Гибель линкора «Новороссийск» – версии и домыслы Патянин Сергей Владимирович кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Морская кампания»
В ночь на 29 октября 1955 г. в Северной бухте Севастополя погиб флагманский корабль эскадры Черноморского флота – линкор «Новороссийск» (бывший итальянский «Giulio Cesare», полученный по репарациям в 1949 г.). Эта трагедия унесла жизни 611 человек и стала крупнейшей катастрофой мирного времени в истории Советского ВМФ. И в наши дни – спустя 55 лет после трагедии – гибель «Новороссийска» продолжает служить источником многочисленных споров специалистов и «сенсационных открытий» журналистов. Основной вопрос: что же стало причиной рокового взрыва, погубившего корабль и унесшего сотни человеческих жизней? На эту тему существует масса публикаций самого разного характера, написанных как специалистами, так и, увы, дилетантами. К настоящему времени выдвинуто несколько версий причин взрыва, однако все они имеют свои слабые стороны, не позволяющие считать их полностью объясняющими причины трагедии. Их разбору и посвящен данный доклад. Увеличить<\/u><\/a>
Отлично Добавлю насчет диверсии. В Морском сборнике (№ не помну, а журнал зачитали приятели) за 1998 г. было пространное интервью с Луиджи Ферраро (нац. герой Италии - один из самых активных "гаммовцев"), где он категорически и очень аргументировано опроверг даже саму мысль о причастности Италии к взрыву. Ему, преуспевающему бизнесмену, врать смысла не было... С уважением Ю.
Уважаемые коллеги, однозначно утверждать что-либо о причинах взрыва на "Новороссийске" - за давностью лет уже невозможно , но... Мой дед, на момент взрыва занимавший должность помошника начальника Управления Аварийно-спасательной службы КЧФ по технической части, и другие офицеры АСС , в отличие от официальной версии, были убеждены и кулуарно между собой обсуждали, что это была диверсия. Был ряд моментов, указывающий именно на это. Мнение С.В. Сулиги, не совсем обоснованно - вспомните обстановку в 1950-х с постоянной угрозой третьей мировой. Ведь после фултоновской речи Черчиля каждый год разрабатывались и совершенствовались планы превентивной ядерной войны против СССР. Что могло удержать тех же англичан, если даже во время пребывания "Орджоникидзе" на рейде Портсмута ими были предприняты недружественные действия в отношении крейсера и никакой страх перед 3-ей мировой тут не сработал... Часть учетно-послужной карточки деда: http://shot.qip.ru/00URa4-41HDgF5JW/
Ведь после фултоновской речи Черчиля каждый год разрабатывались и совершенствовались планы превентивной ядерной войны против СССР. Что могло удержать тех же англичан
Т.е., их ничего не удержало и они всё-таки начали ядерную войну против СССР? Если нет - к чему этот тезис? Pakkanen пишет:
цитата:
даже во время пребывания "Орджоникидзе" на рейде Портсмута ими были предприняты недружественные действия в отношении крейсера
Портсмут - это их база. У себя дома, что хотят - то и делают. А Севастополь - это ВМБ другого государства. Так что, пример - не вполне корректен. Но...!, интересен он тем, что даже там, "в домашних условиях", они мелко облажались. А тут, вдруг, "за тридевять земель", в чужом порту - они сработали вдруг на 5+, да так, что до сих пор никаких концов не найти. Так не бывает :) Если же добавить сюда уровень агентурного проникновения СССР в спецслужбы Великобритании в те годы, то проведение такой операции бриттами без утечки информации "на сторону" (пусть и "пост-фактум") представляется вообще событием не реальным. Pakkanen пишет:
цитата:
были убеждены и кулуарно между собой обсуждали, что это была диверсия.
Тогда у них должен был быть и свой вариант или своё видение оперативно-технической реализации, так? Или просто - были убеждены и всё?
Т.е., их ничего не удержало и они всё-таки начали ядерную войну против СССР? Если нет - к чему этот тезис?
Начать ядерную войну против СССР в одиночку - эти ... англичане жидко обделались бы. Без США они к тому времени стали ничто, а вот спровоцировать эту войну - вполне в их духе, благо богатейший опыт уже имелся - 1-я мировая, 2-я мировая, а т.к. результаты ВМВ абсолютно не соответствовали целям британской империи, то почему бы их не переиграть в 3-ий раз. Беспринципность и крайняя подлость - их конек. УМО пишет:
цитата:
Портсмут - это их база. У себя дома, что хотят - то и делают.
Ого! Круто! А с какой целью крейсер ходил и кто был на борту "Орджоникидзе" во время визита туда и обратно Вам известно?? Так что не удивительно, что, как Вы написали, "в домашних условиях", они мелко облажались". Чай за охрану отвечал не начальник ОВР-а Севастопольской ВМБ (кстати, интересно, а что с ним стало после завершения работы правительственной комиссии?), а кто-то поответственней и посерьезней. А уж в чужой ВМБ с отсутствующей охраной со стороны моря- и не так еще можно порезвиться. УМО пишет:
цитата:
...да так, что до сих пор никаких концов не найти. Так не бывает :)
А кто их ищет? Доклад правительственной комиссии утвержден, официальная версия названа, все - дело закрыто! А несогласные энтузиасты могут говорить о чем угодно, всё равно ничего доказать не сумеют, т.к. доступа к доказательствам не имеют, да и слушать их никто не станет. Впервой что ли? УМО пишет:
цитата:
Если же добавить сюда уровень агентурного проникновения СССР в спецслужбы Великобритании в те годы, то проведение такой операции бриттами без утечки информации "на сторону" (пусть и "пост-фактум") представляется вообще событием не реальным.
Какой Вы, право, категоричный. А что, уже все агентурные сообщения той же "кэмбриджской пятерки" рассекречены и опубликованы?? Или Вы можете уверенно заявить, что знаете, что никогда ни по линии КГБ, ни ГРУ, ни дипломатическим каналам не проходила подобная информация? УМО пишет:
цитата:
Тогда у них должен был быть и свой вариант или своё видение оперативно-технической реализации, так? Или просто - были убеждены и всё?
Был. И основывался на ряде моментов, чётко им известных, о чем я и писал выше.
Отправлено: 02.01.18 23:33. Заголовок: УМО пишет: Что же н..
УМО пишет:
цитата:
Что же не спровоцировали?
Поначалу, мозгов и силенок не хватило, а потом дяди из Вашингтона им популярно объяснили кто теперь "рулит", чьи "хотелки" важнее и где их, англичан, теперь место. УМО пишет:
цитата:
Это Вы, как человек, с опытом работы в СпН рассуждаете? Или, так, просто книжек начитались?
Учебники, учебные издания и методические пособия - это тоже книжки... Интересно, а Ваше высказывание: УМО пишет:
цитата:
Если же добавить сюда уровень агентурного проникновения СССР в спецслужбы Великобритании в те годы, то проведение такой операции бриттами без утечки информации "на сторону" (пусть и "пост-фактум") представляется вообще событием не реальным.
основано исключительно на Вашем опыте работы в Первом главном управлении КГБ или же ГРУ ГШ?? УМО пишет:
цитата:
А Вы за всех уполномочены отвечать?
Вы невнимательны или просто передергиваете? "?"- этот знак в конце предложения Вы не заметили? Если не заметили, то я поясняю, что просто поинтересовался, кто же спустя более чем 62 года всерьез занимается поиском фактов, опровергающих официальную версию. УМО пишет:
цитата:
Скажем так: информированный :)
Это можно считать Вашим утвердительным ответом на мой вопрос? Pakkanen пишет:
цитата:
А что, уже все агентурные сообщения той же "кэмбриджской пятерки" рассекречены и опубликованы?? Или Вы можете уверенно заявить, что знаете, что никогда ни по линии КГБ, ни ГРУ, ни дипломатическим каналам не проходила подобная информация?
Поначалу, мозгов и силенок не хватило, а потом дяди из Вашингтона им популярно объяснили кто теперь "рулит", чьи "хотелки" важнее и где их, англичан, теперь место.
Т.е., они ни с какой стороны не при делах? :) Об чем тогда весь этот разговор?
Т.е., они ни с какой стороны не при делах? :) Об чем тогда весь этот разговор?
Интересный вывод! Открою Вам страшную тайну - в жизни так бывает, что "пытаться сделать" и "сделать" не всегда тождественно, не смотря на все приложенные усилия...
Отправлено: 04.01.18 19:19. Заголовок: УМО пишет: Нет. Я п..
УМО пишет:
цитата:
Нет. Я просто применил Вашу метОду к Вашим же исходным тезисам :)
Неправда Ваша
Мои тезисы: 1. Начальствующий состав и офицеры АСС ЧФ (и не только) были уверены в диверсии против "Новоросийска" и имели для этого свои серьезные основания, вопреки официально утвержденной версии. 2. На момент гибели "Новоросийска" было государство имеющее и возможности и желание совершить такую диверсию, причем годом позже этим же государством на своей же территории была предпринята попытка совершить диверсию против правительства СССР, при этом возможная 3-я мировая, которая могла бы быть спровоцирована подобными действиями, нисколько не пугала, а наоборот, вполне отвечала геополитическим интересам и желаниям этого государства.
Вообще-то тема диверсии давно закрыта, был всплеск в 90-е, потом яко бы перед смертью один из пловцов 10-й флотилии что-то журналюге сказал. Но вот факты из первых рук. Один из наиболее авторитетных диверсантов 10-й флотилии Луиджи Ферраро (Luigi Ferraro; 1914–2006) дожил до глубокой старости, после войны основал всемирно известную фирму по производству подводного снаряжения «Technisub», а в 2001 году дал пространное интервью корреспонденту журнала «Морской сборник», в котором категорически опроверг версию о причастности итальянцев к подрыву и гибели в 1954 году советского линкора «Новороссийск». По его словам бывшие служащие «Десятой флотилии» не испытывали вражды к Советскому Союзу. На протяжении всей войны они дрались с британским флотом, и всеми своими победами и унизительным поражением обязаны исключительно морякам Его Величества. Если бы вдруг у них появилась возможность реванша, их ярость обрушилась скорее на Скапа-Флоу, чем на советский Севастополь». Впрочем, первым человеком из России, кто встретился с ним в октябре 1995 года в Италии и спросил его мнение о подрыве линкора, был капитан 1 ранга А.Н. Норченко*, и эту встречу он подробно описал в своей книге «Проклятая тайна». Приведу дословно то, что ответил ему Ферраро: «Этот вопрос для нас не нов. Его нам уже задавали в разных письмах. Все спрашивали, не мы ли взорвали «Джулио Чезаре» в Севастополе? Говорю ответственно и определенно: это все выдумки. В то время наша страна была в разрухе, своих проблем хватало!.. Да и зачем нам все это надо? Это уже далекая история. Я бы безо всяких проблем признал свое участие, но выдумывать то, чего не было, не хочу. … Я на 95 процентов не представляю, кто бы, кроме итальянцев, это мог сделать. Но на 100 процентов уверен, что это не итальянцы. Была у нас и техника и подготовленные люди. Вроде кроме нас и некому, многие так рассуждают. Но мы к этому акту никакого отношения не имеем. Это абсолютно точно. Он был нам ни к чему. И вообще, знаете, сеньор Алессандро, (обращение к А.Н. Норченко – Ю.К.) если бы «Джулио Чезаре» в боевых условиях подорвал я, то доложил бы Вам об этом с гордостью. А приписывать это себе не хочу». Увы, спекуляции на эту тему продолжаются. Особенно в этом «преуспел» некто О.П. Бар-Бирюков (1926–2009), который на протяжении длительного времени в своих интервью и публикациях в различных изданиях («Аргументы и факты» № 44, 2003 г, «Совершенно секретно» 11/2004, 10/2008; журнал «Экспресс» №11, 1994 г., ряд номеров газеты «Водный транспорт» за 1995 и 1996 г. и др.) постоянно, с завидным упорством излагал эту версию, основываясь, как и многие другие на слухах, домыслах и абсолютно непроверенной информации. Здесь к автору вполне применимо образное выражение «убежденность на уровне некомпетентности». Популярная версия с диверсией, осуществленной итальянскими пловцами, совершенно исключена. Это миф, «Городская легенда», рожденная в умах предприимчивых журналистов. Так же, как исключена возможность подрыва линкора путем «закладки», установленной в момент передачи «Чезаре» Советскому Союзу. Только в период с 1950 по 1955 годы «Новороссийск» семь раз находился в заводском ремонте. Меняли всю начинку вплоть до турбин. Проводили тщательную теплоизоляцию всех помещений, под условия службы в Черном море. Бомбу могли обнаружить в любой момент, и тогда в советско-итальянских отношениях возникли бы очень крупные осложнения. Наконец, версия с «закладкой» внутри линкора противоречит здравому смыслу. Края пробоины от первого взрыва были ВОГНУТЫ внутрь. А с левого борта образовалась вмятина площадью 190 кв. метров. Это однозначно указывает на то, что оба взрыва произошли СНАРУЖИ. Единственная заслуживающая внимания версия — немецкие мины. Простая и логичная. С минимальным количеством допущений. *Норченко Александр Николаевич (р. 1934), капитан 1 ранга в отставке, кандидат технических наук, руководитель историко-литературной секции Объединенного совета ветеранов-подводников военно-морского флота, заместитель председателя Ассоциации флотской прессы, действительный член Русского географического общества и Балтийской академии информатизации.
2. На момент гибели "Новоросийска" было государство имеющее и возможности и желание совершить такую диверсию, причем годом позже этим же государством на своей же территории была предпринята попытка совершить диверсию против правительства СССР, при этом возможная 3-я мировая, которая могла бы быть спровоцирована подобными действиями, нисколько не пугала, а наоборот, вполне отвечала геополитическим интересам и желаниям этого государства.
В таких случаях надо добавлять - ИМХО :) 1. Про возможности - сразу не будем, чтобы не устраивать "срач" на пустом месте. Оценка возможностей значительно зависит от информированности оценивающего. Поэтому диапазон таких оценок - От и До. На любой вкус читателя. 2. Про желание - это они Вам лично рассказали? 3. Про "инцидент с Крэббом" - откуда у Вас информация про "попытку диверсии" (Рен-ТВ и прочую муть не предлагать)? 4. Провоцировать начало ТМВ без проведения подготовительных мероприятий в ВС - дело тупое и бессмысленное. ВС ВБр были приведены в готовность к началу ТМВ (вдруг провокация удалась бы)?
Отправлено: 04.01.18 23:06. Заголовок: Уважаемый Юрген, а п..
Уважаемый Юрген, а причем тут итальянцы?? В версии про диверсию почему-то все просто зациклились на итальянцах. Простите, но я про итальянцев ни слова не написал. Я полностью доверяю информации Луиджи Ферраро, потому что она логична - итальянцам проводить самостоятельно эту акцию было и даром не нужно.
В названии данной темы присутствуют слова "версии" и "домыслы" - вот я озвучил версию (если кому-то очень хочется, то может назвать и домыслом) руководства АСС ЧФ и старших офицеров других служб ЧФ, находившихся в то время на службе и принимавших участие в работах на "Новороссийске", и имевших для этого свои веские основания. Юрген пишет:
цитата:
Единственная заслуживающая внимания версия — немецкие мины. Простая и логичная. С минимальным количеством допущений.
Ради Бога! Действительно, все просто и логично и допущений минимум - гениальные немецкие инженеры создали уникальную аккумуляторную батарею в единственном экземпляре для донной мины, которая не разрядилась и через 13-14 лет после установки мины и при этом сработала четко под флагманом ЧФ (видимо, презирая другие цели) с эфектом "двойного" взрыва, но без выброса столба воды....
Отправлено: 05.01.18 01:33. Заголовок: Pakkanen пишет: но ..
Pakkanen пишет:
цитата:
но без выброса столба воды....
Из официального доклада Правительственной комиссии от 17 ноября 1955 г.:
«На основании опроса офицеров, старшин и матросов, находившихся во время взрыва на линкоре «Новороссийск» либо наблюдавших картину взрыва с других кораблей и береговых постов, установлены следующие обстоятельства, сопровождавшие взрыв.
При взрыве, который произошел в 1 час 31 минуту 29 октября 1955 г., был слышен раскатистый грохот низкого тона. На линкоре ощущалось сильное сотрясение, в результате которого на корабле погас свет и многие старшины и матросы, спавшие в носовых кубриках, попадали с коек. Из людей (вахта), находившихся на верхней палубе, почти никто не мог удержаться на ногах. Матрос, стоявший на полубаке, был выброшен за борт.
... Взрывом через образовавшуюся пробоину внесено во внутренние помещения носовой части корабля значительное количество ила, который покрыл также толстым слоем (до 30 мм) и часть палубы полубака, по-видимому через разрыв настила этой палубы".
Вы не в курсе реальных обстоятельств и событий, или Вы хотите сказать что, например, вот этот ил со дна бухты "забросился" сам на палубу полубака?
гениальные немецкие инженеры создали уникальную аккумуляторную батарею в единственном экземпляре для донной мины, которая не разрядилась и через 13-14 лет
В изобретательности немецких инженеров никто не сомневается. Да и советских тоже. У меня до сих пор работает на даче транзисторный приёмник от списанных сухих батарей, издания 1981 года. Надо учитывать, что ряд немецких донных изделий, в частности авиационных, не имели аккумуляторов и батарей, и при постановке (с воздуха), что-то в боевой цепи "клинило", например гидростат. И в Наставлениях было написано - не кантовать и не трогать, а...на месте уничтожать. Не исключаю, что якорь-цепь, которая волохается по дну и спровоцировала трагедию. Не владею только информацией постановки линкора - на бочку или на якорь. Пусть будет версия.
Отправлено: 05.01.18 11:49. Заголовок: IKG пишет: Надо учи..
IKG пишет:
цитата:
Надо учитывать, что ряд немецких донных изделий, в частности авиационных, не имели аккумуляторов и батарей
От каких же электрических источников у них тогда электродетонаторы работали? ПыСы Про мины много разбирали на разных форумах. Нет смысла "начинать сначала".
Отправлено: 05.01.18 16:43. Заголовок: УМО пишет: Про мины..
УМО пишет:
цитата:
Про мины много разбирали на разных форумах.
Этим, как правило, на форумах не занимаются. Подброшу ещё одну версию, Вам, как знатоку разборов. А кто сказал, что была мина немецкая, а не советская? Протралили и достали после подрыва? Рекомендую почитать С.Е.Виноградова, про "Императрицу Марию", может найдёте что-то новое и там? Про асбест...
На форумах, чем только не занимаются :) Да и форумы - какие только не существуют :) IKG пишет:
цитата:
А кто сказал, что была мина немецкая, а не советская?
Если Вас интересует именно, кто сказал - то ГосКом-я сказала, что немецкая (как наиболее вероятный вариант). А если Вас интересуют альтернативы - то я, надеюсь, Вы в курсе, какие советские мины тогда существовали, и какая из мин может претендовать на звание "кандидата". Или не претендовать :) IKG пишет:
Отправлено: 05.01.18 17:48. Заголовок: Историки редко крити..
Историки редко критикуют коллег, обычно поздравляют с выходом издания. Специалисты, иногда высказывают разочарование. Если Вам не удобен мой вопрос, не отвечайте. Я не был участником обсуждений на форумах специальных вопросов. И не к чему это. Ответьте мне на следующее. Гос комиссия, как Вы говорите сослалась на немецкий вариант. Он мне тоже нравится. Это же Севастополь, а не Средиземное море! Значит, после войны тралили вдоль и поперёк. Чем? Магнитными, акустическими... и после трагедии, всё-таки нашли ещё? Что из этого вытекает? Диверсии отметаем.
Владею обстановкой про то, что находят и как с этим борются, н-р при прокладке магистральных сетей. Вы мне не ответили на мой вопрос. Почему выработавший свой ресурс изделия, с умершими батарейками, вдруг срабатывают. Или батарейки хороши или есть что-то другое?
Отправлено: 05.01.18 18:41. Заголовок: IKG пишет: Вы мне н..
IKG пишет:
цитата:
Вы мне не ответили на мой вопрос.
Ваш порос был: "Что из этого вытекает?". Я на него ответил.
IKG пишет:
цитата:
Почему выработавший свой ресурс изделия, с умершими батарейками, вдруг срабатывают.
1. Батарейки могли быть недостаточно "умершими". 2. Причина взрыва была иная (нежели квази-штатное срабатывание донной мины). Т.е., произошло нештатное срабатывание ВОП (или двух и более ВОП). Вариантов, как это могло произойти, вагон и маленькая тележка. Причем, в каждом случае подрыва на ВОП (которые случаются до сих пор) это может быть своё, уникальное стечение обстоятельств. Свое стечение могло иметь место и в данном случае. Как именно - гадать - не хочется. 3. "Есть многое на свете, друг Горацио..." (с)
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 82
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет