On-line: Серж, гостей 6. Всего: 7 [подробнее..]
АвторСообщение
Вице-Адмирал




Пост N: 1830
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.12 11:21. Заголовок: Морской вооружённый поезд «Адмирал Колчак»


Бронепоезд «Адмирал Колчак». Северная область. О нём на форуме была некоторая информация. Но вот о его команде почти ничего. А также и об их судьбе.

После падения Северной области временно командиром морского бывшаго бронепоезда «Колчак» был назначен (с 23.02.) военмор Можаев Феоктист Маркович.
Кстати, ранее в 1919 г. он - строевой боцманмат вооруженнаго морского поезда "Адмиралъ Колчакъ" был пожалован Георгиевской медали за то, что "в бою 26 июля с. г. в районе 448 версты выказал выдающиеся самоотвержение и мужество при исполнении своих обязанностей".

Обнаружил в архиве вот такую весьма примечательную запись:
"Охрану Новодвинской крепости возлагаю на команду бывшего бронепоезда «Колчак» с подчинением коменданту складов крепости военмору Сергею Саввичу ЛЕОНТЬЕВУ". Февраль 1920 г.
Следует отмечтитбь, что в числе прибывших в Новодвинку было немало Георгиевских кавалеров. Награды были заслужены ими как в ПМВ, так и в команде бронепоезда.

И такое решение вызывает немало вопросов.
Фактически сразу же команда бронепоезда были отправлена в Новодвинку - район весьма отделенный от Архангельска и надежно изолированный.
А затем, в течение 1920 г. моряков из Новодвинки начали постепенно с марта месяца распределять по другим местам службы - на л/к "Чесма", на Речную флотилию и т.д.

С уважением,


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 66 , стр: 1 2 3 All [только новые]





Пост N: 13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.12 13:33. Заголовок: инженер-механик мичман на бронепоезде?


Евгений Федорович,

Я снова в Вам с вопросом об инженере-механике ФСЛО Дацун И.С.
Вы мне написали, что он "до августа 1917 г. ... инженер-механик мичман на крейсере «Аскольд» ".
Я прочитала, что после прихода «Аскольда» в Мурманск и (???) захвата его англичанами
"...Часть орудий с «Аскольда» были сняты и установлены на бронепоезд «Адмирал Колчак» ..."

1) Мог ли инженер-механик с «Аскольда» попасть в команду бронепоезда «Адмирал Колчак»?
2) есть ли где-то списки команды этого бронепоезда до его расформирования?

С уважением, Наталья


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1917
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.12 14:52. Заголовок: Ув. Наталья! По мои..


Ув. Наталья!

По моим сведениям Дацун И.С. в это период на Архангельском Севере уже нигде не числится.

Natalie new пишет:

 цитата:
есть ли где-то списки команды этого бронепоезда до его расформирования?



Есть

С уважением,

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 14
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.12 07:57. Заголовок: инженер-механик мичман на бронепоезде?


Евгений Федорович,
спасибо.

С уважением, Наталья

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7745
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.12 22:37. Заголовок: EFK пишет: О нём на..


EFK пишет:

 цитата:
О нём на форуме была некоторая информация.



По ряду понятных причин о «морских» бронепоездах Белого движения, вообще-то, известно довольно мало...
Когда-то нашёл в интернете:



Орудийная площадка и расчёт 152-мм орудия (Канэ) тяжёлого морского бронепоезда "Адмиралъ Колчакъ". Вологодская железная дорога. Северный фронт, 1919 год.
Под Архангельском в частях белой русской армии всего наличествовало четыре блиндированных состава. Наиболее сильным из них считался "Адмиралъ Колчакъ", изготовленный силами флота и вооружённый шестидюймовыми орудиями, снятыми с кораблей ФСЛО. Команда бронепоезда также коплектовалась из офицеров и матросов флотилии.
Все бронепоезда были приданы частям Железнодорожного укреплённого района - участка фронта войск Северной области и действовали на железной дороге Архангельск-Вологда. Что касается именно БП "Адмиралъ Колчакъ", то он в апреле 1919-ого в числе других частей прикрывал станцию Обозёрская.

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 848
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.12 18:00. Заголовок: Автроилъ пишет: счи..


Автроилъ пишет:

 цитата:
считался "Адмиралъ Колчакъ", изготовленный силами флота и вооружённый 8-ми дюймовыми орудиями, снятыми с кораблей ФСЛО


А интересно, с каких кораблей флотилии были сняты 8-дюймовки?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1941
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.12 18:43. Заголовок: Автроилъ пишет: о «..


Автроилъ пишет:

 цитата:
о «морских» бронепоездах Белого движения, вообще-то, известно довольно мало...



В сборнике Чтений "Защитники Отчества" (вып. 10. Материалы21 Чтений. -Архангельск, 2007) был опубликован доклад Е.В. Лютикова "Бронепоезда Северной области".
В нем описано участие бронепоездов в боях. Но об их вооружении практически ничего не говорится.
"Морской вооруженный поезд "Адмирал Колчак" .... был вооружен мощным морским орудием, горной трехдюймовкой и пулеметами". Автор делает отсыл к статье Дерябина А. "Бронепоезда на Русском Севере" // Танкомастер. 2003. № 3.

С уважением,

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1942
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.12 18:55. Заголовок: Автроилъ пишет: чет..


Автроилъ пишет:

 цитата:
четыре блиндированных состава.



С ноября 1919 г. объединены в группу блиндированных поездов. В её составе: номерные б/поезда №№ 1, 2, 3 и именной б/поезд "Адмирал Колчак".

С уважением,

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7748
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.12 15:14. Заголовок: Дмитрий ЖАЛНИН Морс..


ДМИТРИЙ ЖАЛНИН

«Морской блиндированный поезд "Адмирал Колчак"»

Одним из символов Гражданской войны стали бронепоезда. Причиной тому послужило ведение боевых действий вдоль основных транспортных путей. Еще в большей степени это относилось к Северному фронту, представлявшему собой ряд узких дефиле, одно из которых даже получило название «Железнодорожного фронта».
Морской блиндированный поезд «Адмирал Колчак» снискал большую известность среди северных бронепоездов не столько из-за своего «откровенно-контрреволюционного» названия, сколько благодаря роли, которую он сыграл в боях на Железнодорожном фронте. Долгое время единственным источником сведений о северных морских бронепоездах оставалась книга Н. С. Кадесникова «Краткий очерк борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917-1922 годах», выпущенная в Нью-Йорке в 1965 году. К сожалению, имеющиеся в этой книге неточности, повторенные в разнообразных публикациях, стали восприниматься как неоспоримые факты. Тем не менее, само существование флотских подразделений в составе белых армий Севера и, в частности, история создания «Адмирала Колчака» разрушают ряд стереотипов, устоявшихся в советской историографии.
Например, первый и последний командиры «Адмирала Колчака» К2р Рыбалтовский и ст. лейтенант Олюнин числятся каперангами. К тому же, Олюнин не погиб в числе офицеров бронепоезда, а скончался в Финляндии в августе 1943 года...
В середине января 1919 года французское командование предложило русскому морскому ведомству Северной области установить корабельное шестидюймовое (152,5-мм) орудие на ж.-д. платформу для использования в качестве подвижной артиллерийской батареи. Об условиях, в которых создавался этот проект, весьма красноречиво говорится в рапорте флагманского артиллерийского офицера штаба командующего флотилией Северного Ледовитого океана:

СЕКРЕТНО
5 января 1919 года №3
Командующему Флотилией
Северного Ледовитого Океана
РАПОРТ
В настоящее время по требованию Союзного Командования занят разработкой проекта установки 6-дм (45 клб) артиллерии на паровозных тендерах, вследствие чего занимаюсь дома по вечерам совместно с арт. офицером лейтенантом Родионовым, которого иногда за поздним временем оставляю у себя ночевать.
Это не нравится моей квартирохозяйке гражданке Гром (адрес: Петроградский пр., д. № 112), которая сделала сегодня распоряжение своей прислуге не впускать этого обер-офицера в квартиру.
Донося о сем, прошу Вашего, господин контр-адмирал, ходатайства перед генерал-губернатором, об обуздании граждански Гром, мешающей службе и пособствующей большевикам, против которых и предназначаются паровозы с вышеупомянутой артиллерией.
п.п.
Капитан Герман.


С позиции последующих событий данная ситуация воспринимается не больше, чем анекдот. Несравненно большие проблемы пришлось решать, когда за разработкой проекта последовали практические действия. Вопреки распространенному в советской литературе мифу о «неограниченной помощи интервентов белогвардейцам», постройка морского бронепоезда является весьма характерным примером обратного (уже само обращение французов вряд ли можно истолковать иначе, чем решение русских проблем за русский же счет). Инициативе и поистине титаническим усилиям небольшой группы морских офицеров противостояли не только технические проблемы, но и равнодушие, а иногда и открытое противодействие союзников.
Для осуществления проекта были необходимы железнодорожные платформы, орудия, боеприпасы, броневые листы и, разумеется, производственные мощности. Прежде всего, командование флотилии провело ревизию артиллерийского имущества. Шестидюймовые морские орудия находились в Кольском заливе — 4 пушки стояли на береговых батареях и 8 — в спаренных башенных установках на ЛК "Чесма". Четырехорудийная батарея располагалась и на острове Мудьюг в Белом море. Здесь же находилась и вторая 4-хорудийная батарея, но установленные на них пушки образца 1877 года на станках Дурляхера являлись откровенным анахронизмом, что, впрочем, позднее не помешало использовать их на берегу Северной Двины.
Кроме этого, на всей огромной территории Северной области имелась одна 130 мм пушка, весь боезапас которой был израсходован в боях на Северной Двине, и восемь 120 мм орудий, но последние, как и пушки меньшего калибра, не представляли интереса для создателей бронепоезда.
Таким образом, из всего этого «богатого» арсенала можно было рассчитывать только на 6-дюймовки Мудьюга, расположенного недалеко от Архангельска. Уместно вспомнить, что тыл VI и VII красных армий располагал производственным потенциалом Петрограда и центрального промышленного района, ресурсами Балтийского флота, где еще к началу 1917 года только 6-дм пушек Канэ (далеко не самых мощных из имеемых) было 170 штук.
26 января 1919 года для съемки орудий на о. Мудьюг были командированы такелажники с талями и домкратами, снабженные провизией на неделю. 30 января ст. лейтенанту Ю. Ю. Рыбалтовскому и лейтенанту Г. Н. Родионову «за быстрое и успешное выполнение тяжелого секретного поручения», начальнику всех формируемых команд на берегу К2р Б. П. Казмичеву «за назначение в распоряжение вышеназванных обер-офицеров хороших матросов», а также самим матросам и особо — арт. специалисту Архангельского военного порта А. Мусинскому — командующий ФСЛО объявил благодарность в приказе.
Наблюдение за постройкой блиндированного поезда было возложено на флагманского артиллериста Штаба командующего флотилией капитана (вскоре получившего флотский чин старшего лейтенанта) Максимилиана Германа и помощника по технической части командира Архангельского военного порта, корабельного инженера капитана Георгия Корша.
12 февраля им было предписано отправиться с поездом на испытание 6-дюймовой артиллерии. Испытания прошли успешно, за что оба офицера были отмечены в приказе командующего, а дата 13 февраля 1919 года стала днем рождения морского БП.
Именно с этого дня числятся временно назначенными (с сохранением в прежних должностях) первые офицеры поезда: ст. лейтенант Юлий Рыбалтовский (командир 2-ой роты формируемых команд на берегу), лейтенанты Юрий Витте (командир ЭМ "Бесстрашный"), Георгий Родионов (начальник Северного района службы связи) и подпоручик по Адмиралтейству Василий Шерстобоев (субалтерн-офицер формируемых команд). В марте к ним присоединился поручик артиллерии Евгений Челмогорский (в недавнем прошлом — командир батареи на острове Торос в Кольском заливе).
Бронепоезд создавался «неофициально». Не сразу было определено наименование: сначала «русский вооруженный поезд», потом - «морской блиндированный поезд», в чем отразился как характер его использования, так и оперативное подчинение. Когда в марте 1919 года бронепоезд участвовал в боях у станции Емца, его команда формально еще не была сформирована. Табель комплектации был утвержден приказом командующего флотилией только 25 апреля, и тогда же, наконец, получили официальное назначение и офицеры. Но с самого начала среди офицеров флотилии появились добровольцы. Так, в конце января корабельный инженер штабс-капитан Озаровский подал рапорт о зачислении его сверх комплекта «для изучения опыта стрельбы, имея в виду, что бронепоезд будет не последним», что нашло поддержку исполняющего обязанности начальника поезда Рыбалтовского: «Желательно, если придется добавлять платформами и орудиями, взятыми у большевиков».
Учитывая, что далеко не все представители офицерского сословия горели желанием попасть на фронт, можно утверждать, что морской бронепоезд объединил не только единомышленников, но и людей, сознательно сделавших свой выбор в Гражданской войне.
Биографии их до сих пор остаются слабо изученными. Советская историография избегала этой табуированной темы, весьма убедительно оперируя обезличенными схемами. По этой причине интересна небольшая справка, написанная о себе начальником морского блиндированного поезда Ю. Ю. Рыбалтовским:

«За время последней войны в должности старшего арт. офицера, лично управляя огнем линейного корабля, я участвовал в шести морских боях с подавляющими силами германского флота, в четырех боях в южной части Рижского залива, с бетонными 9-дюймовыми фортами неприятельских морских укреплений, а также во многих других боевых операциях.
За время войны командующему морскими силами мною поданы также четыре тактические работы: 1) Рижский залив как стратегический театр войны, 2) Маневрирование флота при защите минных позиций, 3) Совместные действия армии и флота, 4) Способ и правила стрельбы 12-дюймовой дальнобойной Церельской батареи (на 30-верст) по морским невидимым целям.
За все эти работы получил благодарность адмирала, и большая часть моих мыслей были осуществлены на деле.
Последний чин старшего лейтенанта я был произведен покойным Императором в 1916 году, за выполнение особо важной боевой работы я был представлен командующим Балтийским флотом к середине октября 1917 года к производству по службе в капитан 2 ранга, но произведен не был из-за большевистского переворота, и таким образом я не могу причислить себя к молодым неопытным офицерам. Специалистом по артиллерии я состою почти девять лет и последняя моя работа — сборка 14-дюймовых двух орудийных башен морской крепости, комендантом которой я был в то время»
.

К этому следует добавить, что боевое крещение Юлий Юльевич получил на КР "Жемчуг" 28 октября 1914 года в малазийском порту Пенанг. Во время боя с германским рейдером "Эмден" арт. офицер Ю. Ю. Рыбалтовский вместе со ст. офицером Н. В. Кулибиным в отсутствие командира сумели остановить панику, начавшуюся на торпедированном корабле, после чего лейтенант Рыбалтовский лично открыл огонь из кормового орудия уже тонущего крейсера.
Юлий Юльевич Рыбалтовский принадлежал к фамилии морских офицеров, воспитанных на понимании чести как профессионального служения Отечеству. Трагический парадокс судеб российского офицерства состоял в противоречии между этим принципом и изменчивым государственным интересом.
Братья Владимир и Николай сделали карьеру в РКВМФ. Первый стал контр-адмиралом, начальником военно-морского училища имени Фрунзе, второй — капитаном первого ранга, известным гидрографом, профессором, доктором наук.
Трудно понять сегодня, что подвигло людей сделать свой выбор. Насколько он был сложен, говорит сопоставление некоторых фактов биографии братьев Рыбалтовских. Сразу же после подавления мятежа на форте Красная Горка Владимир Юльевич был назначен его комендантом (17 июня - 30 июня 1919 года). В то же время по обвинению в подготовке восстания был казнен начальник штаба Кронштадской ВМБ Александр Юльевич Рыбалтовский.
Юлий Юльевич в числе многих офицеров БФ, искавший спасения от преследований, оказался на Севере. Возможно, с этим была связана его четкая позиция в вопросах формирования команды бронепоезда. В частности, Рыбалтовский считал, что в условиях гражданской войны одним из условий достижения победы является моральный фактор: «По ходатайству моему поезд получил название «Адмирал Колчак». Я просил дать ему именно это название, основываясь на следующем. Поезд страшной силы даже и теперь внушает страх большевикам. Команда у меня выборная — отличная, почти все добровольцы, и этим именем я ее воспитываю, прилагая все усилия быть образцовой частью на фронте...».
Удачные фронтовые испытания первого орудия в начале февраля вселяли оптимизм, а инициатива, наконец, получила полную поддержку.
Для увеличения дальности стрельбы было решено поставить орудие на наклонную под углом 15 градусов платформу, что было выполнено в середине марта и уже с конца марта эта пушка с предельной дистанции 12 верст удачно стреляла по Емце. Но такая конструкция имела ряд технических недостатков (в частности, трудность поворота при горизонтальной наводке), поэтому Рыбалтовский впоследствии предложил переворачивать орудия компрессором вверх, что увеличивало дальность стрельбы до 13 верст, а с «длинными» снарядами, имевшимися на крейсере «Аскольд» - до 16 верст (при наклонной платформе соответственно — 7 и 12 верст).
Подобный способ увеличения угла подъема орудий широко применялся к 75-мм корабельным орудиям еще в годы Первой мировой войны. Здесь же задача осложнялась большим весом крупнокалиберных пушек.
Так как главная артиллерия могла вести огонь лишь под углом до 20 градусов в каждую сторону от диаметральной плоскости платформы, а на дистанциях менее 7 верст возникала обширная «мертвая зона», то для отражения открытых атак неприятеля предусматривалось вспомогательное вооружение двумя 3-дюймовыми горными пушками и 16 пулеметами.
К каждой платформе с орудием прицеплялась платформа каземат со снарядным погребом и вспомогательным вооружением, обшитая импровизированной броней, состоявшей из двух полудюймовых стальных листов. Пространство в 7 дюймов между ними заполнялось песком, а позднее — бетонировалось.
На одном из погребов-казематов предполагалось установить бронированную командную башню, сильно напоминавшую боевую рубку корабля и соединенную с боевыми постами переговорными трубами. Однако, вскоре от установки рубки отказались.
Рыбалтовский составил табель комплектации бронепоезда, вооруженного четырьмя 6-дюймовыми орудиями, включавший 7 офицеров и 72 нижних чина. По сравнению с бронепоездами союзников это было занижение потребности в людях, особенно если учесть дефицит артиллерийских специалистов.
Слабое развитие Архангельской губернии в предвоенные годы наложило отпечаток на организацию тылового обеспечения фронта. Если снабжение области осуществлялось в основном за счет союзных поставок, то производственной базой, обслуживавшей не только флотские, но и армейские части, являлись мастерские Архангельского военного порта.
В годы Первой мировой войны кадровую основу формирующегося военного порта составили эвакуированные из оккупированных прибалтийских огородов. С окончанием войны они вернулись на родину. Другой причиной оттока кадров стала конкуренция частных предприятий, привлекавших более высокой оплатой труда. Периодически в мастерских военного порта устраивались забастовки, за которыми следовали увольнения. Вакансии заполнялись сезонными рабочими, в том числе — учащимися (во время каникул). Но даже при таком дефиците кадров, рабочие отвлекались на службу в национальном ополчении. С другой стороны, у мастерских порта к тому времени уже был опыт вооружения поездов — подобная работа по заказу союзников была произведена еще в августе 1918 года...
Сразу же продолжились работы по снятию оставшихся пушек. Любопытен механизм их транспортировки. Получив распоряжение о доставке второго 6-дюймового орудия, начальник артиллерии о. Мудьюг прапорщик Быков произвел торги среди крестьян Патракеевской волости, согласившихся предоставить 12 лошадей за 3500 рублей, обосновывая высокую стоимость глубоким снегом. Погрузку орудий вели военнопленные. В середине февраля к острову подошел ледокол, а для сопровождения орудия с Мудьюга на Экономию был назначен конвой из 5 вооруженных матросов.
Почти одновременно начался демонтаж третьей пушки, однако ее доставка затянулась до конца весны. Причиной чему явился ответ командующего флотилией контр-адмирала Викорста на рапорт командира поезда: «Разделяя соображения относительно установки 6-дм пушки на вторую американскую платформу... я к крайнему своему сожалению принужден сообщить Вам, что создание сильного поезда из четырех 6-дм орудий 45 калибра осложняется неимением свободных американских платформ». Надежды на пресловутую иностранную помощь оказались тщетными.
С самого начала поезд создавался исключительно русскими моряками. Союзники не принимали в этом абсолютно никакого участия, что, впрочем, не мешало им, не отвечая на просьбы русского командования о предоставлении железнодорожных платформ, обращаться с предписаниями, подобных этому:

Архангельск, 5.02.1919. капитану Герман.
Вами сейчас производится установка 6-дм морского орудия на бронированный поезд. В связи с этим я просил бы Вас известить меня как только поезд будет готов к отходу на фронт. Он, однако, не должен быть направлен до получения приказа от начальника Королевской артиллерии. Подпись: Главного Штаба директор отдела интендантства Главного штаба Северо-Русского Экспедиционного корпуса.


Все трудности преодолевались упорством и настойчивостью флотского командования. К концу мая должны были быть наготове второе и третье перевернутые орудия. Но 7 мая 1919 года совершенно неожиданно создалась опасность, что такой поезд так и не вступит в строй, несмотря на скорую его готовность.
В этот день на 455 версту Архангельской железной дороги прибыл начальник Королевской артиллерии майор Делахей в сопровождении будущего начальника артиллерии Вологодского фронта подполковника Барбовича. Майор категорически заявил Рыбалтовскому, что «Адмирал Колчак» слишком силен и в данном составе на фронте не нужен.
Рыбалтовский недоумевал. Барбович, не будучи специалистом тяжелой, а тем более морской, артиллерии, не нашел доводов возразить английскому майору. Обида за хозяйничанье англичан нашла выход в докладной записке Рыбалтовского командующему войсками Северной области:
«Относительно его военных талантов, как и вообще всех англичан, говорить ничего не буду, хотя у нас, русских людей, часто возникает вопрос, как они могли сражаться с немцами при таком способе военного мышления? Не им учить нас.
Майор Делахей доложит обо всем генералу Айронсайду, вот почему в этом вопросе я прошу помощи вашего Превосходительства».
Впрочем, отношение английского командования имело чисто тактическую подоплеку: имея большой опыт применения бронепоездов в колониальных войнах, британцы механически переносили его в Россию, не утруждая себя изучением местных условий, не понимая, что имеют дело не с туземными племенами, а с серьезным противником. Поэтому, считая морской поезд «слишком сильным», Делахей имел в виду, что нужен бронепоезд с достаточным количеством среднекалиберной артиллерии и пулеметов для боя на коротких дистанциях.
В отличие от англичан командир «Адмирала Колчака» ясно представлял возможности большевиков, выбрав тактику противобатарейной стрельбы с дальних позиций. В своем рапорте Рыбалтовский обосновывал вооружение поезда как минимум четырьмя морскими дальнобойными орудиями:
1) необходимостью одновременной стрельбы по нескольким целям, включая подавление главного противника бронепоезда — 42-линейных (107 мм) батарей;
2) перспективами встретить более сильного противника после соединения с Сибирской армией;
3) ограниченность времени стрельбы — обычно через 15-20 минут батареи красных открывали ответный огонь. Это требовало повышенной скорострельности бронепоезда;
4) орудия системы Канэ образца 1893 года не обладали достаточной надежностью, а после 500-600 выстрелов из-за выгорания приходилось менять стволы, то есть выводить орудия из строя на 5-7 дней, что при наличии четырех пушек в составе поезда не сильно бы ослабляло его мощь.
«Только мой поезд может и будет с ними сражаться: при четырех орудиях мне удастся дать до 16 выстрелов в минуту, а такой огонь выдержать нельзя.
Если сейчас чувствуется нужда в единовременной стрельбе по трем целям, то через два-три месяца под Вологдой это может не только потребоваться, но и будет необходимо...
Будем же хотя бы теперь в конце пятого года войны значительно сильнее неприятеля. Как мы страдали из-за этого, сколько несли напрасных жертв, теперь же преступно отказываться от этого перевеса, особенно у нас, на Севере. 1919 год — это критический год. Мы должны победить их как можно скорей. В 1920 году будет уже поздно. Мы погибнем, если затянем войну. Все это требует быть подавляюще сильнее их. Это дает нам инициативу и даст победу».
При этом Рыбалтовский подчеркивал, что поезд нельзя делить на части. Люди, обслуживающие резервные пушки, находясь вне надзора командования поезда, несомненно, стали бы распускаться, а самое главное - при частых атаках неприятеля на тыловые разъезды команде приходилось бы защищаться своими силами. При этом разделение ослабило бы бронепоезд.
Казалось, дело сдвинулось с места. Однако, 22 мая 1919 года сообщается о весьма странном решении сухопутного командования — морякам разрешили иметь два блиндированных поезда, но вооруженных только двумя 6-дюймовыми пушками каждый. Такое решение обуславливалось отнюдь не тактическими соображениями (например, необходимостью прикрывать два участка одновременно). Второй поезд было разрешено комплектовать только когда в Архангельске будет 2500 снарядов для этих пушек, то есть строительство второго поезда можно было продолжать, но комплектовать — лишь по прибытии снарядов. Так или иначе, обстановка на фронте не давала возможности вступать в торги с английским командованием.
До сих пор в литературе, посвященной боевым действиям на Северном фронте, нет единого мнения о количестве морских бронепоездов. В оперативных сводках и мемуарах упоминается неазвание двух морских блиндированных поездов - «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин».
Действуя на разных фронтах — Железнодорожном и Мурманском, не связанных общей железнодорожной системой, они не могли иметь единого оперативного подчинения.
Между тем, в мае 1919 года ст. лейтенант Ю. Ю. Рыбалтовский был назначен начальником группы морских поездов. Ему пришлось пересматривать так и не воплощенные в жизнь табели комплектации. Новые штаты предусматривали наличие 40 воинских чинов при каждом поезде (что превышало потребность, но позволяло постепенно подобрать лучших людей) при девяти офицерах на весь дивизион (по три на каждый поезд и три — в штабе дивизиона). Но до конца года на Железнодорожном фронте участвовал в боях только один морской блиндированный поезд с командой всего 23 человека. Армейское командование отказалось принимать какое-либо участие в строительстве, но Рыбалтовскому, уже предложившему назвать второй поезд «Вице-адмирал Непенин» в память погибшего 4 апреля 1917 года от рук революционных матросов командующего Балтфлотом, было достаточно, чтобы морякам хотя бы не мешали.
К осени 1919 года вооружение «Адмирала Колчака» было доведено до трех 6-дюймовых и двух 3-дюймовых орудий при 22 пулеметах, а название «Адмирал Непенин» в это время было использовано моряками мурманского фронта. Строительство морского бронепоезда, именовавшегося в документах «№3», так и не было завершено.
Летом 1919 года команде бронепоезда пришлось выдержать особо тяжелые бои. Примером может служить описание боя на 448 версте (в районе станции Емца):

СЕКРЕТНО (копия)
№2
Лейтенанта Юрия Витте 26 июня 1919 года
РАПОРТ.
Сего 26 июня 1919 года согласно плану стрельбы, я отправился с орудием № 1 на заранее приготовленную, известную Вам позицию и немедленно связался с Вами по телефону.
После того, как мы открыли огонь — неприятель начал отвечать. Начав с больших перелетов, он перешел на малые в расстоянии 100-200 саженей от нас, засыпая снарядами путь у нас в тылу.
В это время я получил приказание от Вас окончить стрельбу и идти назад. Я послал вперед и.д. Унтер-офицера Попова осмотреть путь, так все пространство сзади было покрыто сплошным дымом. Пройдя с поездом около 200 саженей благополучно, пришлось остановиться, так как Попов сделал знак, что путь неисправен.
Взяв с собой подпоручика Шерстобоева и машиниста, пошел осмотреть путь, а Попова послал с донесением к Вам. В то же время матрос Грачев был послан соединиться с Вами телефоном, что и было им выполнено. Но провода, вероятно, были перебиты, и он не получил ответа. Через некоторое время подпоручик Шерстобоев предложил исправить путь. Оставив у пушки дневального (она стояла в 200 саженях от повреждения), я отправился с командой чинить путь. Работой непосредственно руководил подпоручик Шерстобоев. В 20 минут путь был исправлен и поезд благополучно прибыл обратно.
Доношу, что починка пути, соединение телефоном производились под действительным огнем неприятеля. Людей засыпало землей, валило с ног воздухом, но все бодро и весело работали, сохраняя полное присутствие духа. Считаю за чудо, что, нет убитых и раненых. Каждого можно было окликнуть и он сразу же отзывался и бежал делать то, что приказано.
Один снаряд попал в круг работавших между рельс и и не разорвался. Все упали, но когда увидели, что все целы, происшествие вызвало только смех. Подпоручика Шерстобоева этот снаряд задел за рукав и оставил на нем след ведущего пояска. Попов так быстро сбегал к вам и обратно, что успел принять участие в общей работе.
Особо отличившимися полагаю подпоручика Шерстобитова, который вызвался исправить путь и действительно исправил его. Матросы все до одного молодцы и я горд был за свою часть. Машинисты — штатские люди — выше всякой похвалы. Выйдя за стрелку с позиции и попав в зону огня, я остановил поезд и перевел стрелку на главный путь согласно полученному приказанию. Машинисты остановили машину по первому знаку и затем во все дальнейшее время своим хладнокровием и точной исполнительностью много способствовали благополучному исходу дела.
За сегодняшний день зарекомендовал себя с лучшей стороны строевой боцманмат Можаев, который оставался старшим при пушке № 2, стоявшей в резерве. Когда около него стали падать снаряды, он со своими людьми пытался на руках вывести пушку из сферы огня. Работа оказалась не под силу.. Тогда он крикнул толпе солдат... бежавших прятаться от снарядов в лес, чтобы они вернулись помочь. Когда слов оказалось мало, пригрозил им пулеметом и заставил их вернуться. Откатить пушку все-таки не удалось, но инициатива и распорядительность — налицо...


К рапорту полагался список нижних чинов и штатских железнодорожников, представляемых к награждению Георгиевскими крестами и медалями..
Команда «Адмирала Колчака» несла неизбежные потери. 12 июля 1919 года был тяжело ранен лейтенант Родионов — один из первых создателей поезда (в том бою погиб один человек, тяжело ранило четверых, двое были контужены). В августе Г. Н. Родионов в связи с ранением был отправлен в распоряжение Морского командования в Черном море (Георгий Николаевич скончался 12 ноября 1955 года в Швейцарии и похоронен в Кламаре). Команду бронепоезда пополнили новые люди: мичман военного времени Михаил Фетелего, старшие лейтенанты Александр Лобода (участник легендарного боя крейсера «Варяг», в 1918 году бывший начальником военно-морского отдела Центрального комитета Мурманской флотилии) и Николай Олюнин, явившийся 26 июля из Финляндии...


С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7749
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.12 15:16. Заголовок: Продолжение: Эвакуа..


Продолжение:



Эвакуация вчерашних союзников произвела гнетущее впечатление. Многие флотские офицеры подали в отставку и покинули Северную область. Русское командование получило не только долгожданную самостоятельность, но и почти неразрешимые задачи снабжения.
Острейшей проблемой Северного фронта стало обеспечение боеприпасами. С окончанием мировой войны у стран Антанты образовался значительный излишек оружия и боевой техники. Однако расчеты на увеличение союзных поставок не оправдались. Как и прежде, проблему снабжения бронепоезда боеприпасами пришлось решать самим. А она возникла уже летом 1919 года, и к октябрю стала чрезвычайно острой.
Штаб ФСЛО произвел тщательную ревизию арт. складов Архангельского военного порта, кораблей флотилии, береговых батарей в Белом море и на Мурманском побережье. С целью выяснения имеющегося арт. вооружения и боеприпасов. Результаты проверки не внушали оптимизма.
Оставалась еще надежда на русское имущество (в частности, большое количество боевых кораблей и мобилизованных гражданских судов), которое в предыдущее время оказалось в руках союзников и с окончанием совместных боевых действий подлежало возвращению владельцу. С этой целью в Англию был командирован К2р Лисснер, получивший инструкцию, предписывавшую попытаться вернуть боезапас КР "Аскольд".
Оригинальный выход был найден К2р М. Германом. В арт. мастерских порта стали снаряжать порохом уже стреляные гильзы. Сложнее дело обстояло со снарядами, но и тут флагманский артиллерист нашел неожиданное решение. Уже в октябре по его предложению делались попытки переточить под 6-дюймовый калибр снаряды 155-мм французской гаубицы. Около 4000 таких снарядов хранилось в порту Экономии.
Данный способ был сопряжен с большим риском разрыва снарядов при стрельбе, но в ответ на опасения Рыбалтовского, Герман отвечал в характерной для себя манере: «Это мое дело. Если бояться разрывов, то поезд останется без снарядов». Однако, начальник штаба флотилии счел подобный ответ грубым, необоснованным и совершенно недопустимым по форме, а обточку до выяснения результатов опытов стрельбы «румынскими» снарядами распорядился временно прекратить. Однако, попытка применения «румынских» 150-мм снарядов не удалась — при стрельбе ими получался прорыв газов, сгорание поясков, снаряды в полете кувыркались. Кроме того, пришлось окончательно проститься с надеждой на помощь вчерашних союзников — англичане сообщили Лисснеру о затоплении боезапаса «Аскольда» во избежание разложение порохов. Других боеприпасов для пушки Канэ в Англии не оказалось. В результате, к январю 1920 года все же пришлось вернуться к пополнению боезапаса таким рискованным способом, как обточка.
Стремительное крушение Северного фронта оказалось неожиданностью для многих организаторов обороны. Северной области. Полным ходом шло изготовление снарядов для «Адмирала Колчака». После пожара артиллерийских мастерских на Бакарице 9 января, полностью уничтожившего артиллерию, предназначенную для установки на поезде №3, были спешно выделены 120-мм морское орудие Канэ и две 76,2-мм японские пушки.
Военно-морское командование готовилось к открытию навигации, производя ремонт и перевооружение судов речной и озерной флотилий. Состав Первого Морского стрелкового полка был доведен до полнокровного батальона. Но причины будущего поражения можно было разглядеть уже осенью 1919 года, в период наибольших успехов на Железнодорожном фронте.
20 октября 1919 года Рыбалтовский докладывал о работе начальнику штаба командующего морскими силами:

«...Непрерывными боями в продолжение почти двух месяцев (с 28 августа) команда вверенного мне поезда сильно утомлена. Как на станции Емца, так и теперь на Плесецкой, приходится нести усиленную караульную службу по 7 человек сразу ввиду того, что станция до сих пор не укреплена и даже нет проволоки. На поезд же мой большевики давно целятся, почему его приходится сильно охранять.
Кроме всего этого на поезде почти все эти восемь месяцев производились работы как по оборудованию его, так и по укреплению позиции вокруг места стоянки.
На последнее время приходится особенно много работы. Так за время с 5 октября собственными средствами поставлены щиты на орудия. Работа эта заняла 8 дней, причем люди работали с 6 утра до 12 ночи (18 часов в день).
В настоящее время производятся следующие работы: 1) прокладывается проволока в три кола кругом поезда общей длиной около 1,5 версты. 2) идет постройка вагонов бани, столовой. 3) оборудование вагона-блокгауза. 4) устройство пулеметных гнезд на платформах. 5) строится гальюн для личного состава, мостки и др.
Работы производятся с 8 до 18 часов, причем из-за недостатка людей приходится привлекать к ним свободные смены караула.
Ко всему этому необходимо еще добавить, что в последние две недели люди стояли по две вахты, так как позиция бронепоезда была совсем без прикрытия пехоты среди леса.
Все вышеизложенное есть причина полного переутомления команды и 25 процентов ее больны, частично находится в госпитале.
Боевая обстановка же требует полного напряжения по крайней мере еще на полгода, так как правительство ожидает, что при ликвидации большевики двинутся на нас, как наиболее слабых.
На основании всего изложенного усиленно ходатайствую перед вами, г-н капитан первого ранга, о срочном назначении ко мне на поезд людей, согласно прилагаемого списка. Я прошу именно этих выбранных людей, так как мой поезд должен быть укомплектован самыми лучшими и надежными людьми — этого требует обстановка гражданской войны.
Если, не дай бог, мой поезд будет захвачен мятежниками или большевиками, то фронт будет открыт, так как нельзя забывать, что мои орудия имеют круговой обстрел и наибольшую дальность.
Прошу верить, что все вышеизложенное не есть моя фантазия — люди переутомлены и изнервничались до крайности — это факт...


За время боев Рыбалтовскому удалось создать образцовую команду. Свидетельством тому — отсутствие сколько-нибудь значительных проступков. Весь экипаж «Адмирала Колчака» получил заслуженные награды: нижние чины — Георгиевские кресты и медали, офицеры — ордена. До какой же степени сильными оказались недоверие своему командованию и наивность по отношению к противнику, если такая часть в критический момент решила сменить флаг. Как и предупреждал Ю. Ю. Рыбалтовский, пушки морского бронепоезда не только не спасли Железнодорожный фронт, но и способствовали продвижению красных.
Недостаточно исследованным остается вопрос о судьбе команды бронепоезда. После падения Железнодорожного фронта офицеры «Адмирала Колчака» пытались пробиться с группой генерала Вуличевича к Мурманской железной дороге, однако, попав в окружение, были вынуждены сдаться. Н. З. Кадесников пишет, что они были расстреляны в Холмогорах, но, вероятнее, речь идет о станции Холмогорской.
Истинная трагедия заключалась в том, что офицеры погибли не в боях с наступающим противников, а по вине «своих» же матросов, открывших фронт. Можно только догадываться, какая участь постигла в дальнейшем команду бронепоезда, «отпустившую» своих офицеров и перешедшую на сторону наступающих большевиков.

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1943
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.12 16:29. Заголовок: Тритон пишет: Автро..


Тритон пишет:

 цитата:
Автроилъ пишет:

цитата:
считался "Адмиралъ Колчакъ", изготовленный силами флота и вооружённый 8-ми дюймовыми орудиями, снятыми с кораблей ФСЛО

А интересно, с каких кораблей флотилии были сняты 8-дюймовки?



Ответ можно найти в статье Д. Е. Жалнина (она приведена здесь ув. Автроилъ). Этот материал был опубликован в № 9 альманаха «Белая гвардия». – М.: Посев, 2006 [Белое движение на Севере России] на с.189-124.

С уважением,

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7752
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.12 16:38. Заголовок: EFK пишет: Ответ мо..


EFK пишет:

 цитата:
Ответ можно найти в статье...



Да, получается, что снабжения белым как раз и не хватало, несмотря на пресловутую щедрость союзников.
И, что примечательно, картина везде (по всем фронтам) была примерно одинакова...

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7753
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 08:51. Заголовок: Тритон пишет: ...с ..


Тритон пишет:

 цитата:
...с каких кораблей флотилии были сняты 8-дюймовки?



Извините за невнимательность.
Исправил.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7754
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 11:48. Заголовок: Кстати, а что извест..


Кстати, а что известно об офицерах БП "Адмиралъ Колчакъ", в частности о мичмане графе Гейдене?

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1944
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 13:50. Заголовок: Автроилъ пишет: о м..


Автроилъ пишет:

 цитата:
о мичмане графе Гейдене?



О завершении его судьбы!?

По общепринятой версии – ГЕЙДЕН Георгий Александрович был в феврале 1920 г. взят в плен и затем расстрелян.

С уважением,

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7755
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 15:41. Заголовок: EFK пишет: О заверш..


EFK пишет:

 цитата:
О завершении его судьбы!?



Это-то, как раз, общеизвестно. Больше интересует то, что он делал в годы Первой мировой войны...

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 240
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 16:08. Заголовок: В 1916 числился в Ба..


В 1916 числился в Балтийском флотском экипаже, в сборнике "Флот в белой борьбе" упоминается о службе Гейдена на "Пересвете" и ПС "Соколица". "Пересвет" - это точно ПМВ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1945
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 20:46. Заголовок: Автроилъ пишет: что..


Автроилъ пишет:

 цитата:
что он делал в годы Первой мировой войны...



В 1-м Балтийском экипаже (с 09.1915 г.).
Служил на крейсере «Пересвет» (1916-1917) и посыльном судне «Соколица» (1917-1918). В связи со сдачей «Соколицы» в порт был зачислен в команду крейсера «Аскольд», что вызвало недовольство судового комитета. Уволен от службы во флоте, после чего вступил рядовым в Славяно-британский легион.

Добавление.
АСТАФЬЕВ Д. (1896, Новоржев, Псковская губерния – 1972, Веллингтон, Новая Зеландия). Выпускник Морского корпуса. Лейтенант. Участник Гражданской войны и Белого движения на Архангельском Севере (в составе Онежской флотилии). Автор повести «Жорж» (об однокашнике по Морскому корпусу графе Георгие Гейдене). Не опубликована.

С уважением,



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7758
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 13:47. Заголовок: Случайно наткнулся в..


Случайно наткнулся в своё время в сети.

Расстрельный «Морской список»
(Архангельск, Холмогоры и т. д. 1920–1921)

1. Абель Эрнст Михайлович (1895 г. р., Рига) – поручик. Расстрелян 28 марта 1921-го под Архангельском.
2. Аннин Павел Павлович – лейтенант. Суицид 21 февраля 1920 года в Мурманске.
3. Бойченков Пантелеймон Васильевич – ст. штурман. Расстрелян 5 апреля 1921 года под Архангельском.
4. Борейша Анатолий Станиславович (1886 г. р.) – ст. лейтенант. Расстрелян под Вологдой.
5. Бородаевский Павел Александрович – мичман. Убит в феврале 1920 года (в Мурманске ? – Ю. Д.).
6. Бухгольц Эрнест Эдуардович (1894 г. р., Рига) – штабс-капитан. Взят в плен в феврале 1920 года и расстрелян.
7. Былим-Колосовский Иван Николаевич (1900 г. р., СПб) – взят в плен в феврале 1920 года в Петрозаводске. Бежал. Около финской границы схвачен и расстрелян.
8. Веселкин Николай – гардемарин. Застрелился при командировке из Архангельска в Петроград.
9. Витте Юрий Николаевич (1891 г. р., Новгородская губ.) – лейтенант. Расстрелян в феврале в Холмогорах.
10. Вуич Александр Георгиевич (1895 г. р.) – лейтенант. Расстрелян в феврале 1920 году в Медвежьей Горе.
11. Гейден Александр Фёдорович (1893 г. р., СПб) – мичман. Расстрелян в феврале 1920 года в Холмогорах.
12. Державин Владимир Дмитриевич (1895 г. р.) – лейтенант. Убит 21 феврале 1920 года в Мурманске.
13. Добромыслов Иван Александрович (1895 г. р.) – лейтенант. Расстрелян в феврале 1920 года в Медвежьей Горе.
14. фон Каналоший-Лефлер Фёдор Фёдорович (1900 г. р., СПб) – юнкер флота. Переводчик в штабе главнокомандующего войсками Северной области. Взят в плен в феврале 1920 г. Бежал. «Убит осенью 1920 при переходе фронта в Крыму».
15. Каськов Андрей Саввич (1882 г. р.) – капитан 2-го ранга. Расстрелян в Архангельске в 1920 г.
16. Католинский Глеб Петрович – мичман. Расстрелян в феврале 1920 года в Медвежьей Горе.
17. Литвинов Николай Алексеевич (15.11.1874, Киев) – полковник. Расстрелян 28 мая 1920 года в Архангельске.
18. Лобода Александр Александрович (2.05.1885, Казань) – старший лейтенант; ст. офицер бронепоезда «Адмирал Колчак». «Взят в плен и расстрелян в феврале 1920 в Холмогорах».
19. Максимов Е. – лейтенант. «В эмиграции в Финляндии. Убит при обратном переходе границы».
20. Малиновский Константин Константинович – мичман. «Взят в плен, содержался в Архангельском и Пертоминском лагерях. Расстрелян 5 апр. 1921 под Архангельском».
21. Мельницкий Александр Дмитриевич (1891 г. р.). «В белых войсках Северного фронта в Британском авиационном отряде, на 15 марта 1920 – командир сухопутного разведывательного отряда в Мурманском авиадивизионе. Взят в плен и расстрелян в марте 1920 в Медвежьей Горе».
22. Милевский Николай Адамович (6.03.1890, СПб) – лейтенант. Командир эсминца «Капитан Юрасовский». Убит 21 марта 1920 в Мурманске.
23. Орлов Борис Павлович (1879 г. р.) – капитан 2-го ранга. Расстрелян 14 марта 1921 года под Архангельском.
24. Орфенов Георгий Андр. (1887 г. р., Седлец) – старший лейтенант. В союзном контроле (контрразведка) в Мурманске. Убит в декабре 1919 (1920) г.
25. Рыбалтовский Юлий Юльевич (18.06.1886, Минск) – капитан 2-го ранга. Командир группы бронепоездов Двинского фронта. «Взят в плен и расстрелян в марте 1920 в Вологде или в Холмогорах».
26. Садовинский Бруно-Станислав Адольфович (30.01.1894, Славут, Волынской губ.) – лейтенант. «Взят в плен и расстрелян в марте 1920 в Медвежьей Горе».
27. Светухин Пётр – мичман. «Взят в плен и расстрелян в марте 1920 в Медвежьей Горе».
28. Телесницкий Олег Владимирович (1894 г. р.) – мичман (Морской корпус. 1915). Член антисоветской организации. Арестован и расстрелян в 1918 году в Вологде.
29. Томашевич Николай Александрович (1889 г. р., Пермь) – лейтенант. В 1919 – командир эсминца «Лейтенант Сергеев». Погиб в 1920.
30. Ямылин-Вдовиковский Артемий (Артамон) – мичман в десантной роте Онежской флотилии. «Взят в плен и расстрелян в марте 1920 в Медвежьей Горе».
31. Шульгин Борис Константинович (24.06.1891, ст. Кабардинская). «С 11.01.1919 – командир эсминца «Капитан Юрасовский», затем на Онежской флотилии. Георгиевское оружие. Убит до 1920».
32. Юрша Александр Эдмундович. «Сын действительного статского советника. Морской корпус, 1910. Старший лейтенант. Расстрелян большевиками 13 ноября 1918 г. в Петрозаводске».
33. «Якиманский (Александр Михайлович, 1890 г. р.). В службе с 1914, офицером с 1916; или Сергей Евлампиевич, 1895 г. р.; Морской корпус, 1914) – мичман эсминца «Лихой». Член антибольшевистской организации. Арестован в 1918 в Вологде. Расстрелян».

(Сост. по: Волков, С. В. Офицеры флота и морского ведомства: опыт мартиролога / С. В. Волков. – М., 2004. – 558 с.).


С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7759
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 17:32. Заголовок: Дм. Жалнин пишет: Ю..


Дм. Жалнин пишет:

 цитата:
Юлий Юльевич (Рыбалтовский) ... оказался на Севере.



Вопрос, как?
По предоставленным wind'ом сведениям:

... И.д. ст. флаг-офицера Штаба Начальника минной бригады ЧМ (05.08.1916-1917).
Во время Гражданской войны командовал дивизионом канонерских лодок Днепровской речной флотилий белых, затем Начальник дивизиона быстроходных катеров.
1918-1919 г. - Начальник 1-го дивизиона Донской речной флотилии белых...

Вроде как всё время на Юге...


С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1946
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 18:22. Заголовок: Автроилъ пишет: Рас..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Расстрельный «Морской список»



Составитель списка - Ю.В. Дойков.
Представлен в его книге:
Дойков, Ю.В. Памятная книжка: Красный террор в советской Арктике, 1920–1923: (документальные материалы). – Архангельск, 2011. С.61-63. [§ 5 Расстрельный «Морской список» (Архангельск, Холмогоры и т. д. 1920–1921)].

Обращение у автора, как с фактами, так и с географией достаточно вольное (Крым, Петрозаводск, Вологда и Арктика!? Да и Архангельск отнюдь не в Арктике находился).
Его кредо: вали кулём. потом разберём.

Аннин Павел Павлович – лейтенант. Суицид 21 февраля 1920 года в Мурманске.
Максимов Е. – лейтенант. «В эмиграции в Финляндии. Убит при обратном переходе границы».
Причем тут «красный террор»!?

Шульгин Борис Константинович (24.06.1891, ст. Кабардинская). «С 11.01.1919 – командир эсминца «Капитан Юрасовский», затем на Онежской флотилии. Георгиевское оружие. Убит до 1920».
В декабре (приказ от 14-го числа) 1919 г. ему было пожаловано Георгиевское оружие. Отнюдь не посмертно.

Но список сей обсудить здесь есть резон.

С уважением,


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1947
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 18:37. Заголовок: Автроилъ пишет: Вро..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Вроде как всё время на Юге...



Ув. Автроилъ ! О ком идёт речь?
РЫБАЛТОВСКИЙ 3-й Юлий Юльевич.
На Чёрном море - 05.08.1916-1917!?
Он служил на Балтике:
– старшим артиллерийским офицером линейного корабля «Слава» (01.05.1915 – 04.10.1917),
– комендантом морской крепости на о. «Накиллотто» (01.12.1917-05.1918).

А вот каким был его путь отсюда на Архангельский Север, это вопрос.

С уважением,


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7760
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 21:10. Заголовок: EFK пишет: Но списо..


EFK пишет:

 цитата:
Но список сей обсудить здесь есть резон.



Почему я его и привёл...
Конечно, корректнее было бы обсуждать первоисточник, но там столько дров наломано, что боюсь, чтобы всё разобрать мало у кого хватит терпения.

EFK пишет:

 цитата:
комендантом морской крепости на о. «Накиллотто»...



Может, должность как-то иначе называлась?
Да и сам остров (район Порккала-Удде) завсегда именовался Маккилуото, там стояла (на острове) в своё время башенная батарея 305-мм.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1949
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 23:03. Заголовок: Автроилъ пишет: Мож..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Может, должность как-то иначе называлась?



Возможно. Но, к сожалению, с первоисточником работал не я.
Спасибо за уточнение.

С уважением,

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1950
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.12 23:09. Заголовок: Автроилъ пишет: Рас..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Расстрельный «Морской список»



Надо полагать, что Ю.В. Дойков в списке закавычил взаимстования из книги С.В. Волкова. Остальные сведения его.

С уважением,

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7764
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.12 12:29. Заголовок: EFK пишет: Но списо..


EFK пишет:

 цитата:
Но список сей обсудить здесь есть резон...



Тогда и начнём с офицеров БП. Вот, что с Вашей помощью удалось построить:

граф ГЕЙДЕН Георгий Александрович (18.12.1893 – .02.1920), мичман (в чине с 27.08.1915). Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Морской Е.М.В.Н.Ц. корпус (1915). Участник событий Первой мировой войны. По выпуску зачислен в 1-ый БФЭ (.09.1915). Офицер выкупленного у японцев КР (бывшего броненосца) "Пересветъ" (1916-1917), затем ПС "Соколица" (1917-1918). С началом противобольшевистской борьбы в Северной области перешёл к белым. По причине сдачи "Соколицы" на хранение в порт назначен для дальнейшего прохождении службы на КР "Аскольдъ", чем на последнем было вызвано крайнее неудовольствие у судового комитета. Уволенный по настоянию матросской депутации, летом 1918-ого вступил рядовым в Славяно-Британский легион. На ноябрь того же года – флаг-офицер Штаба флотилии СЛО. В дальнейшем служил в роте речной флотилии (с 11.04.1919), затем на действовавшем в Железнодорожном укреплённом районе тяжёлом морском бронепоезде "Адмиралъ Колчакъ". При крушении Двинского фронта взят в плен большевиками в деревне Сухое недалеко от станции «Сороки» и впоследствии расстрелян в Вологде или в Холмогорах. Близкий друг и сослуживец по ФСЛО, товарищ по МК лейтенанта белого флота Д.И. Астафьева (1896-1972), сделавшего его главным героем своей, написанной уже в эмиграции, повести «Жорж».

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1951
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.12 13:22. Заголовок: ­Предлагаю оставить в..


*PRIVAT*

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1952
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.12 13:53. Заголовок: Выборка из статьи Д...


Выборка из статьи Д.Е. Жалнина, содержащие некоторые сведения об офицерах БП.

«Рыбалтовский составил табель комплектации бронепоезда, вооруженного четырьмя 6-дюймовыми орудиями, включавший 7 офицеров и 72 нижних чина».

«…. первый и последний командиры «Адмирала Колчака» К2р Рыбалтовский и ст. лейтенант Олюнин числятся каперангами.
К тому же, Олюнин не погиб в числе офицеров бронепоезда, а скончался в Финляндии в августе 1943 года...»

«… дата 13 февраля 1919 года стала днем рождения морского БП.
Именно с этого дня числятся временно назначенными (с сохранением в прежних должностях) первые офицеры поезда: ст. лейтенант Юлий Рыбалтовский (командир 2-ой роты формируемых команд на берегу), лейтенанты Юрий Витте (командир ЭМ "Бесстрашный"), Георгий Родионов (начальник Северного района службы связи) и подпоручик по Адмиралтейству Василий Шерстобоев (субалтерн-офицер формируемых команд). В марте к ним присоединился поручик артиллерии Евгений Челмогорский (в недавнем прошлом — командир батареи на острове Торос в Кольском заливе)».

«Но с самого начала среди офицеров флотилии появились добровольцы. Так, в конце января корабельный инженер штабс-капитан Озаровский подал рапорт о зачислении его сверх комплекта «для изучения опыта стрельбы, имея в виду, что бронепоезд будет не последним», что нашло поддержку исполняющего обязанности начальника поезда Рыбалтовского: «Желательно, если придется добавлять платформами и орудиями, взятыми у большевиков».

«12 июля 1919 года был тяжело ранен лейтенант Родионов — один из первых создателей поезда (в том бою погиб один человек, тяжело ранило четверых, двое были контужены). В августе Г. Н. Родионов в связи с ранением был отправлен в распоряжение Морского командования в Черном море (Георгий Николаевич скончался 12 ноября 1955 года в Швейцарии и похоронен в Кламаре). Команду бронепоезда пополнили новые люди: мичман военного времени Михаил Фетелего, старшие лейтенанты Александр Лобода (участник легендарного боя крейсера «Варяг», в 1918 году бывший начальником военно-морского отдела Центрального комитета Мурманской флотилии) и Николай Олюнин, явившийся 26 июля из Финляндии...»

С уважением,


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7766
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.12 14:32. Заголовок: Будем работать.....


Будем работать...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 7768
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.12 14:38. Заголовок: ОЛЮНИН Николай Алекс..


Ещё один герой нашего исследования:

ОЛЮНИН Николай Алексеевич (11.11.1885 – 19.08.1943), капитан 2-ого ранга (в чине с 15.12.1919 по приказу белого командования Северного фронта). Родился в Кронштадте. Окончил МКК (Высочайший приказ по МВ за № 594 от 21.02.1905). В начале Первой мировой войны проходил службу в Учебно-Артиллерийском отряде БФ, в том числе и на учебном корабле "Пётръ Великiй". В дальнейшем в качестве флагманского артиллериста состоял при начальнике Або-Оландской шхерной позиции контр-адмирале О.О. Рихтере (1871-1920). Старший лейтенант (с 30.07.1916). За отличия в делах против неприятеля удостоен ордена Св. Анны 3-ей степени с мечами и бантом (23.05.1916). Участник Белого движения на СЗ. В период первого похода на Петроград находился в ОКСА. За боевую деятельность награждён орденом Св. Анны 2-ой степени с мечами (17.04.1919). Летом 1919-ого через Финляндию отбыл в распоряжение командования русских войск Северной области. По прибытии назначен ст. офицером ЛК "Чесма" (с 26.07.1919). Впоследствии на Двинском фронте командовал тяжелым морским бронепоездом "Адмиралъ Колчакъ". В эмиграции проживал в Гельсингфорсе. Умер там же и похоронен на местном православном кладбище.

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 4693
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.12 18:07. Заголовок: Автроилъ пишет: гра..


Автроилъ пишет:

 цитата:
граф ГЕЙДЕН Георгий Александрович

Нашел у себя такой вот приказ, может пригодится

Приказом Генерал-Губернатора Северной облости гененерал-лейтенанта Миллера № 132 от 08.06.1919 г. назначен переводчиком при Штабе Командующего войсками железнодорожного района с 03.06.1919 г.

С уважением, В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 66 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 364
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет