On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Корабельный гардемарин




Пост N: 26
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 17:34. Заголовок: Иван Константинович Григорович


Вот узнал награды И.К.Григоровича
Св. Владимира 4 степени с бантом за 20 кампаний ( 1896 ) ,
Св. Владимира 3 степени ( 1902 ) ,
Мечами к ордену Св. Владимира 3 степени ( 22.03.1904 ) ,
Св. Станислава 1 степени с менчами ( 22.11.1904 ) ,
Св. Анны 1 степени ( 1908 ) ,
Св. Владимира 2 степени ( 06.05.1911 ) ,
Белого Орла ( 1913 ) ,
Св. Александра Невского ( 30.07.1915 ) ,
Знак отличия Х на Георгиевской ленте ( 1915 ) ,
Брильянтовый знак ордена Св. Алексанра Невского ( 05.10.1916 ) .
Иостранные ордена : Шведский Вазы кавалерский крест ( 1883 ) ,
Японский Восходящего Солнца 4 степени ( 1890 ) ,
Датский Данеборга командорский крест 2 класса ( 1896 ) ,
Английская медаль The Queeins Jubilee medal ( 1897 ) ,
Французский Почетного Легиона командорский крест ( 1901 ) ,
Французский Черной Звезды командорский крест ( 1903 ) ,
Норвежский Олафа командорский крест 1 степени ( 1909 ) ,
Китайский Двойного Дракона 2 класса 1 степени ( 1909 ) ,
Бухарский Искандера 1 степени ( 1911 ) ,
Черногорский Князя Даниила 1 степени ( 1912 ) ,
Шведский Меча командорский большой крест ( 1912 ) ,
Итальянский Св. Маврикия и Лазаря большой крест ( 1912 ) ,
Греческий Спасителя 1 степени ( 1912 ) ,
Французский Почетного Легиона большой крест ( 1912 ) ,
Английский Св. Михаила и Георгия 1 степени ( 1916 ) ,
Японский Восходящего Солнца 1 степени ( 1916 ) ,
Сербский Белого Орла 1 степени ( 1916 )

Если есть какие-нибудь дополнения, или к примеру у последнего Морского Министра этих орденов не было то исправьте
Спасибо за внимание


Кто к нам с мечём придёт, тот от меча и погибнет Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]


Адмирал




Пост N: 1382
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 18:30. Заголовок: Димитрий, это просто..


Димитрий, это просто. открываете список флоту 1916 года и все там написано - и ордена, и медали, и знаки

Димитрий, а какова цель Ваших вопросов? Эссен, Макаров, Григорович... Да их уйма, почему именно эти?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 27
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 19:06. Заголовок: Dmitry_N пишет: Эсс..


Dmitry_N пишет:

 цитата:
Эссен, Макаров, Григорович... Да их уйма, почему именно эти?


Если не хотите я больше не буду задавать эти вопросы

Кто к нам с мечём придёт, тот от меча и погибнет Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1383
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 19:11. Заголовок: а спросил ПОЧЕМУ, а ..


я спросил ПОЧЕМУ, а не ЗАЧЕМ?
Эссен, Макаров, Григорович - между ними можно определить и найти связь, но какую? что Вы-то сами имеете в виду?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 28
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 19:17. Заголовок: Книгу я собираюсь пи..


Книгу я собираюсь писать "Великие моряки начала 20 века". Биографии этих людей я знаю, наибольшее затруднение вызывает вопрос с наградами, ну вот я и решил спросить, но видимо если вы задаёте этот вопрос значит вам что-то не нравится

Кто к нам с мечём придёт, тот от меча и погибнет Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1384
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 19:29. Заголовок: Нет, мне это почти в..


Нет, мне это почти все равно... Человек, в профайле которого стоит возраст 23 года собирается писать книгу... Наверное, это хорошо. Он уже знает, кто был великим моряком 20 века.... Ну и отлично, напишите....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 29
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 19:33. Заголовок: Спасибо, что не стал..


Спасибо, что не стали кидать в меня камни

Кто к нам с мечём придёт, тот от меча и погибнет Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 505
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 20:52. Заголовок: Димитрий пишет: не ..


Димитрий пишет:

 цитата:
не стали кидать в меня камни


Димитрий, в отличие от многих других форумов, тут этого никогда не делают. Люди просто спрашивают в каком ключе Вам лучше давать информацию. Просто перечень или с комментариями и т.д. Поверьте, я сам отнюдь не ветеран, посещал многие форумы, но нигде нет такого доброжелательного отношения к новичкам и искреннего желания помочь. Посему спрячьте колючки, тут они не нужны.
С пожеланием творческих успехов Ю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-Адмирал




Пост N: 149
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 21:44. Заголовок: Недавно в газете ..


Недавно в газете "Севастопольские известия" от 6 августа 2008 г. – C.4-5. была опубликована статья

ПО ДОКУМЕНТАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ВОЕННО-МАРСКОГО ФЛОТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ УСТАНОВЛЕН ПОСЛЕДНИЙ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН СЕВАСТОПОЛЯ – ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ ГРИГОРОВИЧ

ОБ АВТОРЕ
В «Севастопольских известиях» (№ 31, от 23 апреля 2008 г.) была опубликована глава из книги «Севастополь. История в лицах: военные и гражданские руководители города и флотов» (авторский коллектив под руководством И.И. Куликова), которая вышла в свет к 225-летию Севастополя. Публикация рассказывала о почетных гражданах Севастополя дореволюционного периода. Это тема большой исследовательcкой работы Анжелики Фесенко - начальника отдела информации Государственного архива г. Севастополя.
В 2001 г., когда Анжелика Артуровна приступила к работе по почетному гражданству, было известно только об одном дореволюционном почетном гражданине Севастополя - Льве Николаевиче Толстом. За годы кропотливой работы по крупицам архивных материалов исследователю удалось восстановить фамилии и биографические данные еще шести дореволюционных почетных граждан города. Причем выяснилось, что Л.Н. Толстому Императором Николаем II было отказано в почетном звании. Анжелике Фесенко впервые удалось проследить структуру присвоения почетного гражданства и дать толкование института «Почетного гражданства» в России конца XIX - начала XX веков. Исследуя «Крымский вестник», она нашла информацию городской Думы, где сообщается о семи портретах почетных граждан, которые украшали зал заседаний Думы. Если исключить Л. Толстого, то был кто-то еще. Многие историки Севастополя выдвигали версию, что почетным гражданином Севастополя мог быть Великий князь Константин Николаевич...


В июле мне посчастливилось поработать в новом здании РГА ВМФ в Санкт-Петербурге, где хранятся дореволюционные фонды. У меня была цель - подтвердить или опровергнуть причастность Великого князя Константина Николаевича к почетному гражданству г. Севастополя. Подтверждения о том, что он был почетным гражданином нашего города, в фондах РГА ВМФ не нашлось, однако по документам мне удалось открыть нового почетного гражданина нашего города.
Подлинные документы, свидетельствующие о почетном гражданстве, хранятся в личном фонде И.К. Григоровича - последнего Морского министра императорской России. Хорошо сохранилась подлинная выписка из журнала экстренного заседания Севастопольской городской Думы - это папка на муаровом подкладе, где «черным по белому» написано, что благодаря ходатайству И.К. Григоровича городское самоуправление г. Севастополя получило 550 тыс. рублей на строительство отеля-санатория для больных, пользующихся лечебными средствами Романовского института физических методов лечения. Далее значилось: «Осуществляя предназначения Его Императорского Величества Государя Императора, Морской министр генерал-адъютант Григорович принял сердечное участие в этом важном для Севастополя деле».
22 октября 1916 года городская Дума единогласно постановила: «1). Повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора от имени населения города Севастополя верноподданнические чувства беспредельной признательности и любви. 2). Избрать Морского министра генерал-адъютанта Григоровича Почетным Гражданином города Севастополя...».
Когда я изучила материалы фонда, перед моим взором Иван Константинович предстал удивительным, талантливым и преданным Отечеству человеком.
В Санкт-Петербурге посчастливилось пообщаться с интересными людьми, которые оказали огромную помощь в моих поисках, а также поведали много интересного об И.К. Григоровиче. Это директор РГА ВМФ Владимир Семенович Соболев, заместитель директора Марина Евгеньевна Малевинская и Валентина Петровна Ершова (Розумовская), очевидица торжеств перезахоронения праха И.К. Григоровича в 2005 году. Валентина Петровна часто посещает Никольское кладбище, т.к. ухаживает за могилой своего предка Ивана Васильевича Розумовского, сослуживца И.К. Григоровича во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Могила Розумовского находится напротив фамильного склепа Григоровичей.
Иван Константинович родился в Санкт-Петербурге 7 февраля (26 января) 1853 г. в семье флотского офицера. В 1874 г. окончил Морской корпус, гардемарином прошел годичную корабельную практику, после чего был произведен в мичманы. Так началась непростая морская карьера будущего адмирала, морского министра Российской империи, прошедшего три войны (русско-турецкую 1878-1879 гг., русско-японскую 1904-1905 гг. и Первую мировую 1914-1918 гг.)
В 1877 г. мичман И.К. Григорович прослушал курс артиллерийского дела в Кронштадте, а в 1878-м во время русско-турецкой войны принял в ней участие на крейсере «Забияка». За отличия в службе его производят в 1879 году в лейтенанты и назначают старшим офицером этого крейсера. В 1883-м его назначают командиром новопостроенного портового судна «Колдунчик». Именно с этого небольшого пароходика начинается карьера будущего морского министра России. Ему бы-ло 30 лет.
С 1884 по 1896 годы Григорович был командиром различных пароходов, крейсеров, броненосцев, флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана. В 1889 году его производят в капитан-лейтенанты, а в 1890 - в капитаны 2 ранга.
В 1896 году Григоровича назначают военно-морским атташе в Великобританию, где он был произведен в капитаны 1 ранга. Затем командируют во французский Тулон, где на верфи «Форж э Шантье де ля Медитерране» (кузнецы и заводы Средиземного моря) для России был заложен эскадренный броненосец «Цесаревич», в командование которым Григорович и вступил 27(15) февраля 1899 года.
К этому времени И.К. Григорович уже был женат на дочери управляющего Кронштадтской таможни, статского советника Н.И. Шемякина, Марии Николаевне. Через год после бракосочетания у них родилась дочь Мария, а во Франции 19 декабря 1901 года родилась вторая дочь - Наталья.
9 сентября (27 августа) 1903 года эскадренный броненосец «Цесаревич» завершил ходовые испытания и, покинув французский Тулон, взял курс на Дальний Восток. В этом же году 2 декабря (19 ноября), незадолго до войны с Японией, капитан 1 ранга Григорович привел этот мощный по тем временам броненосец в Порт-Артур. «Цесаревич» был одним из лучших кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. Командиром этого броненосца капитан 1 ранга Иван Григорович встретил начало русско-японской войны. В ночь на 9 февраля (27 января) 1904 года «Цесаревич» был торпедирован японскими быстроходными миноносцами на незащищенном внешнем рейде Порт-Артура. Благодаря распорядительности И. Григоровича и умелым действиям команды броненосец остался на плаву и всю ночь принимал участие в отражении атаки миноносцев. «Цесаревич» был единственным броненосцем,уцелевшим в русско-японской войне и возвратившимся на Балтику.
За спасение подорванного броненосца И.К. Григорович был награжден мечами к ордену Св. Владимира III степени, а 10 апреля (28 марта) 1904 г. его произвели в чин контр-адмирала и назначили командиром Порт-Артура. В его обязанности теперь входил ремонт кораблей, снабжение кораблей эскадры топливом, боеприпасами, запасными частями, продуктами питания, постановка минных заграждений, траление рейда и другие. В этой должности он пробыл всю осаду крепости до её сдачи 2 января 1905 (20 декабря 1904) года.
Так закончилась его почти 30-летняя служба плавания" на боевых кораблях российского флота. Ивану Григоровичу был 51 год. Характерно, что сразу же после вступления в должность в телеграмме от 11 мая 1904 года на имя начальника счетного отдела ГУКиС Иван Константинович просит весь причитающийся ему адмиральский оклад в размере 800 рублей в месяц перечислять своей жене Марии Николаевне.
За отличие в боевых действиях против неприятеля И. Григорович был награжден орденом Св. Станислава I степени с мечами.
После падения Порт-Артура Григорович возвратился в Петербург и был прикомандирован к Главному Морскому штабу, а с окончанием русско-японской войны назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В 1906 году (с 28 декабря) он возвращается на Балтику и назначается на должность командира порта Императора Александра III в Либаве (Лиепая). Его деятельность на этом посту, организация службы на новых началах — не флот для порта, а порт для флота — заслужили всеобщую признательность флотских офицеров и обратили на себя внимание высокого морского начальства рядом энергичных мер по приведению в порядок портового хозяйства в Либаве. В 1908 г. Ивана Константиновича назначают временно исполняющим должность Главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора города Кронштадта, а 22 (9) февраля 1909 г. — на пост товарища (заместителя) морского министра с производством 11 апреля (29 мар-та) этого же года в вице-адмиралы.
С этого времени начался наиболее плодотворный период службы И.К. Григоровича. Приход в Морское министерство опытного моряка совпал с началом промышленного подъема в Рос-сии. Сложилась объективная предпосылка к воссозданию мощного современного флота и возрождению былого могущества России как великой морской державы.
Но, к сожалению, Государственная Дума с недоверием относилась к Морскому ведомству, и в этом недоверии были объективные причины. Морские министры каждые два года сменяли друг друга, и дело строительства флота продолжало стоять на месте. Ни один из них не мог найти общего языка с Государственной Думой, от которой зависели ассигнования для флота. Иван Григорович, придя в Морское министерство, правильно оценил военно-политическую обстановку в Европе и тенденции развития мирового военного кораблестроения и, исходя из этого, настаивал на принятии расширенной кораблестроительной программы.
«Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта», — говорил он. В этом его поддерживал реформатор П.А. Столыпин, который в то время был Министром внутренних дел и Председателем Совета министров России. В этот период И. Григорович 1 держал инициативу начальника Гидрографического управления генерал-лейтенанта А.И. Вилькицкого по исследованию Северного морского пути, для чего были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр», которые первыми из русских судов прошли с зимовкой Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
С назначением И.К. Григоровича 2 апреля (19 марта) 1911 г. Морским министром в России началась новая эра в создании военного флота. Иван Константинович не боялся принимать смелые решения, беря на себя всю ответственность. 10 октября (27 сентября) 1911 г. Указом императора Николая II № 1064, подписанным в Ливадии, И.К. Григорович был произведен в адмиралы. Под его руководством было разработано «Временное положение по управлению Морским ведомством», которое он указом от 1 ноября (19 октября) 1911 года ввел в действие. На разработке это-го положения настаивала Государственная Дума.
19 (6) июня 1912 г. состоялось принятие судостроительной программы по возрождению флота на заседании Государственной Думы 3-го созыва. Эта программа состояла из двух самостоятельных подпрограмм: «Программы спешного усиления Балтийского флота» и «Программы спешного усиления Черноморского флота» (принята в 1914 г.). Обе эти программы назвали Большой судостроительной программой. Для Балтийского флота предусматривалось строительство 4 линейных крейсеров типа «Измаил», четырех легких крейсеров типа «Светлана», 36 эсминцев типа «Новик», 12 подводных лодок типа «Барс». Для Черноморского флота предстояло построить линейный корабль «Император Николай II», два легких крейсера типа «Адмирал Нахимов», 8 эсминцев типа «Новик» и 6 подводных лодок типа «Лебедь».
Доклад И.К. Григоровича на заседании Государственной Думы о перспективах развития флота нашел положительный отклик, и 5 июля (23 июня) 1912 г. Николай II утвердил «Программу усиленного судостроения на 1913-1917гг.». Этот день сам царь назвал днем великих надежд для России и в рескрипте И. К. Григоровичу заявил: «...Флот должен быть воссоздан в могуществе и силе, отвечающих достоинству и славе России...». И далее: «...Как бы ни были важны сами по себе все эти меры, они имеют значение подготовительной работы к осуществлению основной задачи, от которой зависят и наша внешняя безопасность, и наше международное положение; это задача наряду с правильной постановкой сухопутной обороны соорудить и флот, соответствующий по своей численности и боевым качествам потребностям России...».
Помог флоту и высочайший рескрипт, в котором предписывалось: «...Всем чинам флота и Морского ведомства разобраться в ошибках войны (имеется в виду русско-японская) и безотлагательно приняться за работу над воссозданием тех морских сил, которые нужны России...». «За радения о нуждах флота Российского» авторы программы развития судостроения получили «монаршие поощрения». В частности, 18 (5) декабря 1912 г. адмирал И.К. Григорович удостоился звания генерал-адьютанта. Сам император вместе с поздравительным рескриптом прислал ему аксельбанты и эполеты, а с 14 (1) января 1913 г. Иван Константинович стал членом Государственного Совета.
12 июля (29 июня) 1912 г. состоялась закладка порта Императора Петра Великого в Ревеле, на котором присутствовал Николай II и Морской министр И. Григорович. В этот же день на заседании городской Думы Ревеля Иван Константинович был избран Почетным гражданином этого города.
В феврале 1913 года на праздновании 300-летия династии Романовых простудилась и умерла в этом же месяце жена И. Григоровича Мария Николаевна. Ее похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Иван Константинович тяжело переживал свалившееся на него горе. Чтобы восстановить жизненные силы, он взял отпуск, во время которого побывал в Севастополе, Херсоне, Одессе и Ялте, которые в той или иной степени были связаны с работами в интересах Морского ведомства, Однако передышка, которую получила Россия между окончанием русско-японской и началом Первой мировой войны, была слишком мала, чтобы полностью реализовать разработанные судостроительные программы, хотя они и были вполне реальными. К началу войны удалось ввести в строй только эскадренный миноносец «Новик», построенный Путиловской верфью на добровольные пожертвования.
С началом Первой мировой войны И. Григорович не только укрепил оборону Финского залива, но и создал противоминную и противолодочную оборону Кольского полуострова.
Ивана Григоровича всегда волновала проблема кадров офицерского состава. В своих «Воспоминаниях бывшего морского министра» он писал: «...Одна из забот моих — это недостаток офицерского состава вследствие гибели многих во время Японской войны и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота; осталось их на службе немного и по большей части это молодежь, обязанная служить за полученное образование...». Вообще численность офицеров в Российском флоте регулировалось утвержденным в 1885 г. «Положением о морском цензе», высочайше», в соответствии с которым для производства в очередной чин требовался плавательный стаж.
Первоначально И.К. Григорович видел три пути увеличения численности офицерского состава: «...Я постараюсь принять меры к увеличению приема в Морской корпус и брать по возможности больше молодых людей в юнкера флота, но таких, которые окончили высшие учебные заведения. Кроме того, я надеюсь, что многие ушедшие в отставку по своему желанию, увидев, что флот возрождается, вернутся опять на службу...». Однако эти меры, как показало время, оказа-лись недостаточными, чтобы значительно повысить численность офицерского состава флота. В период Первой мировой войны пришлось срочно расширить сеть военно-морских учебных заведений для усиленной подготовки офицерского состава.
Основным учебным заведением, готовившим офицерские кадры для флота, оставался Морской корпус, который в 1914 г.' произвел два досрочных выпуска (259 человек). В 1915-1917 г.г. его окончили 500 офицеров. Тем не менее, корпус не в состоянии был решить проблему некомплекта офицеров в действующем флоте.
В 1913 г. был учрежден по инициативе И.К. Григоровича новый Морской корпус в Севастополе. Здание его построено в 1915 г. по проекту талантливого русского инженера А.А. Венсана и располагалось на восточном склоне балки Голландия.
К сожалению, в период Первой мировой войны корпус так и не сделал ни одного выпуска офицеров. В 1920 г. при эвакуации войск Врангеля из Крыма Морской корпус в полном составе на кораблях Черноморской эскадры покинул Севастополь. По прибытии эскадры в Бизерту (Французский Тунис) занятия в Морском корпусе продолжились. Было сделано пять выпусков морских офицеров, которых затем приняли на службу во французский флот. Многие выпускники продолжили образование в Бельгии и Чехословакии, став морскими инженерами.
Накануне Первой мировой войны существовали следующие офицерские классы: минный, артиллерийский, штурманский, подводного плавания и водолазный.
Благодаря всем этим мерам удалось добиться грамотной боевой эксплуатации кораблей в период Первой мировой войны, а также быстро восстановить систему подготовки кадров для судостроения и флота в первое десятилетие советской власти.
Под руководством И.К. Григоровча кораблестроительными программами 1912 и 1914 гг. планировалось значительное усиление Балтийского и Черноморского флотов. Большая (1912) и малая (1914) судостроительные программы были выполнены далеко не полностью, но, тем не менее, удалось построить достаточно большое количество кораблей и судов.
Корабли, построенные при морском министре Григоровиче, оказались кораблями-долгожителями, и многие из них приняли участие в Великой Отечественной войне, в том числе построенные в период 1909-1917 гг. линкоры (100%), крейсера (40%) и миноносцы (30%). Большая заслуга в этом, бесспорно, принадлежала руководству Морского министерства во главе с И.К. Григоровичем.
Иван Григорович был одним из немногих министров, удержавшихся на своем посту во время «министерской чехарды» февраля 1917 года. Он заслуженно пользовался большим авторитетом не только у императора, но и у членов правительства. Благодаря его выдающимся организаторским способностям флот и судостроительная промышленность России заметно преобразились.
К 1917 г. Россия обладала солидной судостроительной и судоремонтной базой. Общее ко-личество занятых на ней рабочих достигало 90 тыс. чел. Петроград стал самым крупным судостроительным и судоремонтным центром, где Морское ведомство имело 11 профильных заводов. В составе российского флота числилось 558 военных кораблей различных классов, более 500 судов торгового флота, использовавшихся для военных целей. На воде достраивались 56 и находились в постройке еще 23 корабля.
Недовольство народных масс нарастало. В феврале было образовано Временное прави-тельство. Морской министр И.К. Григорович продолжал оставаться на своем посту и управлять Морским министерством.
Во Временном правительстве на министерских постах оказались новые люди. Военным и морским министром был назначен А.И. Гучков. 4 апреля (22 марта) он направил И.К. Григоровичу письмо следующего содержания: «Милостивый государь Иван Константинович! Обстоятельства настоящего момента указывают на желательность подачи Вами прошения об отставке, которая будет принята Временным правительством. С совершенным почтением А. Гучков».
Эту просьбу Иван Константинович выполнил. 31 марта 1917 г. А. Гучковым был подписан приказ по армии и флоту, где было сказано: «Увольняется от службы член Государственного совета адмирал И. К. Григорович по расстроенному здоровью с мундиром и пенсией».
Так завершилась блестящая военная карьера 64-летнего генерал-адьютанта, члена Государственного Совета, кавалера многих российских и иностранных орденов, почетного гражданина городов Таллинна (Ревеля), Николаева и Севастополя, морского министра адмирала И.К. Григоровича.
Заместитель директора РГА ВМФ Марина Евгеньевна Малевинская рассказала о том, что И.К. Григорович был человеком, преданным своему Отечеству и очень любящим Россию; он не эмигрировал в те полуголодные, трудные годы, а работал научным сотрудником в Морской исторической комиссии по изучению опыта Первой мировой войны на море, а с июня 1919 г. по декабрь 1921 г. - старшим архивариусом в Морском архиве республики (ныне РГА ВМФ).
Жить и работать приходилось в неимоверно трудных условиях. Петроград находился на осадном положении. Были крайне ограничены возможности передвижения по городу и затруднена связь с его окрестностями, где проживала часть сотрудников. По месту жительства они привлекались к дежурствам и общественным работам. Их беспокоили частые, преимущественно ночные, тревоги при посещении жилья представителями исполнительной власти, уплотнение квартир, появление в них подселенцев. Сохранилось трогательное письмо, в котором 9 ноября 1920 г. от имени архивных коллег Григоровича Лебедев (директор архива) писал ему: «...Служащие архива, собравшиеся сегодня, в день своего праздника - Св. Нестора Летописца, за чашкой чая, просили меня передать Вам свое огорчение, что были лишены возможности видеть Вас в своей среде, и просят принять Вас прилагаемый кусок сладкого пирога, часть общего угощения, как знак глубокого к Вам уважения...». То было суровое голодное время.
В ноябре 1921 года бывший министр «попал под сокращение штатов» и А.И. Лебедев в одном из своих писем сообщал, что он «оставлен сверхштатным научным сотрудником, но только без содержания» (то есть без зарплаты).
Чтобы не умереть от голода вместе с семьей, Ивану Константиновичу пришлось обратиться к своему старому ремеслу, которым он увлекался, рисуя маслом изящные миниатюры с кораблями и морскими пейзажами, - живописи. Но в 20-е годы было не до пейзажей, и Иван Константинович занялся рисованием рекламной продукции – тортов и других сластей для витрин и коробок кондитерского магазина. Именно в это трудное время Иван Константинович работал над своими мемуарами «Воспоминание бывшего морского министра», которые он закончил писать в 1922 году. Рукопись этих мемуаров хранится в Российском Государственном архиве ВМФ.
В 1922 г. Григорович тяжело заболел, была необходима сложная операция по удалению опухоли головного мозга с обязательной трепанацией черепа. В то время в России такую операцию при полном отсутствии лекарств сделать было невозможно. Лечение было возможным только за границей. Начались сложные и долгие хлопоты о разрешении на выезд для лечения за границу. С громадным трудом разрешение было получено.
Осенью 1924 г. года Григоровича прооперировали, после чего он поселился в южном французском городке Ментоне департамента Морские Альпы. Талант живописца помог И.К. Григоровичу выжить в эмиграции. Здесь, на берегу Лазурного берега Средиземного моря, Ивану Константиновичу пригодилось его умение рисовать. Это стало его единственным средством существования. Последний морской министр императорской России, русский адмирал И.К. Григорович во Франции жил тем, что продавал свои картины, преимущественно морские пейзажи, чтоб как-то свести концы с концами. Однако от предложения французского правительства назначить пенсионное содержание Григорович как русский офицер, верно служивший своему Отечеству, отказался. Он, незаслуженно забытый на Родине, писал картины на набережной Ментона. Писатель Лев Никулин в своей книге «Семь морей» вот как описал свою встречу с И.К. Григоровичем: «...Прошел высокий старик в черном, с замечательно знакомым лицом. ...Мысль опять возвращается к высокому старику. И вдруг перед глазами встают иллюстрации «Нивы», и именно этот старик в адмиральской форме, в треуголке, рядом с невысоким полковником в усах, с остроконечной бородкой. Григорович! Конечно,это он, морской министр царской России. Он доживает свой век в Ментоне, под этим как бы искусственным солнцем, в томительной тишине города больных и умирающих. В двадцатом году в Петрограде его подкармливали матросы, они носили старому адмиралу селедки и пайковой хлеб, и это было подаянием за ту относительную человечность, которую иногда проявлял к матросам морской министр Григорович. Для зверя Вирена у матросов не нашлось ничего, кроме ружейных прикладов и крепких матросских кулаков. Для Григоровича оказался хлеб, и это был высший дар человечности. Советская власть отпустила его за границу. В 1924 году он приехал во Францию, поселился в Ментоне и, кажется, не написал ни одного дурного слова ни о революционных матросах, ни о революционной власти. Ему много лет, он стар и, может быть, это его последняя прогулка по набережной Ментона...». 3 марта 1930 г. в 77-летнем возрасте И.К. Григорович скоропостижно скончался. Его прах был захоронен в этом же городке на частном кладбище «Trabuquet» на месте 1963, рассчитанном по страховке в 18000 долларов на сто лет. Эту страховку уплатила некто незамужняя Анни Джексон, которая сама умерла в июне того же года и похоронена на том же кладбище. Отпевали И.К. Григоровича в стенах небольшой православной церкви «Всех скорбящих радость» города Ментона 6 марта 1930 года.
На надгробии И.К. Григоровича имеется надпись на английском языке: «... Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нем, кто так много думал о тебе...».
Сейчас та же эпитафия, но на русском языке, имеется на надгробии в фамильном склепе семьи Григоровичей на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
...10.00, 26 июля 2005 года. Левашовский военный аэродром. Именно оттуда началась торжественная церемония перезахоронения останков последнего морского министра Российской империи адмирала И. Григоровича. Гроб с прахом адмирала Командующий Балтийским флотом адмирал В.П. Валуев и Председатель Санкт-Петербургского Морского собрания Н.В. Орлов на-крыли должностным флагом морского министра дореволюционной России.
...Выстроена рота почетного караула Ленинградского военного округа и оркестр Ленинградской военно-морской базы. «Все торжественно и тихо, и только три женщины не скрывали эмоций, - вспоминает очевидица перезахоронения праха Григоровича Вера Петровна Ершова (Розумовская). - Это были внучки адмирала Ольга и Кира и правнучка Наташа, которые ждали этого дня долгие годы. И тогда, когда свое родство с царским министром лучше было не разглашать, и теперь, когда страна опомнилась от забвения и начала вспоминать своих героев».
Так через 75 лет троекратный залп роты почетного караула Ленинградского военного округа возвестил о том, что завещание адмирала выполнено. Как и желал Иван Константинович, его похоронили рядом с любимой женой Марией Николаевной в фамильном склепе Никольского кладбища Троицкой Александро-Невской лавры.
Возвращение праха И.К. Григоровича на Родину - это не просто выполнение последней воли последнего Морского министра Российской империи, это еще и возрождение престижа Российского флота.

Анжелика ФЕСЕНКО,
начальник отдела информации и использования документов Госархива г. Севастополя
Севастополь - Санкт-Петербург - Севастополь


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1101
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.08 23:28. Заголовок: Фесенко пишет: Хара..


Фесенко пишет:

 цитата:
Характерно, что сразу же после вступления в должность в телеграмме от 11 мая 1904 года на имя начальника счетного отдела ГУКиС Иван Константинович просит весь причитающийся ему адмиральский оклад в размере 800 рублей в месяц перечислять своей жене Марии Николаевне.


Цитата из дневника служащего Красного Креста Ю.В.Васильева (запись от 22 октября): «Некоторые номера [приказов Григоровича] очень недурны. Например: … “Ввиду того, что занимаемая мною квартира разрушена, то прошу отпускать мне квартирные деньги, как адмиралу Витгефту в размере 1687 руб. 50 коп...” Додумался, “Иоанн Пещерный”! Кому он так дорого платит за пещеру?» (РГАВМФ. Ф. 763. Оп. 1. Д. 186. Л. 189-190).

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1102
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.08 23:33. Заголовок: Димитрий пишет: Био..


Димитрий пишет:

 цитата:
Биографии этих людей я знаю


Как приятно встретить знающего человека :-)
Самая подробная биографическая справка о Григоровиче в книге:
Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802–1917: Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. С. 31–33. Второе издание было, кажется, в 2003 г.

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1404
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.08 23:42. Заголовок: Dirk пишет: Цитата ..


Dirk пишет:

 цитата:
Цитата из дневника служащего Красного Креста Ю.В.Васильева



Dirk, а велик ли сам дневник Васильева? Как бы с ним подробнее познакомиться? Пишет ли он про сухопутных артурцев в дневнике или акцентируется на флоте?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1105
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.08 01:43. Заголовок: Дмитрий, это несколь..


Дмитрий, это несколько томов машинописи книжного формата (ясно, копия). Слухи, беседы, встречи, кое-какие выписки из "Нового Края" и приказов и т.д.
Об уровне подробности можете составить представление, если видели мои и Юры Дружинина публикации по М.И.Лаврову и его воздухоплавательному парку. Естественно, там поминаются и армейцы.
Ознакомиться... Приезжайте в архив!



Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Корабельный гардемарин




Пост N: 35
Откуда: Россия
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 09:55. Заголовок: Всем спасибо, но к м..


Всем спасибо, но к моему огромному сожалению моя книга ""Накрылась" , но все равно огромное спасибо узнал много нового и интереснго

Кто к нам с мечём придёт, тот от меча и погибнет Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 208
: строевой офицер
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.08 10:19. Заголовок: Димитрий пишет: к м..


Димитрий пишет:

 цитата:
к моему огромному сожалению моя книга ""Накрылась"


Бывает. Я вот статью на несколько страниц уже месяца три пишу. Но Бог даст к новому году при поддержке все коллег по форуму ее выдам.

"Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно..." Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 69
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет