Отправлено: 06.04.07 02:31. Заголовок: Офицеры "Рюрика", 1900 г.
Уважаемые форумчане, Сейчас пошла манера публиковать большое кол-во персональных и групповых фоток без атрибуции или с самыми общими подписями типа офицеры корабля такого-то. Особенно жалко когда они высокого качества. Вот было бы хорошо чтобы сведущие люди не сочли за труд просвещать несведущих т.к. живя в дали от архивов вопросы персоналий решить почти невозможно.
Отправлено: 19.10.08 17:08. Заголовок: Не, там в этом списк..
Не, там в этом списке ничего нет, не дают они список должностей, как у строевых офицеров, если только Дирк поможет, напишет кто был врачем на "Витязе" в период с 1885 по 1889 г.г.
Отправлено: 21.11.08 00:41. Заголовок: немного оф-топ, мож..
немного оф-топ, может этот пост для серии "офицеры "РЮРИКА"
цитата:
Известный полярный гидрограф, исследователь архипелага Норден-шельда, Новосибирских островов, бухты Тикси и дельты р. Лены, Федор Андреевич Матисен родился 22 июня (20 мая ст. ст.) 1872 г. в С.-Петербурге.
В 1886 г. он поступил в Морской кадетский корпус, который окончил с отличием и был удостоен премии им. адмирала П. С. Нахимова.
В 1892—1894 гг. Матисен в чине мичмана плавал на Балтийском море. В январе—апреле 1895 г. он окончил штурманский класс, после чего занял должность младшего штурманского офицера крейсера «Рюрик», на котором 29 октября того же года вышел из Кронштадта в Средиземное море и 9 апреля 1896 г. прибыл в японский порт Нагасаки, где вступил в состав эскадры Тихого океана. На Тихом океане Матисен пробыл до 1898 г.; он побывал во многих портах Японии, Кореи и Китая. В 1899 г. в чине лейтенанта Ф. А. получает назначение на должность вахтенного начальника транспорта «Бакан», на котором участвует в работах Русской градусной экспедиции на Шпицбергене. После работ этой экспедиции на географической карте первый раз появляется имя Матисена. В его честь был назван нунатак у ледника Инглфилд на Шпицбергене в координатах 77. 40' с. ш., 18° в. д. После первого же посещения Северного Ледовитого океана Матисен пленился его суровой красотой и поэтому сразу же принял предложение участвовать в Русской полярной экспедиции Академии наук под руководством Э. В. Толля. В экспедиции он занимался гидрографическими, топографическими, геодезическими и картографическими работами, а также метеорологическими наблюдениями. В период второго навигационного плавания Матисен возглавлял экипаж яхты «Заря».
Во время первой зимовки «Зари» у берегов Таймырского п-ова в сложных зимних условиях Ф. А. впервые произвел маршрутную съемку о-вов архипелага Норденшельда, нанес на карту западный берег о. Таймыр, группу о-вов Вилькицкого, в том числе три, открытые им самим (о-ва Стрижева, Грозный и Корсар), открыл и описал до того времени неизвестную группу островов, названных о-вами Цивольки (о-ва Макарова, Ледокол, Ермак, Васильева, Шульца, Витте, Ковалевского и Саввы Ложкина). Учитывая сделанные Ф. А. Матисеном открытия, Э. В. Толль вторично увековечил его имя на карте Таймырского п-ова, назвав пролив, отделяющий группу о-вов Вилькицкого от о-вов Таймыр и Нансена, проливом Матисена . На Новосибирских о-вах Ф. А. Матисен совершил по заданию Э. В. Толля несколько разведочных экскурсий. Ф. А. был человеком высокой общей культуры, начитанным, прекрасным музыкантом и к тому же мастером на все руки. Под его руководством строилась баня и снежный дом для метеонаблюдений; он зачаровывал всех игрой на пианино произведений Моцарта и Шопена или увлекал играми на воздухе, лыжными и стрелковыми соревнованиями. И вместе с тем «Матисен был отличным командиром, уверенным и решительным моряком».
За три дня до ухода Толля на о. Беннетта, 2 июня 1902 г., он вручил Матисену специально разработанную «Инструкцию», а на следующий день — запечатанный конверт, в котором находился приказ о назначении его начальником экспедиции, если «Заря» не сможет снять Толля и его товарищей с острова или в случае смерти самого Толля. Ф. А. хорошо представлял те величайшие опасности, с которыми было сопряжено последнее, трагически закончившееся путешествие Э. В. Толля на о. Беннетта, и с самого начала был противником этого мероприятия. Но когда это путешествие все же совершилось, Матисен предпринял все зависящие от него меры к спасению Толля и его спутников. Однако, ограниченный запас топлива на судне свел на нет все усилия командира провести «Зарю» сквозь льды к о. Беннетта. После этого Ф. А. Матисен вынужден был возглавить экспедицию, вывести ее к материку и возвратиться в Петербург.
Трезвость оценки обстановки Ф. А. Матисеном предотвратили экспедицию на яхте «Заря» для поисков Э. В. Толля. Одновременно он вместе с академиком М. А. Рыкачевым предложил послать для этой цели ледокол «Ермак». Но в правительственных кругах предложение Матисена не нашло поддержки, и спасательная экспедиция была проведена но плану, фактически предложенному Н. А. Бегичевым.
В 1903 г. Ф. А. Матисену было поручено передать «Зарю» торговой фирме А. И. Громовой в благодарность за оказанные услуги. Ф. А. Матисен воспользовался этой поездкой для изучения бухты Тикси. В свободиоо время он занялся съемкой и промером бухты и составлением карты входа в нее. В бухте Тикси и на р. Лене Матисен определил ряд астрономических пунктов, позволивших сомкнуть выполненную съемку с работами Н. Юргенса, производившимися в период 1 Международного полярного года. Кроме этого, Федор Андреевич составил подробную карту бухты Тикси и Быковского п-ова, измерил высоту окружающих бухту горных вершин, отметил наличие в долине р. Сого признаков угольного месторождения.
В 1907 г. Ф. А. был назначен командиром миноносца «Прозорливый», а затем старшим офицером I ранга крейсера «Диана». В том же году ему было присвоено звание капитана II ранга.
После плавания на «Заре» Матисен становится одним из активнейших сторонников и инициаторов постановки вопроса о продолжении и развитии работ по обследованию сибирского побережья и Северного морского пути. Вместе с другими известными полярными исследователями он принимал активное участие в работе специальной комиссии Морского министерства, созданной для изучения вопроса о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане в широких масштабах. Результатом работ этой комиссии явилось снаряжение в Северный Ледовитый океан гидрографической экспедиции на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». Ф. А. был назначен наблюдающим за постройкой ледокольных пароходов от Главного морского штаба. Вместе с А. И. Вилькицким, И. С. Сергеевым, Ю. М. Шокальским, А. А. Бунге, Ф. А. участвовал в составлении плана и программы экспедиции для исследования морского пути через Северный Ледовитый океан. Он же вывел в плавание из Петербурга на Дальний Восток одно из судов экспедиции — «Таймыр». Матисен командовал «Таймыром» до прихода в Порт-Саид, где сдал корабль капитану II ранга А. Макалинскому.
Главной целью и основной заботой Ф. А. Матисена в последний период его жизни было обоснование необходимости строительства в бухте Тикси морского порта. Организованная им Усть-Ленская гидрографическая экспедиция в 1920—1921 гг. успешно выполнила работы по описанию проток дельты Лены. В результате промерных работ был обнаружен судоходный фарватер от устья Лены до выхода в море Лаптевых у Быкова мыса. Бухта Тикси была признана пригодной для захода в нее морских судов. Своими работами Матисен дал жизнь порту Тикси, являющемуся ныне морскими воротами Якутской республики и важнейшей базой действующего Северного морского пути.
Ленский ветеран-речник, капитан парохода «Лена» Н. С. Горовацкий, которому довелось в 1919—1921 гг. обеспечивать экспедиционные поездки Ф. А. Матисена и его сотрудников в низовья и дельту Лены, впоследствии вспоминал о Федоре Андреевиче: «Это был крепкий старик с благообразной бородой, очень проницательными глазами. Всегда живой, непоседливый, он являл собой тип ученого, вдумчивого и внимательного. Федор Андреевич не чуждался простого народа, любезно разговаривал с членами команды, много рассказывал о своих полярных путешествиях».
Федор Андреевич оставил о себе достойный глубочайшей памяти след в науке и истории освоения Якутского Заполярья. Это был человек прекрасной души, величайший патриот своей Родины. Умер Ф. А. Матисен 9 декабря 1921 г. на 50-м году жизни в г. Иркутске за обработкой материалов первой советской Усть-Ленской гидрографической экспедиции, полный больших надежд на осуществление грандиозных народнохозяйственных планов по освоению Булунского севера и Советской Арктики.
Пост N: 217
Откуда: Украина, Днепропетровск
Рейтинг:
5
Отправлено: 21.03.09 19:07. Заголовок: Капитан 2 ранга Федо..
Капитан 2 ранга Федор Федорович Сильман Капитаном 1 ранга он стал потом, в 1901 г., а в 1900 г. в звании кап. 2 р. временно командовал крейсером 1 ранга "Рюрик".
Верхнее фото понятно - Гаупт. А вот на нижней фотографии интересены первый и третий если смотреть слева на право. У первого знак на груди, как не приближал не могу его рассматреть. Третий по моей версии врач ( я могу ошибаться), этот врач знаменателен тем, что в молодости много путешествовал и имел прозвище "Абиссинец". На "Рюрике" этот врач появился перед походом в Китай 1900 год.
Насчет третьего, не знаю, надо внимательно поразглядывать другие фото с тем, чтобы приблизительно определить, кто он. А вот первый точно врач. Знак у него на груди, по всей вероятности, об окончании медицинской академии. Во-вторых, он встречается на многих других фотографиях также в обличьи врача. Может быть он и есть "Абиссинец"? А что вообще за информация об этом интересном враче?
Отправлено: 25.03.09 18:51. Заголовок: В том-то и проблема,..
В том-то и проблема, инфы по "Абиссинцу" мало. ФИО не известно.Знаю, что имел светло серую окладистую бороду, которая его старила. Подробнее раскажу о нем несколько позже.
Пост N: 223
Откуда: Украина, Днепропетровск
Рейтинг:
5
Отправлено: 02.04.09 14:07. Заголовок: Предположение: на фр..
Предположение: на фрагментах лейтенант Мордвинов Александр Павлович (на "Рюрике" в 1898-1900 гг.). Первые два на "Рюрике" в 1900 г., третий в конце 1904 г. на "Владимире Мономахе" (перед выходом отряда Небогатова http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000168-000-0-0-1222543715 ). Какие будут мнения?...
Пост N: 224
Откуда: Украина, Днепропетровск
Рейтинг:
5
Отправлено: 02.04.09 19:46. Заголовок: ВЛАДИБОРЪ пишет: а ..
ВЛАДИБОРЪ пишет:
цитата:
а вот МОРДВИНОВ А.П. ли ?
На крейсере "Владимир Мономах" в конце 1904 г. (на момент снятия групповой фотографии, размещенной по адресу: http://kortic.borda.ru/?1-10-0-00000168-000-0-0-1222543715 ), из неопознанных, служили два лейтенанта, которые могли бы присутствовать на фото офицеров крейсера "Рюрик" в 1900 г. Это князь Максутов Дмитрий Петрович и Мордвинов Александр Павлович. Нашлась фотография кн. Максутова Д.П. ( http://www.forum-su.com/topic64760.html ) Справа фрагмент фото офицеров "Владимира Мономаха" с предполагаемым Максутовым. Это явно не тот офицер, что показан в моем посте № 223.
Пост N: 226
Откуда: Украина, Днепропетровск
Рейтинг:
5
Отправлено: 02.04.09 21:47. Заголовок: Прошу простить меня ..
Прошу простить меня за поспешные выводы, сделанные в предыдущем посте. Благодаря ув. ВЛАДИБОРЪу выяснилось, что на фото не Максутов Дмитрий Петрович, а Максутов Дмитрий Дмитриевич Так что вопрос остается открытым, кто же на фрагментах поста № 223, Максутов Дмитрий Петрович или Мордвинов Александр Павлович? Я все таки склонен считать, что это Мордвинов Александр Павлович, т.к. Максутов Дмитрий Петрович мог быть на "Рюрике" только в качестве гостя. Эта спорная личность встречается на многих фотографиях офицеров "Рюрика" в разной форме одежды. Для гостя это практически невозможно.
medik Доброе время, Игорь! Ваш 223 пост - однозначно Мордвинов. 2 и 3 фотографии, смотреть слева на право, одного и того-же человека, 1-я под сомнением (хотя очень похож).
Отправлено: 03.04.09 18:47. Заголовок: Снимки 1900 г., опуб..
Снимки 1900 г., опубликованные в мельниковском "Рюрике", мало того, что из одного альбома, они же все подписаны. Например, на снимке, сделанном в Амое, лейтенант с папироской в зубах -- это артиллерийский офицер Тундерман, а среди стоящих в ряд на правом юте самый правый (он чуть поотдаль) мичман М.Е.Заозёрский.
Пост N: 227
Откуда: Украина, Днепропетровск
Рейтинг:
5
Отправлено: 03.04.09 18:51. Заголовок: Предположение: на фр..
Предположение: на фрагментах мичман (в 1900 г.) Лялин Михаил Михайлович. Левый фрагмент на "Рюрике" в 1900 г., правый - на "Полярной Звезде" лет на десять позже.
Предположение: лейтенант (на 1900 г.) Бойсман Камилло Арсеньевич. К сожалению, ни одной фотографии Бойсмана 3-го у меня нет, и как он выглядит в действительности не представляю. Можно пытаться ориентироваться на изображения Бойсмана 1-го. Правый фрагмент из фото офицеров крейсера "Богатырь" начала 1905 г., как раз того времени, когда там служил Бойсман 3-й в качестве старшего офицера.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 82
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет