Елена, большое спасибо за "рыбьи" фото!!!
Елена пишет:
цитата: |
на какую же глубину могла опуститься лодка? |
|
Форель
02.1902
Верфь “Германия” начала работать над проектом небольшой экспериментальной подводной лодки. Конструктор Р. Эквилей (Д'Эквиле)
В то время германское морское министерство отказывало в выделении каких бы то ни было денег для постройки подводного корабля. Считали, что фирма Крупна должна получить первоначально некоторые практические знания в отношении постройки подводных лодок и приобрести средства для ведения исследовательской работы в области проблемы плавания под водой.
07.1902
Заложена на верфи Krupp Germaniawerft (Киль, Германия) на средства Ф. Круппа как экспериментальная по его собственной инициативе и под его ответственность с целью привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам.
Строилась под большим секретом, хотя в ее конструкции не было ничего оригинального. С технической точки зрения, по сравнению с лодкой “Gymnote”, построенной по проекту французского инженера Гюстава Зеде в 1886 г. представляла или очень малый прогресс или никакого прогресса. Судя по чертежам, не имел ничего общего с экспериментальной лодкой.
06.1903
Проведены первые испытания
07.1903
Произведены подводный пробег и прошедшая успешно атака щита, поставленного на якорях в 3 милях от места выхода подводной лодки. Она также произвела демонстрационный пробег перед германским императором.
23.09.1903
Принц Генрих Прусский сделал на ней короткий переход.
Видимо, ее демонстрировали также перед германским морским командованием. Указывали, что она демонстрирует успех во всех отношениях, кроме одного пункта: она никогда не могла достичь проектной скорости.
Она представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули.
Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки.
Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии
03.1904 - начались переговоры с фирмой Круппа о постройке трех подводных лодок. В случае заключения заказа фирма обещала Морскому ведомству подарок стоимостью 100 000 рублей - малую подводную лодку.
24.05.1904
С фирмой Фридриха Круппа капитаном 2 ранга Беклемишевым заключён договор о постройке фирмой 3 подводных лодок для России. Передана в дар Вильгельмом II при подписании контракта. По другим данным, подводную лодку подарить России в знак признательности за выгодную сделку предложил Беклемишев. Заказано также 75 торпед.
«Приманка для русских заказов».
Водоизмещение, тонн:
надводное 17.0 15.5
подводное 18.0 16.3
Главные размерения, метров
длина 12.5 13.0
ширина 1.65 (без съёмных торпедных аппаратов)
углубление 1.1
высота корпуса 2.82
с рубкой (без аварийного киля) 2.40
однокорпусная
сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью, имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули
в средней части прочного корпуса – балластная цистерна
система машин и мощность механизмов, л.с.:
1 электромотор 65 л.с. для надводного и подводного хода системы Фюльмена
аккумуляторная батарея
привод помпы водяного балласта, вентиляторы и приводы крышек торапедных аппаратов управлись электромоторами
скорость хода, узлов:
надводная – не более 4.5 6.0 (со снятыми торпедными аппаратами)
подводная – 3.5 4.0
дальность плавания, миль (со скоростью, узлов):
надводная 20.0
подводная – 18.0 (3.5) 4.5 (3.3) – при установленных торпедных аппаратах 6.0
глубина погружения, метров
рабочая
предельная – 30
вооружение
2 съёмных наружных решетчатых торпедных аппарата Уайтхэда, торпеды 8/50 (В/50) Шварцкопфа калибром 450 мм
экипаж, человек – 4 (по другим данным – 3)
офицеров – 1
нижних чинов - 3 2
07.06.1904
В сопровождении инженера фирмы и экипажа для обучения русской команды отправлена в качестве «передвижного предохранительного буя» по железной дороге отправлена из Киля в Либаву
14.06.1904
Доставлена в Санкт-Петербург на Балтийский завод по железной дороге в сопровождении инженера фирмы и немецкой команды для обучения русского экипажа.
25.06.1904
Выход на подводной лодке совершил капитан 2 ранга М. Н. Беклемшев, так как из-за ненадёжности личный состав не хотел на ней служить. М. Н. Беклемишев дал высокую оценку подводной лодке (управление лодкой было «весьма удобное и простое»)
Укомплектовать команду удалось только после плавания на ней капитана 2 ранга М. Н. Беклемишева.
06-07.1904
Выходила в море для обучения экипажа
05.07.1904
Поднята на стенку для установки бортовых наружных торпедных аппаратов.
26.07.1904
Провела первые торпедные стрельбы.
06.08.1904
Подверглась близ Петербурга испытаниям на погружение и в подводном ходу.
10.08.1904
Полностью готова.
21.08.1904
«неподлежащим оглашению приказом» по Морскому ведомству зачислена в списки судов флота миноносцем «Форель»
22.08.1904
Из-за неисправности двойной железнодорожной платформы отправка не состоялась
25.08/07.09.1904 - В неразобранном виде на по железной дороге отправлена во Владивосток. Ее командир очень просил выслать торпеды вместе с лодкой. Его заверили, что они будут высланы немедленно.
29.09/12.10.1904
Прибыла во Владивосток
через 2 суток спущена на воду
Первая русская подводная лодка на Тихом океане
30.09 (01.10).1904
Готова к плаванию.
с 02.10.1904
Находилась «в состоянии готовности» на случай блокады
11.1904
Поднята на берег, помещена в ангар ("в сухое теплое помещение")
01/14.01.1905
С подводными лодками Дельфин, Сом, Касатка, Налим, Скат, Фельдмаршал граф Шереметев по приказу командира Владивостокского порта контр-адмирала Н. Р. Греве вошла в состав Отдельного отряда миноносцев (лейтенант А. А. Плотто) Владивостокского отряда крейсеров (контр-адмирал К. П. Иессен)
29.03.1905
Прибыли торпеды. Спущена на воду.
Из рапорта командира: «Считаю миноносец Форель одним из самых простых по устройству и, вместе с тем, одним из самых удачных типов подводной лодки…»
Совершила несколько выходов в море для учебных стрельб; после выхода торпеды подводную лодку выбрасывало на поверхность с большим дифферентом на корму
Несколько раз совместно с подводной лодкой Дельфин выходила на боевое патрулирование (без торпед на борту)
09.1904-весна 1905
Первая и единственная боеспособная подводная лодка на Дальнем Востоке
к 1908
Характеризовалась как «небоеспособная и не мореходная».
Использовалась только в учебных целях.
17.05.1910
Вышла в бухту Новик.
При плавании в надводном положении в течение 6 часов полностью разрядилась аккумуляторная батарея.
В базу возвратилась на буксире лагом подводной лодки Бычок (по другим данным – Плотва). На борту – только рулевой, входной люк не был задраен.
В проливе Босфор Восточный волной, образовавшейся от хода, залита через верхний рубочный люк, подводная лодка начала зарываться носом.
Жертв не было, так как командир и 2 матроса успели спасти рулевого. Подводная лодка затонула на глубине 26 метров.
Через некоторое время обнаружена методом траления
Водолазами при помощи подъёмного крана поднята. В строй не вводилась. Предполагалась к переводу в Либаву для использования в учебных целях. Перевод не состоялся.
1910
Перечислена в разряд портовых судов.
Из-за непригодности для боевых целей исключена из состава флота.
1911
О Форели сообщалось как о существующей лодке
1914
В справочнике о составе флота подводная лодка не числилась
Во время гражданской войны с сильно повреждённой надстройкой и демонтированными торпедными аппаратами хранилась в порту Владивосток.
1921
По некоторым данным, продана правительством Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобрана на металл.
Командиры:
1904-09.07.1904 – капитан 2 ранга М. Н. Беклемишев
02.07.1904-20.05.1905; 1905-07.08.1906 – лейтенант Рааб фон дер Тилен барон Т. Л.
20.05-01.11.1905 – лейтенант А. П. Штер (исполняющий должность)
03.07.1907-10.11.1911 – поручик по адмиралтейству Н. Д. Гаевский
на 05.1910 – лейтенант В. В. Погорецкий (исполняющий должность)
Боцман Грязнов В. М. (1911)
Басов А. (ред). Боевой путь советского Военно-Морского флота. М., Воениздат, 1988, с. 136
Боженко П. Подводная лодка Форель. Моделист-Конструктор 1990, № 9
Гибсон Р., Прендергаст М., Германская подводная война 1914-1918 гг.
Ковалёв Э. Командиры первых российских подводных лодок, ИИЛ, Подводник России, № 2, 2003
Муженинов В. Аварии и катастрофы подводных лодок, ч. 1, Галерея Принт, СПб, 2003
Меркушов В. А., Записки русского подводника, Подводный флот, № 1, 1998 с. 10
Першин А. Судьбы выпуска 1897 года (к 245-летию учреждения Морского корпуса). Морской сборник
Трусов Г. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963, с.с. 135-136
http://navylabs.cort.ru/forel.html - drawhttp://navylabs.cort.ru/forel.html - draw
С неизменным уважением, А.