Лет тридцать назад в архиве одного из ленинградских музеев мне удалось наткнуться на объемистую коллекцию стеклянных негативов, автором которых значился А. Динесс. Съемка Дальнего Востока, Сахалин, Хабаровск, Уссурийск, Порт-Артур, Китай, Пекин… Огромное количество снимков! И все это репортажные снимки, люди, события. И подпись на них – «А. Динесс».
Я был уверен, что это – мужчина. Похоже, так полагал не только я. В Интернете можно встретить исторические снимки с подписями «Фото А. Динеса»… Я пытался найти хоть что-то в питерских и дальневосточных архивах. Но всё было тщетно, хотя в свое время я три года проработал на Сахалине, там остались друзья и знакомые. И вот совсем недавно один краевед прислал письмо, где среди прочего рассказал о своем увлечении. Он упомянул имена фотографов, изучением наследия которых он занимался. Среди них было и имя «А. Динесс».
Каково же было мое изумление, когда таинственный А. Динесс оказался… Аглаей Павловной Динесс. Совершенно удивительная фигура! Никакого женского взгляда в ее фотографиях нет. Это серьезная документальная работа. Поражает увлеченность мастера, обширность географии ее поездок, уровень владения ремеслом при невероятной трудоемкости дела, которым занимался этот фотограф.
Дело в том, что все негативы были большого (24х30 см) формата. Это стеклянные пластины, каждая из которых прилично весит – представьте, что вы держите в руках стеклянную форточку или зеркало такого размера. А теперь учтите, что пластина должна находиться в деревянной кассете (как правило, двусторонней), а значит, там два таких стекла. Такая кассета со стеклами весит порядка четырех килограммов. И это только для того, чтобы сделать ДВА (!!!) снимка. Если вы хотите сделать десять снимков – это пять кассет и ДВАДЦАТЬ килограммов веса. Да еще фотоаппарат с объективом – пять-семь килограммов, да столько же весит штатив для него. Как я мог даже предположить, что все это под силу таскать женщине? И чего стоят только сюжеты ее снимков: каторжная тюрьма на Сахалине, сибирские золотопромышленники промывают золотоносный песок, крейсер «Варяг» на рейде Порт-Артура, быт и виды этого военного форпоста России, сахалинские крестьяне и староста... Одна из моих любимых фотографий – сахалинские жители: русские поселенцы и аборигены–айны, которые давно исчезли с острова. Большинство сюжетов – на стыке этнографии, краеведения и социальной проблематики.
Жаль только, что В. Никинин слышал звон, да не знает где он ....
Цесаревич Николай Александрович с офицерами на фрегате "Память Азова". 1891 г.
цитата:
Собиратель: Менделеев Владимир Дмитриевич, Инженер, специалист по мореходству
цитата:
Дмитрий Иванович был женат дважды. В 1862 году сочетался браком с Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска (падчерицей знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова). Супруга (Физа, наречённое имя) была старше его на 6 лет. В этом браке родились три ребёнка: дочь Мария (1863) — она умерла в младенчестве, сын Володя (1865—1898) и дочь Ольга (1868—1950).
http://port-artur.su/forums/viewtopic.php?pid=322554#p322554 На соседнем форуме "главный спец" по Порт - Артуру определил "точную" дату снимка, пост №190. (скорей всего лето-осень 1904г.) Правда с чего ее определил "тайна сия велика есть ".
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 250
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет