Наткнулся на такой вот рассказ из книги Олега Куратова "Хроники русского быта. 1950-1990". Ссылка: http://www.proza.ru/texts/2008/03/02/418.html Впрочем, сама книга есть и в печатном виде. Хотелось бы узнать мнение уважаемых форумчан о нижеприведенном тексте. Понятно, что на очевидные ошибки автора, мало знакомого с морской историей, можно внимания не обращать.
«ЦЕЛЬ» Красноречивую картину военных норм и нравов поведал мне один из моих друзей, А. После окончания в 1954г Балтийского Высшего Военно-Морского Училища он получил необычное назначение. В составе кораблей Балтийского Флота находился трофейный линкор, построенный в кайзеровской Германии в 1905г. По понятиям времён первой мировой войны это было крупное судно: водоизмещение 13,5 тыс. тонн, длина 135м., ширина 24м., осадка 11м., высота борта над ватерлинией 4м. Два паровых двигателя обеспечивали крейсерскую скорость 22 узла, а броня толщиной 350мм – глухую защиту от обстрела. Линкор этот под гордым именем «Хессен» участвовал в историческом Ютландском сражении (1916г.) наряду с другими 64 линкорами. В 1936г. гитлеровское командование изменило назначение корабля: «Хессен» стал кораблём-мишенью при проведении военно-морских учений в условиях, максимально приближенным к боевым. Для этого немцы сняли с линкора вооружение и оснастили его системами телеуправления, позволявшими управлять его ходом и маневрами на расстоянии. После Победы корабль в качестве военного трофея достался Балтийскому флоту ВМФ СССР, который дал ему новое имя «Цель» и продолжил использование в качестве натуральной мишени. На этот-то корабль и получил назначение мой друг А. Двадцатидвухлетний лейтенант А. вошёл в состав экипажа в качестве командира радиотелемеханической группы. Кроме положенного по штату оклада 1100руб. и солидных надбавок («за звание», «плавающие», всего 830руб), ему, как и всем служащим на этом судне, причитались также дополнительные («смертные») льготы: двойной оклад, «год за два», и водолазный паёк (максимально калорийное, практически не съедаемое одним человеком питание). Не успел только что прибывший А. осмотреться в своём радиотелеметрическом хозяйстве, как по судну в соответствии с его статусом снова начали лупить из всевозможных видов оружия: береговая артиллерия из фортов, боевые корабли с моря, самолёты с воздуха (кроме торпед, - обшивка подводной части судна была всего 20мм). После войны наше командование решило усовершенствовать устаревшую телеметрию корабля, но в связи со сложностью этих работ их не дали довести до конца, и было принято решение остановиться на смешанной системе управления кораблём-мишенью. Эта система предусматривала присутствие экипажа или его части под защитой брони во время учебных обстрелов «Цели». Экипаж корабля состоял из 102 человек и в процессе учений должен был изменяться следующим образом: – при стрельбе по кораблю снарядами калибром до 152мм весь экипаж оставался на борту; – при применении снарядов калибром до 180мм часть экипажа с корабля должна была сниматься, оставались лишь две группы: управления и аварийно-спасательная; – при обстреле снарядами калибром свыше 180мм всем членам экипажа было положено оставлять борт. Последнее правило должно было действовать в том случае, когда нормально функционировал корабль-водитель – судно, находящееся в некотором удалении и управляющее манёврами «Цели» на расстоянии. Когда же корабль-водитель был на ремонте, во всех случаях экипаж оставался на борту, полагаясь на мощную броню и русский «авось», и отрабатывая этим свои «смертные» надбавки. «Цель» использовалась очень интенсивно: обстрелы из всех видов оружия и бомбёжки иногда продолжались неделями. Однажды неразорвавшийся снаряд пробил верхнюю палубу, пролетел в пространство жилой палубы, раскололся, пробил дверь в каюту А. и разнёс платяной шкаф (сам А. в этот момент находился на боевом посту). В другой раз случился недолёт, и снаряд под поверхностью воды пробил тонкую нижнюю часть обшивки; началась течь в трюм, корабль стал крениться, потребовалась помощь специальных спасательных подразделений по заделке пробоины. Наконец, во время «удачного» бомбометания произошло прямое попадание авиабомбы в крышу капитанской рубки; броня выдержала, но многие в рубке, в том числе и А., были контужены. Прослужив на корабле-мишени чуть менее года, А. продолжил службу на торпедных катерах. Бывший линкор «Цель» в 1960г был разрезан и утилизирован в процессе хрущёвских преобразований Советской Армии и Военно-Морского флота.
Корабль-цель "Цель" (до 3 июня 1946 года - броненосец и корабль-цель немецкого флота "Гессен" ["Hessen"]) 1902 - 1960 Заложен 15 апреля 1902 года на верфи "Германия" в Киле. Спущен на воду 18 сентября 1903 года. Вступил в строй 19 мая 1905 года. К началу Первой Мировой войны устарел и применялся в береговой обороне. Вошел в число кораблей, разрешенных для сохранения Германией после войны. Использовался как учебный корабль и плавучая казарма. Между 1935 и 1937 годами перестроен в корабль-цель. 2 января 1946 года вышел из Вильгельмсхафена и 8 января 1946 года прибыл в Либаву. Точная дальнейшая судьба неизвестна, предположительно разделан на металл в середине 1960-х.
Водоизмещение 14394 т. Размерения 127,7x22.2x8.1 м Воружение первоначальное 4 - 280/40, 14 - 170/45, 18 - 88 мм, 4 пулемета, 6 450 мм ТА Бронирование - пояс крупповской брони 225 мм, рубка 225 мм, башни 300 мм, палуба 40мм Механизмы 3 паровых машины 16486 л.с. 10 котлов Скорость 18.2 узла Дальность плавания 5200 миль. Экипаж 343 человека Корабль-цель: водоизмещение 13257 т. 137.7x21.5x7.65 Бронирование - пояс 225 мм, рубка 225 мм, палуба 140-170 мм Механизмы 2 радиоуправляемые турбины 25000 л.с. Скорость 20.3 узла Экипаж 80 человек
Отправлено: 15.09.08 10:52. Заголовок: Всем спасибо за отли..
Всем спасибо за отличный материал! Вообще в 20-30х гг радиоуправляемые корабли-цели из устаревших и трофейных ЛК были почти во всех крупных флотах мира.
Отправлено: 18.09.09 13:18. Заголовок: Он имел также корабл..
Он имел также корабль управления -бывший миноносец.Кажется в Союзе он имел название ВЫСТРЕЛ(если не путаю).Разделывали на металл ЦЕЛЬ в Риге.Башню-мачту от него сразу не порезали и она долго очень стояла на судоразделке зачем-то.
Коллеги уважаемые! Если вам интересно, в Лиепае живет ветеран, который служил на этом корабле. Знаю, он охотно мог бы поделиться своими воспоминаниями. Дай бог ему здоровья.
Моему отцу довелось служить на этом корабле РУК "Цель", помощником командира. Рассказывал, что на зачетные стрельбы приходили с СФ и КЧФ. Во время стрельб все находились в цитадели и велось хронометрирование попаданий, стреляли болванками, было слышно, если попадали. В устье реки Даугва (порт Рига) до моста был построен пирс и цех по производству кислорода, РУК становился на разделку своим ходом. Приезжали специалисты, мерили зазоры турбин, было чему удивляться.
Отправлено: 30.04.11 19:29. Заголовок: Добрый день уважаемы..
Добрый день уважаемые участники форума. С большим интересом прочитал данный раздел. О корабле цели знаю из рассказов моего отца прослужившего на нем 5 лет и нескольких сохранившихся фотографий. Отец был старшиной 2 статьи, кажется БЧ-5 электромеханик. Как бы хотелось узнать о том ветеране о котором говорит Борис С Мичман и установить с ним контакт. Доставшиеся мне от отца снимки на корабле цель постараюсь выложить на форуме. С уважением Сергей. Миасс. Южный Урал
ребята, чьи отцы или родные служили на корабле "Цель КБФ", прошу фото если есть мой отец служил на нем с 1945 по 1950 годы.... alex23246220@gmail.com спасибо всем заранее Александр
Отправлено: 18.11.15 22:31. Заголовок: Практика курсантов ВВМИОЛУ на "Цели"
В 1954 -1959 я учился во ВВМИОЛУ, Адмиралтейство, Ленинград,- по специальности "автоматика, телемеханика и вычислительная техника. Не помню, в каком году, в августе или сентябре месяц были на практике на "Цели". Изучали технические средства телеуправления кораблем "Цель". Выходили в море на учения и представляли собою корабль-мишень. Поскольку не все средства телеуправления были в рабочем состоянии - на борту находился полностью или частично (не помню) экипаж и мы, курсанты. Отрабатывал стрельбы крейсер по "Цели" болванками. В момент стрельб мы (курсанты) находились в бронированном коридоре (офицерских кают). При попадании в "Цель" болванок грохот в коридоре стоял неимоверный. А один был особенно оглушительным - ведь мы находились практически в замкнутой металлической коробке. После окончания стрельб - мы вернулись в кубрик и увидели развороченную болванкой палубу над нашими койками. Есть два фото нас на "Цели". Попробую выложить их через модератора. 18.11.2015 Каперанг в отставке Зуев Владимир Константинович, 79 лет. Москва.
Добрый день! Ищу фотографию капитана 1 ранга (к 1959) Рабиновича Шмуль-Ицек Семеновича. Он был командиром судна "Выстрел" с ноября 1950, затем командиром судна управления "УЦ-6" с апреля 1951. А потом с дек. 1952 по ноябрь 1954 - старшим помошником командира корабля "Цель". Может у кого есть?
Отправлено: 11.03.23 16:41. Заголовок: Борис С. Добрый ден..
Борис С. Добрый день,
много времени прошло с вашего сообщения, но я попытаюсь: мой родной дед по отцу, поисками биографии и родственников которого я начала заниматься совсем недавно, предположительно по имеющимся у меня сейчас данным служил в 1946 г на этом корабле. Ваше сообщение попалось мне случайно. может быть это поможет мне в поисках? Если возможно, напишите, пожалуйста, мне на почту easy4do@gmail.com буду очень благодарна!
Уважаемая Mariya1979 , к большому моему сожалению, теперь ничем не смогу Вам помочь: КОРОНОВИРУС не пощадил ветерана. Никаких документов и фотографий "родственники" не сохранили. Увы, ...!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет