|
Отправлено: 08.07.08 22:54. Заголовок: Усть-Двинская крепость
Решил открыть новую тему по Усть-Двинской крепости. Нашел несколько рапортов офицеров Усть-Двинской крепостной минной роты о действиях роты при оставлении Риги и крепости. Пока представляю первый из них. Если кому интересно, могу еще дать состав вооружения крепости. Командир Усть-Двинской крепостной минной роты. По части строевой. 20 сентября 1917 г. № 134. Секретно. Начальнику инженеров Усть-Двинской крепости. Рапорт. Представляя при сем ведомости личного и судового состава роты, имущества как роты так и прочих частей Усть-Двинского гарнизона, вывезенного ротой на судах доношу, что согласно полученных распоряжений от Штаба Усть-Двинской крепости и особой инструкции, утвержденной Комендантом крепости, вверенной мне ротой начиная с 20 августа с.г. и до вечера 21-го числа того же месяца, произведены нижеследующие работы: Весь день 20-го числа происходила погрузка минного имущества из складов роты и мастерских. 21-го в 1 час временно командующий ротой был вызван в Штаб крепости где получил распоряжения о порядке эвакуации крепости, согласно которых, рота выполнив возложенные на нее особой инструкцией задачи, должна была на судах выйти в залив и следовать вдоль побережья стараясь дойти до Ревеля. Около 2 часов 30 минут 21-го числа рота приступила к выполнению возложенной на нее задачи, распределив людей следующим образом: поручик Карцов и прапорщик Москвин с командой в 35 солдат, назначен для уничтожения левобережных сооружений; поручик Флакс и прапорщик Бородинов с транспортом “Могучий” – постановка минного заграждения и затопление судов ”Унтервезер” и “Норденшильд” в устье Двины; поручик Станицкий с командой в 48 человек для уничтожения береговых сооружений острова Магнус-Гольм. Прапорщик Иванов-Тринадцатый, по распоряжению штаба крепости, отправлен 19-го числа на наблюдательный пункт в местечко Мордорф; оставшиеся чины роты и рота солдат Усть-Двинского крепостного пехотного полка (пехоты было только 60 человек) были распределены по судам для погрузки имущества. Так как на роту не было возложено подрывание орудий, а только помощь артиллеристам, то особой команды для взрыва орудий не было назначено, а в том случае, когда артиллерия обращалась к чинам роты за содействием, таковое было оказано, при чем взорвано 4 орудия 10” и 2 орудия Виккерса. Работы произведенные командами изложены в прилагаемой при сем ведомости. В 19 часов караван судов роты в составе: транспорт “Латвия”, 5 рабочих минных катеров, пароход “Изабелла”, пароход “К”, пароход “Бомбардир Никитин”, транспорт “Эльба”, буксиры: “Надежда”, “Вера”, “Леонид”, “Вольдемар”, “Александр”, “Роман”, моторная шлюпка “Запал” и пароходы Рижской речной флотилии под охраной миноносца “Генерал Кондратенко”, канонерских лодок “Грозящий”, “Хивинец” и “Храбрый” и миноносца “Пограничник2, вышел в море для следования в Ревель. У местечка Царникау была назначена остановка, для того, чтобы дать возможность оставшимся для окончания работ в крепости транспорта “Могучий”, 2 стационерам и буксиру “Балтия”, присоединиться к флотилии. В 19 часов 30 минут по окончании возложенных на него работ, вышел в море стационер № 2. Около 20-ти часов вслед за ним, выполнив задачу вышел транспорт “Могучий”, и последним, около 24 часов, вышли из крепости стационер № 1 и буксир “Балтия”. Все эти суда пошли на соединение с флотилией к местечку Царникау, что и произошло около 1 часа 22-го числа, после чего вся флотилия, снялась с якоря и построившись в 3 кильватерные колонны, пошла дальше. Вследствие поднявшейся волны и сильного ветра, суда Рижской Речной флотилии и пароход “Бомбардир Никитин” и пароход “Изабелла”, вынуждены были войти в гавань местечка Гайнаш, где и встали за стенкой. Остальные суда продолжали следовать тем же курсом на Пернов. В 14 часов 15 минут вошли в Перновскую бухту и встали на якорь. В 18 часов было получено распоряжение транспорту “Могучему”, буксирам и катерам войти в Перновский порт и ждать распоряжения для дальнейшего следования; транспортам “Латвия” и “Эльба” следовать дальше с военными судами. В 19 часов первый отряд вошел в реку Перновку. Путь следования транспортов указан в рапорте штурмана Игнатова. 24 августа, в 8 часов отряд, стоявший в Пернове получил распоряжение выйти в море для соединения с Рижской Речной флотилией и для дальнейшего следования в местечко Рогге-Кюль. В 12 часов, встретившись с Речной флотилией в Кюно-Зунде пошли на Моон-Зунд. В 20 часов подошли к Моон-Зунду и встали у стенки в местечке Вердер. 25-го в 9 часов вышли из Вердера, взяв курс на Рогге-Кюль, куда и пришли около 14 часов и встали за стенкой. 1-го сентября получено предписание Начштасухвойск, оставив плавучие средства и команды для их обслуживания в Рогге-Кюле, роте перейти в Пернов, что было выполнено к 3 числу. Прибыв в Пернов 3-го числа расположились по отведенным квартирам. 15-го числа получено распоряжение Начштасухвойск об отправлении роты, кроме судов: транспорта “Могучего” и 2 стационеров с командой в 30 человек при 1 офицере, временно остающихся в прикомандировании к Рижской Речной флотилии, в город Ревель для предполагаемого переформирования. По распоряжению Начальника Охраны Водного Района, все буксирные пароходы оставлены в Роге-Кюле и переданы: “Надежда” и “Леонид” – Начальнику Рижской речной флотилии; “Вольдемар” и “Александр” – Начальнику Минной дивизии; “Балтия”, “Вера”, “Роман”, пароход литера “К” и моторная шлюпка “Запал” – в распоряжение Начальника Охраны Водного Района Моон-Зундских позиций. Транспорт “Латвия” передан в распоряжение Штаба Крепости Петра Великого, пароход “Изабелла” – в распоряжение Начальника Минной дивизии… Командир роты капитан Алексеев За адъютанта роты поручик Карцов
|