On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Адмирал




Пост N: 58
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 00:06. Заголовок: Кризис офицерского корпуса?


Уважаемые коллеги!
Почти два года тому назад прошли "Елагинские чтения", на которых я выступал с докладом. Перед Новым годом Л.И.Амирханов принес в РГАВМФ отпечатанный экземпляр материалов тех чтений, но я его еще не видел. Вам же предлагаю почитать текст моего доклада и сказать все, что вы думаете обо мне, моих умственных способностях и затронутой теме. Покорно прошу соблюдать корректность.

С неизменным уважением,
Ваш Алексей

Кризис офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны 1904–1905 гг.
Емелин А.Ю.


Подробную характеристику офицерскому составу русского флота указанного пе-риода дал В.Ю.Грибовский . Он привел много важных сведений о системе подготовки, штатном и фактическом составе флота, отрицательном влиянии морского ценза, проана-лизировал поведение командиров в бою. По его мнению, «одной из важнейших причин больших потерь и самих поражений в боевых столкновениях на море была слабая военная подготовка и тактическая пассивность командного состава российского флота». Полно-стью соглашаясь с этим мнением, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, можно гово-рить в целом о кризисе офицерского состава русского флота накануне русско-японской войны. В данной статье речь пойдет о строевых офицерах, это вызвано как недостатком места, так и тем обстоятельством, что именно они более других впрямую влияли на ход боевых действий.
Подавляющее большинство строевых офицеров одного возраста имели общую ба-зовую подготовку, полученную в Морском кадетском корпусе (с 1867 по 1891 г. называв-шемся Морским училищем). В этом были свои плюсы и минусы. К первым отнесем еди-нообразие заложенных представлений о чести, тактике, методах использования оружия и т. д. Корпус давал достаточно фундаментальные знания по математике, физике и другим важным предметам. В то же время далеко не всегда воспитанников учили устройству и обращению с новейшими образцами техники. Между тем для офицеров, пришедших на флот в первые годы XX века, контраст между устаревшими судами, на которых они со-вершали летние практические плавания, и новейшими крейсерами и броненосцами, на ко-торых им пришлось вступить в бой, оказался разительным – не все успели «перестроить-ся». В связи с этим укажем на главный, на наш взгляд, недостаток в принятой в корпусе системе обучения: в воспитанниках не удавалось выработать стремление учиться само-стоятельно. Не говоря уж о самообразовании, решение о поступлении в специальные классы (Минный, Артиллерийский) принималось офицерами в зависимости от их личных представлений о карьере, но никогда не связывалось с интересами страны. Если бы такое же положение было в японском флоте, он едва ли добился бы победы. Впрочем, препода-ватели Морского корпуса не смогли бы решить данную проблему, даже если бы ее четко осознавали – то же самое имело место в государстве в целом, при чем особо усугублялось исключительно дворянским происхождением воспитанников.
Как уже говорилось, многие офицеры не знали кораблей последнего поколения, вступавших в строй накануне войны. Конечно, и командирами тех самых новейших ко-раблей нередко становились моряки опытные, много плававшие, но мало знакомые с дос-тижениями прогресса. Окончив Морской корпус четверть века назад, они зачастую более нигде специально не учились и не только имели проблемы с элементарным маневрирова-нием в кильватерном строю, но и не знали, каким образом следует использовать мощь ко-раблей в бою с противником. Обратимся к спискам выпускников Морского корпуса, со-ставленным с учетом успеваемости. Из 13 капитанов 1 ранга, командовавших русскими кораблями в Порт-Артуре в день начала войны, Морской корпус окончили 12 человек. При этом в лучшие десятки в своих выпусках входили пять человек, в худшие десятки – ни одного, двое находились выше середины списков и пятеро – ниже. Из 17 капитанов 1 ранга, командовавших кораблями в Цусимском сражении, лишь двое закончили Морской корпус в лучшей десятке, еще двое входили в «замыкающие» десятки, большинство ос-тальных были «середняками». При сравнении этих показателей видно, что 1-я эскадра флота Тихого океана находилась в более благоприятных условиях. Конечно, средний балл вовсе не являлся объективным показателем – многие хорошие командиры вышли из са-мых «хвостов» списков благодаря лихости, решительности, глазомеру и приобретенному с годами морскому опыту. Но, как правило, им очень не хватало образования, знания но-вейшей техники, действенности оружия и способов его применения. Впрочем, нередко и их товарищи, окончившие корпус в числе лучших, находились в подобных условиях – система переподготовки командного состава еще отсутствовала.


Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 49 , стр: 1 2 All [только новые]


Адмирал




Пост N: 59
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 00:09. Заголовок: Re:


Все это не могло ускользнуть от взоров язвительной молодежи. Вот, например, как описывался командир крейсера I ранга «Россия» А.П.Андреев 2-й в историческом журна-ле того же корабля (его вел мичман князь А.А.Щербатов): «Во время командования крей-сером капитана 1-го ранга Андреева все держалось на В.И.Берлинском (старшем офицере. – А.Е.), ибо Андреев – человек больной и страшно нервный, кроме того, ничем, кроме ста-рых корветов не командовал и потому, придя на “Россию”, весьма часто попадал впросак. Например, в один из первых дней по приезде, выйдя на палубу вечером, он спросил вах-тенного начальника, назначены ли ко всем огням дневальные и имеются ли у этих дне-вальных мокрые швабры и ведра с песком, причем, когда вахтенный начальник с удивле-нием ответил, что ничего подобного не сделано, то напустился на него, и только тогда ус-покоился, когда ему сказали, что у нас ведь электрическое освещение» . Вполне возмож-но, что это апокриф, но он очень показателен в плане отношения младших офицеров к старшим, тем более что записан не в личный дневник или письмо к другу, а в предназна-ченный для потомков документ.
Напротив, нередко подчиненные своих командиров уважали за их нравственные качества, но при этом не могли игнорировать их неподготовленности. Бывший мичман с броненосца «Орел» Я.К.Туманов в воспоминаниях откровенно жалеет командира корабля капитана 1 ранга Н.В.Юнга – «лихой парусник, великолепный моряк», «рыцарь своего долга» с трудом справлялся с новейшим, да к тому же неиспытанным кораблем. «Нам иногда казалось, что он даже боится своего броненосца, и уж во всяком случае мы ясно видели, что он не чувствует себя властелином вверенного ему чудовища» . Подчеркнем – автор относится к Н.В.Юнгу с уважением. Впоследствии многие считали, что если бы Юнг не получил в Цусимском сражении смертельных ран, он ни за что не позволил бы сдать корабль японцам.
Командиры кораблей нередко не интересовались вопросами подготовки к бою, считая, что это дело соответствующих офицеров-специалистов. Так, на броненосце «Це-саревич» к началу войны не существовало важнейших документов – боевых расписаний, в которых бы предусматривалось, кто на каком месте находится по пожарной, водяной и иным тревогам. Безусловно, по уставу ведал их составлением старший офицер Д.П.Шумов, но командир И.К.Григорович должен был его проконтролировать. Другой пример – после войны командир «Ретвизана» Э.Н.Щенснович писал, что одной из причин малой меткости русских в бою 28 июля была большая скорость хода. «Таблицы стрельбы, данные на наши корабли для 12-дюймовых (305-мм – А.Е.) орудий, были только времен-ны, и в них не было данных для принятия поправок на ход неприятеля, соответственно дальности. Весьма возможно, что такие таблицы были вычислены старшим артиллерий-ским офицером броненосца, но я их не видел» . Почему, если условия боя были вполне предсказуемы? Разве не командир в конечном счете отвечает за эффективность действий корабля в бою? Напомним – Щенснович считался исключительно строгим командиром, но его знаменитая требовательность более всего распространялась на несение вахт и по-вседневную службу.
Причиной ряда отрицательных явлений, имевших место в среде офицерского со-става, являлся так называемый «морской ценз». О его вредных, разлагающих последстви-ях много писалось, а потому на этом аспекте останавливаться не будем. По оценке одного из современных исследователей, система ценза сделала карьеризм обычным явлением во флоте, существенным образом сказалась на боевой подготовке кораблей и, в итоге, стала одной из важных причин, подготовивших поражение флота в войне 1904–1905 гг. Лишь в редких случаях начальство шло наперекор системе, учитывая конкретную обстановку. Так, 19 января 1904 г. высочайшим приказом старшим офицером эскадренного броненос-ца «Полтава» вместо «выплававшего ценз» С.И.Лутонина был назначен князь А.К.Кекуатов. Учитывая обстановку (возможность войны, большой опыт Лутонина), на-местник не стал производить смены.
Пресловутый ценз (наравне с обычной в нашей стране практикой) был причиной назначения на должности лиц без знаний и способностей, но много прослуживших. Быв-ший командир крейсера «Олег» Л.Ф.Добротворский отмечал: «У нас в России уже исто-рически так сложилось, что для любых должностей не требуется никаких проверочных знаний, никаких программ, лекций, трудов, гласных записок, а потому мы все, ничем этим не стращаемые, учимся только кое-чему в молодости, а потом слегка почитываем, да в винт поигрываем, а этого, конечно, очень мало для мыслей, а еще меньше для ответствен-ных должностей» .
Характеристика была бы неполной без констатации дворянского происхождения практически всех офицеров флота. Это являлось отражением общей ситуации в стране: пережитки феодализма не хотели уступать место капитализму и буржуазии как его носи-телю; промышленная революция сталкивалась с неизменной «политической надстрой-кой». Напрашивается неожиданная параллель – военно-морская техника резко ушла впе-ред, а командный состав остался в эпохе парусно-паровых корветов. В ведущих флотах мира подобных ограничений не было, даже в «юнкерско-помещичьей» Германии стрем-ление к укреплению экономической мощи и к созданию сильного флота привело к сниже-нию доли дворян среди морских офицеров до одной пятой.
К началу русско-японской войны существенное значение имел так называемый «некомплект», порожденный большим числом вступавших в строй новых кораблей. Именно некомплект стал причиной производства в мичманы (без экзаменов, за три месяца до срока) старшей гардемаринской роты Морского кадетского корпуса. Конечно, молодые люди были счастливы – государь лично приехал в училище на второй день войны, произ-нес речь и сообщил о своем решении. Восторгу не было границ, выпуск вошел в историю под именем «царского». Но вовсе не от хорошей жизни это было сделано!
Особо тяжелой была ситуация со специалистами – артиллеристами, минерами. Со-гласно отчету командира Кронштадтского порта вице-адмирала С.О.Макарова, в 1902 г. вместо требовавшихся 167 артиллерийских офицеров имелось 143 (86%), причем из по-следних 35 находились на береговых должностях (остается 108 человек – всего 65%!). Минных офицеров по спискам хватало для замещения 55% вакансий, фактически же – еще меньше . Можно ли было в таких условиях добиться впечатляющих результатов в подготовке нижних чинов и в эффективности использования оружия?
По положению на январь 1904 г. численность минных обер-офицеров обоих разря-дов заметно превосходила число артиллерийских (163 и 145 соответственно), это, среди прочего, показывало б?льшую престижность минной специальности (т.к. скорее можно было стать командиром корабля, хотя бы и небольшого). При этом численность специали-стов 1 разряда была заметно выше, чем 2-го (у артиллеристов – 78 против 67, у минеров 99 на 64). Количество более опытных специалистов можно было бы только приветствовать, но большинство из них окончили соответствующий класс уже давно, да и приближались к производству в капитаны 2 ранга и к получению в командование кораблей.
Рассмотрим теперь списки офицеров кораблей, участвовавших в боях с японцами. Из офицеров крейсера I ранга «Варяг» окончил Артиллерийский офицерский класс лишь один (старший артиллерист С.В.Зарубаев), младший артиллерист и плутонговые команди-ры такого образования не имели. В бою у Шантунга 28 июля на эскадренном броненосце «Цесаревич» и старший, и младший артиллеристы (Д.В.Ненюков и Н.Н.Азарьев 3-й) окончили класс, но лейтенант А.Ф.Данилов, командовавший носовой группой башен, рав-но как и командир кормовой башни главного калибра (А.Н.Сполатбог) и командиры всех башен 152-мм орудий данными знаниями не обладали; тогда же на «Ретвизане» сражались три выпускника класса, на «Пересвете» и «Полтаве» – по два, на «Севастополе» – один. В мирное время дурного в этом не видели, полагая, что огнем в бою будет управлять обра-зованный старший артиллерист. На практике же система передачи данных в башни и плу-тонги быстро выходила из строя, и каждый плутонговый командир вел стрельбу по своему разумению, т. е. фактически на глазок (напомним – дальномеров в их распоряжении не было). А много ли настреляешь без соответствующего образования и практики?
Вернемся к упомянутому выше отчету С.О.Макарова. Основную причину неком-плекта специалистов он видел в недостатке желающих обучаться в соответствующих классах, а также в том обстоятельстве, что классы нередко оканчивали уже опытные лей-тенанты, которым по специальности оставалось служить недолго. Не иначе как от отчая-ния был предложен следующий радикальный выход: «…установить как правило, чтобы к началу учебного года в Кронштадт вызывались все мичманы, выпущенные два года тому назад, и чтобы они обязательно держали экзамен на поступление в тот или иной класс. Если установление такого порядка признается неудобным, то следует допустить поступ-ление в класс вновь выпущенных мичманов, проплававших только одну внутреннюю кампанию, и в таком случае не посылать их в дальнее плавание до окончания одного из классов» . Тревога вице-адмирала не встретила понимания у управляющего Морским ми-нистерством адмирала П.П.Тыртова и все осталось по-прежнему. Но ситуация показа-тельна, ибо прекрасно характеризует кризис в умах молодежи.
Кают-компании, особенно во время войны, становились аренами споров и, нередко, критических суждений в адрес начальства. Старшие офицеры, в обязанности которых входило пресекать подобные разговоры, делали это редко, так как видели справедливость высказывавшихся суждений. Поводов же в мирное и военное время было, увы, предоста-точно. Пожалуй, критическое отношение обер-офицерства к руководству можно назвать одной из отличительных особенностей русского флота того периода. Конечно же, мичма-ны и лейтенанты в массе своей были далеко не однородны. В ком-то свили гнездо идеалы карьеризма или спокойной береговой жизни, кто-то активно разрабатывал новые приборы и методы управления огнем, в свободное время читал матросам рассказы Л.Н.Толстого и учил их грамоте. Интересные наблюдения находим в переработанном для печати дневни-ке выпускника Императорского Александровского лицея, а в 1904–1905 гг. – прапорщика по морской части князя А.П.Чегодаева-Саконского. Его, например, очень удивляло, что морские офицеры в массе своей любят тренировочные плавания на шлюпках под парусом, но абсолютно равнодушны к учениями на минных катерах, к теоретическим морским бо-ям на бумаге (последние проводили за два месяца до Цусимы по рекомендации вице-адмирала З.П.Рожественского) и т.п. . Кстати, нередко офицеры из юнкеров флота, не ис-пытавшие влияния Морского корпуса, несли повседневную службу более тщательно.
Таким образом, среди как обер-, так и штаб-офицеров умение водить корабли явст-венно преобладало над умением на них воевать. Кстати, известный теоретик Н.Л.Кладо считал одной из причин неудач флота в русско-японской войне господство оборонитель-ной тенденции, а, в свою очередь, в числе предпосылок такого явления называл «неуве-ренность от незнания» .



Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 60
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 00:10. Заголовок: Re:


Скажем несколько слов о нравственных качествах офицеров. Большинство из них, несомненно, были людьми честными, отважными, преданными родине. Вот, например, упомянутый «царский» выпуск из Морского кадетского корпуса. Десять лучших, тради-ционно имевших право на выбор вакансии, без колебания отправились Порт-Артур, позже добились назначения в крепость еще двое. Из этой дюжины два человека погибли в боях. Многие из распределенных на Балтику и Черное море вскоре попали на театр военных действия на кораблях эскадры З.П.Рожественского, 23 юных мичмана погибли в ходе Цу-симского сражения. Итого, за полтора года 25 офицеров из 124 – каждый пятый! Значи-тельный процент офицеров всех возрастов был назначен на 2-ю Тихоокеанскую эскадру по собственному желанию. Часть командиров кораблей, выполнивших ценз, остались на своих постах и пали в бою (В.И.Бэр, П.И.Серебренников, Е.Р.Егорьев, Н.В.Юнг, барон Б.А.Фитингоф, В.Н.Миклуха). А ведь многим заранее была ясна безнадежность пред-стоящего похода! Командир эскадренного броненосца «Император Александр III» Н.М.Бухвостов перед плаванием произнес знаменитую фразу: «Мы все умрем, но не сда-димся» (с этого корабля действительно никто не спасся).
В то же время ряд офицеров поспешил списаться с кораблей в Порт-Артуре в са-мом начале войны, подобное же было и на эскадре Рожественского. При этом не стоит де-лить людей на «белых» и «черных», ибо почти всегда есть место полутонам. Известный впоследствии адмирал Н.О. фон Эссен в 1906 г. оставил такую зарисовку об одном из ге-роев обороны крепости: «Александр Васильевич Лебедев, иначе Шурочка, как мы все его называли, несмотря на свою личную храбрость и симпатичность, на деле на судне был со-вершенно никуда не годный морской офицер, не умевший вовсе управляться ни кораблем, ни своими людьми, и боявшийся всяких поручений, связанных с выходом судна на море против неприятеля. Но удивительное дело, как меняется человек при перемене обстанов-ки, в которую его поставили, и еще более я утверждаюсь в своем мнении, что в морской войне может только тот сделать что-нибудь полезное, кто смолоду втянулся в морскую жизнь и в морскую обстановку, кто подвергался и испытывал всякие лишения, одним сло-вом, тот, кто может себя назвать моряком, но не по форме, а именно по своей склонности, характеру и привычке к борьбе со всеми препятствиями и опасностями. Шурочка Лебедев в этом отношении не был моряком, так как хотя плавал много, но плавал как чемодан и моря боялся как огня. Впоследствии, попав на берег и назначенный командовать морским десантом во время августовского штурма крепости, Лебедев сам повел десант в атаку, идя впереди всех и проявляя беззаветную храбрость, – умер героем на отбитом им у неприяте-ля редуте, пораженный неприятельским снарядом» .
Еще один случай из разряда «полутонов». Командир крейсера I ранга «Дмитрий Донской» И.Н.Лебедев имел большой опыт и прекрасно управлял кораблем, отличался спокойствием, решительностью и храбростью. В то же время он предпочитал проводить свободное время вне судна. В преддверие выхода эскадры Рожественского из Кронштадта, когда на ночь были запрещены увольнения офицеров и сообщение с берегом, капитан 1 ранга почти каждый вечер шел на нарушение приказа. Священник крейсера вспоминал: «Обыкновенно часов в 7–8 он приказывал спустить свой вельбот. Пользуясь темнотой и тем, что “Донской” стоял концевым в эскадре, [он,] пробираясь по за фортами, конечно, без огней, выходил в море и, если позволял ветер, ставил паруса, а то под веслами доби-рался до Ораниенбаума. А часа в 3–4 ночи таким же путем возвращался обратно. Никакая погода не могла задержать его. Иногда как он, так и гребцы возвращались, не имея сухой нитки на теле. При этом ему приходилось лавировать или скрываться за фортами, чтобы не попасть в лучи прожектора <…>. Все сходило благополучно, Лебедев ни разу не был замечен» . Для подчиненных это, с одной стороны, служило уроком необходимой на мо-ре лихости, с оборотной же – прививало мысль о возможности игнорирования приказов начальства. Во время Цусимского сражения И.Н.Лебедев грамотно и храбро командовал кораблем в героическом бою с отрядом крейсеров противника и был смертельно ранен осколком.
Увы, нашлось немало лиц, которые в этом черно-белом измерении нередко оказы-вались ближе к черному. В Порт-Артуре большинство командиров броненосцев и крейсе-ров на устраивавшихся «совещаниях» возражали против выходов в море, фактически при-зывая повторить севастопольское самоубийство. Командиры двух канонерских лодок под предлогом разобранных машин отказались выполнить приказ о выходе для помощи армии артогнем. В ходе Цусимского сражения контр-адмирал Н.И.Небогатов сдал японцам пять броненосцев, оправдывая это желанием спасти команды от бесполезной гибели. Интерес-но, как при этом вели себя офицеры. Часть протестовала, но реальных действий по затоп-лению кораблей практически никто не предпринял, все исполнили приказ, хотя и понима-ли, что он преступен. Когда инженер-механик подпоручик Н.Д.Беляев сказал, что они опозорили флот и Россию, флаг-офицер Небогатова лейтенант Ф.В.Северин цинично от-ветил: «Ну что же, стреляйтесь, если вы считаете себя опозоренным. Мы исполняем при-казание адмирала» . Еще более поразительно поведение командира миноносца «Бедо-вый» капитана 2 ранга Н.В.Баранова и чинов штаба командующего эскадрой. Вместо практически равного боя с миноносцем противника они сдали корабль, мотивируя это не-обходимостью спасти жизнь З.П.Рожественскому («Адмирал ведь ценнее миноносца!»).
Обстоятельства Цусимской трагедии общеизвестны. А вот незнакомый даже люби-телям истории флота случай. В июне 1905 г., после непродолжительных действий в Тихом океане, крейсер II ранга «Терек» зашел за углем в голландский порт Батавия. Так как по-грузить уголь за ограниченный срок оказалось делом сложным, командир его капитан 2 ранга К.А.Панферов решил разоружиться до окончания войны. По требованию губернато-ра колонии он сдал … Андреевский флаг. Узнав об этом, находившийся в порту голланд-ский адмирал объяснил своему далекому от флота соотечественнику, что флаг – это свя-тыня, и изъятие его – оскорбление нации. На другой день флаг привезли обратно на крей-сер. Панферов же настолько не видел в своем поступке ничего странного, что спокойно рассказал о нем в своем рапорте. И никто в Адмиралтействе не удивился. Только голланд-цы ничего не могли понять, да молодые офицеры зашедших в Батавию в 1906 г. по пути на родину крейсеров «Россия» и «Громобой» были поражены рассказом иностранцев .
Нередко офицеры, при принятии тех или иных решений по службе, руководствова-лись личными интересами, а не соображениями целесообразности для флота. Так, коман-диры экипажей при комплектовании уходящих на войну судов старались «сбыть с рук» самых худших – судимых, штрафованных. Это ярко проявилось в Севастополе при подбо-ре кадров для отправлявшихся в Красное море на ловлю контрабанды пароходов «Смо-ленск» и «Петербург» , в Кронштадте – при формировании 2-й эскадры флота Тихого океана. «Пробовали жаловаться высшему начальству и даже самому высшему, занявшему вскоре пост морского министра, но и оно оставалось глухо к воплям командиров и, заика-ясь (оно страдало этим пороком), неизменно отвечало: “Ни-и-и-чего. В мо-о-о-ре и-и-спра-а-вятся!”» Знакомство с воспоминаниями и документами показывает, что это была система: свои интересы дороже дела.
Нельзя не упомянуть об еще одной характерной черте – склонности к употребле-нию алкогольных напитков. Об этом говорят многочисленные дознания по поводу раз-личных «пьяных» инцидентов, иногда – воспоминания и дневники. Большой популярно-стью пользовался термин «набодаться (поднабодаться)». (В качестве примера – фрагмент из дневника мичмана с «Жемчуга» Г.А.Тавастшерны о последней в его жизни Пасхе: «Пасха ничем не отличалась от других дней. <…> У нас разве обед был получше, а вече-ром – общий генеральный набод и больше ничего» ). Один из бывших офицеров вспоми-нал в эмиграции: «Культ сильного пития был непременной принадлежностью парусного флота и потом остался у многих, но не у всех. Однако пьющие косо смотрели на непью-щих и считали их как бы даже подозрительными. Старший офицер “Ослябя” Шумейко организовал в кают-компании “дежурный катер под парами”, – это офицер, который сего-дня должен пить со всеми, кто ему предложит…» .


Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 61
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 00:14. Заголовок: Re:


(Окончание)
Таким образом, складывается впечатление о русских морских офицерах того пе-риода как о людях в массе своей преданных делу и стране, сравнительно неплохо образо-ванных, но не всегда стремившихся изучить свое дело до тонкостей и мало тренировав-ших команду. При этом в младших был развит дух критики старших, но это более напо-минало ношение «фиги в кармане» – когда требовалось принять самостоятельное решение и выступить против командования, как, например, при сдаче Небогатова, далее слов никто не шел. В бою же обер-офицеры действовали смело и решительно. Такие, как мичман Ф.А.Бухе, в период обороны Порт-Артура покинувший свою полуроту и без причины скрывшийся в госпитале, были досадным исключением. Гораздо больше примеров само-отверженности: лейтенант М.С.Рощаковский весь бой 14 мая 1905 г. провел на крыше по-рученной ему орудийной башни, полагая, что оттуда удобнее управлять огнем; в тот же день серьезно раненый в бок младший артиллерист «Авроры» лейтенант князь А.В.Путятин не только не покинул свой пост, но и попытался нести вахту ночью (правда, скоро он вынужден был уйти на перевязку из-за большой потери крови). Таким храбрецам и героям несть числа. Собирательный же образ можно передать словами князя А.П.Чегодаева-Саконского из его воспоминаний о Цусиме (в момент, о котором идет речь, крейсер «Алмаз» находился под огнем, его же игрушечные пушки не доставали до про-тивника): «Подошел Г. “Ну что, – обратился я к нему, – не важно?” Он покачал головой и сделал гримасу. Я не удержался от улыбки, которая сообщилась и ему. Откровенно гово-ря, Г., постоянно трактовавший о превосходстве японского флота и о плохом личном со-ставе нашего, казался мне трусливым. Однако ни малейшей робости, ни растерянности не прочел я в голубых глазах лейтенанта; спокойно отдавал он приказания, спокойно смотрел на столбы воды, подымающиеся по сторонам» .
Повторим, однако, старую истину: готовность умереть и стремление победить – вещи совершенно разные. И если бы все храбрецы русского флота в мирное время дея-тельно занимались подготовкой себя и команд к бою – результат войны вполне мог быть иным.

Примечания:
Грибовский В.Ю. Личный состав российского флота в русско-японской войне 1904–1905 гг. // Синдром Цусимы. Сб. статей. СПб., 1997.
РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 63281. Л. 23.
Туманов Я.К. Мичмана на войне. СПб., 2002. С. 61.
Щенснович Э.Н. Плавание эскадренного броненосца «Ретвизан» с 1902 по 1904 гг. (воспоминания коман-дира) СПб., 1999. С. 59.
В другой записке Э.Н. Щенснович рассказывал, как пришел к таблицам поправок на ход неприятеля и дальность старший артиллерист «Севастополя» лейтенант А.Э. Овандер. «На “Ретвизане” таких таблиц не было. Флагманского артиллериста, который уравнял бы это дело, не было» (Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия флота. Документы. Отд. III. Кн. 1. Вып. 6. СПб., 1913. С. 113).
Эрлих Д.Р. Введение морского ценза и прохождение службы офицерами русского флота (80–90-е гг. XIX в.) // Экономические и социально-политические проблемы отечественной истории. Сб. научных трудов. М.–СПб., 1992. С. 85.
Крейсер 1-го ранга «Олег» в бою 14-го мая 1905 года у острова Цусимы. СПб., 1906. С. 28.
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2750. Л. 30–31.
Там же. Л. 31–31 об.
Чегодаев-Саконский А.П., кн. На «Алмазе» (от Либавы через Цусиму – во Владивосток). СПб., 2004. С. 43, 49, 55, 67 и др.
Кладо Н.Л. Адмирал С.О.Макаров и военная наука // Морской сборник. 1914. № 5. Неоф. отд. С. 13.
РГАВМФ. Ф. 757. Оп. 1. Д. 13. Л. 12–13.
ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 513. Л. 20.
Дело о сдаче японцам эскадры контр-адмирала Небогатова // В кн.: Новиков-Прибой А.С. Цусима. Т. 2. М., 1994. С. 643.
РГАВМФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 75. Л. 180–181; Отчет о вооружении вспомогательных крейсеров и их крейсер-ских операциях в Русско-японскую войну 1904-05 гг. СПб., 1907. С. 1068.
Ш[уберт] Б. Новое о войне. Воспоминания о морских походах 1904–1905 гг. СПб., 1907. С. 41. («А коман-да? Нам дали отбросы всех экипажей черноморской дивизии – людей, почти исключительно призванных по случаю войны из запаса, людей вялых, забывших то немногое, что они знали когда-то на службе. 90% этого сброда были люди порочные и штрафованные… Команда наша не умела ни работать, ни даже веселиться»).
Туманов Я.К. Мичмана на войне. СПб., 2002. С. 119.
Т[авастшерна]. Дневник офицера, убитого под Цусимой // Морской сборник. 1907. № 10. Неоф. отд. С. 25.
Крыжановский Н.Н. Адмирал Михаил Коронатович Бахирев и его современники // Морские записки. 1963. Т. XXI. № 1 (58). С. 69.
Уточним, что К.П.Шумейко (1862–1914) являлся старшим офицером «Ослябя» в 1902–1904 гг. и в войне не участвовал.
Чегодаев-Саконский А.П., кн. На «Алмазе» (от Либавы через Цусиму – во Владивосток). СПб., 2004. С. 101.


Конечно, при таком "вываливании" статьи из "Ворда" появилось много лишних знаков переноса в ненужных местах, а цифры ссылок пропали, но, думаю, это не помешает вашему восприятию.
Перехожу на прием :-)

С уважением,
Алексей


Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 121
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 17:56. Заголовок: Re:


По большому счёту спорить здесь не с чем, можно только добавлять и добавлять. Удивляет другое. Незатухающий интерес к сражению в мае 1905-ого при Цусиме и вялое отношение к событиям Первой мировой войны. Если на то пошло, подвиг З.П. Рожественского и его офицеров в первую очередь состоял в том, что они вообще сумели проделать этот, не имеющиий аналогов переход при такой разнородности судов и команд. Кстати, тому, какой сброд присылался для комплектования судовых команд, была отведена целая глава «Записок лейтенанта Л. Ларионова о постройке, плавании и Цусимском бое на эскадренном броненосце «Орёлъ». 1904 - 1905 г.г.». Приведу небольшой фрагмент:
« ...комплектование ... велось Кронштадтскими экипажами. присылались люди или из новобранцев, или из запасных. Вид их постоянно был безобразен: пьяные, грязные, не бритые, не стриженные. Вахтенный начальник поставит их с трудом во фронт и посылает доложить старшему офицеру. Последний выходит и начинает спрашивать каждого откуда он, ответы: «из тюрьмы», «из дисциплинарного батальона», «разжалованный за удар унтер-офицера» и т.д. Окончив опрос, старший офицер приказывает их отправить обратно, в экипаж.Часа через два эта же партия присылается обратно на броненосец. Вторично выгоняет её старший офицер. Проходит ещё несколько часов, она опять возвращается пьянее первого раза и с приказанием из штаба порта принять. Приказание исполняется. Через несколько дней повторение того же пройденного.
Посылали рапорты , но тщетно. Тогда командир (Николай Викторович Юнг) в одно из прибываний на «Орле» Главного Командира вице-адмирала Бирилева, обратился к нему с личной просьбой, на что и получил ответ: «Откуда возьму я лучше, не могу я их здесь оставлять в экипаже, в плаванье все исправятся» ... В конце концов при уходе заграницу броненосца на нём было до 60 штрафованных».
После прочтения подобного складывается впечатление что из офицеров скорее нужны были не минёры и артиллеристы, а обычные жандармы ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 66
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.07 00:16. Заголовок: Re:


А что молчит наш флагманский историограф? Готовит ответный удар или вызов на дуэль?
"Все же хотелось бы услышать начальника транспортного цеха!"


Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 136
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.07 12:48. Заголовок: Re:


Ну что же , хотел услышать мое мнение , получи :-).

В принципе факты приведены правдивые , а вот выводы по моему не совсем правильные , и говорить и кризисе офицерства я думаю не стоит ...
Изночально хотел бы сказать о том , что большинство проблем затронутых в статье были во всех флотах мира , знаешь как китайцы говорили «и врагу не пожелаешь родиться во время перемен» , только другим флотам больше повезло им не пришлось воевать , разве что японцы ... Но с японцами совсем другое дело , они сами стремились к войне , и планомерно готовились к ней , проводили учения и т.д. и т.п. Наши же корабли стояли в вооруженном резерве , и где тут приобрести опыт управления кораблем или своей боевой частью ? Да во всех флотах была такая категория командиров , получивших командование кораблями по протекции , с началом боевых действий таких офицеров списывали на берег , заменяя на ... И вообще как мне кажется , войну проиграли не военные , а СИСТЕМА ... Понятно , что система состоит из людей , но те люди в войне не участвуют , они наблюдают ее со стороны :-)
Dirk пишет:

 цитата:
В связи с этим укажем на главный, на наш взгляд, недостаток в принятой в корпусе системе обучения: в воспитанниках не удавалось выработать стремление учиться само-стоятельно. Не говоря уж о самообразовании, решение о поступлении в специальные классы (Минный, Артиллерийский) принималось офицерами в зависимости от их личных представлений о карьере, но никогда не связывалось с интересами страны.


Стремление учиться самостоятельно это сугубо личное качество , и его как мне кажется и не надо вырабатывать , главное заинтересовать человека чем либо , а далше он сам будет совершенствавоться . А решение поступить в специальные классы , как мне кажется принимались не в зависимости личных предстовлений о карьере , а предрасположености к чему либо самого офицера , вот скажи о какой карьере мог думать офицер поступая в Водолазную школу  :-)
И потом представь , заставили бы того же Ренгартена пойти в Артиллерийский класс  , и что бы из этого вышло , флот бы получил бы посредственного артиллериста , и потерял бы великолепного минного офицера .
Да и взять например Адриана Непенина , он классов не заканчивал , но это не помешало ему стать отличным офицером , командиром , адмиралом ...
Dirk пишет:

 цитата:
при чем особо усугублялось исключительно дворянским происхождением воспитанников.


Это ты по злобе :-) , ты же знаешь , что в Корпусе отдавали предпочтение в основном «морским» детеям , да и с начала 20 века если не ошибаюсь брали уже не только дворян ...
Dirk пишет:

 цитата:
Как уже говорилось, многие офицеры не знали кораблей последнего поколения, вступавших в строй накануне войны. Конечно, и командирами тех самых новейших ко-раблей нередко становились моряки опытные, много плававшие, но мало знакомые с дос-тижениями прогресса. Окончив Морской корпус четверть века назад, они зачастую более нигде специально не учились и не только имели проблемы с элементарным маневрирова-нием в кильватерном строю, но и не знали, каким образом следует использовать мощь ко-раблей в бою с противником.


Как уже писал выше , проблемы с маневрированием были у нас не от неуменя командиров управляться , а от того что им не дали возможности познакомится со своим кораблем ... Посмотри в Цусимском бою помоему с маневрированием все было нормально , там с другим были проблемы :-( ...
Да и вообще , сейчас наверно понесу ахинею :-) пусть меня военные поправят :-) ,
но мне кажется командир должен в первую очередь быть отличным администратором , т.е. уметь управлять людьми , знать что от них можно ждать , и в соответствии с этим руководить боем , ему не объязательно в совершенстве знать всю «матчасть» , как то артиллерию , минное хозяйство , машины ... для этого есть специалисты , он , командир , должен уметь грамотно руководить ими ...

С уважением , В.
Автроилъ пишет:

 цитата:
«Записок лейтенанта Л. Ларионова о постройке, плавании и Цусимском бое на эскадренном броненосце «Орёлъ». 1904 - 1905 г.г.»

Да интересная вещь , читали-с :-)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 69
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 02:27. Заголовок: Re:


"И потом представь , заставили бы того же Ренгартена пойти в Артиллерийский класс ? , и что бы из этого вышло , флот бы получил бы посредственного артиллериста , и потерял бы великолепного минного офицера".
Говоря об интересах страны, разумел то, что ей нужны высокообразованные офицеры. А в то время зачастую решение прнималось совсем по иным соображениям. См., например, размышления Г.К.Старка в мемуарах. А насчет того, чтобы гнать в классы насильно - конечно, против.
Просто они искренно думали, что так и будут вечно плавать, плавать... А серьезно воевать не придется. И уж готовить себя к войне - дело лишнее. Атмосфера такая была.
Непенин? Да, учился в МК скверно, ничего более не заканчивал. Но, уверен, чувствовал недостаток знаний. Кажется, и Дудоров об этом писал.
Командир не должен знать матчасть? А если он будет драться не в эскадренном бою, где многое решает адмирал, а в одиночном? Как там без знания свойств корабля, особенностей его бронирования, возможностей артиллерии и проч.? Как выбрать оптимальную дистанцию боя, курсовой угол? А в мирное время без знания и понимания матчасти - как определить эффективность работы подчиненных? Уповать на флагманских специалистов, что они проконтролируют?
Да, правила приема в МК были изменены. После Русско-японской войны. Детей моряков брали немало, но и они - дети дворян (пусть, их отцы еще лишь недавно выслужили дворянство). Очень редкий случай с М.А.Кедровым - родился не дворянином, так ему повезло - дед-священник получил Владимира, а вместе с ним - потомственное дворянство. А так бы шиш, никакие таланты не помогли.

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 70
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 02:28. Заголовок: Re:


Блин, что-то у меня "Цитата" на работает... :-( Неудобно, однако.

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 137
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 10:59. Заголовок: Re:


Dirk пишет:

 цитата:
Просто они искренно думали, что так и будут вечно плавать, плавать... А серьезно воевать не придется. И уж готовить себя к войне - дело лишнее. Атмосфера такая была.

Незнаю незнаю :-)) , атмосфера была нормальной , по крайней мере на Тихоокеанской эскадре , где многие понимали близость войны и в какой они находятся , и старались исправить положение , но не довали им это делеать зачастую ... :-((( .
Dirk пишет:

 цитата:
Непенин? Да, учился в МК скверно,

Да не скверно он учился , просто был "раздолбаем" :-)) , за что и страдал ...
Dirk пишет:

 цитата:
Командир не должен знать матчасть?

Ну зачем же передергивать батенька :-) , я не говорил , что командир не должен знать техники :-) , я говорил , что ему не объязательно (хотя это было бы идеально :-) ) , в совершенстве знать все, и артиллерию и котлы и мины ...
Да и потом в то время где было взять столько грамотных знающих технику штаб-офицеров и адмиралов , а ? Я же говорю все флоты мира в то время находились в таком положении , техника делала семимильные скачки , за ней было не угнаться :-) , вот и получалось , штаб-офицеры всех флотов начинали служить да больше половины их службы проходило еще под парусами ,
а конец под знаком брони и пара . Ведь не назначишь ведь командиром 16000 тонного броненосца лейтенанта :-)) ... Повторюсь все флота мира находились в таком положении , им повезло (им не пришлось воевать) , нам нет ...
Dirk пишет:

 цитата:
Да, правила приема в МК были изменены. После Русско-японской войны. Детей моряков брали немало, но и они - дети дворян (пусть, их отцы еще лишь недавно выслужили дворянство). Очень редкий случай с М.А.Кедровым - родился не дворянином, так ему повезло - дед-священник получил Владимира, а вместе с ним - потомственное дворянство. А так бы шиш, никакие таланты не помогли.

Алеша , я ведь не спорю , но если у человека было желание , он мог стать морским офицером даже не имея дворянство примеров куча , да ты их и сам знаешь :-)) , взять хотя бы С.О.Макарова ...
Но и говорить что
Dirk пишет:

 цитата:
при чем особо усугублялось исключительно дворянским происхождением воспитанников.

Я считаю тоже не корректно .
С уважением , В.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 126
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 14:36. Заголовок: Re:


Dirk пишет:

 цитата:
Характеристика была бы неполной без констатации дворянского происхождения практически всех офицеров флота.



В 1941-ом на Флоте дворян уже практически не было, как впрочем и громких побед, под Таллином пережили Цусиму позорнее первой ...
Оставьте пролетарскую ненависть к «опоре царского режима» Р.М. Мельникову, а то прийдётся вспоминать, что там в «Кратком курсе ВКП(б)» о загнивании самодержавия писалось.
В Первую мировую войну Германия имела и офицеров из всех слоев общества и флот способный, как казалось противостоять всему миру, но каких-то особых упехов не было ... и, что странно - кончилось всё той же революцией, господа.


С уважением ...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 127
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 16:59. Заголовок: Re:


Dirk пишет:

 цитата:
что-то у меня "Цитата" на работает...



Бывает ... Встаю утром голова не работает и не одной цитаты не помню ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 19:40. Заголовок: Re:


Dirk пишет:

 цитата:
только тогда ус-покоился, когда ему сказали, что у нас ведь электрическое освещение

"Ватсон вы что нибудь слышали об ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ?"
Dirk пишет:

 цитата:
Не говоря уж о самообразовании, решение о поступлении в специальные классы (Минный, Артиллерийский) принималось офицерами в зависимости от их личных представлений о карьере, но никогда не связывалось с интересами страны.


На основании чего такой вывод? Следует понимать так что специализированное обучение проходили на добровольных началах? То есть к командованию тем или иным кораблем(соединением) могли допустить без такого рода специальной послеобразовательной подготовки? Dirk пишет:

 цитата:
Характеристика была бы неполной без констатации дворянского происхождения практически всех офицеров флота.

Далее по тексту вполне в духе Марксизма крайне удивлен. Дворянское происхождение весьма часто на поверку оказывается таковым только в первом втором максимум третьем поколении.Dirk пишет:

 цитата:
Напрашивается неожиданная параллель – военно-морская техника резко ушла впе-ред, а командный состав остался в эпохе парусно-паровых корветов.

Ну параллель верная но к вопросу о происхождении абсолютно никак не относящаяся. Сейчас вооруженные силы сделают технический рывок от орудий времен второй мировой к какому то супер космическому вооружению ситуация будет очень похожа.Dirk пишет:

 цитата:
Пожалуй, критическое отношение обер-офицерства к руководству можно назвать одной из отличительных особенностей русского флота того периода


Как верно заметил А Исаев в последней книге о Жукове, такое критици
зм начальства свойственн большинству подчиненных (во все времена очевидно)
Dirk пишет:
 цитата:
Нельзя не упомянуть об еще одной характерной черте – склонности к употребле-нию алкогольных напитков. Об этом говорят многочисленные дознания по поводу раз-личных «пьяных» инцидентов, иногда – воспоминания и дневники. Большой популярно-стью пользовался термин «набодаться (поднабодаться)».


"Ух это дело я люблю" Умение пить, при том пить много, оставаясь в здравом уме и ТРЕЗВОЙ памяти на Руси вроде как одно из достоинств. А вот ныне не токмо пить но и выпивать неприучены, и "набодаются" обыкновенно до состояния скотского. На примере многих старых(очень старых практически дореволюционных) интеллегентов (по большей части из архитектурной среды)знаю(лично и в передаче) что если уж образованный человек (тем более дворянин) пьет и пьет крепко то это внешне мало проявляется, и не влечет за собой утрату профессиональных качеств.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 19:58. Заголовок: Re:


wind пишет:

 цитата:

Алеша , я ведь не спорю , но если у человека было желание , он мог стать морским офицером даже не имея дворянство примеров куча


Даже имея дворянство не все окончили МК и все равно стали морскими офицерами.
denis пишет:

 цитата:
Дворянское происхождение весьма часто на поверку оказывается таковым только в первом втором максимум третьем поколении.


Опять же происхождение не влияет на способности индивидума (если не брать наследственную склонность к виду деятельности). Происхождение (особенно дворянское) лишь помогает легче и быстрее получить возможность развивать свои способности в соответствии со склонностью к профессии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 73
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 01:54. Заголовок: Re:


Господа, давайте "от печки".
Чтобы немного разобраться с дворянством, объясните, пожалуйста, почему в 1906 г. расширили круг принимаемых в Морской кадетский корпус? Почему отказались (пусть, частисно) от системы, которая была так хороша?

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 06:24. Заголовок: Re:


Dirk пишет:

 цитата:
Почему отказались (пусть, частично) от системы, которая была так хороша?


А кто утверждает что система была хороша? Кстати например я подробности правил приема в Морской корпус не знаю. Процентное соотношение между офицерами окончившими МК и не заканчивавших его не знаю. А 1906 год кажется говорит сам за себя. Резкая убыль офицеров по результам войны, побуждало к срочному пополнению рядов офицерского корпуса. Потому посчитали наверно что стоит брать желающих вне зависимости от происхождения (однако кажется некоторые ограничения все равно остались?) Кстати осуществлялся ли, после 1905 г. прием в ряды воспитанников Морского корпуса детей-сирот погибших на службе не офицеров, а унтер-офицеров?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 142
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 11:07. Заголовок: Re:


denis пишет:

 цитата:
А 1906 год кажется говорит сам за себя. Резкая убыль офицеров по результам войны, побуждало к срочному пополнению рядов офицерского корпуса.

Самое интересное , что 1906 г. был первым годом (после долгого перерыва) когда из Корпуса выпустили во флот не Мичманов , а Корабельных гардемарин , для получения офицерских погон с этого года им приходилось проходить еще годовую практику на судах ...

С уважением , В .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 14
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 13:30. Заголовок: Re:


wind пишет:

 цитата:
Корпуса выпустили во флот не Мичманов , а Корабельных гардемарин , для получения офицерских погон с этого года им приходилось проходить еще годовую практику на судах


Разве не логично? Прежде чем давать офицерское звание проверить на практике годность?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 13:37. Заголовок: Re:


Насчет унтер-офицерских сирот вопрос снимаю. Судя по всему таких случаев не было. А вот насчет приема я тут кое что посмотрел. Прием по 1 разряду(подчеркиваеться приемущество при поступлении) это дети флотских офицеров. То есть шанс поступить в корпус у обер-офицерских(не потомственных дворян) детей был. Во всяком случае формально.
Вообще насчет жесткости при приеме по сословному признаку. Такая мысль, интересно а каков процент поступающих в военные училища теперь и за последние лет 30 происходящих не из семей военнослужащих? У меня ощущение что некоторые ограничения вызваны не столько каким-то ущемлением чьих то прав сколько просто естественностью выбора той профессии которой занимаются родители.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 144
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.07 13:39. Заголовок: Re:


denis пишет:

 цитата:
Разве не логично?

Да разговор не о логичности :-) , а о
denis пишет:

 цитата:
А 1906 год кажется говорит сам за себя. Резкая убыль офицеров по результам войны, побуждало к срочному пополнению рядов офицерского корпуса.

В таком случае , было бы логичней сразу произвести в офицеры и распределить во флот ... Дело не в этом , просто в 1906 г. дифицита в офицерах уже не было , да и практически флота тоже не было :-(( , вот и решили , на опыте РЯв улучшить систему образование офицеров , т.е. после прохождения практики на судах молодые офицеры уже имели практические знания , и могли уже продолжать образование в специальных классах , по наиболее подходящей им специальности ...

С уважением , В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 77
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.07 07:22. Заголовок: Re:


О корабельных гардемаринах - Володя прав, суровой потребности в офицерах в тот момент не было. Так почему же понизили сосоловный барьер? Это важно, господа!

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 18
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.07 11:25. Заголовок: Re:


Алексей а ты уверен что понизили? Я тут посмотрел книжку по истории корпуса Зуева что то не нашел пока таких данных. Да и все равно обрати внимание на 1 разряд. Дети флотских офицеров во все время существования корпуса (ну с начала XIX века точно) имели преимущественное право на поступление. Как мы знаем далеко не все офицеры были потомственными дворянами.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 150
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.07 00:33. Заголовок: Re:


Dirk пишет:

 цитата:
Так почему же понизили сосоловный барьер?

Служба во флоте , как мне кажется не пользовалась "спросом" , т.е. после РЯв доверие ко флоту упало очень сильно , кто то уходил в отставку , кто то переходил в армию . Если с начала века выпускали из корпуса в среднем по 120 человек , то в 1909 г. выпустили 76, в 1910 г. 98 в 1911 г. уже 128 и дальше больше . Да и не зря в 1913 г. организовали ОГК ... А флот надо было востанавливать , в планах была постройка большого колличества кораблей , а младших командиров опять как и перед РЯв опять не хватало ...

С уважением , В.
ЗЫ 1909 г. это уже как раз те кто поступил в Корпус после РЯв ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 83
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.07 08:00. Заголовок: Re:


В одном из докладов о состоянии офицерского корпуса (1906 г.) говорилось:
«Для увеличения числа желающих поступить в МК необходимо расширить круг лиц, имеющих на это право, до пределов, уже предлагавшихся Морским министерством, т.е. для молодых людей всех сословий интеллигентных родителей; поднять образование в МК;…».

Из работы Н.Боголюбова «Командный состав. Ч. 1. Численность. Эпоха 1906-1914 гг.»:
Автор констатирует, что Морское министерство долго отказывалось от преобразования Морского корпуса в училище (т.е. от выделения из его состава общих (собственно кадетских) классов в отдельное учебное заведение), что позволило бы в тех же стенах и при том же общем составе воспитанников готовить значительно больше офицеров, необходимых для возрождения флота. Лишь в 1916 г. начал действовать Севастопольский морской корпус, с открытием которого в столичном предполагалось ликвидировать общие классы, оставив только три старших («специальных»).
Одной из основных проблем на пути увеличения числа выпускников являлось малое число желающих и их совершенно неудовлетворительные познания. Это объяснялось как общей непопулярностью службы в «Цусимском ведомстве», сравнительно низким жалованием, страхом перед повторением матросских бунтов и проч., так и ограниченной социальной базой претендентов. Если среди дворянских юношей было мало подготовленных желающих, то они нашлись бы в других слоях, но… их не брали. А уровень был слабоват… На основании статистических таблиц автор замечает: «…число явившихся конкурентов не всегда даже покрывало число объявленных ваканций. Количество же выдержавших экзамен дает в среднем не более 1/3 объявленных ваканций и почти в той же пропорции число подававшихся прошений (речь, в частности, о тех самых детях морских офицерах. – А.Е.). Начальство корпуса объясняло это тем, что требования конкурсного экзамена были исключительно строги – но не исключается возможность предположить, что элемент, являвшийся на конкурс, был крайне плохо подготовлен, и некоторое подтверждение этому последнему соображению можно усмотреть в том, какой процент выпуск терял за время пребывания в корпусе из составных частей своих».
Далее приводится чудная статистика – из 111 человек, принятых в 1904 г. в младший общий класс, окончили МК в 1910 г. лишь 44 чел. (39,7 %), ну и так далее.
Уверен, что расширение социальной базы приема (даже по сравнению с половинчатыми изменениями 1906-го года) могло бы изменить ситуацию. В Морском инженерном училище, между прочим, так остро проблема не стояла!



Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.07 23:17. Заголовок: Re:


К сожалению, в МИУ проблем в этом отношении было ОЧЕНЬ много - несмотря на более мягкие (в плане социального положения) правила приема. Реального конкурса на механический отдел училища никогда не существовало, а на кораблестроительный 1-2 человека на место (лишь однажды - 3 чел.) Даже после установления всесословного приема (с 1905 г.) ситуация коренным образом не изменилась, хотя и стала улучшаться (на это были и другие причины). Кстати - из "чудной" статистики - в 1906 г. из МИУ по неуспеваемости было уволено порядка 70 человек (это при штатной численности воспитанников до 250 чел.)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Адмирал




Пост N: 113
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.07 21:43. Заголовок: Re:


Спасибо, интересно!

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.07 17:13. Заголовок: Re:


Спасибо за информацию

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 107
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.08 18:13. Заголовок: Решил этот отрывок и..


Решил этот отрывок из рукописи Ларионова поместить именно на этой ветке. Здесь он упоминался и кто внимательно прочитает отрывок может сделать определенный вывод верить-не верить. "Бил команду и известный А. В. Колчак. Когда он в 1898г. плавал на крейсере "Князь Пожарский" в отряде Морского корпуса, то был такой случай. - Стоя на вахте в чине лейтенанта он потребовал дежурную шестерку к трапу. Шестерочные по его мнению слишком медленно шли к выстрелу, тогда он поставил шестерочных на шканцы, стал ходить мимо взад и вперед, причем то бил их по правой щеке, то по левой. Дежурный кадет бросился к старш. офицеру Беляеву (будущему командиру "Корейца"). Тот вышел на верх и прератил безобразную сцену. С того момента у кадет прошла популярность Колчака, который много рассказывал им о плавании на Севере на шхуне "Заря".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1799
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.08 19:05. Заголовок: volnoper Плавание н..


volnoper
Плавание на "Заре" было в 1900-1901 гг. Так что верить-не верить этому отрывку - считайте сами...

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 110
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.08 19:13. Заголовок: Спасибо. И я знаю б..


Спасибо. И я знаю биографию Колчака. Вот теперь и думай, был ли факт, по молодости всякое бывает, вспомним Нахимова, или специально Ларионов так писал...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1808
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.08 20:10. Заголовок: volnoper пишет: Вот..


volnoper пишет:

 цитата:
Вот теперь и думай, был ли факт,



да вроде бы факты были, что А.В. не брезговал матросской мордой. Но все случаи, как говориться, индивидуальны. И я в бытность офицером ВС СССР мордовал одного солдата (было за что). Хотя и согласен, что это "не наш метод". А под задачу "объявить А.В. Колчака врагом СССР № 1" можно подвести все что угодно. В том числе и откровенное передергивание фактов Степановым в "Порт-Артуре"

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 49 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 82
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет