Можно считать, что это так проставляюсь по поводу наступившего Нового года и нового чина.
Е. С. Гернет
http://www.peoples.ru/state/citizen/gernet/photo.html "Теория капитана Гернета", в самом деле, кажется, интересно было бы с ней познакомиться подробнее. И вроде бы в 1981 году книга Гернета была-таки переиздана в СССР, то есть найти её в библиотеках, можно предположить, не очень сложно. Но до библиотек нужно ещё дойти... Некоторая же литература, вкотрой упоминается Е. С. Гернет есть уже и в личном книжном шкафу.
“Евгений Сергеевич Гернет - личность уникальная: капитан II ранга российского императорского флота и герой русско-японской войны, капитан дальнего плавания и исследователь Арктики, крупный учёный, широко эрудированный и разносторонне образованный человек”. (Звягинцев В. В. Трибунал для флагманов. М., 2007. С. 334 - 335.) Читая первую же фразу запинаюсь. Ибо вспоминается “Список старшинства”, где Гернет указан капитаном 2 ранга с 28 июля 1917 года. А какой к тому времени императорский флот?.. Ну ладно, это мелочи, вероятно, ради красного словца вставленные. "Императорский флот," - красиво звучит.
Читаем про книгу Гернета: “Основная мысль этой книги заключалась в том, что не похолодание вызвало развитие оледенения, а, наоборот, развитие ледняков - “расползание ледяных лишаёв” - стало причиной похолодания. Гернет предположил, что ледниковый период может повториться, поскольку при обильном таянии льдов воздух становится влажным, осадков выпадает больше, и это ведёт к появлению ледяных опухолей. Поэтому человечество, считал Гернет, обязано во имя будущих поколений удалить с тела планеты эти ледяные наросты”. (Там же. С. 335.) Будем надеяться, что здесь основная мысль книги передана верно. Без лишнего (тут опять вспоминается лишнее слово "императорский").
"В предисловии к своей книге он писал: “Я не только не учёный-геолог, но не получил по геологии вообще никакого образования. Оправданием, что я, не будучи квалифицированным геологом, взялся за книгу по геологии, является то обстоятельство, что затрагиваемый в ней вопрос - о причинах миоценового климата в нашей полярной области и “ледниковой эпохи” - геологами не разрешён, а мною, по глубокому моему убеждению, разрешён вполне. Как же я мог не поделиться с человечеством своим открытием, даже если бы ошибался?”" (Там же. С. 336.) Так цитируются слова самого Евгения Сергеевича Гернета.
Вот ещё книга из книжного шкафа, где что-то есть о Гернете...
“<…> Из примечаний к XXIII тому сочинений В. И. Ленина (3-е издание), где говорится о постановлении матросского делегатского собрания “идти в Новороссийск, избрав вместо Саблина командующего флотом Гернета”.
О, как много и за этой строкой из ленинского тома…
Севастополь лета 1918 года. Решается судьба Черноморского флота: уйти в Новороссийск или ждать прихода немецких войск в надежде, что они не тронут корабли, столь досаждавшие кайзеру на Чёрном море. Ленин и Троцкий, опираясь на мнение коллегии Морского комиссариата, требуют перехода флота в Новороссийск. Командующий флотом контр-адмирал Саблин медлит, тянет и, в конце концов, решает оставить флот в Севастополе, прикрыв его от немцев желто-голубым флагом украинской Центральной рады.
На кораблях закипели страсти.
“В 22 часа состоялось оперативное совещание командиров всех кораблей и делегатов от команд, решивших покинуть Севастополь, – пишет в своей повести В. Галенко. – На эсминце “Пронзительный” в кают-компании не продохнуть. На большом обеденном столе – план перехода. Гернет (капитан 2-го ранга, командир эсминца “Калиакрия”) в своем выступлении огласил порядок выхода, порядок построения в походный ордер, меры по обороне на переходе. Совещание единогласно утвердило Гернета командующим отрядом и флагманом перехода. Его заместителем был назначен преданный советской власти командир эсминца “Керчь” В. Кукель.
Гернет увел из Севастополя под красным флагом 14 эсминцев, вспомогательный крейсер, 10 катеров-истребителей и 8 транспортов. На следующий день контр-адмирал Саблин вынужден был повторить маршрут Гернета и провести к отряду независимого кавторанга два линкора и эсминец “Дерзкий”.”
(Черкашин Н. А. Одиссея мичмана Д… М., 2003. С. 239.)
Впрочем, надо сказать, что в книгах данного автора вымысел и домыслы порой так тесно переплетаются с реальными фактами, что порой не поймёшь: то ли это историческое исследование, то ли художественное произведение написанное в жанре альтернативной истории.
Однако же вернёмся к "теории капитана Гернета".
“А что же учёные? Рано или поздно, они оценили книгу Гернета, его догадку, его гипотезу. Они приняли его теорию.
В 1968 году в Ленинграде на научном симпозиуме географ Стрелков поведал своим коллегам о книге Капитана. Географа горячо поддержал видный гляциолог О. П. Чижов:
– Стрелков упомянул в своём выступлении о книге Гернета “Ледяные лишаи”. Мне было очень приятно слышать высокую её оценку. В этой книге были высказаны представления, теперь получающие общее признание. Кто-то, если не ошибаюсь, из физиков сказал, что всякая научная гипотеза проходит при своём распространении три этапа. Первый: “Какая чушь!” Второй: “Нет, в этом что-то есть”. И наконец, третий: “А кто же этого не знает?” Книга Гернета вышла в 1930 году. Она осталась незамеченной учеными. Отношение к высказанной им гипотезе находилось в первой фазе “Какая чушь!” В 1955 году появилась статья американского геолога Стокса “Иной взгляд на ледниковый период”, в которой была высказана (безусловно, независимо от Гернета), по существу, та же гипотеза. Эта статья также не привлекла особенно большого внимания. Но ещё через год, в 1956 году, появилась в том же журнале “Сайенс” статья более известных соотечественников Стокса, сотрудников Ламонтской геологической обсерватории М. Юинга и В. Донна “Новая теория ледниковых периодов”, развивавшая ту же гипотезу. Теперь, очевидно, настало время для второй фазы (“В этом что-то есть”). Гипотеза получила широкую известность как теория Юинга и Донна. Её обсуждают, высказываются “за” и “против”, подробный её разбор и, в общем, положительная оценка даются в двухтомном “Курсе гляциологии” Л. Лабурти, вышедшем в 1965 году в Париже. Однако называть новую гипотезу именами Юинга и Донна не справедливо, следует говорить о гипотезе Гернета – Стокса, так как они предложили её впервые.
По-видимому, – говорил О. П. Чижов, – мы близки к последней фазе в изменениях отношения к гипотезе Гернета (“А кто же этого не знает?”)… По гипотезе Гернета – Стокса, существует определенное взаимодействие между сушей и морем, между материковыми и морскими льдами. Это взаимодействие и определяет автоматические колебания климата и оледенения Земли. Общие основания и особенности оледенения были показаны и объяснены Гернетом, но почти не затронуты другими из упомянутых мною авторов”.
(Там же. С. 244.)
Очень интересно, и хочется надеяться, что в этом месте Н. А. Черкашин приводит не домыслы с вымыслом, а факты. Зная, что разного рода исторические несоответствия иногда явно присутствуют в произведениях этого автора, пытаюсь найти их и здесь.
Кажется, хотя и небольшое, но всё же несоответствие, обнаружено. Автор приводит текст письма дочери Е. С. Гернета. В письме есть такие строчки:
“Появилось много воспоминаний о гибели Черноморской эскадры. Но никто, ни один человек, не назвал имени Гернета. Когда перечисляли потопленные корабли, “Калиакрию” ставили на последнее место.
Эсминец “Калиакрия” был флагманским кораблем, и вёл эскадру Гернет. Но даже Кукель в своих записках забыл упомянуть имя командира “Калиакрии”.
(Там же. С. 248 - 249.)
Н. А. Черкашин не комментирует утверждение, что «даже Кукель в своих записках забыл упомянуть имя командира “Калиакрии”.» Но, взяв ещё одну книгу из шкафа, обнаруживаю, что В. А. Кукель всё же один раз упоминает Гернета:
“<…> Отрадно отметить то обстоятельство, что ни один миноносец из дивизиона памяти доблестного адмирала Федора Федоровича Ушакова, записавшего одни из лучших страниц в истории Черноморского флота своими победами при Керчи, Гаджибее (Одессе), мысе Калиакрия и острове Фидониси не попал в руки врагу.
Командный состав Новороссийской эскадры
<…>
Командир эсминца “Керчь” — старший лейтенант Владимир Андреевич Кукель
Командир эсминца “Гаджибей” — лейтенант Владимир Александрович Алексеев
Командир эсминца “Фидониси” — старший лейтенант Александр Константинович Миткевич
Командир эсминца “Калиакрия” — капитан 2 ранга Евгений Сергеевич Гернет
<…>”
(В. Кукель. Правда о гибели Черноморского флота // Гражданская война в России: Черноморский флот. М., 2002. С. 48-49.)
Упоминание, правда, только одно, а о том, что вёл эскадру Гернет, ничего не говорится. Но эсминец «Калиакрия» в списке поставлен не «на последнее место». В приведённой сокращенной цитате среди эсминцев дивизиона памяти адмирала Ушакова он упомянут в конце, но среди списка кораблей Новороссийской эскадры «Калиакрия» стоит где-то в середине.
Указанная неточность невелика. Пытаясь дальше искать неточности и несоответствия обращаюсь к поиску в интернете. В результате поиска там обнаруживается и статья в «Википедии». Статья из «Википедии» выдаёт такие вехи биографии Гернета, о которых ничего не упоминается в уже использованных здесь книгах.
“8 июля 1910 — 9 ноября 1911 — Находился в безвестном отсутствии. 12 августа 1910 — Исключён из списков флота. 22 ноября. 1911 — Вновь зачислен во флот и отдан под суд за служебный подлог, растрату казённых денег и побег со службы. Осужден на 3 года заключения в крепости. 4 мая 1912 — Император заменил наказание на исключение из службы с лишением дворянства, чинов и орденов. 28 июля 1914 — Возвращены все права и преимущества, утраченные по суду. Октябрь 1915 — Комендант транспорта № 67 (бывшего английского грузового парохода “Тислетор”) в составе Черноморского флота”.
Интересно, какая история могла стоять за «служебным подлогом, растратой казённых денег и побегом со службы»? Ответа на это мне пока не удалось найти.
Относительно службы в РККФ в разных источниках (и на бумажных, и на веб-страницах) можно в биографических данных найти некоторые расхождения. В «Википедии» об этой службе написано так: «30 апреля 1918 — Переводит эскадру из 11 миноносцев и 10 сторожевых катеров из Севастополя в Новороссийск. 18 июня 1918 — Затапливает миноносцы и 2 катера в Цемесской бухте Новороссийска. 23 июня 1918 — Начальник отряда из 8 катеров, перевезённых из Новороссийска на Волгу. 28 февраля 1919 — Начальник дивизиона сторожевых кораблей Балтфлота в Шлиссельбурге. 25 мая 1920 — Командующий Азовской военной флотилией. Август 1920 — Главный командир портов Чёрного моря. Ноябрь 1920 — Начальник Новороссийского укрепрайона. Апрель 1921 — Начальник Грузинского укрепрайона. Июнь 1921 — Начальник Южно-черноморского сектора обороны. Август 1921 — Старший морской начальник Южного района Чёрного моря. Октябрь 1921 — Начальник Морского отдела Нарвоенморкомрата ССР Абхазия. Ноябрь 1921 — Сотрудник для особых поручений при Нарвоенморкомрате Абхазии по морским делам. 1 января 1922 — Уволен в бессрочный отпуск. 1923 — Принят на учет Приморским губернским военкоматом».
А далее: «Июнь 1923 — Капитан пароходов «Симбирск» и «Индигирка» на Дальнем Востоке. Март 1926 - Представитель Нефтесиндиката СССР в Сватоу (Китай). 1927-1931 — Агент Владивостокской фрахтовой конторы Наркомторга в Кобе, Япония. Июль 1931 — Вернулся в Ленинград. 1933 — Сотрудник Гидрографического управления Главсевморпути. На ледокольном пароходе «Сибиряков» ходил к островам "Известий ЦИК" и Арктического института. 1934 — Ходил в Карское море в качестве гидрографа на ледокольном пароходе «Садко». По результатам промеров во время 23-дневного дрейфа со льдом предположил наличие земли или мелководья на северо-восток от острова Визе. 1935 — Вторая экспедиция в Карское море, подтвердившая гипотезу Гернета. 1935 — Экспедиция в Восточную Арктику на парусно-моторной шхуне «Полярная звезда». В бухте Тикси обнаружилось, что состояние старой шхуны не позволяет ей рисковать выходить в Ледовитый океан. 1936-1937 — Работает со своими картами и участвует в подготовке работы дрейфующей станции «Северный полюс» И.Д.Папанина. 1 мая 1938 — Арестован по обвинению во вредительстве. 23 декабря 1939 года — Сослан в Казахстан по закрытому постановлению «особого совещания».» Срок ссылке был пять лет. В 1943 года, когда срок ссылки уже кончился и Гернет уже собирался уехать из Казахстана, Е. С. Гернет скончался от инфаркта. Реабилитирован посмертно.
О «теории капитана Гернета» вспомнилось мне, когда думалось о теперешних зимах. И в прошлом, и в позапрошлом годах зимы были значительно более тёплыми и значительно менее снежными, чем те зимы, которые были прежде типичны для России. Один год с «нетипичной» зимой - такое может вполне быть и при этом ещё не говорить о том, что климат в целом меняется. Два таких года подряд уже наводят на мысль об установившейся тенденции. Декабрь 2008 года подтверждает тенденцию. К концу месяца, правда, вполне установилась погода похожая на зимнюю и землю немного прикрыл снег. Но в первой декаде декабря погода была похожа на октябрьскую: температура выше нуля, сыро (временами и небольшие дожди), снег, который в небольшом количестве успел всё же выпасть в ноябре, полностью растаял. Так что в среднем зима уже третий раз подряд «нетипичная». Что это может значить? Относительно недолгое потепление, какие, насколько знаю, бывали перед очередным наступлением ледника? Или наступление новой тёплой эры?