История первого украинского крейсера Автор: Владимир Заблоцкий Источник: журнал «Камуфляж» № 2 за 2012 г. http://joanerges.livejournal.com/1472198.html История первого украинского крейсера необычна и представляет собой отражение общей сложной истории зарождения украинского флота в контексте появления независимой Украины вообще. В общей сложности этому кораблю, намного пережившему своих современников, пришлось четырежды менять название, столько же раз - флаг, входить в состав флотов разных стран (России, УНР, Германии и СССР), а также участвовать в трех войнах, включая две мировые...
В числе кораблей, строившихся для императорского флота Черного моря по программе 1883-1902 гг., был и крейсер 1 ранга «Нагул» (с 25 марта 1907 г. – «Память Меркурия», с 23 октября по декабрь 1918 г. - «Гетман Иван Мазепа», с 31 декабря 1922 г. - «Коминтерн»), с 16 июля 1915 г. отнесен к подклассу крейсеров (КР).
Первые конструкции корпуса корабля были выставлены на стапеле крытого эллинга №7 Николаевского адмиралтейства 14 марта 1901 г. На корабле обычно работали до 400-600 рабочих и мастеровых, и 20 мая 1903 г корпус крейсера «Кагул» был спущен на воду.
15 января 1906 г. утром крейсер ушел в Севастополь для испытания машин. Согласно условиям контракта, вахту у машин и котлов несли мастеровые ОСМиЛЗ (70 человек), изготовившего котлы и машины. При этом на корабле из вооружения имелись только 4 башенные 152-мм орудия, остальные установить не успели. В Севастопольском доке крейсеру очистили и окрасили подводную часть и 31 января он вошел в состав судов Отдельного практического отряда Черного моря.
19 апреля 1907 г, испытания механизмов крейсера, переименованного уже в «Память Меркурия», завершили, При этом его машины развили мощность 20400 л. с. вместо предусмотренных проектом 19500 л. с., а наибольшая величина скорости хода, полученная на испытаниях, составила 24,75 узла. 16 мая крейсер возвратился в Николаев для завершения установки артиллерийских орудий, ревизии и устранения выявленных недостатков.
Практически до самого начала Первой мировой войны на крейсере производились испытаний и всевозможные доработки. В 1911-1914 гг. корабль прошел в Севастополе капитальный ремонт с перевооружением (дополнительно установили четыре 152-мм орудия, увеличив их число до 16). Правда, из-за перегрузки скорость кода по сравнению с проектной снизилась до 21 узла.
К началу войны крейсер представлял собой вполне боеспособный корабль, один из лучших на флоте. 24 октября 1914 г. он под флагом начальника бригады крейсеров контр-адмирала Покровского А.Г. участвовал в первом боевом походе флота к турецким берегам. Именно «Память Меркурия» обнаружил в море 3 больших турецких транспорта с войсками и военными грузами, шедшие в Трапезунд без охранения. Все они после снятия команд были потоплены.
В ходе войны крейсеру пришлось решать довольно широкий круг задач, бороться с неприятельским судоходством, защищать свои коммуникации, сопровождать в походах к турецким берегам главные силы илота, высаживать и прикрывать десанты и ставить мины. Последний боевой поход крейсера состоялся 24 августа 1917 г – он прикрывал высадку диверсионного десанта в турецком п. Орду. Выполнив поставленные задачи, десант затем благополучно возвратился на корабли.
Всего за 33 месяца войны крейсер 32 раза выходил в море и находился там в общей сложности 307 суток. Он участвовал в 10 боевых столкновениях с кораблями противника, 3 из который пришлись на первые 14 месяцев войны.
Корабль, нуждавшимся в ремонте, заодно планировали перевооружить новыми 130-мм орудиями. Правда, осуществление этих планов пришлось отложить из-за последовавших вскоре революционных событий 1917 г. К этому времени относится возникновение на корабле, большую часть команды которого составляли украинцы, сильной украинской организации, со временем начавшей претендовать на роль ведущего проводника политики созданной в Киеве Центральной Рады (Центральный орган автономной Украины в составе России, признанный Временным правительством) на флоте. Логическим продолжением этого процесса стала украинизация ряда кораблей флота (в т. ч. эсминца «Завидный», крейсера «Память Меркурия» и даже флагманского линкора «Воля»). 16 ноября приказом командующего флотом контр-адмирала А- Немитца создали комиссию по передаче крейсера «Память Меркурия» официально аккредитованному при штабе флота комиссару Центральной Рады капитану 2 ранга Е. Акимову, Формально это можно считать датой организационного становления украинского флота, хотя вопрос требует своего исследования и дополнительного уточнения.
Обстановка осложнилась 25 ноября 1917 г., с провозглашением в Киеве, в ответ на октябрьский большевистско-левоэсеровский переворот в Петрограде, независимой Украинской Народной Республики (УНР). В этот те день после митинга на гафеле крейсера подняли украинский флаг. В знак протеста 27 числа корабль покинули, торжественно унеся с собой гвардейский Георгиевский Андреевский флаг, 200 моряков «Памяти Меркурия» из числа русских и представителе и других национальностей, в т. ч. почти все офицеры, за исключением мичмана В. Дьяченко, которому капитан 2 ранга В. Терентьев «на законном основании» сдал обязанности по должности командира и имущество крейсера,
В начале декабря 1917 г. под прикрытием украинизированных кораблей (дредноут «Воля», крейсер «Память Меркурия» и 3 эсминца) из Трабзона на транспортах эвакуировали в Одессу украинские части 127-й пехотной дивизии (первая и последняя, единственная в своем роде операция, т. к. вскоре Центральная Рада утратила контроль над флотом).
27 января 1918 г. после известного ультиматума Совнаркома России Украинской Народной Республике Москва взяла курс на военное решение вопроса в свою пользу, границу перешли, постепенно продвигаясь вглубь украинской территории, большевистские части Красной гвардии. В это же время в Одессе начались бои между частями большевистской ориентации и войсками украинской Центральной Рады. Стоявший в одесском порту «Память Меркурия» некоторое время сохранял нейтралитет, оставаясь под украинским флагом.
Но в ночь с 16 на 17 января, под угрозой расстрела большевизированньми линкорами «Синел» и «Ростислав», крейсер спустил украинский желто-голубой флаг. По одной версии экипаж сошел на берег и присоединился к формированиям Центральной Рады, по другой, по крайней мере часть его во главе с В. Дьяченко осталась на корабле, подняв красный флаг. Более того, винтовками из арсенала крейсера «Память Меркурия» вооружили формирования Союза моряков, воевавшие на стороне большевиков. С эвакуацией красных из Одессы крейсер ушел в Севастополь. В марте его перевели в число судов второй линии и сдали на хранение в Севастопольский порт.
Обстановка в революционном Севастополе в начале 1918 г. отличалась многочисленными случаями самовольной расправы матросов над офицерами, независимо от поведения последних. Отдельные из них отличались крайней жестокостью. Так, старший офицер крейсера «Память Меркурия» ст. лейтенант Д. Павловский, проходивший мимо портовой мастерской, был задержан патрулем. Матросы бросили его на землю, накрыли тяжелыми стальными листами и прыгали на них, пока не затих «последний вопль несчастной жертвы.
29 апреля на крейсере "Память Меркурия», как и на подавляющем большинстве кораблей Черноморского флота, стоявших тогда в Севастополе, вновь был поднят украинский флаг. Правда, на этот раз все это имело целью путем организованной «сверху» украинизации флота избежать его захвата наступавшими немцами. Когда же эта попытка не удалась, большая часть флота в ночь на 30 апреля ушла в Новороссийск, где спустя полтора месяца часть кораблей была по приказу из Москвы затоплена, а часть возвратилась в Севастополь и сдалась немцам.
«Память Меркурия» избежал участи и тех, и других, оставаясь к приходу немцев у причала Южной бухты под украинским флагом. А поскольку Берлин не признавал притязаний Киева на Крым и Черноморский флот, то после торжественного вступления в Севастополь 1 мая немецких войск украинские флаги на всех стоявших в бухте кораблях немцы заменили на свои, По свидетельству очевидцев, трофеев было столько, что у немецкого командования просто не оказалось достаточного числа германских морских флагов, которые пришлось срочно доставлять из Берлина самолетами.
С мая по октябрь 1918 г. немцы использовали «Память Меркурия» в качестве плавказармы для размещения личного состава своей Средиземноморской дивизии – главным образом экипажей перебазированных в Севастополь подводных лодок. В октябре немцы, в преддверии эвакуации из-за проигранной в Европе мировой войны, официально передали корабли бывшего Черноморского флота Украине.
В Киеве вновь созданное морское ведомство при гетмане Скоропадском начало комплектовать экипажи для кораблей вновь созданного украинского флота. Одновременно их переименовывали в честь выдающихся украинских политических и военных деятелей прошлого. Так, крейсер «Память Меркурия» с 23 октября 1918 г, переименовали в «Гетман Иван Мазепа». На корабле в очередной, уже третий раз подняли украинский флаг, правда, теперь уже не национальный желто-голубой, а специально утвержденный военно-морской флаг, представлявший собой белое полотнище с синим крестом и национальным желто-голубым флагом в крыже.
Увы, существовать флоту независимой Украины оставалось недолго. Вслед за поражением Германии и Турции в конце ноября 1918 г. в Севастополь пришли корабли союзников, поднявшие на кораблях бывшего Черноморского флота уже свои флаги. Старый и к тому же разоруженный крейсер никакой боевой ценности к тому времени не представлял и союзниками не использовался. Тем не менее 24 апреля в ходе первой эвакуации союзников и белых из Севастополя англичане вывели из строя все оставшиеся там корабли, подорвав их главные машины и лишив тем самым хода. Не стал исключением и «Гетман Иван Мазепа», на котором англичане подорвали головки 4-х цилиндров, Интересно, что в документах крейсер по-прежнему именовался по-старому – «Память Меркурия», Так его называли и белые, и красные, и союзники по Антанте, которым независимая Украина была в равной степени не нужна.
До конца гражданской войны крейсер стоял в Южной бухте, постепенно разоружаемый то красными, то белыми, попеременно занимавшими Севастополь. В итоге на нем остались всего четыре башенных 152-мм орудия без замков. В таком состоянии «Память Меркурия» находился к ноябрю 1920 г., на момент эвакуации армии Врангеля из Крыма.
Крейсер стал крупнейшим из немногих подлежавших восстановительному ремонту кораблей бывшего Черноморского флота, С августа 1921 г. на его борту уже разместился РВС и штаб Морских сил Черного и Азовского морей. Для восстановления машин использовали головки цилиндров, арматуру и механизмы со списанных кораблей. Во время ремонта корабль перевооружили на 130-мм артиллерию.
1 мая 1923 г. крейсер переименовали в «Коминтерн», в тот же день восстановленный корабль поднял военно-морской флаг и начал испытания, а в июне вступил в строй и участвовал в учениях, совершив поход вдоль берегов Крыма и Кавказа.
В 1924 г. «Коминтерн» продолжал активно заниматься боевой подготовкой и участвовать в учениях немногочисленных Морских сил Черного моря. В ноябре 1925 г он был задействован в съемках знаменитого фильма С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» - на борту «Коминтерна» снимали эпизоды восстания, сцены у корабельных орудий и т.п. В сентябре 1928-го на его борту снимались также эпизоды художественного фильма «Разлом».
Во время капитального ремонта с мая 1930 г по сентябрь 1931 г «Коминтерн» переоборудовали б учебный. После ремонта и переоборудования в июне 1941 г. его переклассифицировали в минный заградитель. Изменился и его силуэт - корабль лишился первой дымовой трубы, было вдвое сокращено и число 130-мм орудий. С началом Второй мировой войны он вошел в состав эскадры ЧФ и занимался минными постановками в районе Севастополя, выставив за 5 суток около 600 мин. В дальнейшем корабль осуществлял постановку оборонительных минных заграждений в северо-западной части Черного моря от устья Днестра до Тендры. С июля 1941г. корабль перебазировали в Одессу. «Коминтерн» прикрывал переход из устья Дуная в Одессу кораблей Дунайской флотилии, а также занимался установкой 250 мин в районе озера Устричное.
В начале августа «Коминтерн» включили в состав вновь сформированного Отряда кораблей северо-западного района с задачей обеспечения защиты Одессы с моря и оказания огневой поддержки армейским частям. Корабль в условиях активного противодействия артиллерии и авиации обстреливал позиции и боевые порядки наступавших румын.
В ходе боевых действий на Крымском полуострове «Коминтерн» многократно участвовал в доставке воинских подразделений и грузов к местам боевых действий, эвакуации раненых и мирного населения. В ходе таких рейдов корабль неоднократно подвергался бомбардировкам немецкой авиации, получая многочисленные повреждения. Однако каждый раз усилиями корабельной команды и работников ремонтных мастерских «Коминтерн» восстанавливал свою боеспособность и вновь выходил в море.
2 июля 1942 г. во время очередного массированного авианалета немецкой авиации на Новороссийск «Коминтерн» получил прямое попадание бомбой в левый шкафут (убито и ранено 69 человек), в верхней палубе образовалась пробоина площадью около 90 м2 и начался пожар, вскоре локализованный экипажем. Вечером корабль ушел в Поти для выполнения ремонтных работ, но через две недели во время массированного налета немецкой авиации на Поти стоявший в гавани «Коминтерн» вновь получил прямое попадание неразорвавшейся авиабомбой, которая пробила корабль насквозь в районе 2 котельного отделения и через пробоину в днище вышла наружу. Котельное отделение начало затапливаться, в связи с угрозой взрыва котлов в них прекратили пары. По окончании налета на пробоину завели пластырь, а забортную воду откачали. Тем не менее полученные повреждения в условиях отсутствия ремонтной базы означали приговор устаревшему кораблю с предельно изношенной материальной частью. В связи с этим «Коминтерн- решением командования ЧФ подлежал разоружению.
В Туапсе корабль вышел 17 августа своим ходом, не превышавшим 3 узлов, в сопровождении буксира и двух сторожевых катеров, Отразив на переходе атаку 6 «юнкерсов», «Коминтерн» попутно доставил в Туапсе 500 человек маршевого пополнения. В тот же день с корабля сняли восемь 130-мм, три 76,2-мм, три 45-мм орудия, два 25-мм автомата и пять 12,7-мм пулеметов, а также дальномер и весь боезапас. На берег сошли 184 человека из числа прислуги, предназначенные для комплектования новых батарей.
19 августа уже разоруженный «Коминтерн» совершил свой последний переход с 500 эвакуированными и грузом из Туапсе в Поти. Из снятых с «Коминтерна» орудий 17 августа 1942 г сформировали четыре 2-орудийные 130-мм, одну 3-орудийную 76,2-мм и одну 3-орудийную 45-мм береговые батареи, занявшие позиции на подступах к Туапсе.
После демонтажа всего ценного оборудования корпус «Коминтерна» 10 октября 1942 г. буксирами вывели из гавани Поти и вместе с тремя недостроенными транспортами («Лелсе», «Балаклава» и «Камышин») затопили на мелководье в устье р. Хоби (Хопи) открытием кингстонов - корпус бывшего крейсера и названные суда после затопления образовали брекватер, защитивший от воздействия прибоя фарватер и рейд существовавшего в устье реки пункта базирования легких сил флота. Окончательно «Коминтерн» исключили из списков кораблей флота 2 февраля 1943 г. Некоторое время спустя на палубе затопленного на мелководье корабля находилась противокатерная артиллерийская батарея.
Долгие годы остов крейсера продолжал служить в качестве волнолома, постепенно разрушаясь под воздействием коррозии и частых штормов, К началу 1980-х над водой сохранялась часть насквозь проржавевшей брони боевой рубки и борта, но и они со временем почти полностью исчезли, не устояв перед стихией. К настоящему времени от «Коминтерна» сохранились только днищевые конструкции.