On-line: Freiherr, Timofey, venelane, гостей 3. Всего: 6 [подробнее..]
АвторСообщение
Адмирал




Пост N: 58
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 00:06. Заголовок: Кризис офицерского корпуса?


Уважаемые коллеги!
Почти два года тому назад прошли "Елагинские чтения", на которых я выступал с докладом. Перед Новым годом Л.И.Амирханов принес в РГАВМФ отпечатанный экземпляр материалов тех чтений, но я его еще не видел. Вам же предлагаю почитать текст моего доклада и сказать все, что вы думаете обо мне, моих умственных способностях и затронутой теме. Покорно прошу соблюдать корректность.

С неизменным уважением,
Ваш Алексей

Кризис офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны 1904–1905 гг.
Емелин А.Ю.


Подробную характеристику офицерскому составу русского флота указанного пе-риода дал В.Ю.Грибовский . Он привел много важных сведений о системе подготовки, штатном и фактическом составе флота, отрицательном влиянии морского ценза, проана-лизировал поведение командиров в бою. По его мнению, «одной из важнейших причин больших потерь и самих поражений в боевых столкновениях на море была слабая военная подготовка и тактическая пассивность командного состава российского флота». Полно-стью соглашаясь с этим мнением, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, можно гово-рить в целом о кризисе офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны. В данной статье речь пойдет о строевых офицерах, это вызвано как недостатком места, так и тем обстоятельством, что именно они более других впрямую влияли на ход боевых действий.
Подавляющее большинство строевых офицеров одного возраста имели общую ба-зовую подготовку, полученную в Морском кадетском корпусе (с 1867 по 1891 г. называв-шемся Морским училищем). В этом были свои плюсы и минусы. К первым отнесем еди-нообразие заложенных представлений о чести, тактике, методах использования оружия и т. д. Корпус давал достаточно фундаментальные знания по математике, физике и другим важным предметам. В то же время далеко не всегда воспитанников учили устройству и обращению с новейшими образцами техники. Между тем для офицеров, пришедших на флот в первые годы XX века, контраст между устаревшими судами, на которых они со-вершали летние практические плавания, и новейшими крейсерами и броненосцами, на ко-торых им пришлось вступить в бой, оказался разительным – не все успели «перестроить-ся». В связи с этим укажем на главный, на наш взгляд, недостаток в принятой в корпусе системе обучения: в воспитанниках не удавалось выработать стремление учиться само-стоятельно. Не говоря уж о самообразовании, решение о поступлении в специальные классы (Минный, Артиллерийский) принималось офицерами в зависимости от их личных представлений о карьере, но никогда не связывалось с интересами страны. Если бы такое же положение было в японском флоте, он едва ли добился бы победы. Впрочем, препода-ватели Морского корпуса не смогли бы решить данную проблему, даже если бы ее четко осознавали – то же самое имело место в государстве в целом, при чем особо усугублялось исключительно дворянским происхождением воспитанников.
Как уже говорилось, многие офицеры не знали кораблей последнего поколения, вступавших в строй накануне войны. Конечно, и командирами тех самых новейших ко-раблей нередко становились моряки опытные, много плававшие, но мало знакомые с дос-тижениями прогресса. Окончив Морской корпус четверть века назад, они зачастую более нигде специально не учились и не только имели проблемы с элементарным маневрирова-нием в кильватерном строю, но и не знали, каким образом следует использовать мощь ко-раблей в бою с противником. Обратимся к спискам выпускников Морского корпуса, со-ставленным с учетом успеваемости. Из 13 капитанов 1 ранга, командовавших русскими кораблями в Порт-Артуре в день начала войны, Морской корпус окончили 12 человек. При этом в лучшие десятки в своих выпусках входили пять человек, в худшие десятки – ни одного, двое находились выше середины списков и пятеро – ниже. Из 17 капитанов 1 ранга, командовавших кораблями в Цусимском сражении, лишь двое закончили Морской корпус в лучшей десятке, еще двое входили в «замыкающие» десятки, большинство ос-тальных были «середняками». При сравнении этих показателей видно, что 1-я эскадра флота Тихого океана находилась в более благоприятных условиях. Конечно, средний балл вовсе не являлся объективным показателем – многие хорошие командиры вышли из са-мых «хвостов» списков благодаря лихости, решительности, глазомеру и приобретенному с годами морскому опыту. Но, как правило, им очень не хватало образования, знания но-вейшей техники, действенности оружия и способов его применения. Впрочем, нередко и их товарищи, окончившие корпус в числе лучших, находились в подобных условиях – система переподготовки командного состава еще отсутствовала.


Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 49 , стр: 1 2 All [только новые]


Лейтенант




Пост N: 8
Откуда: Россия, Норильск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.08 14:43. Заголовок: Флот готовили как эл..


Флот готовили как элитное подразделение для императорских смотров и загранплаваний дворянских отпрысков - отсюда и отношение к технике и боевой подготовке. Кроме того, тратя гигантские суммы на строительство - экономили на боевой подготовке и обеспечении базирования. Так что кризис офицерства был. Хороший пример Коломийцев - в РЯВ отличился, в начале ПМВ - облажался как адмирал и был задвинут Эссеном. Концепция про офицеров-администраторов, руководящих офицерами-технарями это фигня полная.

С уважением. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 23
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.07.08 22:34. Заголовок: Уважаемые коллеги, н..


Уважаемые коллеги, на мой взгляд дело не в офицерском корпусе, он слепок с общества (притом далеко не самый худший), просто произошло загнивание самой системы гос. власти. С вашего разрешения я приведу пару цитат из 1905-08 гг. Притом отнюдь не деятелей левой ориентации.
«Многие обвиняют нашу технику. Снаряды были плохими, суда тихоходные и плохо защищенные, броненосцы переворачивались и т.д. Но большинство этих обвинений не справедливо. Конечно, наши заводы не на высоте английских, но эти недостатки приводят лишь к тому, что у нас приходится тратить больше времени и денег для достижения тех же целей. Если мы ближе присмотримся к главным недостаткам нашей техники, то убедимся, что они происходят не столько от неудовлетворительного исполнения, сколько от неверного замысла.
Почему у нас снаряды плохие? Не потому, что их не умеют изготовлять, а потому, что среди артиллеристов установился взгляд, что именно такими снарядами следует стрелять. Их считали хорошими …» Так писал в 1908 году светлейший князь вице-адмирал А. А. Ливен, председатель комиссии по описанию морской части Русско-японской войны.
Далее он указывал: «Не нарочно же проигрываются сражения. Поэтому я считаю вправе сказать, что плохое состояние и неудачное поведение нашего флота произошло от незнакомства с потребностями войны всего нашего личного состава. Почему это произошло? Потому, что мысль о войне всегда отодвигалась на задний план, как неприятная. Пропаганда идей всеобщего мира находила особенно благосклонное ухо в России. Мы строили броненосцы и проповедовали мир, радовались возрождению флота и надеялись этим флотом не разбить неприятеля, а сохранить дружественные отношения… Кто же не видел, что у нас смотры и маневры бутафорские, что стрельбы слишком редкие. Но все это терпелось, все оправдывалось недостатком средств. Ведь время терпело, войны не предвиделось… Вот почему мы и в теории врали и удивляли мир своими распоряжениями. И всему этому одна коренная причина - МЫ НЕ СОЗНАВАЛИ СЕБЯ ВОЕННЫМИ». Помните у Булгакова в "Собачьем сердце" - "разруха в первую очередь в головах"!
Почему же сложилась такая обстановка. Петр Великий сказал: «Храброе сердце и исправное оружие – лучшая защита государства». Исправность оружия зависит от тех, в чьих оно руках. То есть, от состояния духа народа. Каково же было состояние этого важнейшего элемента боевой мощи перед войной. Учитывая, что в наши дни модно поливать грязью все прошлое, предоставим слово самим участникам Русско-японской войны. Вот что писал генерал Свечин, один из наиболее грамотных генштабистов того времени, накануне войны: «С кафедр, в литературе и прессе проводятся взгляды, что национализм есть понятие отжившее, что патриотизм не достоин современного «интеллигента», который должен в равной мере любить все человечество, что армия главный тормоз прогресса и т.п. Из университетской среды, из литературных кругов, из кабинетов редакций эти идеи, разрушительные для всякого государства, распространяются в широких кругах русского общества, причем каждый тупица, присоединившийся к ним, тем самым как бы приобретает патент на звание «передового интеллигента»… Логическим выводом из такого мировоззрения является отрицание всяких воинских доблестей и презрение к военной службе, как к глупому и вредному занятию… Японская армия вступает в бой, сопровождаемая восторженными симпатиями всего своего народа – от самых высших слоев до самых низших. За спиной же русской армии будет прямо враждебное отношение нашей «передовой интеллигенции» и всего того, что ей подражает. Вот в чем заключается истинная сила Японии и слабость России».
История повторяется, ибо есть у нее такое свойство. Вспомните некоторые программы телевидения и статьи в газетах 1990-х годов, освещающие события в Чечне. И подумайте об их последствиях. Поэтому закончу погружение в печальное прошлое словами вице-адмирала С. О. Макарова: «Каждый военный или причастный к военному делу человек, чтобы не забывать для чего он существует, поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись – ПОМНИ ВОЙНУ».
Вот в чем, на мой взгляд, главная причина кризиса, но не офицерского корпуса, а всей страны и в первую очередь царской династии, показавшей полную неспособность управлять страной и дать народу хоть какое-то подобие национальной идеи.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 11
Откуда: Россия, Волгоград
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.08 03:06. Заголовок: "Прочел с удовол..


"Прочел с удовольствием". :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 12
Откуда: Россия, Волгоград
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.08 10:19. Заголовок: Здесь еще вот что ну..


Здесь еще вот что нужно учесть. Служба офицером во флоте до РЯП вообще считалась более престижной, чем в армейских частях. Морские офицеры считались более образованными, да и чин мичмана, первый во флоте, приравнивался к армейскому поручику, до которого в армии еще надо было дослужиться. "Вечных" поручиков в армии было достаточно много, а вот "вечных" мичманов во флоте как-то не наблюдалось, это тоже играло свою роль. Далее. В сухопутные училища молодые люди поступали в возрасте 17-18 лет, т.е. уже более или менее сознательном, а в Морской корпус - в 13-14 лет, когда еще в голове не пойми что, только романтические мечты о белах парусах и абордажах. Да и родители, конечно, влияние оказывали в гораздо большей мере. Пример А.В. Лебедева - "Шурочки" в этом смысле очень показательный. Парня надо было в кавалерийское училище отдавать, а не в Морской корпус.
А вот насчет пьянства - не вполне согласен. Пили не больше и не меньше, чем на Ушаковской эскадре, или во флоте Нельсона. Это вообще беда всех флотов и связана с необходимостью расслабиться в условиях моря, особенно когда месяцами не видишь берега. А на эскадре Рожественского вообще пили много еще и от безысходности - очень многие офицеры понимали, что после падения Артура поход во Владивосток - чистой воды авантюра, азартная ставка, которую куда легче проиграть, чем сорвать банк.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 398
: строевой офицер
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.08 20:01. Заголовок: Valraven пишет: пр..


Valraven пишет:

 цитата:
приравнивался к армейскому поручику, до которого в армии еще надо было дослужиться.


Выслуга в среднем 4 года...
Valraven пишет:

 цитата:
"вечных" мичманов во флоте как-то не наблюдалось


было много вечных лейтенантов...
Valraven пишет:

 цитата:
В сухопутные училища молодые люди поступали в возрасте 17-18 лет, т.е. уже более или менее сознательном, а в Морской корпус - в 13-14 лет


Во первых были сухопутные кадетские корпуса. во вторых в МК можно было поступить прямо в специальные классы.


"Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно..." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 23
Откуда: Россия, Волгоград
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.08 21:36. Заголовок: Georg G-L пишет: Va..


Georg G-L пишет:

 цитата:
Valraven пишет:

цитата:
приравнивался к армейскому поручику, до которого в армии еще надо было дослужиться.


Выслуга в среднем 4 года...
Valraven пишет:

цитата:
"вечных" мичманов во флоте как-то не наблюдалось


было много вечных лейтенантов...



У меня такое ощущение, что вы судите, как и многие другие, по количеству звездочек на погоне. А между тем, мичман и поручик - чины одного класса, Х, по табели о рангах. И если до поручика надо было еще 4 года служить, то мичмана давали при выпуске из Морского корпуса. "Вечный" лейтенант - это не "вечный" поручик - сравнивать надо скорее с капитаном, опять же по табели о рангах. В соответствии с классным офицерским чином и жалованье шло, не будем об этом забывать. Кроме того, еще одно в этом смысле преимущество флота - если в армии чин полковника приходился на 78 офицеров (штат пехотного полка на 06.05.1910 г.), то во флоте равнозначный чин капитана 1 ранга - на 18 - 25 офицеров (и это без учета деления на "строевых" и инженер-механиков и пр.) Т.е. у мичмана флота было примерно в 3 - 4 раза больше шансов дослужиться до каперанга, чем у армейского подпоручика - до полковника.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 417
: строевой офицер
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.08 09:55. Заголовок: Valraven пишет: есл..


Valraven пишет:

 цитата:
если в армии чин полковника приходился на 78 офицеров (штат пехотного полка на 06.05.1910 г.),


Точнее наверное офицер в чине полковника. Но в целом с вами согласен...

"Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно..." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 918
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.18 23:17. Заголовок: В "Морских замет..


В "Морских заметках" Дмитрия Шишмарева, которые были опубликованы в Московских Ведомостях № 24 от 24 января 1905 года, рассказывается также о проблемах флота, упоминаются инциденты с офицерами фон Веймарн и Белоголовый.
В частности:


Может ли кто "вспомнить" приказ вице-адмирала Бирилева? Какой проступок совершил мичман фон Веймарн и какое понес наказание?

Спасибо!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 7116
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.18 15:12. Заголовок: Валерий-П пишет: Мо..


Валерий-П пишет:

 цитата:
Может ли кто "вспомнить" приказ вице-адмирала Бирилева? Какой проступок совершил мичман фон Веймарн и какое понес наказание?



Не видел. Заинтересовали. Попробую глянуть.
Плавания Веймарна за тот период:
Распределен в Ревельский флотский полуэкипаж, служил вахтенным начальником транспорта «Секстан» (15.05 – 28.10.1901), эскадренного миноносца «Властный» (22.08.1902 – 01.08.1903; переход на Дальний Восток), на Балтике - на транспорте «Самоед» (08.10.1903 – 08.07.1904). Штурманский офицер учебного судна «Верный» (11.09/12.09 – 14.10.1904), вахтенный начальник миноносца «Громящий» (13.10/14.10.1904 – 31.10.1905; заграничное плавание).

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Мичман




Пост N: 83
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.18 23:50. Заголовок: "В морских заметках"


Уважаемый, Валерий-П!
Вы ссылаетесь на статью Дмитрия /Ивановича/ Шишмарева, моего родного деда, он окончил МКК в 1873 году, на военной службе он прошел все должности, включительно с командованием боевыми судами, по выходе в отставку, сперва плавал на разных судах, а затем работал в специальной и общей печати по транспортным, специально угольным и продовольственным вопросам. Издавал и редактировал сословный журнал /выписка из его автобиографии/.
Может быть, Вам известны его некоторые публикации в журналах? Было бы очень интересно ознакомиться с ними или ссылками на журналы того времени.
Известно, что где-то в 1914 г.? ему принадлежал ? журнал "Дворянский русский вестник."
С ув.нева

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 919
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.18 13:13. Заголовок: Здравствуйте, Нева! ..


Здравствуйте, Нева!
Спасибо большое за сведения о Дмитрие Ивановиче!
Я могу добавить к вышеупомянутой статье еще одну - "О флоте", опубликованную в тех же "Московских Ведомостях" # 327 от 26 ноября 1904 года. Прочитать их можно на сайте: http://mosvedi.ru/archive/?page=1
Может быть наши коллеги откликнутся и продолжат список публикаций Дмитрия Ивановича Шишмарева.

С уважением!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Мичман




Пост N: 103
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.18 15:03. Заголовок: Валерий-П пишет: Ка..


Валерий-П пишет:

 цитата:
Какой проступок совершил мичман фон Веймарн и какое понес наказание?




650x2553


Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
Мичман




Пост N: 84
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.18 18:18. Заголовок: "В морских заметках"


Уважаемый Валерий-П!
Большое спасибо за интересное сообщение. Особенно радостно читать публикации родного деда Дмитрия Ивановича Шишмарева /происходящего из старинного дворянского рода и знаменитой флотской династии Шишмаревых/.
После ухода с флота до революции плавал на транспортных и пассажирских судах по Волге,Каспийскому и Черному морям.
Дм.Ив. принял революцию, в отличие от своего брата/ Константина Ив.Шишмарева, МКК 1878г.,который с Белой Армией" ушел "в КСХС ,захоронен на Сербском кладбище/ В 1918 г.был назначен делопроизводителем Гл.Упр. Водного Транспорта ,умер в 1924.,захоронен в Царском Селе г.СПб.
Его публикации есть в РГБ /о чем там речь,в открытой печати нет никаких сведений/ :
"Чарка водки или плитка шоколада".

"Краткий очерк промышленности в р-не Нижегородской и Шуйско-Ивановской жел.дорог."

"Беседы о флоте:/Нар.чтение/: С рис . и крат.мор.слов//Соч.Д.Шишмарева/ -так и написано,с сокращением слов.
Может быть ,кто-то владеет какими-то сведениями,за ранее спасибо.
С ув.,нева

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 7120
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.18 13:20. Заголовок: :sm36:..




Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 4328
: строевой офицер
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.18 11:46. Заголовок: Валерий-П пишет: ми..


Валерий-П пишет:

 цитата:
мичман фон Веймарн


который Павел Петрович - потом военно-морской агент в Христиании? Есть про него статья под рукой...

"Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно..." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 7129
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.18 14:45. Заголовок: Да, конечно, это он...


Да, конечно, это он. Статья - Карелина? Не пришлёшь библиографическую ссылочку?

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 4329
: строевой офицер
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 21:33. Заголовок: Dirk пишет: Статья ..


Dirk пишет:

 цитата:
Статья - Карелина? Не пришлёшь библиографическую ссылочку?


Карелин В.А. Военно-морская политика России в Норвегии во время Первой мировой войны и ее деятели: Лейтенант Павел фон Веймарн – морской агент в Христиании. Защитники Отечества: общественно-научные чтения по военно-исторической тематике: Материалы научных конференций: XXV, XXVII, XXIX общественно-научных чтений. Выпуск 13 / Арханг. обл. краевед. музей и др.; [сост. И.М. Гостев]. — Архангельск, 2015. стр 255-269
Сама статья в эл. виде нужна???

"Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно..." Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 7130
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 22:31. Заголовок: Georg G-L пишет: Са..


Georg G-L пишет:

 цитата:
Сама статья в эл. виде нужна???



Да, буду признателен. Этого выпуска у нас в библиотеке, кажется, нет. Спасибо!

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 4330
: строевой офицер
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 22:39. Заголовок: Dirk пишет: Да, буд..


Dirk пишет:

 цитата:
Да, буду признателен.


В вк отправил сборник!

"Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно..." Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 49 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 723
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет