On-line: гостей 6. Всего: 6 [подробнее..]
АвторСообщение
Корабельный гардемарин




Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.08 21:20. Заголовок: п/л "Гепардъ"


С большим интересом прочитал материал о п/л "Барс" и п/л "Львица", погибших в 1917 году. В том же году погибла п/л "Гепардъ". Я бы хотел попросить "знатоков форума" рассказать столь же подробно о судьбе этой п/л, о людях которые там служили.
В моем семейном альбоме лежит три фотографии присланные в 1917 году в родные края электриком унтер офицером п/л "Гепардъ" Улейчиком Степаном Федоровичем. это мой двоюродный дед. Хотелось бы подробнее узнать о его судьбе и судьбе тех, кто с ним служил. Подскажите где можно прочитать, дайте ссылку. Поместите имеющийся материал. Думаю о судьбе п/л "Гепардъ" будет интересно прочитать иным посетителям форума.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 92 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Адмирал




Пост N: 2387
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 19:27. Заголовок: Автроилъ пишет: он ..


Автроилъ пишет:

 цитата:
он там указан по корпусу инженер-механиков.


Вот этот приказ:
"...
№ 269. 7-го декабря 1907 года.

Согласно заключению комиссии, производившей в этом году экзамен обучавшемуся составу учебного отряда подводного плавания, а также на основании знаний, приобретенных некоторыми офицерами за время своей предыдущей службы на подводных лодках, нижеупомянутые лица, как удовлетворяющие всем необходимым условиям для управления и службы на таких лодках, зачисляются в список «офицеров подводного плавания».
Означенный список предлагаю ежегодно пополнять фамилиями офицеров, согласно с результатом экзаменов комиссии и в общих списках Морского ведомства против фамилий офицеров подводного плавания ставить отметку «подв. плав.».

СПИСОК ОФИЦЕРОВ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ:
Контр-адмирал Щенснович; капитан 1-го ранга Беклемишев 1-й; капитаны 2-го ранга: Плотто, Магнус 1-й и князь Трубецкой; капитан-лейтенанты: Заботкин, Белкин 1-й, Белкин 2-й, Гадд 2-й и Кржижановский; лейтенанты: фон-Ден 2-й, Волков 2-й, Подгурский, Быков 2-й, граф Головин (по флоту), Любимов 2-й, фон-Липхарт, Ризнич, Николев, фон-дер Рааб-Тилен, Андреев 1-й, Клочковский, Якубовский, Дмитриев 7-й, Власьев, Терентьев 1-й, барон Майдель 2-й, Нищенков, граф Келлер, Шидловский 2-й, Блюменталь, Бровцын 2-й, Бескровный, Бабицын 1-й, Гудим, Дудкин, Феншоу, Арбенев, Виноградов, Вилькен 3-й, Циолкевич и Нордштейн; мичманы: Рогге, Меркушев и Кочетов; корпуса инженер-механиков флота: капитаны: Солдатов, Карпов и Дергаченко; штабс-капитаны: Маркович 2-й и Даниленко; поручики: де-Вейхер, Толмачев и Крутиков; подпоручики: Лукьянов 2-й и Брод; корпуса корабельных инженеров: подполковник Бубнов; штабс-капитан Мациевич; подпоручик Киверов; по адмиралтейству: поручики: Бохенский, Подгорный, Беляев 2-й и Гаевский; подпоручики: Пантелеев (он же Строганов) и Лагидзе; медицинские чины: надворный советник Рейнвальдт; коллежские асессоры: Анискевич и Гейман; лекарь Востросаблин; гражданские чины: надворный советник Смирнов.

С уважением, В.


Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 157
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 19:39. Заголовок: Вопрос по Подгорному..


Вопрос по Подгорному. Участвовал ли он в единственном (неудачном) походе "Дона" в Атлантику? У меня положительно, но пошли такие документы, вдруг я ошибаюсь. Все-таки почти на войну шли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 158
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 19:54. Заголовок: На сайте "Белая ..


На сайте "Белая Россия" про Подгорного сказано, что в 1945 г. арестован СМЕРШЕМ за принадлежность к белоэмигрантской террористической организации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3159
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 20:07. Заголовок: volnoper пишет: про..


volnoper пишет:

 цитата:
про Подгорного сказано, что в 1945 г. арестован СМЕРШЕМ



А ссылку можно?

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1833
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 20:13. Заголовок: volnoper пишет: про..


volnoper пишет:

 цитата:
про Подгорного сказано, что в 1945 г. арестован СМЕРШЕМ



Честно говоря, больше верится, чем в НКВД. Что делать НКВД в 1945 году в Праге? А вот для СМЕРШа - это прямая работа

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 561
Откуда: Россия, Балтийск
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 21:28. Заголовок: Вот как здорово все ..


Вот как здорово все получилось, а то совсем тема угасла. Многие узнали массу нужной и полезной информации, а я научился, благодаря Автроилу, правильно составлять справки.
Автроилъ пишет:

 цитата:
Вот именно так и надо составлять биографические справки!



С уважением, Л.Т. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 159
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 22:02. Заголовок: "VI отдел (Чехос..


"VI отдел (Чехословакия). капитан 1 ранга Я. И. Подгорный, в 1945 г. арестован Смерш "за принадлежность к белоэмигрантской террористической организации", умер во время следствия". Сайт Белая Россия.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 160
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 22:16. Заголовок: В интернете на сайте..


В интернете на сайте Русская линия /библиотека периодической печати/Дроздовцы после Галлиполи:Чехословакия:от 1-й республики... Есть сведения о деятельности Подгорного в РОВС. Состоятельно. Советую.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3160
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.08 23:40. Заголовок: volnoper пишет: В ..


volnoper пишет:

 цитата:

В интернете на сайте Русская линия



Очень печально, что Вы не даете ссылки.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3161
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.08 00:27. Заголовок: velbot-067 пишет: ..


velbot-067 пишет:

 цитата:
а я научился, благодаря Автроилу, правильно составлять справки.



Зря Вы на меня обижаетесь. Я лишь сказал, что справка была составлена небрежно. Позволю себе привести всего только два примера.

Вы пишите:


 цитата:
Образование: по эк-замену в Отделе торгового мореплавания..., по экзамену в подпоручики по адмиралтейству (1903), по экзамену из штабс-капитана по адмиралтейству во флот лейтенантом (1910)... В мае 1945 г. депортирован из Праги в СССР... в эмиграции в Марселе (1921), в Чехословакии (1928-1931)



1. Если в первых двух случаях ещё как-то можно понять, что диплом капитана дальнего плавания, затем офицерские погоны Подгорный получил сдав экзамены за курс чего-то (?), то перевод «по экзамену во флот лейтенантом» это уже из области жанра фэнтэзи.
2. Выехав из Чехословакии в 1931-ом, как он попал в Прагу в 1945 году? И в чём была необходимость его отъезда?

(Как в голивудских боевиках любят говорить герои разного уровня: «Ничего личного, только ради дела!»).

С уважением...



С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3162
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.08 00:48. Заголовок: wind пишет: Вот это..


wind пишет:

 цитата:
Вот этот приказ: ...........



В подписанном морским министром генерал-адъютантом адмиралом И.М. Диковым (1833-1914) и опубликованном в «Известиях по подводному плаванию» (выпуск 1-ый, Либвава, издание УОПП, 1908 год) циркуляре ГМШ за №269 (от 07.12.1907) читаем: «...Корпуса корабельных инженеров: поручики Бохенский, Подгорный...».

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга




Пост N: 165
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.08 04:22. Заголовок: Автроилъ. Вчера у ме..


Автроилъ. Вчера у меня безбожно плохо грузился интернет. И на сайт Русскя линия я вышел, направ - Подгорный Я. И. Смерш. Высветилось, что я привел. Это же кодовая фраза дала и "Белую Россию".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 562
Откуда: Россия, Балтийск
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.08 07:45. Заголовок: Автроилъ пишет: Зря..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Зря Вы на меня обижаетесь.



 цитата:
Ничего личного...



Я всего лишь процитировал указанный источник. Если бы я составлял справку сам, то не стал бы иронизировать.

С уважением, Л.Т. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 9
Откуда: Беларусь, Гродно
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.08 21:53. Заголовок: Ребята, давайте жить..


Ребята, давайте жить ... Вы хорошее дело делаете, большое Вам спасибо за это, любую информацию читаю с большим интересом. Поделитесь всем, что касается п/л "Гепардъ" и ее экипажа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3164
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.08 00:00. Заголовок: Ссылку мне прислали...


Ссылку мне прислали. Вот она:

http://whiterussia1.narod.ru/EMI/ROVSVI.htm

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3168
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.08 23:48. Заголовок: Как-то сразу не обра..


Как-то сразу не обратил внимание, но, составляя справку о Подгорном, коллеги подчеркнули, что он до поступления на флот уже имел диплом шкипера дальнего плавания. Это очень интересный факт, так как после 1902 года такого судоводительского звания (введено в 1853) в российском коммерческом флоте уже не существовало и, следовательно, подобные дипломы уже не выдавались.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1836
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.08 06:32. Заголовок: Автроилъ пишет: уже..


Автроилъ пишет:

 цитата:
уже имел диплом шкипера дальнего плавания.



Извините, что не в тему, но хотелось бу уточнить - штурман дальнего плавания и штурман 1-го разряда - это разные звания (или это не звание, а специальность - как правильно?) или это одно и то же?..

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3174
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.08 10:43. Заголовок: aden13 пишет: ...шт..


aden13 пишет:

 цитата:
...штурман дальнего плавания и штурман 1-го разряда - это разные звания... или это одно и то же?..



Антон, Вас мама в детстве не учила, что грешно над старыми людьми смеяться, или Вы это серьёзно? Звание «штурман дальнего плавания» существовало только на торговом флоте, однако по сути это одно и то же. Шкипер же дальнего плавания, вообще, особь статья.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3176
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.08 13:32. Заголовок: aden13 пишет: опред..


aden13 пишет:

 цитата:
определен в службу с зачислением по адмиралтейству 30.03.1904



velbot-067 пишет:

 цитата:
№ 537. Санкт-Петербург, 12-го апреля 1904 года.
Определяются в службу: состоящий в запасе флота подпоручик Яков Подгорный.



Где истина? Или это в разных календарных стилях?

С уважением...





С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3177
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.08 14:31. Заголовок: Ещё один из офицеров..


Ещё один из офицеров "Гепарда".

ЗНАМЕНСКИЙ Иван Константинович (31.10.1892 – в 1973 или в 1974), лейтенант (МК 1914-I). Уроженец Санкт-Петербурга. По окончании Корпуса проходил службу на Дивизии подводных лодок БМ. К лету 1917-ого занимал должность ст. офицера на «Гепарде», с производством в лейтенанты (28.07.1917) назначен командовать новой подлодкой «Угорь». В Гражданскую войну вместе с Чудской военной флотилией перешел на сторону белых (28.10.1918), и в дальнейшем в составе отряда С.М. Булак-Балаховича (1883 – 1940) участвовал в освобождении Принаровья от большевиков. В период второго похода на Петроград возглавлял отдел контрразведки при штабе 1-ой Стрелковой бригады СЗА. После ликвидации СЗ фронта служил в эст. флоте, приняв в командование переделанный из старого парохода тральщик. В 1925 году отбыл в Африку, где под руководством известного российского гидрографа контр-адмирала Б.А. Вилькицкого (1885 – 1961) проводил гидрологические изыскания на судоходных реках Бельгийского Конго, после чего на расчистке фарватера командовал землесосом. С 1932 года проживал в Брюсселе, работал водителем такси. Во время гитлеровской оккупации находился на угольных шахтах под Шарлеруа, где одно время в качестве переводчика состоял при русских военнопленных. В 1952-ом выехал в США. Местом для жительства выбрал Лос-Анжелес. Скончался там же и похоронен на муниципальном кладбище. В сборнике «На морские темы» (Лос-Анжелес, 1958) были напечатаны его воспоминания о службе на подводной лодке «Гепардъ». О смерти сообщено в бюллетене Об-ва ОИФ в Америке (№130 за 1974 год).

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1837
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.08 18:57. Заголовок: Автроилъ пишет: Где..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Где истина? Или это в разных календарных стилях?



Извините, что не уточнил. Дословно в приказе так:

№ 537. Санкт-Петербург, 12-го апреля 1904 года.

Определяются в службу: ...состоящие в запасе флота: ...по адмиралтейству: ...подпоручики: ...Яков Подгорный... – ... с 30-го марта сего года.

Т.е. Высочайший приказ приказ вышел 12-го апреля, но определение на действительную службу считается с 30-го марта

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1838
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.08 19:01. Заголовок: Автроилъ пишет: Зва..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Звание «штурман дальнего плавания» существовало только на торговом флоте, однако по сути это одно и то же. Шкипер же дальнего плавания, вообще, особь статья.



Извините, опечатался. Суть вопроса в следующем: у одного из унтерцеров в приказе о производстве в прапорщики запаса флота по морской части значится: ...имеющий свидетельство о выдержании испытания на звание штурмана 1-го разряда.... Но в списке офицеров запаса флота и Морского ведомства, любезно предоставленным ... (не будем говорить кем) о нем же написано - шкипер дальнего плавания. Я и хочу понять - это одно и то же или как?

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 11
Откуда: Беларусь, Гродно
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.08 19:35. Заголовок: Господа, может у ког..


Господа, может у кого-нибудь есть еще фото офицеров п/л Гепардъ, фото экипажа - дайте ссылку или разместите на форуме.

Автроилъ пишет:
 цитата:
В сборнике «На морские темы» (Лос-Анжелес, 1958) были напечатаны его воспоминания о службе на подводной лодке «Гепардъ».

Существует ли русскоязычная версия этих воспоминаний. если "да", то как их почитай - дайте ссылку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 12
Откуда: Беларусь, Гродно
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.08 20:27. Заголовок: На ветке о морских л..


На ветке о морских летчиках (http://kortic.fastbb.ru/?1-5-0-00000017-000-480-0) встретил упоминание - Знаменский Иван Константинович (МК(1914)) это что совпадение. Какое отношение офицер п/л Гепардъ имел к морским летчикам?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 2 ранга


Пост N: 277
: офицер подводного плавания
Откуда: Россия, Обнинск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.08 20:28. Заголовок: Гепард 17.08.191..


Гепард



17.08.1913

Начата постройкой
11.10 (28.09).1913

Зачислена в списки судов Балтийского флота

28 (15).09.1913

Официально заложена на судоверфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге

31.12.1914

Постановлением Адмиралтейств - Совета (№№ 4969 и 43036) зачислена во II ранг судов флота.

01.01.1915

Приказом Морского Министра Адмирала Генерал - Адъютанта Григоровича № 310 зачислена во II ранг судов флота.

02.06 (20.05).1915

Спущена на воду

25 (12).06.1915

Вступила в строй

Ответственный сдатчик инженер Руберовский К. И.

Водоизмещение, тонн:

надводное - 650.0 800.0

подводное - 720.0 780.0 782.0

Главные размерения, метров (футов):

длина - 68.0 67.97

ширина - 4.5 4.27 4.47

углубление - 3.9 4.11 3.94

Система машин и мощность механизмов, л.с.:

дизель 2 х 1500.0 2 х 250.0 Первоначально дизели заказаны Балтийскому заводу по германской технологии (по другим данным – фирме Фельдзер в Риге), впоследствии установлены дизели, снятые с канонерских лодок типа «Шквал» Амурской флотилии.

электромотор 2 х 450.0 2 х 420.0

аккумуляторная батарея – 240 элементов

Число винтов – 2

Скорость хода, узлов:

надводная - 18.0 9.5 (максимальная) 11.5 10.0-11.0

подводная - 9.57 10.0* 7.5 (максимальная) 8.5

Запас топлива, тонн - 40.0

Дальность плавания, мили (со скоростью, узлов):

надводная - 2250.0 2500.0 (экономическим ходом) 3100.0 (10.0)

подводная - 25.0 100.0 (экономическим ходом) 30.0 23.0 (7.5)

Вооружение:

артиллерийское, мм: 2 х 75*; с 09.1915 – 1х57-мм орудие Гочкиса с длиной ствола 50 калибров, 1х37-мм орудие, 1х7.62-мм пулемёт; с 23.12.1916 (по другим данным – с 01.09.1916) - 1х57-мм, 1х37-мм, 1х7.62-мм пулемёт

торпедно - минное: 2 Н. 2 К 457 мм трубчатых ТА, 8 457 мм решетчатых ТА Джевецкого (зимой 1915/1916 - подняты на верхнюю палубу, торпедные ниши заделаны; сняты в 1917 году), 8 мин

Экипаж - 33

офицеров - 3

кондукторов -

рядовых - 30

Во время первой мировой войны вела поисковые и разведывательные действия на коммуникациях неприятеля, обеспечивала и прикрывала набеговые и минно-заградительные операции легких сил флота; совершила 15 боевых походов.

07.1915

Предъявлена к испытаниям.

На испытаниях погрузилась на глубину 27.4 метра.

12.07.1915

Вступила в строй.

17.07.1915 (н. ст.)

Совместно с подводной лодкой Барс перешла из Кронштадта в Ревель.

В первое время отмечались частые поломки из-за дефектов механизмов и неопытности личного состава.

07.1915

На подводной лодке испытаны 37-мм орудие и съем-ные 7,62-мм пулеметы.

04.08.1915 (н. ст.)

В преддверии германского прорыва в Рижский залив совместно с подводной лодкой Барс прибыла из Ревеля в Арнесбург.

07.08.1915

По результатам испытаний подводных лодок Барс и Гепард председатель комиссии по приёму подводных лодок типа «Барс» П. П. Левицкий доложил о недостатках:

сильная вибрация корпуса при работе дизелей и гребного электродвигателя;

чрезмерно низкое расположение решетчатых торпедных аппаратов;

недостаточная прочность палубных цистерн;

медленное заполнение цистерн главного балласта4

неустойчивое положение перископов;

некоторые другие.

«… ввиду обстоятельств военного времени неотложно приняты в казну».

1915

Вошла в состав 1 дивизиона Дивизии подводных лодок.

1917 - в составе 1-го дивизиона подводных лодок; Начальник дивизии - контр - адмирал Д. Н. Вердеревский, Начальник дивизиона капитан 2 ранга В. Ф. Дудкин

25.05.1915

Вышла из Ревеля для действий в районе Лансорт - Нора - Эланд - Утэ, у острова Готланд.

Задачи: основная - уничтожение транспортов и боевых кораблей, дополнительная - разведка морских сообщений противника.

Командир особо предупрежден о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм по действиям на морских сообщениях.

08.08.1915 (н. ст.)

05.00 вышла на внутреннюю позицию у Ирбенского пролива.

09.30 заняла позицию.

Находясь на позиции, наблюдала бой русских кораблей с немецкими.

13.44 с миноносца Прочный получила приказание возвратиться к Аренсбургу.

17.20 прибыла в указанную точку. С того же миноносца получила приказание Начальника дивизии подводных лодок возвратиться на прежнюю позицию, но встать ближе к Ирбенскому проливу.

19.00 заняла позицию.

09.08.1915 (н. ст.)

Утром оставила позицию.

В течение дня находилась в Рижском заливе в районе знака Алиарха, после чего направилась в базу.

Поздно вечером получила приказание занять позицию к западу от Люзерорта.

10.08.1915 (н. ст.)

03.25 западнее полуострова Сворбе (остров Эзель) на правом траверзе обнаружила дымы. Погрузились, но командир в перископ ничего не видел.

05.20 по корме обнаружили германский трехтрубный крейсер «Любек», шедший в охранении 5 миноносцев (задача противника – прикрыть с юга обстрел крейсерами укреплений Цереля). Миноносцы шли по 2 с каждого траверза крейсера на расстоянии 5 кабельтовых от него и один – впереди по курсу. Дождь, пасмурно, большая зыбь. Начали маневрирование для торпедной атаки крейсера.

Неблагоприятные погодные условия осложняли определение курса и дистанции до неприятеля (были определены неверно).

Сблизившись с линией миноносцев правого борта до 5...8 кабельтовых в 2-3 кабельтовых от головного.

05.25 атаковали крейсер пятью торпедами. Миноносец S-146 заметил выстрел, сообщил на крейсер, и повернул на лодку с намерением таранить.

После залпа в перископ слева обнаружили миноносец курсом на лодку. Увеличили ход до полного, положили руль вправо, начали погружение на глубину 20 метров.

05.27 глубина 65 футов, в лодке услышали взрыв - в цель попала 1 торпеда. Поступление воды в прочный корпус из-за прорыва набивки сальников гребных валов, лодка получила дифферент на корму до 10 градусов.

05.40 в лодку слышали частые взрывы снарядов в разных направлениях и на разном удалении. Сила взрывов много слабее первого. Командир предположил, что крейсер получил повреждения и возвратился в базу (по германским данным, 2 торпеды прошли по носу и 2 – по корме; крейсер уклонился поворотом на лодку).

около 05.50 стрельба прекратилась.

Сначала командир решил всплыть, но затем из-за дифферента и скопления воды со следами масла в кормовой части от намерения отказался, опасаясь, что масляный след демаскирует лодку.

Дифферент пытались выровнять перемещением личного состава в нос и перекачкой балласта, но лодка начала терять плавучесть.

Откачали масляную воду за борт, выровняли дифферент.

06.20 всплыли на перископную глубину. На дистанции 7 миль обнаружили уходящую IV эскадру противника, возвращавшуюся после прикрытия артиллерийского обстрела Цереля: 5 линейных кораблей типа Виттельсбах и Дойчланд, крейсер типа Роон и много миноносцев

07.50 всплыли в надводное положение.

Обнаружили сломанную волной верхнюю надстройку. Из-за обнаруженных повреждений командир решил возвратиться в базу.

15.00 прибыли в Куйвасто.

11.08.1915 (н. ст.)

Вышла в Ревель

19.00 встретили подводную лодку Барс, стоявшей на якоре у острова Вормси в ожидании темного времени суток из-за часто обнаруживаемых в этом районе неприятельских подводных лодок. Совместно с Барсом направились в Ревель.

19.08.1915 (н. ст.)

Вечером вышла из Ревеля в Моонзунд.

20.08.1915 (н. ст.)

около 12.00 прибыла в Куйвасто.

19.00 вышла в Рижский залив в район между островом Руно и Перновским заливом.

около 21.00 следуя в район, обнаружила завесу германских миноносцев, которые прикрывали отход главных сил неприятеля..

Погрузились, пошли на глубине 35-40 футов малым ходом.

21.08.1915 (н. ст.)

05.00 всплыли в надводное положение.

13.00 оставила позицию, направилась в Куйвасто.

Позже перешла в Ревель.

24 (23).08.1915 (н. ст.)

Вышла в южную часть Балтийского моря. Задача – осмотреть море как можно дальше к югу и к 18.00 26.08.1915 возвратиться к Дагерорту. Цель разведки – обеспечение операции заграждения Ирбенского пролива, планирующейся на 27.08.1915.

15.46 шла к юго-западу от Дагерорта. Справа по курсу обнаружила дымы. Легли на курс сближения.

Через некоторое время командир предположил, что обнаружил германский линейный корабль типа Брауншвейг и 6 миноносцев (на самом деле – крейсеры Регенсбург и Пиллау). Начали маневрирование для выхода в торпедную атаку.

Находилась на курсе неприятельских кораблей, которые на дистанции 30 кабельтовых повернули сначала на север, затем – на запад, и атака стала невозможной.

После того, как неприятель скрылся, пошли по назначению

21.00 достигли широты Цереля.

26.08.1915 (н. ст.)

Никого не обнаружила, пошла к Дагерорту.

Позже перешла в Ревель.

Сковала свободу маневра немецких кораблей; других результатов не достигла из-за неточных данных разведки (корабельная и воздушная разведки отсутствовали).

29.08.1915 (н. ст.)

18.00 вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксгефта; к 07.09.1915 должна возвратиться к Дагерорту.

30.08.1915 (н. ст.)

около 08.00 прошла Нижний Дагерорт, направилась к Эстергарну.

около 22.00 от Эстергарна направилась на позицию.

31.08.1915 (н. ст.)

К югу от острова Готланд застигнута сильным штормом. Считая, что шторм продлится долго, командир ершил укрыться от него за островом.

06.15 заметили силуэт корабля.

Погрузились, начали маневрирование для выхода в торпедную атаку, но вскоре из-за шторма потеряли контакт с целью.

07.00 всплыли в надводное положение, направились к Готланду.

19.30 встали на якорь в бухте Сандвик (остров Готланд)

01.09.1915 (н. ст.)

04.00 снялись с якоря, пошли в западном направлении.

Вскоре обнаружили силуэт подводной лодки. Командир опознал английскую лодку (Е-9), погружаться не стал, но привёл цель за корму.

Так как шторм не прекращался, командир решил возвратиться в Ревель.

02.09.1915 (н. ст.)

Вечером прибыли в Ревель.

09.09.1915 (н. ст.)

Утром вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксгефта в связи с демонстративным выходом германской эскадры к острову Готланд.

10.09.1915 (н. ст.)

Утром обнаружили лёгкий крейсер, безуспешно пыталась сблизиться с ним для торпедной атаки.

Вышел из строя дизель.

Оставила позицию, направилась в базу.

11.09.1915

Возвратилась в Ревель. Действия подводной лодки сковали свободу оперативного манёвра германских кораблей. Других результатов не добилась из-за неточных данных разведки и отсутствия корабельной и воздушной разведки.

13.09.1915 (н. ст.)

Вечером вышла из Ревеля.

По пути подошла к Дагерорту, получила приказание идти к Риксгефту.

15.09.1915 (н. ст.)

Заняла позицию, на которой никого не обнаружила.

16.09.1915 (н. ст.)

Из-за шторма вечером направилась к острову Готланд.

8.09.1915 (н. ст.)

Большая волна. Находилась у банки Басгрунд; обнаружена подводной лодкой Акула

Возвратилась в Балтийский Порт.

14.10.1915 (н. ст.)

Днём вышла из Ревеля к Данцигу.

Зашла к Дагерорту, после чего направилась в район между Каппарстернарнэ и Алмагрундет

15.10.1915 (н. ст.)

Заняла район. Днём движения неприятеля не видела, ночью заметила огни нескольких пароходов.

16.10.1915 (н. ст.)

Утром командир решил спуститься к югу между островом Готланд и шведским берегом.

17.10.1915 (н. ст.)

Утром подходили к району германского дозора. Обнаружили сзади 2 догоняющих подводную лодку миноносца. Из-за большой дистанции неприятеля атаковать не смогли.

около 07.10 всплыли в надводное положение, направились дальше на юг, Вскоре обнаружили 2 миноносца, шедших переменными курсами. Начали маневрирование для сближения с неприятелем.

10.10 с дистанции 1.5-2 кабельтова атаковала один из миноносцев из траверзных аппаратов двумя торпедами. Неприятель заметил выстрел, быстро отошёл по ходу торпед.

13.10 сблизились с противником на близкую дистанцию, приготовились к выстрелу. Замечена миноносцем, который повернул на таран. Развернулись вправо, разошлись с цель на дистанции не более 0.5 кабельтова, и атаковала её двумя торпедами из траверзных аппаратов

Торпеды прошли под днищем миноносца (были установлены на глубину хода 2 метра).

Продолжили маневрирование на перископной глубине, но противника, как только обнаруживал перископ, немедленно открывал артиллерийский огонь. От дальнейших атак командир отказался.

Увеличили глубину погружения, отошли к северу.

17.00 всплыли на перископную глубину, миноносцев не обнаружили.

Командир принял решение идти на север, чтобы за время зарядки аккумуляторной батареи (20 часов) вести наблюдение за путями пароходов на севере и укрыться от засвежевшего юго-восточного ветра за островом Готланд.

18.10.1915 (н. ст.)

Держались в районе Норчёпингской бухты.

Днём обнаружили шведские миноносец и пароход.

Ночью видели много огней пароходов.

19.10.1915 (н. ст.)

Вдоль восточного берега острова Готланд направились на юг.

Севернее Форе обнаружили плавающую германскую мину.

Следуя дальше, срочным погружением уклонились от шведского миноносца.

К вечеру, после прохода западной границы германского минного заграждения, выставленного 05.10.1915 между островом Эланд и Люзерортом, оказались в районе II немецких дозорных кораблей у острова Эланд.

Так как никого не обнаружили, и из-за ненадёжной работы машин командир решил дальше на юг не идти, перешёл на позицию между островом Эланд и мысом Хоборг, и оставаться на ней, пока выдержат машины.

20.10.1915 (н. ст.)

Утром заняли позицию.

21.10.1915 (н. ст.)

Утром командир решил перейти на позицию севернее острова Эланд и, если позволят погода и состояние машин, спуститься на юг.

10.15 на юго-западе обнаружили дым. Повернули на север, в надводном положении легли на курс, параллельный дыму.

13.40 пеленг на дым переместился на нос. Считая, что неприятельские корабли направились на обстрел Дагерорта, направились туда.

14.30 прямо по носу обнаружили дым в направлении подводной лодки.

Погрузились, начали сближение с целью.

Вскоре разглядели трёхтрубный крейсер и миноносца (по одному с каждого борта) на дистанции 8-10 кабельтовых от крейсера. Командир принял решение атаковать крейсер с дистанции 2-3 кабельтовых. Прошли между крейсером и миноносцем.

Начали циркуляцию влево

15.10 вышел из строя электрический привод кормовых горизонтальных рулей.

Во время перехода на ручное управление рулями не удержала глубину, показала рубку. Миноносец V-100 обнаружил подводную лодку, повернул на таран. Срочное погружение. Миноносец прошёл над носовой частью лодки.

15.25 неприятельские корабли скрылись, всплыли в надводное положение.

18.12 в сумерках обнаружили силуэт. Срочное погружение.

18.50 всплыли в надводное положение.

21.00 вышел из строя левый дизель.

23.00 вышел из строя правый дизель.

Перешли на ход под электромоторами против волны, начали ремонт.

22.10.1915 (н. ст.)

Утром запустили дизели, пошли к Дагерорту, оттуда направились в Ревель.

08.11.1915 (н. ст.)

Вечером совместно с подводными лодками Вепрь и Е-18 вышла из Ревеля к Либаве. Получили указание о предполагавшейся заградительной операции русского флота (крейсера "Адмирал Макаров", "Баян" и "Олег" под прикрытием линейных кораблей "Петропавловск", "Гангут" и крейсера "Рюрик" с шестью эсминцами 6-го дивизиона). Впервые установлено время для радиосвязи с базой (22.00-23.00). Возвращение предполагалось через 8-10 суток.

Ночью при выходе за боновое заграждение протаранена английской подводной лодкой E-8, возвращавшейся из похода, получила пробоину правого борта длиной около 60 сантиметров. Благодаря умелым действиям личного состава при помощи матрацев и одеял предотвратили затопление подводной лодки, осталась на плаву. От удара одна торпеда в траверзном аппарате была сорвана с места и удерживалась лишь кормовым стопором, на волне билась о борт. Через 3 часа сорванную торпеду с большим трудом и риском для личного состава смогли закрепить.

В сопровождении подводной лодки Вепрь с трудом дошла до Ревеля, где встала в доковый ремонт.

1915

Походов за кампанию - 7

Дней:

в походах - 32

на позиции – 18

Походный коэффициент полезного использования – 0.6

Средняя продолжительность похода – 4.6

Дней в кампании:

в оборонительных операциях – 14

в активных операциях – 2

в разведке у Либавы – 16

в базе – 25

всего – 97

Годовой коэффициент полезного использования – 0.33

Атак с выпуском торпед – 3 (выпущено 9 торпед)

Атаковано:

боевых кораблей – 1 крейсер, 1 миноносец

торговых судов – 0

% попаданий - 0

к началу 1916 года

Вошла в состав 1 дивизиона подводных лодок

Зима 1915/1916
Прошла ремонт и модернизацию. Строитель инженер Малинин Борис Михайлович.

25.05.1916

Вышла из Ревеля к Ландсорту, Нора-Эланд-Удэ, острову Готланд. Задачи:

уничтожать транспорты и боевые корабли (основная)

разведка коммуникаций противника (дополнительная).

Командир особо предупреждён о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм при действиях на коммуникациях.

26.05.1916

Крейсировала у Ландсорта, в течение дня наблюдала норвежские, шведские и датские суда.

Вечером обнаружила 3 транспорта в охранении 2-х вспомогательных кораблей (по другим данным – в составе эскорта – 8 эскадренных миноносцев). Начала маневрирование для выхода в атаку, была обнаружена и атакована кораблями эскорта, была таранена одним из кораблей охранения, получила повреждения обоих орудий и перископных тумб.

29.05.1916

Безрезультатно атаковала германский транспорт.

31.05.1916

Возвратилась в Ревель.

13.06.1916

около 22.15 обнаружила конвой, идущий в Швецию и безрезультатно атаковала его двумя торпедами.

вторая половина 1916

Привлекалась к боевым действиям. Использовалась в центральной и южной Балтике методом крейсерства в назначенном районе.

06.05.1917

03.00 совместно с подводными лодками 1 дивизиона Барс, Волк, Вепрь вышла в море из Ганге. Задача – действия на коммуникациях неприятеля Швеция – Германия, затем переход на либавские позиции, и позицию у Форэ (северная оконечность острова Готланд), 13.05.1917 – прибыть на дагерортский створ (западная оконечность острова Даго)

13.05.1917

Вечером возвратилась в Ганге.

10.1917

Закончила ремонт, который был произведен весьма некачественно - на пробе механизмов было выявлено много недостатков, в одном из цилиндров обнаружена гайка.

28.09 (12.10).1917

После устранения неисправностей вышла в поход в район к западу от острова Фальзунд (ныне – остров Вилсанди близ западного побережья острова Сааремаа). Погибла в Финском заливе от неизвестной причины; предположительно, от неисправностей механизмов.

29.05.1918

Исключена из списков

командиры

05.06.1915-11.07.1916 – старший лейтенант Подгорный Яков Иванович

11.07-02.11.1916, 1917 – капитан 2 ранга фон Нерике К. К.

02.11.1916-10.1917 – старший лейтенант Якобсон Н. Л.



Имя подводной лодки передано крейсерской атомной подводной лодке Краснознамённого Северного флота проекта 971 (по классификации НАТО – Акула-2). Командир – гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Передана флоту 04.12.2001



Памяти членов экипажа: мемориальная доска с именами погибших находится в кают-компании новой подводной лодки.



Александров Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник), военно-технический сборник Бастион совместно с Флотомастером (Техника – молодёжи), 2002, выпуск 6, с.с. 50-55

Ачкасов В. И., Козлов И. В., Соловьев И. Н. Действия русского флота на Балтийском море 1914 - 1917. В книге «Флот в первой мировой войне», т. 1, с.с. 155, 185, 208, 226, 227, 230, 239

Бережной С. С. Корабли Отечества, вып. 1. Подводные лодки, часть 1.

1903 - 1907. Харьков, АТФ, 1996, с. 34, 35

Граф Г. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию. СПб, Гангут, 1997, с.с. 165, 335, 469, 477

Ковалёв С. Первый прыжок Гепарда. Морской сборник, 2002, № 3, с.с. 44-46

Козлов И. А. История военно - морского искусства. М., Воениздат, 1963, т. 1, с. 287.

Лобицын В. Подводная лодка Барс на дне Балтийского моря. Подводный флот, № 1, с.с. 53, 54, 55, 57

Лобицин В. Раскрыта тайна подводной лодки «Барс». Русские моряки покоятся на дне Балтийского моря близ острова Готланд. Красная Звезда, 1997, 28 ноября, № 278

Лобицин В. Как погибла подлодка Барс. Новая версия трагических событий 1917 года у острова Готланд. Красная Звезда, 1998, 27 января

Лобицин В. В базу не вернулся… Морской сборник, 1998, № 4, с.с. 77, 78, 79
Меркушов В. А., Записки русского подводника, Подводный флот, № 1, 1998 с.с. 13, 29

Русские подводные лодки. История создания и использования, 1834-1923. Научно-исторический справочник, том 1, часть 1. ЦКЕ морской техники Рубин, 1 ЦНИИ (кораблестроения ВМФ), СПБ, 1994, с.с.

Собрание узаконений, постановлений и других распоряжений по Морскому Ведомству за 1915 год. Пг, 1916

Стволинский Ю. Конструкторы подводных кораблей. Л., 1984, с. 97

Трусов Г. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963, с.с. 226, 257, 258, 259

Шерр С. Корабли морских глубин. М., Воениздат, 1963, с.с. 97-98

Подгорный Яков Иванович
1903 – по экзамену произведён в подпоручики по адмиралтейству с зачислением в запас по флоту
1904 – по случаю войны с Японией определён на флот, «оказался отличным офицером и дельным изобретателем»
Из воспоминаний А. Н. Крылова:
1909 - начальник отряда подводного плавания и главный инспек¬тор минного дела представили Подгорного к переводу во флот с чином лейтенанта, чтобы иметь возможность назначить его командиром одной из подводных лодок.
Дело это шло в 1909 г. по Морскому техническому коми¬тету. Главный морской штаб согласился с представлением, Воеводский отказал под двумя предлогами: Подгорный из мещан и он торгует своим изобретением. Тогда я подал Вое¬водскому докладную записку, в которой приводил следующие доводы:
- Сословные ограничения относятся к приему в привилеги¬рованные учебные заведения: Пажеский корпус, Морской кор¬пус, Училище правоведения, Лицей и пр., но не относятся по закону к приему в юнкера флота.
Производство в офицерские чины зависит от «высочайшей воли», и нет оснований ее заранее ограничивать.
Генерал-адъютант граф Евдокимов был из крестьян и на¬чал службу рядовым.
Адмирал С. О. Макаров был сыном прапорщика ластовых экипажей, начавшего службу матросом.
По закону «всякое изобретение или открытие есть собствен¬ность того, кем оно сделано» и, следовательно, останется тако¬вой, пока это изобретение не будет отчуждено в пользу госу-дарства.
Работа по изобретениям есть полезная деятельность офице¬ра, прошло то время, когда платный труд считался позором, а праздность—добродетелью,
Присоединяясь к представлению прапорщика по Адмиралтейству Подгорного к производству в лейтенанты флота, прошу указать законные поводы к отказу с Вашей стороны, кроме дискреционной власти Вашего высокопревосходительства».
Видимо, Воеводский посоветовался с кем следует и увидал, что тут дело пахнет Сенатом.
Через две недели Подгорный явился ко мне лейтенантом (1910)
с 18.01.1919 – в Донской армии; «…выдающийся офицер по своей энергии, умению создавать боевые единицы из ничего и в наикратчайший срок укомплектовывать их отборным и прекрасным личным составом…»
1927 – глава Объединения русских морских организаций в Чехословакии (Пльзенская группа морских офицеров, Пражская кают-компания, Морской кружок в Брно)
1928-1931 – редактор (совместно с лейтенантом М. Стахевичем) Зарубежного Морского сборника (№№ 1-7, 1928-1931, Пильзен), преемник – Морской Журнал с 1937 (№№ 1-107)
возглавлял группу Общества Галлиполийцев и Группу офицеров флота в Пльзене
к 1939 - начальник 6-го отдела РОВС
05.1945 – в Праге арестован СМЕРШ за «принадлежность к белоэмигрантской террористической организации»

Знаменский
20.02.1918
Состоялось собрание личного состава лодки.
Протокол
Заседания команды подводной лодки «Угорь»
под председательством товарища Краснова
от 20-го февраля 1918 года за № 65
На общем собрании команды подводной лодки «Угорь» постановлено единогласно: все вещи, числящиеся на подводной лодке «Угорь» разделить по рукам команды, и это постановление срочно выполнено, вещи разделены.
Что подписью Судового Комитета подводной лодки «Угорь» и приложением печати удостоверяется.
«20» февраля 1918 года.
Председатель: Краснов
Секретарь: неразборчиво
Члены: М. Рогов
неразборчиво
Печать судового комитета лодки
Комиссар: Леонов
Удостоверяю. Командир подводной лодки «Угорь»
Лейтенант Знаменский, что действительно общее собрание состоялось, но согласиться с разделом достояния народа Республики между отдельными лицами никак не могу. Знаменский.
Печать подводной лодки «Угорь».



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 13
Откуда: Беларусь, Гродно
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.08 21:18. Заголовок: Спасибо за столь бол..


Спасибо за столь большую и подробную статью.
Поместите список погибшего экипажа, пожалуйсто.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 3179
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.08 23:58. Заголовок: Степан пишет: Сущес..


Степан пишет:

 цитата:
Существует ли русскоязычная версия этх воспоминаний... - дайте ссылку.



Иногда всё же лучше добавлять слово «пожалуйста». Если, конечно, Вас не затруднит.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 14
Откуда: Беларусь, Гродно
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.08 20:34. Заголовок: Автроилъ Иногда всё..


Автроилъ
 цитата:

Иногда всё же лучше добавлять слово «пожалуйста». Если, конечно, Вас не затруднит.

Конечно же не затруднит. За столь большую работу, которую Вы делаете, следует сказать большое спасибо и попросить продолжить свой рассказ о славных подводниках. Они были первыми, техника была еще несовершенна, но они делали все что могли и как умели, не пожалев своей жизни. И мы должны помнить о тех кто стоял в начале истории подводного флота России. Спасибо всем, кто принимает участие в рассказе об экипаже п/л Гепардъ.
И пожалуйста не обижайтесь за невольно пропущенное слово пожалуйста и если Вас не затруднит продолжайте пожалуйста рассказ о судьбе п/л Гепардъ и ее экипаже.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 498
Откуда: РОССИЯ, МОСКВА
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.08 21:52. Заголовок: http://i058.radikal...




ПОДГОРНЫЙ Я.И. (фото 1920)
Из книги В. Меркушова ЗАПИСКИ ПОДВОДНИКА 1905 - 1915 гг.



НЕРИКЕ К.К.

С уважением, Вл.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 15
Откуда: Беларусь, Гродно
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.08 22:42. Заголовок: Большое спасибо за ф..


Большое спасибо за фото. Мне кажется, что этот материал интересен не только мне, но и другим посетителям форума, и они так же благодарны Вам всем за предоставленный материал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 92 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 125
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет