводники не рискнут выйти в светлую, лунную ночь, а дождутся полной темени.
Лейтенант Аквилонов стоял на мостике, а капитан 2-го ранга Белкин спустился в рубку и через перископ наблюдал за эскадрой. Мичман Тучков находился у торпедных аппаратов.
Аквилонов не решился атаковать из-под воды и погрузился лишь в позиционное положение, то есть принял часть водяного балласта. В этом положении лодка, как тогда говорили, “уменьшила силуэт” и стала еще менее заметной.
В голове колонны шел броненосец “Пантелеймон” (бывший “Потемкин”, переименованный после событий 1905 года). С дистанции 4 кабельтовых (около километра) “Камбала” успешно атаковала его, условно выпустив свою единственную торпеду, и стала поворачивать влево, пытаясь лечь на курс, параллельный курсу эскадры. Это был роковой маневр! То ли Аквилонов не рассчитал дистанцию до следующего корабля, то ли не ожидал, что подводная лодка выкатится из циркуляции далеко вправо, но только борт лодки оказался в считанных саженях от кованого форштевня броненосца “Ростислав”. Командир “Ростислава” капитан 1-го ранга Сапсай 2-й крикнул рулевому: “Лево на борт!” — ив переговорную трубу: “Полный назад!” — но никакая сила не могла уже остановить, свернуть бронированную громадину, шедшую со скоростью 12 узлов. Таран “Ростислава” ударил в правый борт “Камбалы” позади рубки.
Субмарина завалилась на левый борт, ее протащило вдоль броненосца, и через несколько секунд она навсегда скрылась под водой. Почти перерезанная пополам, “Камбала” опустилась на грунт со всем экипажем. Видимо, все погибли сразу, так как глубина места (58 метров) вдвое превышала расчетный предел погружения. В раздавленном корпусе остались капитан 2-го ранга Белкин и 19 человек команды.
Спасли лишь одного человека — командира, лейтенанта Аквилонова. При ударе его выбросило с мостика, спасательный жилет удержал его в холодной воде до подхода шлюпки с крейсера “Память Меркурия”.
Этот спасательный жилет, столь счастливо удержавший его на воде, едва не погубил Аквилонова на берегу. Злые языки обвинили его в умышленном столкновении с броненосцем, так как в лодке находился его кредитор мичман Тучков, на квартире которого нашли немало долговых расписок Аквилонова. Потому-де и жилет надел загодя. Однако следствие не подтвердило эту версию. Военно-морской суд Севастопольского порта признал командира “Камбалы” виновным лишь в неосторожном сближении с кораблями эскадры и вынес довольно мягкий приговор: “Командовавшего названною лодкою, ныне отставного лейтенанта Михаила Аквилонова подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства, а командира линейного корабля “Ростислав” капитана 1-го ранга Сапсая 2-го, в действиях коего судом никаких упущений или неправильностей не усмотрено, считать по суду невиновным”.
Старая фотография: на дне сухого дока стоит обрезанная по боевую рубку подводная лодка. Перевитая тросами, она напоминает мумию, извлеченную из саркофага. Над носовым люком — козловой кран: им поднимают из отсеков тела погибших подводников. “Камбалу” извлекли из морской пучины спустя три месяца после несчастья. Искали, стропили, поднимали ее моряки Кронштадтской водолазной школы под руководством капитана 2-го ранга М. фон Шульца и штабс-капитана по адмиралтейству Ф. Шпаковича, впоследствии ведущего водолазного специалиста ЭПРОНа. Подняли лишь большую, носовую часть протараненной лодки, поставили ее в Лазаревский док и вынесли из отсеков останки четырнадцати подводников. Спустя два дня их отпевали в Никольском соборе Севастополя. Тела погибших офицеров — капитана 2-го ранга Белкина и мичмана Тучкова — перенесли на вокзал, чтобы отправить на родину; нижних же чинов погребли с воинскими почестями на городском кладбище, в братской могиле. Вот их имена: рулевые квартирмейстеры Плотников и Данилюк, рулевые боцманматы Дмиткин и Латнов, минные квартирмейстеры Базик, Королев, Шаронов, минные машинисты Казаринов и Федоров, машинист 1-й статьи Грилян, машинные квартирмейстеры Грошев и Прилепа. В оставшейся на дне кормовой части “Камбалы” до сих пор покоятся еще шесть погибших подводников.
Это была первая морская катастрофа в российском подводном плавании. Опыт ночных атак оплачен жизнями моряков, но он был крайне необходим, этот опыт. Потом, в сорок пятом, подводная лодка С-13, под командованием легендарного Маринеско, выйдет в свою звездную атаку примерно так же, как выходила “Камбала”,— ночью, в надводном положении...
Севастополь, 1923 год.
Об этом кладбище ходила дурная слава. В его распахнутых во время гражданской войны склепах, густо заросших бересклетом, ажиной, татариндом, обитали урки, контрабандисты и все те, кто не находил ночного приюта в городе. Не только вечером, но и средь бела дня появляться здесь было весьма рискованно. Но молодая женщина в открытом белом платье отважно пробиралась по путаным каменистым дорожкам, высвобождала юбку из цепких колючек, тихо обмирала, когда из темного зева рассроченного адмиральского склепа выглядывала небритая рожа или выскальзывал из-под ног желтобрюхий полоз, и все же упорно стремилась в глубь опасного лабиринта. Кто-то из завсегдатаев этого мрачного места уже двинулся вслед за лакомой добычей, но другой, поопытнее, остановил его:
— Не тронь... То тебе не Клава с Балаклавы. Жена большого бугра.
— Какая барыня не будь...
— Стой, кому говорю! Я с ее мужиком на “Полтаве” служил. А здесь он по-старому так адмирал. Я его на параде видел...
Женщина перевела дух только тогда, когда из зарослей туи в нее хмуро вперились смотровые щели броневого колпака, похожего на тело обезноженного спрута. То была боевая рубка подводной лодки “Камбала”, поставленная на могиле ее погибшего экипажа. Над люком, перед перископом, скорбно склонял голову мраморный ангел.
Женщина — ее звали Мария Павловна, урожденная Левицкая,— положила к якорю у подножия памятника букетик иссушенной летним зноем лаванды. Там, под плитой, придавленной тяжестью корабельной брони, лежал ее несостоявшийся жених мичман Дмитрий Тучков, внук героя Отечественной войны, сложившего голову на Бородинском поле.
Она отказала ему. Ее напугала его мистическая настроенность. Он много рассказывал о бабушке — Маргарите Михайловне Нарышкиной-Тучковой, которой было видение Бородинского сражения задолго до его начала и которая увидела гибель своего мужа — генерала. А когда все сбылось наяву, она постриглась в монахини и основала Спасо-Бородинский монастырь. Дмитрий поведал ей, как однажды, войдя в свой московский дом, оторопел — прямо перед ним рухнула огромная хрустально-бронзовая люстра. Когда он пришел в себя, люстра как ни в чем не бывало висела на своем месте. Он был убежден, что скоро погибнет, и, когда его подводную лодку “Камбала” погрузили на железнодорожную платформу для отправки из Либавы в Севастополь, молодой офицер сказал ей:
“Мы прощаемся навсегда”.
Увы, он не ошибся...
Сегодня мы знаем (психологи знают), что предчувствие смерти — в природе человека. Тогда, на заре века, все это пугало впечатлительную девушку, и она отдала руку другому мичману — Георгию Четвертухину, корабельному артиллеристу, человеку весьма небогатому, в отличие от Тучкова, но жизнерадостному.
Старая фотография, три подводные лодки — “Камбала”, “Карась” и “Карп” — тесно сошвартованы борт о борт. Выстроены команды и офицеры. Распахнуты люки, подняты флаги, сняты фуражки и бескозырки. Морской священник кропит боевые рубки святой водой. Молебен на лодках перед отправкой в дальний путь — из Либавы в Севастополь...
На левом фланге — мичман Тучков. Он знает — неужели знает?! — это отпевают его и “Камбалу”...
Летом 1932 года черноморские водолазы попытались отыскать и поднять кормовую часть “Камбалы”. И хотя на месте гибели лодки был поставлен буек, найти ее так и не удалось. Видимо, корма ушла глубоко в ил. Каково же было удивление водолаза, когда уйдя от вехи в сторону, он увидел совершенно целую подводную лодку. Следующая пара глубоководников сумела расчистить бронзовые литеры: “Судак”. Вспомнили, что на этом месте английские интервенты, покидая Севастополь, затопили три подводные лодки: “Судак”, “Налим”, “Лосось”. Вскоре были найдены и они. Все три лодки успешно подняли.
Имя “Камбалы” носила советская подводная лодка Ц-203. Она участвовала в обороне Севастополя, совершила 18 боевых походов и погибла в 1943 году, хотя к тому времени никто из флотских музыкантов уже не играл “Данс макабр” Сен-Санса...
Севастополь, июнь 1995 года.
За красными черепичными крышами, за серыми, как парусина, стенами, за бурыми, выжженными солнцем взгорьями, за рафинадно-белыми фортами — синело, голубело, зеленело севастопольское море. В его недальней дали сквозь дымку моря и марево города едва проступали призрачно-голубоватые силуэты кораблей.
Вот такой вид открывался с вершины косогора коммунхозовского кладбища № 3, куда я взобрался, чтобы высмотреть в густых зарослях рубку злосчастной “Камбалы”. Ведь это был единственный в стране памятник первым русским подводникам, что остались без могил и без надгробий: Ризничу, Домерщикову, Беклемишеву, Ценсновичу, Левицкому...
Я проискал в заросшем лабиринте перископ с мраморным ангелом битый час. Бабка-сторожиха не знала ровным счетом ничего; куда и по какой тропе идти, не подскажут ни указатели, ни план — их не было здесь от века. Я продирался сквозь колючие кусты наугад мимо распахнутых, опустошенных с гражданской еще, фамильных склепов, мимо расколотых мраморных плит, поверженных крестов, буйно поросших жесткими крымскими травами. Могилы моряков были отмечены якорями и цепями, висящими на артиллерийских снарядах. Якорей этих громоздилось здесь не меньше, чем в ином порту, а снарядов — в ином арсенале.
Я обнаружил могилу капитана 1-го ранга Голикова, командира броненосца “Потемкин”; унтер-офицера Олиференко, рулевого с подводной лодки “Карась”; мичмана Верещагина с канонерки “Кубанец”... А перископ “Камбалы” все не попадался. Густая зелень скрывала его столь же невидимо, как когда-то — морская глубина...
Вообще-то это было довольно светлое, солнечное кладбище. Оно походило на руины древнего города где-нибудь в южноамериканской сельве или индокитайских джунглях. Здесь охотно уединялись влюбленные парочки и любители разлить на троих без свидетелей. Тоску наводили лишь многочисленные следы молодых вандалов, сокрушавших тут все и вся: саркофаги, ажурный чугун решеток, урны, склепы, кресты, плиты...
Я уж собрался было уходить ни с чем, как вдруг, выйдя на южную сторону, поймал на себе угрюмый взгляд шести насупленных под броневыми приливами смотровых щелей, прорезанных в толстой стали рубки. Темно-зеленые туи, росшие по сторонам, вздымались выше поднятого перископа. Мраморный ангел был давно отбит, но боевой металл подводного корабля устоял под ударами варваров. Более того, он был заботливо выкрашен в светло-серый, шаровой цвет, а якорь у подножия посверкивал новеньким лаком. На одной из его лап лежал букетик лаванды.
Я знал, чьи руки привели в порядок этот уникальный памятник. Это сделал Вячеслав Зенцов, бывший офицер флота, а после демобилизации капитан катера “Эколог”, ходившего под флагом Академии наук СССР; он и его друзья по клубу любителей истории города выгребли из рубки с полцентнера винных пробок, заварили входной люк, чтобы местные выпивохи не оскверняли больше могилу, положили новый якорь...
Две волны схлестнулись над рубкой старой субмарины — волна забвения и волна памяти.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 152
Откуда: РОССИЯ, МОСКВА
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.07 08:47. Заголовок: Re:




Из книги Г.М. Трусова Подводные лодки в русском и советском флоте. Ленинград 1963 г.

С уважением Вл.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 15
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.07 09:13. Заголовок: Re:


В июне планирую быть в Севастополе. Возможно у Вас есть информация о том, кто в настоящее время опекает памятник? Хотелось бы встретиться.
С уважением, Людмила Владимировна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 893
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.07 00:32. Заголовок: Re:


Lucy пишет:

 цитата:
В июне планирую быть в Севастополе.



Есть в Севастополе замечательный человек, председатель Морского собрания, бывший подводник, Стефановский Владимир Владимирович. Он завсегда в таком деле поможет.

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 16
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.07 20:37. Заголовок: Re:


Автроилъ
Большое спасибо.
В и-нете нашла координаты Морского собрания (Севастополь).
Планирую организовать встречу.
По итогам визита в Севастополь, если будет интересная информация - отпишу (если не возражаете).
С уважением,
Людмила Чернышенко

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 1
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.07 01:27. Заголовок: Re:


Самое интересное, что в 1966 году в Ленинграде была выпущена книга, полностью посвященная гибели "Камбалы" (правда полухудожественная): Сергеев Н.С. Под килем линкора. Л.: Лениздат, 1966. 111 с. Маленького формата книжечка, но по-моему интересная. Читал ее лет 10 назад.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 61
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.07 13:43. Заголовок: Re:


Недавно прочитала роман Владимира Петрова "Всплытие", выпущенный в 2006 г. в Севастополе к 100-летию подводного флота России. Я понимаю, что это - художественное произведение, но автор утверждает, что «все, что происходит на … страницах, даже отдельные эпизоды, имело место в действительности.»
Вот как он писывает похороны моряков: "В девятнадцати заколоченных гробах лежало только одиннадцать трупов - те, что к 4 июня, дню похорон, всплыли на поверхность. Восемь гробов были пусты, их "хозяева" находились внутри «Камбалы» - их предстояло еще поднять водолазам, прибывшим с Балтики. Пустым был и гроб Николая Михайловича (Белкина). Всплыла лишь его фуражка с коротким нахимовским козырьком…"
Насколько я поняла тогда тело Белкина так и не было обнаружено.
Что это, художественный вымысел или правда? Якобы, лишь через 17 лет, когда эпроновец Феоктист Андреевич Шпакович (кстати, тоже покоящийся на старом севастопольском кладбище) отыщет и поднимет кормовую часть ПЛ, там найдут горстку костей. Скорее всего их подзахоронили в общую могилу моряков «Камбалы», как подзахоранивали тела погибщих по мере обнаружения в 1909.
Получается, что в родовом имении Белкиных – кенотаф?
Может быть есть какие-то архивные документы на сей счет?
С уважением, Olmalin.?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1345
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.07.07 13:45. Заголовок: Re:


Olmalin пишет:

 цитата:
как подзахоранивали тела погибщих по мере обнаружения в 1909.



Простите великодушно, но Вы могли бы пояснить свою мысль? (Спрашиваю без какого-либо желания к чему-либо придраться.)

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 62
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.07.07 18:58. Заголовок: Re:


В.Петров пишет о событиях, происходивших после официальных похорон 04.06.09 г.:

 цитата:
Несвитаев не заметил этого лета. Целыми неделями пропадал он на транспорте «Педераклия», который стоял на якорях над местом гибели злосчастной «Камбалы». На борту транспорта находилась комиссия Морского технического комитета, расследующая обстоятельства гибели лодки, под председательством капитана 1 ранга Беклемишева. Тут же работали прибывшие с Балтики водолазы, 11 человек, под командой кавторанга фон Шульца. Они ежедневно спускались под воду. В первый же спуск выяснилось, что «Камбала» разрублена пополам, на грунте лежит носовая часть, кормовой нигде поблизости нет. Потом стали поднимать наверх — сначала трупы (ночами их тихонько подхоранивали на кладбище), затем другие скорбные свидетельства трагедии. Однажды спустившийся на дно молодой водолаз Бочкарев сразу же дал сигнал на подъем, его подняли, глаза у парня были белые, безумные, он невнятно бормотал, что видел там такое! Ночью он скончался. От паралича сердца, сказал врач.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-адмирал




Пост N: 208
: По Адмиралтейству
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.07 19:36. Заголовок: Re:


Olmalin пишет:

 цитата:
Получается, что в родовом имении Белкиных – кенотаф?



Утверждать ничего не могу, но здесь прорабатывал "Русский провинциальный некрополь" и натолкнулся:

Белкинъ Михаилъ Феодоровичъ, отставной контръ-адмиралъ, + въ С.-Петербургъ 12 февраля 1909, 83 л. Съ сыномъ Н. М. Булкинымъ (С. Введенское, что на Средней Которосли, Яросл. у.).
Бълкинъ Николай Михайловичъ капитанъ 2-го ранга, погибшiй при крушенiи подводной лодки «Камбала» 30 мая 1909. Съ отцемъ М. Ф. Булкинымъ (С. Введенское, что на Средней Которосли, Яросл. у.).

Русский провинциальный некрополь. Т.1. СПб.,1913.

Это точное воспроизведения надписей на могилах. Прошу прощения за дореволюционную орфографию, но так копируется, а исправлять я не стал. Фамилии "Булкин" есть в оригинале, опечатка похоже.

С уважением, Олег.

СЛАВА ПАВШИМ... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 64
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.07 20:04. Заголовок: Re:


архивист, спасибо!
Интересно, существуют ли воспоминания Ф.А. Шпаковича? Возможно, они бы помогли прояснить ситуацию, т.к. он оба раза принимал участие в поисках "Камбалы"?
Недавно у нас в книжном магазине видела книгу по истории водолазного дела (точно названия не помню, но могу узнать). Заинтересовала она меня как раз фотографиями с его участием.
С уважением, Оlmalin.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 154
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.08 03:12. Заголовок: До столетия трагичес..


До столетия трагической гибели подводников с "Камбалы" остались считанные месяцы. Вот сделал список из Книги Памяти 1904-1940 годы под редакцией Региональной Общественной Организации ветеранов-подводников С-Пб. 2006 год. (На данный момент это уже Международная Ассоциация ветеранов ВМФ и подводного флота)

ПОИМЕННЫЙ СПИСОК МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФЕ НА ПЛ «КАМБАЛА» 30 МАЯ 1909 ГОДА .

Базык Андрей Григорьевич – минный унтер-офицер 1 статьи, родился в 1882 году в селе Трушевцы Чигиринского уезда Киевской губернии.

Белкин Николай Михайлович – капитан 2 ранга, заведующий отрядом подводных лодок Черного моря, родился в 1873 году, на службе с 1891 года.

Богатырев Иван – машинист 1 статьи, на службе с 1907 года, уроженец села Дубровки Спасской волости Самарской губернии.

Григян Владислав Бенедиктович – машинист 1 статьи, родился в 1876 году в Домниной волости Курляндской губернии.

Грошев Алексей Ильич – машинный унтер-офицер 2 статьи, родился в 1882 году в г. Дмитровске Орловской губернии.

Данилюк Иван Зиновьевич – рулевой унтер-офицер 1 статьи, родился в 1885 году в селе Бабинец Сквирского уезда Киевской губернии.

Димидкин Дмитрий Степанович – рулевой боцманмат, родился в 1883 году, уроженец Полтаво-Панковской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии.

Казаринов Петр Ильич – минный машинист, родился в 1882 году, в Ямской слободе Фофановской волости Ряжского уезда Рязанской губернии.

Королев Владимир Васильевич – минно-машинный унтер-офицер 1 статьи, родился в 1880 году в селе Жлобовых-Борков Сапожковского уезда Рязанской губернии.

Лайко Иван Ильич – минный унтер-офицер 1 статьи, на службе с 1905 года, уроженец села Сибиречки Хомявинской волости Черниговской губернии.

Латонов Михаил Петрович – рулевой боцманмат, родился в 1883 году в селе Юрьевка Мокшанской волости Пензенской губернии.

Парфенов Тимофей – машинный унтер-офицер 2 статьи, на службе с 1906 года, уроженец села Столбчало Красниковской волости Волховского уезда Орловской губернии.

Плотников Андрей Степанович – рулевой унтер-офицер 1 статьи, родился в 1883 году в Чистопольском уезде Казанской губернии.

Прилепа Иван Антонович – моторный унтер-офицер 2 статьи, родился в 1885 году в селе Тарасовка Кистерской волости Черниговской губернии.

Сальников Фрол Львович – минный кондуктор, на службе с 1899 года, уроженец села Михайлова сторона Городищенской волости Владимирской губернии.

Соломенный Кузьма – боцманмат минер, на службе с 1903 года, уроженец села Плиски Борзенского уезда Черниговской губернии.

Тучков Дмитрий Александрович – родился в 1883 году в Москве, дворянин, мичман, помощник командира подводной лодки. (1883--1909, † Москва, Ново-Девичье кладбище, 4-участок).

Федоров Константин Федорович – минный машинист, родился в 1883 году, на службе с 1905 года, уроженец Московской губернии.

Шаронов Иван Иванович – минный унтер-офицер 1 статьи, родился в 1884 году в деревни Минеево Бежецкого уезда Тверской губернии.


Подводник - это не профессия, это судьба. Вопрос к живущим в Севастополе - в каком состоянии памятник находится сейчас?

С ув, С


Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 1243
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.08 19:44. Заголовок: Нашел в Алфавитном с..


Нашел в Алфавитном справочнике жителей Петрограда за 1917 год - "Аквилонов Мих. Мих. отс. лейт. Новый пер. 5. Т. 64865.". Думаю, что тот самый.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 13:15. Заголовок: а как погибла ПЛ? су..


а как погибла ПЛ? судя по всему, этот наказанный командир выжил?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 13:22. Заголовок: вопросик


а позвольте спросить у ученого собрания обстоятельства гибели ПЛ и команды. судя по тексту выше, командир выжил? почему другие не смогли? и еще, известно ли что было дальше с тем командиром?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 13:23. Заголовок: вопросик


а позвольте спросить у ученого собрания обстоятельства гибели ПЛ и команды. судя по тексту выше, командир выжил? почему другие не смогли? и еще, известно ли что было дальше с тем командиром?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 13:31. Заголовок: Re


а позвольте спросить у ученого собрания обстоятельства гибели ПЛ и команды. судя по тексту выше, командир выжил? почему другие не смогли? и еще, известно ли что было дальше с тем командиром?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 4280
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 21
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 14:36. Заголовок: Ну, Вы хоть проверяй..


Ну, Вы хоть проверяйте, что у Вас получается. В четырёх постах одно и тоже.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 209 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 108
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет