Фото 1904 го года.
Александр Владимирович Путятин Родился 27 сентября 1877 г. По семейной традиции, он в 1891 г. поступил в Морской корпус, в частности обучался в специализированном артиллерийском классе. Окончив корпус в 1899 г. с чином мичмана, он был зачислен в Сибирский флотский экипаж и отбыл во Владивосток.
Службу А.В. Путятин начал в марте 1900 г. вахтенным начальником на военном транспорте "Якут", короткое время прослужил на канонерской лодке "Кореец" и на миноносце № 203. В 1901 - 1902 гг. он ревизор парусно-винтового крейсера 2-го ранга "Забияка".
На его фотографиях этого времени видно, что он страдал близорукостью и постоянно носил пенсне. Очевидно, для молодого флотского офицера это не составляло проблемы.
В 1901 г. он женился на Ольге Васильевне Овчинниковой (1881 - 1941) - дочери смотрителя маяка на острове Скрыплëва в заливе Петра Великого. В этом браке родится семеро детей.
С июня 1902 по июнь 1903 г. А.В. Путятин участвует в заграничном плавании в составе экипажа парусно-винтового крейсера 2-го ранга "Разбойник".
В июне 1903 г. он переведен на Балтийский флот, а в августе 1904 г. в чине лейтенанта назначен младшим артиллерийским офицером на крейсер 1-го ранга "Аврора", а уже в конце сентября "Аврора" в составе 2-й Тихоокеанской эскадры отправилась в поход на Дальний Восток.
В воспоминаниях комендора с «Авроры» Парфёна Николаевича Борисенко есть сцена, весьма характерная для того времени:
"В 1905 году у меня был конфликт со старшим офицером Лосевым, который неоправданно придрался и ударил моего подчинённого Рубешко, сказав, что якобы у его орудия не был закрыт замок, когда проходила комиссия. Я как старший артиллерист – комендор, обратившись к офицеру Лосеву, сказал: "Вы бьёте за просто так, у меня все номера постоянно работают отлично". Тогда Лосев с бранью обрушился на меня и ударил в зубы, я возразил: "Вы напрасно бьёте!" После этого, он ударил меня вторично. Тут я не смог выдержать – кулаком в живот ответил офицеру Лосеву. Он упал и минут пять лежал без движения. Меня после этого сразу же арестовали, но, так как обе камеры были заняты, не посадили. Опомнившись, я дал себе ясный отчёт, что теперь живым мне не быть – за такой поступок обычно вешали.
Мои товарищи знали, что я отличный стрелок, и что батарейный офицер князь Путятин меня любил, ибо на призовых стрельбах он (за хорошие показатели моей и моих артиллеристов стрельбы из орудий) был со своей батареей всегда на первом месте. Товарищи посоветовали обратиться к князю Путятину.
Я пробрался в офицерскую каюту и, называя его "Ваше сиятельство", стал убедительно просить, чтобы меня оставили в живых. Путятин обрушился на меня с руганью, нанёс два удара, но пообещал помочь.
На другой день меня послали в бот грузить уголь, во время погрузки произошла драка, я услышал крик: «Борисенко, наверх!» Сразу подумалось, что меня, наверное, сейчас повесят. Бежал с расстроенным чувством, но всё же сообразил, что почему-то команда не построена, как это практиковалось при повешениях. Оказалось, что вызвал меня к себе князь Путятин, находившийся на вахте. На явившегося меня князь вторично обрушился с бранью и ударил. Я упал на палубу. Поднявшись, сказал: "Благодарю Вас, Ваше сиятельство!" После ещё одного удара Путятин разорвал свой рапорт и отпустил меня. Думаю, что я остался жив благодаря его покровительству, а также и тому, что эти события произошли как раз накануне Цусимского боя".
Примечательно, что Путятин и Лосев были равны по чину, однако по должности Путятин был младшим артиллерийским офицером, тогда как Лосев - старшим, и тем не менее Путятину все-таки удалось спасти своего подчиненного.
14 мая 1905 г. крейсер "Аврора" принял участие в Цусимском сражении. Огневая дуэль с японскими кораблями продолжалась около шести часов; за это время "Аврора" получила 18 попаданий, потеряла командира и 9 матросов (вскоре от ран умрут еще пятеро). 8 офицеров и 74 нижних чина были ранены. В частности, половине шестого вечера в результате попадания в кормовую часть Путятин, командовавший кормовыми орудиями, был ранен осколком в правый бок. Ранение было поверхностным, но вызвало большую потерю крови.
Судовой врач "Авроры" В.С. Кравченко вспоминал: "У трех 6-дюймовых орудий в корме было убито два комендора, ранено 13 человек, один смертельно. (…) Командовал этими орудиями лейтенант князь А.В. Путятин. Его тяжело ранило в бок, свалило. Кто-то на скорую руку кое-как забинтовал его повязкой из индивидуального пакета. Он остался в строю до конца боя и на перевязочный пункт явился лишь в 12 часов ночи, совершенно обессилев от громадной потери крови".
Ночью "Аврора", уходя от преследования японцев, была еще вынуждена совершать экстренные маневры, уклоняясь от торпед. Раненый Путятин прежде, чем обратиться к врачу, сделал попытку заступить на вахту и явился в боевую рубку, "но был настолько слаб, что корабля вести не мог".
"Часам к двенадцати стали появляться на перевязку раненные офицеры: старший артиллерист Лосев, старший минный офицер Старк, прапорщик Берг (последние двое, в особенности Берг, были славно изрешечены мелкими осколками, но отделались счастливо) и, наконец, тяжело раненный в бок и потерявший массу крови, лейтенант князь Путятин, все время остававшийся в строю, - продолжает Кравченко. - Кто-то наверху перевязал его повязкой из индивидуального пакета, но она и весь китель жестоко промокли. Сняв повязку и увидав рану и огромную кровяную опухоль (гематому) в правом боку, я всплеснул руками и не удержался, расцеловал князиньку.
(…) Те, кого я видел, были смертельно утомлены, так что было не до разговоров. Я решил воспользоваться наступившей относительной тишиной и приказал своему отряду прикрыть инструменты и прилечь отдохнуть. Не прошло минуты, как мой незаменимый помощник, старший фельдшер Уллас, свалившись тут же, близ операционного стола, в самой неудобной позе, уже храпел вовсю. Недалеко от него среди груды матросских тел, раскинувшихся в самых разнообразных позах, виднелась фигура батюшки, прикорнувшего в уголке. В одной из кают на голой палубе лежал раненный князь Путятин".
21 мая "Аврора", получившая в бою серьезные повреждения, вместе с крейсерами "Олег" и "Жемчуг" с трудом добралась до Филиппинских островов, принадлежавших США. Там русские суда и моряки были интернированы. 24 мая "в пять часов пополудни на двух пароходиках прибыли из Кавите американские морские врачи со своими санитарами и носилками. С «Авроры» было сдано 26 самых тяжелых раненых, в том числе два офицера: лейтенант князь Путятин и мичман Яковлев", - вспоминает доктор Кравченко.
Раненые были размещены в американском морском госпитале. Вскоре, как вспоминал Г.К. Старк, тогда старший минный офицер "Авроры", контр-адмирал Энквист "просил разрешения Петербурга списать больных офицеров: своего штаба капитана 2–го ранга Деливрона и старшего флаг–офицера лейтенанта Дена и с "Авроры"» тяжело раненного мичмана Яковлева, легко раненных лейтенанта Лосева и Путятина и мичмана Б<ертенсона> (не раненного). Из Петербурга пришел ответ: "Разрешается всем, кроме Лосева и Путятина". После получения этого ответа милейший Дмитрий Валентинович Ден пришел к нам в кают–компанию и сказал: "Это потому, что к моей жене хорошо относится императрица, а у мичмана Б<ертенсона> большие связи, а эти два просто офицеры. Я никогда раньше не пользовался своими возможностями. Я послал телеграмму жене: "Проси разрешения вернуться всем, если это не будет, то я не вернусь". Разрешено было вернуться всем".
Возвращение русских моряков необходимо было согласовывать с госдепартаментом США. Н.Н. Носков в статье "От "Паллады" до "Авроры": русские крейсера в Маниле" пишет:
"По распоряжению из Санкт-Петербурга в июле 1905 г. новый посол России в Вашингтоне Р.Р. Розен обратился в госдепартамент с просьбой отпустить на родину ревизора с «Авроры» мичмана М.Л. Бертенсона, отец которого был личным врачом императора, а брат погиб при Цусиме. Вскоре после этого временно исполняющий обязанности госсекретаря Э. Эдди сообщил Розену, что командующий американской эскадрой на Филиппинах получил от Энквиста запрос о возможности отправки в Россию двух больных лейтенантов и трех мичманов, поскольку «человечность требует уехать из этого климата». Правительство США не возражало, но ставило предварительным условием обследование офицеров американской медицинской комиссией. В сентябре разрешение вернуться на родину получили мичман Бертенсон, водолазный офицер с «Авроры» мичман В. В. Яковлев, старший артиллерийский офицер «Авроры» лейтенант А.Н. Лосев и старший флаг-офицер командующего отрядом лейтенант Д.М. Ден".
Раненые моряки вернулись на Родину на госпитальном судне "Кострома", которое прибыло в Севастополь в начале августа 1905 г.
Заслуженную награду - орден св. Станислава 3-й степени - А.В. Путятин получит наряду с другими героями Цусимского сражения только в 1906 г. по окончании Русско-японской войны.
После ранения лейтенант Путятин 2-й был отчислен из экипажа крейсера "Аврора". Между тем в России развивалась революция. Особенно тяжелое положение сложилось в западных губерниях, где одновременно происходили массовые забастовки, крестьянские волнения, вооруженные восстания под революционными лозунгами и действовали криминальные банды. Находившиеся там регулярные войска не справлялись с ситуацией, в связи с этим в Лифляндскую и Эстляндскую губернии были направлены морские охранные батальоны, сформированные из из состава флотских экипажей. В начале января 1906 г. А.В. Путятин принял командование 2-й ротой 5-го морского охранного батальона, который был направлен в Лифляндию в район железнодорожной линии Рига – Двинск.
8 февраля 1906 г. при задержании вооруженных грабителей в 8 верстах от станции Ремерсгоф (современная станция Скривери в Латвии) был ранен маузерной пулей в правую лопатку навылет
Дата рождения: 27 сентября 1877 г.
Место рождения: Тверская губерния, г. Вышний Волочек
Пол: мужчина
Национальность: русский
Социальное происхождение: из дворян, князь
Образование: высшее
Профессия / место работы: перед первым арестом преподаватель Морского техникума, перед вторым - учитель в средней школе
Место проживания: На момент первого ареста - г. Владивосток, на момент второго - г. Геленджик Краснодарского края
Партийность: б/п
Дата смерти: 11 августа 1938 г.
Место смерти: станция Плесецкая Северной железной дороги, Архангельская область
Аресты
Дата ареста: 22 января 1932 г.
Обвинение: подозрение в участии в промпартии
Осуждение: 1 ноября 1932 г.
Осудивший орган: дорожно-транспортный отдел ОГПУ Уссурийской железной дороги
Статья: 58-4-9 УК
Приговор: Постановлением ДТО ОГПУ Уссурийской железной дороги освобожден под подписку о невыезде (по сведениям из второго дела, освобожден позднее - в 1933 г.). 20 марта 1935 г. дело прекращено, подписка о невыезде отменена.
Где и кем арестован: Геленджикским РО НКВД
Дата ареста: 14 ноября 1937 г.
Обвинение: проводил контрреволюционную пропаганду и клеветническую агитацию на советскую власть. В архивной справке УФСБ по Краснодарскому краю сформулировано следующим образом: "вел контрразведывательную пораженческую агитацию, клеветал на советскую власть".
Осуждение: 28 ноября 1937 г.
Осудивший орган: тройка при УНКВД по Краснодарскому краю
Приговор: 10 лет ИТЛ
Место отбывания: Онежский ИТЛ (Онеглаг)
Дата реабилитации: 7 мая 1990 г.
Реабилитирующий орган: прокуратура Краснодарского края
Основания реабилитации: на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г.