"Представляем вашему вниманию труд знаменитого русского археолога, востоковеда Н.И. Веселовского - "Военно исторический очерк города Анапы". [Подробней о Николае Ивановиче можете узнать здесь]. Этот редчайший материал порадует любого любителя истории, а для интересующихся историей Анапы он просто бесценен.
Военно-исторический очерк г. Анапы [вводная часть]
Первый поход. 1786 и Второй поход. 1790
Третий поход. 1791
Четвертый поход. 1807
Пятый поход. 1809
Шестой поход. 1828
Дополнения и поправки
Приложения
Печатается по изданию: Н.И. Веселовский. Военно-исторический очерк города Анапы.— Петроград, 1914.— 84 с: илл."
что - то тема крепостей у нас пока популярностью не пользуется , немного разноображу ее чисто морским компонентом в период до РЯВ и после (даже всю 1 МВ) практически каждая морская крепость России да и часть стоящих на реках имела свой (где - то больший - где - то меньший флот) был такой флот и у черноморских крепостей , список его (правда в основном без привязки к конкретным датам для каждого судна) я дам сегодня - у меня есть большинство черноморских крепостей , а вот для Керчи пока пробел - может кто поможет заполнить ? Список судов черноморских крепостей Военного ведомства Севастопольская крепость 1) Артилерист - буксирн п / х (1884г) 2) Болтун – пароход (бывш РОПИТ в крепости 1883-95 г) 3) Братец – пароход (бывш РОПИТ в крепости 1883-95 г) 4) Матушка - пароход (бывш РОПИТ в крепости 1879-95 г ) 5) Василий – паровой катер (постр до 1885 г) 6) Взрыв - минный паровой катер (постр до 1883 г из Михайловской крепости в 1883 г) 7) Водолей - паровой катер (до 1913 г) 29 т визм 8) Вспышка - минный паровой катер (постр до 1883 г из Михайловской крепости в 1883 г) 9) Гальванер - минный транспорт (1872 г на 30 инж мин) с 1917 кабельн судно 10) Голубка – паровая яхта (куплена в 1901 г) 11) Ледокол № 2 (Гражданка) – спущен в 1917 г в Ревеле на Черное море не попал 12) Мина – самоходная баржа (в 1 МВ) 13) Молодец – кабельный пароход (1917 г) на Черное море не попал 14) Осторожный - минный транспорт (1897 г) 15) Первый - минный моторный катер (1913 г) 16) Второй - минный моторный катер (1913 г) 17) Третий - минный моторный катер (1913 г) 18) Четвертый - минный моторный катер (1914 г) 19) Пятый - минный моторный катер (1914 г) 20) Шестой - минный моторный катер (1914 г) 21) Седьмой - минный моторный катер (1914 г) 22) Восьмой - минный моторный катер (1914 г) 23) Девятый - минный моторный катер (1914 г) 24) Десятый - минный моторный катер (1914 г) 25) Перевоз – паровой паром (постр до 1910 г) 26) Перевоз – 2 (Моряк) – паровой паром (1914 г) 27) Пловец - минный паровой катер (1883 г) 28) Посыльный - паровой катер (постр до 1910 г) 29) Пушкарь - буксирн пассаж п / х (постр 1865 г -?) 30) Св Сергий – буксирн - щитов пароход (1917 г) позднее Лаг 31) Смелый - минный паровой катер (1882 г) 32) Стационар № 1 - минный паровой катер (1913 г) 33) Стационар № 2 - минный паровой катер (1913 г) 34) Стационар № 3 - минный паровой катер (1914 г) 35) Стационар № 4 - минный паровой катер (1914 г) 36) Страж - минный транспорт (1917 г в построечн документах Севастополь) 37) Удалой - минный паровой катер (1883 г) передан из Михайловской крепости в 1911 г Михайловская крепость (Батум) – крепость упразднена в 1909 – 11 г с судами 1) Бурун – минный паровой катер (1898 г) 2) Взрыв - паровой катер (постр до 1883 г) 3) Вспышка - паровой катер (постр до 1883 г) 4) Лазарев – буксирн п / х (постр до 1901 г) 5) Сестрица – пароход (в 1883 г мобилизован от РОПИТ ) 6) Удалой - минный паровой катер (1883 г) 7) Успех - паровой катер (постр до 1885 г) 8) Коршун - паровой катер (мобил в 1908 г) В 1914 г новые суда Михайловского укрепрайона 1) Арго – моторный катер 2) Артилерист – моторный катер 3) Александр – моторный бот 4) Буксир № 1 – в 16 г отдан в Трапезонд 5) Быстрый - моторный катер 6) Вече – транспорт (бывший РОКК) 7) Дельфин – моторный катер 8) Дозор – моторный катер 9) Дервиш – быв турец судно 10) Жаркий - катер 11) Жоржик – моторный бот (погиб в 17 г) 12) Илья Муромец – моторный бот (погиб в 17 г) 13) Инженер - пароход 14) Канария – моторный бот 15) Кефаль – моторный катер 16) Курьер - катер 17) Лейла – моторный катер 18) Мариуполь – пароход 19) Мария - буксирн п / х 20) Мурочка - моторный катер 21) Муша - буксирн паровой катер (мобилиз в 1905 г) 22) Наталия - моторный бот 23) Николай - буксирн паровой катер (мобилиз в 1905 г) 24) Перемышль – катер 25) Поти – моторный катер 26) Сапер – катер 27) Сокол - моторный катер 28) Таврида - буксирн п / х 29) Тамара - моторный бот 30) Теодор - буксирн паровой катер (мобилиз в 1905 г) 31) Т – 17 32) Т – 65 оба аренда от Морского ведомства 33) Чайка - моторный катер 34) Чайка - буксирн п / х 35) Ярославль – катер Моторные катера Владикавказской ж / д (аренда крепостью в 15 г) 1) Долюшка 2) Куронка 3) Розмысль Очаковская крепость 1) Артилерист (1) - буксирн п / х (1869г) 2) Артилерист (2) - буксирн п / х (1889г) 3) Братец – пароход (бывш РОПИТ ) 4) Болтун – пароход (бывш РОПИТ ) 5) Василий – паровой катер (постр до 1885 г) 6) Матушка - пароход (бывш РОПИТ ) 7) Грозный - минный транспорт (1917 г в построечн документах Очаков) 8) Днепр – водолазный бот 9) Инженер (1) - буксирн пароход (1875 г) 10) Инженер (2) – ледок буксирн пароход (1892 г) продан в 1914 г - Роза 11) Инженер (3) – ледок буксирн пароход (1914 г) 12) Ласточка – паровой катер (1877 г) 13) Зоя – паровой катер (1877 г) 14) Нырок – паровой катер (1877 г) 15) Ольга – паровой катер (1877 г) 16) Россия – паровой катер (1877 г) 17) Русалка – паровой катер (1877 г) 18) Севастополь – паровой катер (1877 г) 19) Элида – паровой катер (1877 г) 20) Меркурий - буксирн п / х (постр до 1909 г) 21) Отважный - минный паровой катер (1890 г) 22) Первый - минный моторный катер (1914 г) 23) Второй - минный моторный катер (1914 г) 24) Третий - минный моторный катер (1914 г) 25) Четвертый - минный моторный катер (1914 г) 26) Пятый - минный моторный катер (1914 г) 27) Стационар № 1 - минный катер (1914 г) 28) Стационар № 2 - минный катер (1914 г) 29) Чайка - буксирн пассаж п / х (1860г) 30) Константин – грузов пароход (аренда в 12 – 13 г) 31) Медведица - п / х (аренда в 1915 г) 32) Павловск - п / х (аренда в 1915 г) 33) Работник - п / х (аренда в 1897 г) 34) Рита - п / х (мобилизован в 1878 г) многие из упомянутых выше судов отсутствуют в известных мне морских или речных регистрах или списках кораблей ВМФ того периода - они явно строились по заказам армии и для ее специфических нужд , но только не одной книги по этой теме я пока не встречал - может кто подскажет , были ли вообще серьезные публикации по флоту морских крепостей России (кроме старой статьи Яковенко в Судостроении по Усть - Двинской флотилии) или что планируется - купил - бы не задумываясь
Вот, например, пишут, что "В годы первой мировой войны на территории крепости была построена батарея 6" пушек Канэ, под номером 2 входившая в керченскую группу береговых батарей, по состоянию на 1916 год ею командовал мичман Чихачев Д. С."
Во время первой мировой называлась она "батареей Морского ведомства". Это уже потом, в начале 20-х, была образована группа береговых батарей. В свое время видел схематический план батареи с автографом мичмана Чихачева от какого-то сентября 1916 г.
Отправлено: 21.08.08 19:46. Заголовок: ava пишет: Во время..
ava пишет:
цитата:
Во время первой мировой называлась она "батареей Морского ведомства".
Но вот несколько другой вариант:
Приказ начальника обороны Керченского пролива, начальника Керченского гарнизона и Коменданта Керченских укреплений. № 149 от 22 ноября 1914 г. Керчь-Крепость. п. 3. Назначенному в мое распоряжение и прибывшему в наличие обороны - старшему лейтенанту Дегтяреву предлагаю принять от лейтенанта Рыбалтовского командование 6" Морской батареей, а последнему, сдав таковую - отправиться к месту своего нового назначения. О сдаче и приеме донести мне немедленно. Генерал-майор Трегубов
№ 152 от 29 ноября 1914 г. Керчь-Крепость. п. 4. Лейтенант Рыбалтовский и старший лейтенант Дехтерев донесли мне: 1-й, что сдал, а 2-й, что принял 6" Морскую батарею и в командование таковой вступил с 26 сего ноября. Основание: Циркуляр штаба Командующего Черноморским флотом за № 975. п. 5. Лейтенант Рыбалтовский рапортом за № 118 донес мне, что 27 сего ноября выбыл к месту нового назначения в город Севастополь, на яхту "Алмаз". Генерал-майор Трегубов
Отправлено: 22.08.08 11:23. Заголовок: Тритон Вполне возмо..
Тритон Вполне возможно. В специфичных терминах Керченской крепости Морская батарея (полностью - Морская батарея #1) - это постройка на искусственном основании 1865 г. у Павловского мыса. Возможно, что в структуре начальника обороны Керченского пролива эти "старые" крепостные термины не прижились или не использовались...
Отправлено: 22.08.08 20:15. Заголовок: ava Похоже, Вы не пр..
ava Похоже, Вы не правы. Батарея № 1 (Морская) по своему расположению и конструкции не очень то годиться для обороны пролива. На 12 октября 1905 г. она имела следующее вооружение: 11" пушек образца 1877 г. - 4 11" пушек образца 1867 г. - 2 9" пушек образца 1867 г. - 4 9 фунтовых пушек - 2. Скорее всего речь идет об одной из следующих батарей: Лабораторной на 4-6" Канэ или Ак-Бурунской на 4-6" Канэ. Они были предложены к постройке Главным Крепостным Комитетом журналом от 12 апреля 1906 г. для обороны Керчь-Еникальского пролива. С уважением.
Отправлено: 26.08.08 09:59. Заголовок: Тритон Не, это Вы н..
Тритон Не, это Вы не правы. ;) Батарея Морведа располагалась на Ак-Бурунском укреплении, и она вовсе не то же самое, что Морская батарея #1. На последней, судя по схеме Керченской крепостной артиллерии 1901 г. было установлено 7 11" и 4 9" пушки, 9-фунтовые пушки числились по табели. После упразднения крепости батарея была разоружена, вновь вооружена в начале 1915 г. четырьмя 9" пушками, причем на новых местах и на лафетах Дурляхера, поставленных на бетонные основания, которые можно и сейчас пощупать. Проект перевооружения Керченской крепости 1906 года с двумя 6" батареями Канэ и одной 6" в 190 пудов, а также одной батареей 9" мортир так и остался проектом, поскольку в 1907 г. последовало решение об упразднении крепости. РГВИА ф. 504, оп. 9, д. 1006 я смотрел и по батареям лазил не далее как в марте сего года... ;)
Отправлено: 03.09.08 19:42. Заголовок: ВЛАДИБОРЪ пишет: а ..
ВЛАДИБОРЪ пишет:
цитата:
а о ком из Рыбалтовских ( Александре, Борисе, Юлие) идёт речь.
Не о том, ни о другом и ни третьем... Скорее всего это Евгений Сергеевич Рыбалтовский 5-й (МК 1907), который в 1915 году был артиллерийским офицером яхты "Алмаз"
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 168
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет