С большим интересом прочитал материал о п/л "Барс" и п/л "Львица", погибших в 1917 году. В том же году погибла п/л "Гепардъ". Я бы хотел попросить "знатоков форума" рассказать столь же подробно о судьбе этой п/л, о людях которые там служили. В моем семейном альбоме лежит три фотографии присланные в 1917 году в родные края электриком унтер офицером п/л "Гепардъ" Улейчиком Степаном Федоровичем. это мой двоюродный дед. Хотелось бы подробнее узнать о его судьбе и судьбе тех, кто с ним служил. Подскажите где можно прочитать, дайте ссылку. Поместите имеющийся материал. Думаю о судьбе п/л "Гепардъ" будет интересно прочитать иным посетителям форума.
Отправлено: 08.06.08 19:27. Заголовок: Автроилъ пишет: он ..
Автроилъ пишет:
цитата:
он там указан по корпусу инженер-механиков.
Вот этот приказ: "... № 269. 7-го декабря 1907 года.
Согласно заключению комиссии, производившей в этом году экзамен обучавшемуся составу учебного отряда подводного плавания, а также на основании знаний, приобретенных некоторыми офицерами за время своей предыдущей службы на подводных лодках, нижеупомянутые лица, как удовлетворяющие всем необходимым условиям для управления и службы на таких лодках, зачисляются в список «офицеров подводного плавания». Означенный список предлагаю ежегодно пополнять фамилиями офицеров, согласно с результатом экзаменов комиссии и в общих списках Морского ведомства против фамилий офицеров подводного плавания ставить отметку «подв. плав.».
СПИСОК ОФИЦЕРОВ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ: Контр-адмирал Щенснович; капитан 1-го ранга Беклемишев 1-й; капитаны 2-го ранга: Плотто, Магнус 1-й и князь Трубецкой; капитан-лейтенанты: Заботкин, Белкин 1-й, Белкин 2-й, Гадд 2-й и Кржижановский; лейтенанты: фон-Ден 2-й, Волков 2-й, Подгурский, Быков 2-й, граф Головин (по флоту), Любимов 2-й, фон-Липхарт, Ризнич, Николев, фон-дер Рааб-Тилен, Андреев 1-й, Клочковский, Якубовский, Дмитриев 7-й, Власьев, Терентьев 1-й, барон Майдель 2-й, Нищенков, граф Келлер, Шидловский 2-й, Блюменталь, Бровцын 2-й, Бескровный, Бабицын 1-й, Гудим, Дудкин, Феншоу, Арбенев, Виноградов, Вилькен 3-й, Циолкевич и Нордштейн; мичманы: Рогге, Меркушев и Кочетов; корпуса инженер-механиков флота: капитаны: Солдатов, Карпов и Дергаченко; штабс-капитаны: Маркович 2-й и Даниленко; поручики: де-Вейхер, Толмачев и Крутиков; подпоручики: Лукьянов 2-й и Брод; корпуса корабельных инженеров: подполковник Бубнов; штабс-капитан Мациевич; подпоручик Киверов; по адмиралтейству: поручики: Бохенский, Подгорный, Беляев 2-й и Гаевский; подпоручики: Пантелеев (он же Строганов) и Лагидзе; медицинские чины: надворный советник Рейнвальдт; коллежские асессоры: Анискевич и Гейман; лекарь Востросаблин; гражданские чины: надворный советник Смирнов.
Пост N: 157
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг:
2
Отправлено: 08.06.08 19:39. Заголовок: Вопрос по Подгорному..
Вопрос по Подгорному. Участвовал ли он в единственном (неудачном) походе "Дона" в Атлантику? У меня положительно, но пошли такие документы, вдруг я ошибаюсь. Все-таки почти на войну шли.
Отправлено: 08.06.08 21:28. Заголовок: Вот как здорово все ..
Вот как здорово все получилось, а то совсем тема угасла. Многие узнали массу нужной и полезной информации, а я научился, благодаря Автроилу, правильно составлять справки. Автроилъ пишет:
цитата:
Вот именно так и надо составлять биографические справки!
Пост N: 159
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг:
2
Отправлено: 08.06.08 22:02. Заголовок: "VI отдел (Чехос..
"VI отдел (Чехословакия). капитан 1 ранга Я. И. Подгорный, в 1945 г. арестован Смерш "за принадлежность к белоэмигрантской террористической организации", умер во время следствия". Сайт Белая Россия.
Пост N: 160
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг:
2
Отправлено: 08.06.08 22:16. Заголовок: В интернете на сайте..
В интернете на сайте Русская линия /библиотека периодической печати/Дроздовцы после Галлиполи:Чехословакия:от 1-й республики... Есть сведения о деятельности Подгорного в РОВС. Состоятельно. Советую.
а я научился, благодаря Автроилу, правильно составлять справки.
Зря Вы на меня обижаетесь. Я лишь сказал, что справка была составлена небрежно. Позволю себе привести всего только два примера.
Вы пишите:
цитата:
Образование: по эк-замену в Отделе торгового мореплавания..., по экзамену в подпоручики по адмиралтейству (1903), по экзамену из штабс-капитана по адмиралтейству во флот лейтенантом (1910)... В мае 1945 г. депортирован из Праги в СССР... в эмиграции в Марселе (1921), в Чехословакии (1928-1931)
1. Если в первых двух случаях ещё как-то можно понять, что диплом капитана дальнего плавания, затем офицерские погоны Подгорный получил сдав экзамены за курс чего-то (?), то перевод «по экзамену во флот лейтенантом» это уже из области жанра фэнтэзи. 2. Выехав из Чехословакии в 1931-ом, как он попал в Прагу в 1945 году? И в чём была необходимость его отъезда?
(Как в голивудских боевиках любят говорить герои разного уровня: «Ничего личного, только ради дела!»).
Пост N: 3162
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг:
14
Отправлено: 09.06.08 00:48. Заголовок: wind пишет: Вот это..
wind пишет:
цитата:
Вот этот приказ: ...........
В подписанном морским министром генерал-адъютантом адмиралом И.М. Диковым (1833-1914) и опубликованном в «Известиях по подводному плаванию» (выпуск 1-ый, Либвава, издание УОПП, 1908 год) циркуляре ГМШ за №269 (от 07.12.1907) читаем: «...Корпуса корабельных инженеров: поручики Бохенский, Подгорный...».
Пост N: 165
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг:
2
Отправлено: 09.06.08 04:22. Заголовок: Автроилъ. Вчера у ме..
Автроилъ. Вчера у меня безбожно плохо грузился интернет. И на сайт Русскя линия я вышел, направ - Подгорный Я. И. Смерш. Высветилось, что я привел. Это же кодовая фраза дала и "Белую Россию".
Ребята, давайте жить ... Вы хорошее дело делаете, большое Вам спасибо за это, любую информацию читаю с большим интересом. Поделитесь всем, что касается п/л "Гепардъ" и ее экипажа.
Пост N: 3168
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг:
14
Отправлено: 10.06.08 23:48. Заголовок: Как-то сразу не обра..
Как-то сразу не обратил внимание, но, составляя справку о Подгорном, коллеги подчеркнули, что он до поступления на флот уже имел диплом шкипера дальнего плавания. Это очень интересный факт, так как после 1902 года такого судоводительского звания (введено в 1853) в российском коммерческом флоте уже не существовало и, следовательно, подобные дипломы уже не выдавались.
Извините, что не в тему, но хотелось бу уточнить - штурман дальнего плавания и штурман 1-го разряда - это разные звания (или это не звание, а специальность - как правильно?) или это одно и то же?..
...штурман дальнего плавания и штурман 1-го разряда - это разные звания... или это одно и то же?..
Антон, Вас мама в детстве не учила, что грешно над старыми людьми смеяться, или Вы это серьёзно? Звание «штурман дальнего плавания» существовало только на торговом флоте, однако по сути это одно и то же. Шкипер же дальнего плавания, вообще, особь статья.
Пост N: 3177
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг:
14
Отправлено: 11.06.08 14:31. Заголовок: Ещё один из офицеров..
Ещё один из офицеров "Гепарда".
ЗНАМЕНСКИЙ Иван Константинович (31.10.1892 – в 1973 или в 1974), лейтенант (МК 1914-I). Уроженец Санкт-Петербурга. По окончании Корпуса проходил службу на Дивизии подводных лодок БМ. К лету 1917-ого занимал должность ст. офицера на «Гепарде», с производством в лейтенанты (28.07.1917) назначен командовать новой подлодкой «Угорь». В Гражданскую войну вместе с Чудской военной флотилией перешел на сторону белых (28.10.1918), и в дальнейшем в составе отряда С.М. Булак-Балаховича (1883 – 1940) участвовал в освобождении Принаровья от большевиков. В период второго похода на Петроград возглавлял отдел контрразведки при штабе 1-ой Стрелковой бригады СЗА. После ликвидации СЗ фронта служил в эст. флоте, приняв в командование переделанный из старого парохода тральщик. В 1925 году отбыл в Африку, где под руководством известного российского гидрографа контр-адмирала Б.А. Вилькицкого (1885 – 1961) проводил гидрологические изыскания на судоходных реках Бельгийского Конго, после чего на расчистке фарватера командовал землесосом. С 1932 года проживал в Брюсселе, работал водителем такси. Во время гитлеровской оккупации находился на угольных шахтах под Шарлеруа, где одно время в качестве переводчика состоял при русских военнопленных. В 1952-ом выехал в США. Местом для жительства выбрал Лос-Анжелес. Скончался там же и похоронен на муниципальном кладбище. В сборнике «На морские темы» (Лос-Анжелес, 1958) были напечатаны его воспоминания о службе на подводной лодке «Гепардъ». О смерти сообщено в бюллетене Об-ва ОИФ в Америке (№130 за 1974 год).
Звание «штурман дальнего плавания» существовало только на торговом флоте, однако по сути это одно и то же. Шкипер же дальнего плавания, вообще, особь статья.
Извините, опечатался. Суть вопроса в следующем: у одного из унтерцеров в приказе о производстве в прапорщики запаса флота по морской части значится: ...имеющий свидетельство о выдержании испытания на звание штурмана 1-го разряда.... Но в списке офицеров запаса флота и Морского ведомства, любезно предоставленным ... (не будем говорить кем) о нем же написано - шкипер дальнего плавания. Я и хочу понять - это одно и то же или как?
Отправлено: 13.06.08 20:27. Заголовок: На ветке о морских л..
На ветке о морских летчиках (http://kortic.fastbb.ru/?1-5-0-00000017-000-480-0) встретил упоминание - Знаменский Иван Константинович (МК(1914)) это что совпадение. Какое отношение офицер п/л Гепардъ имел к морским летчикам?
Официально заложена на судоверфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге
31.12.1914
Постановлением Адмиралтейств - Совета (№№ 4969 и 43036) зачислена во II ранг судов флота.
01.01.1915
Приказом Морского Министра Адмирала Генерал - Адъютанта Григоровича № 310 зачислена во II ранг судов флота.
02.06 (20.05).1915
Спущена на воду
25 (12).06.1915
Вступила в строй
Ответственный сдатчик инженер Руберовский К. И.
Водоизмещение, тонн:
надводное - 650.0 800.0
подводное - 720.0 780.0 782.0
Главные размерения, метров (футов):
длина - 68.0 67.97
ширина - 4.5 4.27 4.47
углубление - 3.9 4.11 3.94
Система машин и мощность механизмов, л.с.:
дизель 2 х 1500.0 2 х 250.0 Первоначально дизели заказаны Балтийскому заводу по германской технологии (по другим данным – фирме Фельдзер в Риге), впоследствии установлены дизели, снятые с канонерских лодок типа «Шквал» Амурской флотилии.
артиллерийское, мм: 2 х 75*; с 09.1915 – 1х57-мм орудие Гочкиса с длиной ствола 50 калибров, 1х37-мм орудие, 1х7.62-мм пулемёт; с 23.12.1916 (по другим данным – с 01.09.1916) - 1х57-мм, 1х37-мм, 1х7.62-мм пулемёт
торпедно - минное: 2 Н. 2 К 457 мм трубчатых ТА, 8 457 мм решетчатых ТА Джевецкого (зимой 1915/1916 - подняты на верхнюю палубу, торпедные ниши заделаны; сняты в 1917 году), 8 мин
Экипаж - 33
офицеров - 3
кондукторов -
рядовых - 30
Во время первой мировой войны вела поисковые и разведывательные действия на коммуникациях неприятеля, обеспечивала и прикрывала набеговые и минно-заградительные операции легких сил флота; совершила 15 боевых походов.
07.1915
Предъявлена к испытаниям.
На испытаниях погрузилась на глубину 27.4 метра.
12.07.1915
Вступила в строй.
17.07.1915 (н. ст.)
Совместно с подводной лодкой Барс перешла из Кронштадта в Ревель.
В первое время отмечались частые поломки из-за дефектов механизмов и неопытности личного состава.
07.1915
На подводной лодке испытаны 37-мм орудие и съем-ные 7,62-мм пулеметы.
04.08.1915 (н. ст.)
В преддверии германского прорыва в Рижский залив совместно с подводной лодкой Барс прибыла из Ревеля в Арнесбург.
07.08.1915
По результатам испытаний подводных лодок Барс и Гепард председатель комиссии по приёму подводных лодок типа «Барс» П. П. Левицкий доложил о недостатках:
сильная вибрация корпуса при работе дизелей и гребного электродвигателя;
чрезмерно низкое расположение решетчатых торпедных аппаратов;
недостаточная прочность палубных цистерн;
медленное заполнение цистерн главного балласта4
неустойчивое положение перископов;
некоторые другие.
«… ввиду обстоятельств военного времени неотложно приняты в казну».
1915
Вошла в состав 1 дивизиона Дивизии подводных лодок.
1917 - в составе 1-го дивизиона подводных лодок; Начальник дивизии - контр - адмирал Д. Н. Вердеревский, Начальник дивизиона капитан 2 ранга В. Ф. Дудкин
25.05.1915
Вышла из Ревеля для действий в районе Лансорт - Нора - Эланд - Утэ, у острова Готланд.
Задачи: основная - уничтожение транспортов и боевых кораблей, дополнительная - разведка морских сообщений противника.
Командир особо предупрежден о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм по действиям на морских сообщениях.
08.08.1915 (н. ст.)
05.00 вышла на внутреннюю позицию у Ирбенского пролива.
09.30 заняла позицию.
Находясь на позиции, наблюдала бой русских кораблей с немецкими.
13.44 с миноносца Прочный получила приказание возвратиться к Аренсбургу.
17.20 прибыла в указанную точку. С того же миноносца получила приказание Начальника дивизии подводных лодок возвратиться на прежнюю позицию, но встать ближе к Ирбенскому проливу.
19.00 заняла позицию.
09.08.1915 (н. ст.)
Утром оставила позицию.
В течение дня находилась в Рижском заливе в районе знака Алиарха, после чего направилась в базу.
Поздно вечером получила приказание занять позицию к западу от Люзерорта.
10.08.1915 (н. ст.)
03.25 западнее полуострова Сворбе (остров Эзель) на правом траверзе обнаружила дымы. Погрузились, но командир в перископ ничего не видел.
05.20 по корме обнаружили германский трехтрубный крейсер «Любек», шедший в охранении 5 миноносцев (задача противника – прикрыть с юга обстрел крейсерами укреплений Цереля). Миноносцы шли по 2 с каждого траверза крейсера на расстоянии 5 кабельтовых от него и один – впереди по курсу. Дождь, пасмурно, большая зыбь. Начали маневрирование для торпедной атаки крейсера.
Неблагоприятные погодные условия осложняли определение курса и дистанции до неприятеля (были определены неверно).
Сблизившись с линией миноносцев правого борта до 5...8 кабельтовых в 2-3 кабельтовых от головного.
05.25 атаковали крейсер пятью торпедами. Миноносец S-146 заметил выстрел, сообщил на крейсер, и повернул на лодку с намерением таранить.
После залпа в перископ слева обнаружили миноносец курсом на лодку. Увеличили ход до полного, положили руль вправо, начали погружение на глубину 20 метров.
05.27 глубина 65 футов, в лодке услышали взрыв - в цель попала 1 торпеда. Поступление воды в прочный корпус из-за прорыва набивки сальников гребных валов, лодка получила дифферент на корму до 10 градусов.
05.40 в лодку слышали частые взрывы снарядов в разных направлениях и на разном удалении. Сила взрывов много слабее первого. Командир предположил, что крейсер получил повреждения и возвратился в базу (по германским данным, 2 торпеды прошли по носу и 2 – по корме; крейсер уклонился поворотом на лодку).
около 05.50 стрельба прекратилась.
Сначала командир решил всплыть, но затем из-за дифферента и скопления воды со следами масла в кормовой части от намерения отказался, опасаясь, что масляный след демаскирует лодку.
Дифферент пытались выровнять перемещением личного состава в нос и перекачкой балласта, но лодка начала терять плавучесть.
Откачали масляную воду за борт, выровняли дифферент.
06.20 всплыли на перископную глубину. На дистанции 7 миль обнаружили уходящую IV эскадру противника, возвращавшуюся после прикрытия артиллерийского обстрела Цереля: 5 линейных кораблей типа Виттельсбах и Дойчланд, крейсер типа Роон и много миноносцев
07.50 всплыли в надводное положение.
Обнаружили сломанную волной верхнюю надстройку. Из-за обнаруженных повреждений командир решил возвратиться в базу.
15.00 прибыли в Куйвасто.
11.08.1915 (н. ст.)
Вышла в Ревель
19.00 встретили подводную лодку Барс, стоявшей на якоре у острова Вормси в ожидании темного времени суток из-за часто обнаруживаемых в этом районе неприятельских подводных лодок. Совместно с Барсом направились в Ревель.
19.08.1915 (н. ст.)
Вечером вышла из Ревеля в Моонзунд.
20.08.1915 (н. ст.)
около 12.00 прибыла в Куйвасто.
19.00 вышла в Рижский залив в район между островом Руно и Перновским заливом.
около 21.00 следуя в район, обнаружила завесу германских миноносцев, которые прикрывали отход главных сил неприятеля..
Погрузились, пошли на глубине 35-40 футов малым ходом.
21.08.1915 (н. ст.)
05.00 всплыли в надводное положение.
13.00 оставила позицию, направилась в Куйвасто.
Позже перешла в Ревель.
24 (23).08.1915 (н. ст.)
Вышла в южную часть Балтийского моря. Задача – осмотреть море как можно дальше к югу и к 18.00 26.08.1915 возвратиться к Дагерорту. Цель разведки – обеспечение операции заграждения Ирбенского пролива, планирующейся на 27.08.1915.
15.46 шла к юго-западу от Дагерорта. Справа по курсу обнаружила дымы. Легли на курс сближения.
Через некоторое время командир предположил, что обнаружил германский линейный корабль типа Брауншвейг и 6 миноносцев (на самом деле – крейсеры Регенсбург и Пиллау). Начали маневрирование для выхода в торпедную атаку.
Находилась на курсе неприятельских кораблей, которые на дистанции 30 кабельтовых повернули сначала на север, затем – на запад, и атака стала невозможной.
После того, как неприятель скрылся, пошли по назначению
21.00 достигли широты Цереля.
26.08.1915 (н. ст.)
Никого не обнаружила, пошла к Дагерорту.
Позже перешла в Ревель.
Сковала свободу маневра немецких кораблей; других результатов не достигла из-за неточных данных разведки (корабельная и воздушная разведки отсутствовали).
29.08.1915 (н. ст.)
18.00 вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксгефта; к 07.09.1915 должна возвратиться к Дагерорту.
30.08.1915 (н. ст.)
около 08.00 прошла Нижний Дагерорт, направилась к Эстергарну.
около 22.00 от Эстергарна направилась на позицию.
31.08.1915 (н. ст.)
К югу от острова Готланд застигнута сильным штормом. Считая, что шторм продлится долго, командир ершил укрыться от него за островом.
06.15 заметили силуэт корабля.
Погрузились, начали маневрирование для выхода в торпедную атаку, но вскоре из-за шторма потеряли контакт с целью.
07.00 всплыли в надводное положение, направились к Готланду.
19.30 встали на якорь в бухте Сандвик (остров Готланд)
01.09.1915 (н. ст.)
04.00 снялись с якоря, пошли в западном направлении.
Вскоре обнаружили силуэт подводной лодки. Командир опознал английскую лодку (Е-9), погружаться не стал, но привёл цель за корму.
Так как шторм не прекращался, командир решил возвратиться в Ревель.
02.09.1915 (н. ст.)
Вечером прибыли в Ревель.
09.09.1915 (н. ст.)
Утром вышла из Ревеля на позицию к северу от Риксгефта в связи с демонстративным выходом германской эскадры к острову Готланд.
10.09.1915 (н. ст.)
Утром обнаружили лёгкий крейсер, безуспешно пыталась сблизиться с ним для торпедной атаки.
Вышел из строя дизель.
Оставила позицию, направилась в базу.
11.09.1915
Возвратилась в Ревель. Действия подводной лодки сковали свободу оперативного манёвра германских кораблей. Других результатов не добилась из-за неточных данных разведки и отсутствия корабельной и воздушной разведки.
13.09.1915 (н. ст.)
Вечером вышла из Ревеля.
По пути подошла к Дагерорту, получила приказание идти к Риксгефту.
15.09.1915 (н. ст.)
Заняла позицию, на которой никого не обнаружила.
16.09.1915 (н. ст.)
Из-за шторма вечером направилась к острову Готланд.
8.09.1915 (н. ст.)
Большая волна. Находилась у банки Басгрунд; обнаружена подводной лодкой Акула
Возвратилась в Балтийский Порт.
14.10.1915 (н. ст.)
Днём вышла из Ревеля к Данцигу.
Зашла к Дагерорту, после чего направилась в район между Каппарстернарнэ и Алмагрундет
15.10.1915 (н. ст.)
Заняла район. Днём движения неприятеля не видела, ночью заметила огни нескольких пароходов.
16.10.1915 (н. ст.)
Утром командир решил спуститься к югу между островом Готланд и шведским берегом.
17.10.1915 (н. ст.)
Утром подходили к району германского дозора. Обнаружили сзади 2 догоняющих подводную лодку миноносца. Из-за большой дистанции неприятеля атаковать не смогли.
около 07.10 всплыли в надводное положение, направились дальше на юг, Вскоре обнаружили 2 миноносца, шедших переменными курсами. Начали маневрирование для сближения с неприятелем.
10.10 с дистанции 1.5-2 кабельтова атаковала один из миноносцев из траверзных аппаратов двумя торпедами. Неприятель заметил выстрел, быстро отошёл по ходу торпед.
13.10 сблизились с противником на близкую дистанцию, приготовились к выстрелу. Замечена миноносцем, который повернул на таран. Развернулись вправо, разошлись с цель на дистанции не более 0.5 кабельтова, и атаковала её двумя торпедами из траверзных аппаратов
Торпеды прошли под днищем миноносца (были установлены на глубину хода 2 метра).
Продолжили маневрирование на перископной глубине, но противника, как только обнаруживал перископ, немедленно открывал артиллерийский огонь. От дальнейших атак командир отказался.
Увеличили глубину погружения, отошли к северу.
17.00 всплыли на перископную глубину, миноносцев не обнаружили.
Командир принял решение идти на север, чтобы за время зарядки аккумуляторной батареи (20 часов) вести наблюдение за путями пароходов на севере и укрыться от засвежевшего юго-восточного ветра за островом Готланд.
18.10.1915 (н. ст.)
Держались в районе Норчёпингской бухты.
Днём обнаружили шведские миноносец и пароход.
Ночью видели много огней пароходов.
19.10.1915 (н. ст.)
Вдоль восточного берега острова Готланд направились на юг.
Севернее Форе обнаружили плавающую германскую мину.
Следуя дальше, срочным погружением уклонились от шведского миноносца.
К вечеру, после прохода западной границы германского минного заграждения, выставленного 05.10.1915 между островом Эланд и Люзерортом, оказались в районе II немецких дозорных кораблей у острова Эланд.
Так как никого не обнаружили, и из-за ненадёжной работы машин командир решил дальше на юг не идти, перешёл на позицию между островом Эланд и мысом Хоборг, и оставаться на ней, пока выдержат машины.
20.10.1915 (н. ст.)
Утром заняли позицию.
21.10.1915 (н. ст.)
Утром командир решил перейти на позицию севернее острова Эланд и, если позволят погода и состояние машин, спуститься на юг.
10.15 на юго-западе обнаружили дым. Повернули на север, в надводном положении легли на курс, параллельный дыму.
13.40 пеленг на дым переместился на нос. Считая, что неприятельские корабли направились на обстрел Дагерорта, направились туда.
14.30 прямо по носу обнаружили дым в направлении подводной лодки.
Погрузились, начали сближение с целью.
Вскоре разглядели трёхтрубный крейсер и миноносца (по одному с каждого борта) на дистанции 8-10 кабельтовых от крейсера. Командир принял решение атаковать крейсер с дистанции 2-3 кабельтовых. Прошли между крейсером и миноносцем.
Начали циркуляцию влево
15.10 вышел из строя электрический привод кормовых горизонтальных рулей.
Во время перехода на ручное управление рулями не удержала глубину, показала рубку. Миноносец V-100 обнаружил подводную лодку, повернул на таран. Срочное погружение. Миноносец прошёл над носовой частью лодки.
15.25 неприятельские корабли скрылись, всплыли в надводное положение.
18.12 в сумерках обнаружили силуэт. Срочное погружение.
18.50 всплыли в надводное положение.
21.00 вышел из строя левый дизель.
23.00 вышел из строя правый дизель.
Перешли на ход под электромоторами против волны, начали ремонт.
22.10.1915 (н. ст.)
Утром запустили дизели, пошли к Дагерорту, оттуда направились в Ревель.
08.11.1915 (н. ст.)
Вечером совместно с подводными лодками Вепрь и Е-18 вышла из Ревеля к Либаве. Получили указание о предполагавшейся заградительной операции русского флота (крейсера "Адмирал Макаров", "Баян" и "Олег" под прикрытием линейных кораблей "Петропавловск", "Гангут" и крейсера "Рюрик" с шестью эсминцами 6-го дивизиона). Впервые установлено время для радиосвязи с базой (22.00-23.00). Возвращение предполагалось через 8-10 суток.
Ночью при выходе за боновое заграждение протаранена английской подводной лодкой E-8, возвращавшейся из похода, получила пробоину правого борта длиной около 60 сантиметров. Благодаря умелым действиям личного состава при помощи матрацев и одеял предотвратили затопление подводной лодки, осталась на плаву. От удара одна торпеда в траверзном аппарате была сорвана с места и удерживалась лишь кормовым стопором, на волне билась о борт. Через 3 часа сорванную торпеду с большим трудом и риском для личного состава смогли закрепить.
В сопровождении подводной лодки Вепрь с трудом дошла до Ревеля, где встала в доковый ремонт.
1915
Походов за кампанию - 7
Дней:
в походах - 32
на позиции – 18
Походный коэффициент полезного использования – 0.6
Средняя продолжительность похода – 4.6
Дней в кампании:
в оборонительных операциях – 14
в активных операциях – 2
в разведке у Либавы – 16
в базе – 25
всего – 97
Годовой коэффициент полезного использования – 0.33
Атак с выпуском торпед – 3 (выпущено 9 торпед)
Атаковано:
боевых кораблей – 1 крейсер, 1 миноносец
торговых судов – 0
% попаданий - 0
к началу 1916 года
Вошла в состав 1 дивизиона подводных лодок
Зима 1915/1916 Прошла ремонт и модернизацию. Строитель инженер Малинин Борис Михайлович.
25.05.1916
Вышла из Ревеля к Ландсорту, Нора-Эланд-Удэ, острову Готланд. Задачи:
уничтожать транспорты и боевые корабли (основная)
разведка коммуникаций противника (дополнительная).
Командир особо предупреждён о строгом соблюдении нейтралитета Швеции и международных норм при действиях на коммуникациях.
26.05.1916
Крейсировала у Ландсорта, в течение дня наблюдала норвежские, шведские и датские суда.
Вечером обнаружила 3 транспорта в охранении 2-х вспомогательных кораблей (по другим данным – в составе эскорта – 8 эскадренных миноносцев). Начала маневрирование для выхода в атаку, была обнаружена и атакована кораблями эскорта, была таранена одним из кораблей охранения, получила повреждения обоих орудий и перископных тумб.
29.05.1916
Безрезультатно атаковала германский транспорт.
31.05.1916
Возвратилась в Ревель.
13.06.1916
около 22.15 обнаружила конвой, идущий в Швецию и безрезультатно атаковала его двумя торпедами.
вторая половина 1916
Привлекалась к боевым действиям. Использовалась в центральной и южной Балтике методом крейсерства в назначенном районе.
06.05.1917
03.00 совместно с подводными лодками 1 дивизиона Барс, Волк, Вепрь вышла в море из Ганге. Задача – действия на коммуникациях неприятеля Швеция – Германия, затем переход на либавские позиции, и позицию у Форэ (северная оконечность острова Готланд), 13.05.1917 – прибыть на дагерортский створ (западная оконечность острова Даго)
13.05.1917
Вечером возвратилась в Ганге.
10.1917
Закончила ремонт, который был произведен весьма некачественно - на пробе механизмов было выявлено много недостатков, в одном из цилиндров обнаружена гайка.
28.09 (12.10).1917
После устранения неисправностей вышла в поход в район к западу от острова Фальзунд (ныне – остров Вилсанди близ западного побережья острова Сааремаа). Погибла в Финском заливе от неизвестной причины; предположительно, от неисправностей механизмов.
29.05.1918
Исключена из списков
командиры
05.06.1915-11.07.1916 – старший лейтенант Подгорный Яков Иванович
11.07-02.11.1916, 1917 – капитан 2 ранга фон Нерике К. К.
02.11.1916-10.1917 – старший лейтенант Якобсон Н. Л.
Имя подводной лодки передано крейсерской атомной подводной лодке Краснознамённого Северного флота проекта 971 (по классификации НАТО – Акула-2). Командир – гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Передана флоту 04.12.2001
Памяти членов экипажа: мемориальная доска с именами погибших находится в кают-компании новой подводной лодки.
Александров Ю. Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник), военно-технический сборник Бастион совместно с Флотомастером (Техника – молодёжи), 2002, выпуск 6, с.с. 50-55
Ачкасов В. И., Козлов И. В., Соловьев И. Н. Действия русского флота на Балтийском море 1914 - 1917. В книге «Флот в первой мировой войне», т. 1, с.с. 155, 185, 208, 226, 227, 230, 239
Бережной С. С. Корабли Отечества, вып. 1. Подводные лодки, часть 1.
1903 - 1907. Харьков, АТФ, 1996, с. 34, 35
Граф Г. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию. СПб, Гангут, 1997, с.с. 165, 335, 469, 477
Ковалёв С. Первый прыжок Гепарда. Морской сборник, 2002, № 3, с.с. 44-46
Козлов И. А. История военно - морского искусства. М., Воениздат, 1963, т. 1, с. 287.
Лобицын В. Подводная лодка Барс на дне Балтийского моря. Подводный флот, № 1, с.с. 53, 54, 55, 57
Лобицин В. Раскрыта тайна подводной лодки «Барс». Русские моряки покоятся на дне Балтийского моря близ острова Готланд. Красная Звезда, 1997, 28 ноября, № 278
Лобицин В. Как погибла подлодка Барс. Новая версия трагических событий 1917 года у острова Готланд. Красная Звезда, 1998, 27 января
Лобицин В. В базу не вернулся… Морской сборник, 1998, № 4, с.с. 77, 78, 79 Меркушов В. А., Записки русского подводника, Подводный флот, № 1, 1998 с.с. 13, 29
Русские подводные лодки. История создания и использования, 1834-1923. Научно-исторический справочник, том 1, часть 1. ЦКЕ морской техники Рубин, 1 ЦНИИ (кораблестроения ВМФ), СПБ, 1994, с.с.
Собрание узаконений, постановлений и других распоряжений по Морскому Ведомству за 1915 год. Пг, 1916
Стволинский Ю. Конструкторы подводных кораблей. Л., 1984, с. 97
Трусов Г. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963, с.с. 226, 257, 258, 259
Шерр С. Корабли морских глубин. М., Воениздат, 1963, с.с. 97-98
Подгорный Яков Иванович 1903 – по экзамену произведён в подпоручики по адмиралтейству с зачислением в запас по флоту 1904 – по случаю войны с Японией определён на флот, «оказался отличным офицером и дельным изобретателем» Из воспоминаний А. Н. Крылова: 1909 - начальник отряда подводного плавания и главный инспек¬тор минного дела представили Подгорного к переводу во флот с чином лейтенанта, чтобы иметь возможность назначить его командиром одной из подводных лодок. Дело это шло в 1909 г. по Морскому техническому коми¬тету. Главный морской штаб согласился с представлением, Воеводский отказал под двумя предлогами: Подгорный из мещан и он торгует своим изобретением. Тогда я подал Вое¬водскому докладную записку, в которой приводил следующие доводы: - Сословные ограничения относятся к приему в привилеги¬рованные учебные заведения: Пажеский корпус, Морской кор¬пус, Училище правоведения, Лицей и пр., но не относятся по закону к приему в юнкера флота. Производство в офицерские чины зависит от «высочайшей воли», и нет оснований ее заранее ограничивать. Генерал-адъютант граф Евдокимов был из крестьян и на¬чал службу рядовым. Адмирал С. О. Макаров был сыном прапорщика ластовых экипажей, начавшего службу матросом. По закону «всякое изобретение или открытие есть собствен¬ность того, кем оно сделано» и, следовательно, останется тако¬вой, пока это изобретение не будет отчуждено в пользу госу-дарства. Работа по изобретениям есть полезная деятельность офице¬ра, прошло то время, когда платный труд считался позором, а праздность—добродетелью, Присоединяясь к представлению прапорщика по Адмиралтейству Подгорного к производству в лейтенанты флота, прошу указать законные поводы к отказу с Вашей стороны, кроме дискреционной власти Вашего высокопревосходительства». Видимо, Воеводский посоветовался с кем следует и увидал, что тут дело пахнет Сенатом. Через две недели Подгорный явился ко мне лейтенантом (1910) с 18.01.1919 – в Донской армии; «…выдающийся офицер по своей энергии, умению создавать боевые единицы из ничего и в наикратчайший срок укомплектовывать их отборным и прекрасным личным составом…» 1927 – глава Объединения русских морских организаций в Чехословакии (Пльзенская группа морских офицеров, Пражская кают-компания, Морской кружок в Брно) 1928-1931 – редактор (совместно с лейтенантом М. Стахевичем) Зарубежного Морского сборника (№№ 1-7, 1928-1931, Пильзен), преемник – Морской Журнал с 1937 (№№ 1-107) возглавлял группу Общества Галлиполийцев и Группу офицеров флота в Пльзене к 1939 - начальник 6-го отдела РОВС 05.1945 – в Праге арестован СМЕРШ за «принадлежность к белоэмигрантской террористической организации»
Знаменский 20.02.1918 Состоялось собрание личного состава лодки. Протокол Заседания команды подводной лодки «Угорь» под председательством товарища Краснова от 20-го февраля 1918 года за № 65 На общем собрании команды подводной лодки «Угорь» постановлено единогласно: все вещи, числящиеся на подводной лодке «Угорь» разделить по рукам команды, и это постановление срочно выполнено, вещи разделены. Что подписью Судового Комитета подводной лодки «Угорь» и приложением печати удостоверяется. «20» февраля 1918 года. Председатель: Краснов Секретарь: неразборчиво Члены: М. Рогов неразборчиво Печать судового комитета лодки Комиссар: Леонов Удостоверяю. Командир подводной лодки «Угорь» Лейтенант Знаменский, что действительно общее собрание состоялось, но согласиться с разделом достояния народа Республики между отдельными лицами никак не могу. Знаменский. Печать подводной лодки «Угорь».
Отправлено: 14.06.08 20:34. Заголовок: Автроилъ Иногда всё..
Автроилъ
цитата:
Иногда всё же лучше добавлять слово «пожалуйста». Если, конечно, Вас не затруднит.
Конечно же не затруднит. За столь большую работу, которую Вы делаете, следует сказать большое спасибо и попросить продолжить свой рассказ о славных подводниках. Они были первыми, техника была еще несовершенна, но они делали все что могли и как умели, не пожалев своей жизни. И мы должны помнить о тех кто стоял в начале истории подводного флота России. Спасибо всем, кто принимает участие в рассказе об экипаже п/л Гепардъ. И пожалуйста не обижайтесь за невольно пропущенное слово пожалуйста и если Вас не затруднит продолжайте пожалуйста рассказ о судьбе п/л Гепардъ и ее экипаже.
Отправлено: 14.06.08 22:42. Заголовок: Большое спасибо за ф..
Большое спасибо за фото. Мне кажется, что этот материал интересен не только мне, но и другим посетителям форума, и они так же благодарны Вам всем за предоставленный материал.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 300
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет