На создание данной темы меня подвигло желание составить визуальный ряд из кораблей Сибирской Флотилии уведенных в 1922 году контр-адмиралом Старком Георгием Карловичем на чужбину. Среди этих кораблей был пароход Добровольного флота «Эльдорадо».
Со многими кораблями проблем не возникло, почти. Чего не скажешь о пароходе «Эльдорадо». Четырех летний поиск фотографии или картины этого судна оказался непростым делом. Просто удивительно, как это судно не засветилось на групповых фото кораблей, фото портов Приморья, и т.д. Для поиска изображения нужного корабля пришлось пойти нестандартным путем.
За основу я взял список Miramar. Нет оснований сомневаться в правдивости, объективности, полноте этого списка, так как там присутствуют даже незначительные, подчас малые корабли.
В списке я ограничился кораблями, построенными до 1930 года. А далее, изучив архитектуру корабля и его историю, сократил список до тех пор, пока не остановился на нужном корабле. Делать это приходится по причине того, что я не представляю, как искомый пароход выглядел, кроме того, что имел 1 трубу и 2 мачты.
Вот список. Правда, в нем нет парохода построенного в 1850 году
ON LR/IMO ID Year Name Tons Change Starke Ref. Registered Owner Port
68677 1068677 1873 ELDORADO 3332 V1873 T.Wilson, Sons & Co Ltd
1070649 1874 ELDORADO 1211 1907 V1874 #119 Russian Navy RUS
91415 1091415 1885 ELDORADO 935 V1885 #86 T.Wilson, Sons & Co Ltd
93081 1093081 1886 ELDORADO 1383 V1886 #75 T.Wilson, Sons & Co Ltd
1116115 1902 ELDORADO 180
1124102 1907 ELDORADO 469 1943 V1907 #595 Royal Navy GBR
216615 2216615 1918 ELDORADO 2180 V1918 #428 USA Los Angeles
216615 2216615 1918 ELDORADO 2180 1919 V1918 #428 Western Tpt Co Inc USA San Francisco
2216615 1918 ELDORADO 2180 1940 V1918 #428 Jens H.Hansen PAN Panama
Итак, «Эльдорадо 1850 года
Далее по списку идет так называемый «Эльдорадо»(1) Willson Line 1873 года постройки и водоизмещением 3332 тонны. Этот пароход бывал в Восточных водах, в частности заходил и в Шанхай. Он погиб у побережья Португалии примерно в 1885.
Следующим по списку идет искомый пароход «Эльдорадо» компании IndoChina Steam navigation Company построенный на верфи Cunliff and Dunlop в 1874 году. Фотографий его я не нашел, но есть картина. Рассуждения о нем будут ниже.
Далее имеется пароход «Эльдорадо»(2) той же Willson Line постройки 1885 года в 900 тонн. Это судно, после того, как послужило на северных линиях было передано Греческому правительству и переименовано в Sfacteria а затем в Mykali в 1905 году. На фото оно как Mykali
Затем Willson Line приобретает еще одно «Эльдорадо (3) 1886 года постройки в 1332 тонны
Вот серия его изображений
Этот корабль был разобран на металл в 1913 году и никогда также не ходил на Восток, тем более Дальний.
Еще по списку можно добавить два американских «Эльдорадо», оба 1918 года постройки
Первый типичный трамп, второй также грузовик да еще с большим количеством мачт и грузовых стрел.
В списке есть еще 2 «Эльдорадо» маленького водоизмещения 180 и 400 тонн. По документам это рыболовы, поэтому они меня вообще не интересуют. Что мы имеем в итоге?
Из всех приведенных кораблей только 2 бывали на Дальнем Востоке. Пароход 1873 года имеет 2 трубы и большое водоизмещение. То есть не подходит по всем параметра. Остается только судно, изображенное на картине.
Марка на трубе может принадлежать как Willson Line так и IndoChine Steam Navigation Company. Флаг на корме тоже одинаковый – ЮнионДжек. А вот вымпел принадлежности к компании не читается. Хозяин картины отказался прислать репродукцию картины в большем разрешении, вернее согласился, но за 450 фунтов стерлингов…Картина называется «пароход Эльдорадо в Желтом море» и написана она в 1903 году. За четыре года до того как пароход приобретет Русское правительство для нужд флота на Дальнем Востоке.
Вот вымпел компании IndoChine Steam navigation Company
Мне кажется это он просматривается еа картине. У Willson Line - красный круг на белом фоне
Мой вывод таков – на картине изображен именно пароход Доброфлота «Эльдорадо» на 1903-4 год. Архитектурные особенности корабля (Странный металлический навес над верхней прогулочной палубой, штука довольно редкая, наличие парусинового тента на корме) говорят о том, что корабль проектировался для эксплуатации в тропиках и субтропиках. Архаичные обводы говорят о конце 19 столетия. Что касается соответствия изображения на картине оригиналу, то можно смело утверждать, что художники –маринисты достаточно достоверно передавали внешность судна. Об этом можно судить, хотя бы, по приведенным выше изображениям «Эльдорадо» (3).
Просьба к уважаемым знатокам парового флота высказать свои соображения по поводу изложенного. Хотелось бы получить
аргументированные позитивные или негативные отзывы.