Изучая историю миноносца "СВИРЕПЫЙ", обнаружил в ней множество "интереснейших" фактов и "подробностей", о которых и не подозревал... Оказалось, что в годы Первой мировой войны в составе группы миноносцев 4-го дивизиона 8 ноября 1914 года в районе Поти "СВИРЕПЫЙ" участвовал в потоплении линейного корабля (1) турецкого флота "Султан Осман 1", за что командир миноносца "Свирепый" лейтенант П.Трухачев за проявленное мужество и героизм при совершении результативной атаки на линкор "Султан Осман" был представлен к ордену Св. Георгия Победоносца IV степени с присвоением звания кавторанга... Удивляет то, что в истории турецкого линкора этот факт нигде и никак не подтверждается. А о самом факте его потопления совершенно случайно вычитал в скромных источниках интернета, КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ ПРОСТО "ЛИПОЙ" Уважаемые коллеги, прошу оказать помощь в сборе информации об истории миноносца "СВИРЕПЫЙ", его командирах, офицерах и экипаже. Этим вы окажете помощь Экипажу Ветеранов БПК-СКР "СВИРЕПЫЙ" нашего времени в написании книги об истории корабельного имени "СВИРЕПЫЙ", которое несли на своих бортах боевые корабли Российского и Советского военно-морского флотов на протяжении ТРЁХ ПОСЛЕДНИХ ВЕКОВ, начиная с Петровских времён. С уважением.
т.к. на июль 1904 г. еще только проходил обучение в МОК
Скорее всего с Вами соглашусь. Моя версия такова, что на 1902-03 гг. МО - Евдокимов, ВН - Григораш (обратите на высланный СПИСОК 1904 г.) и Азаров, а с командиром и "со смехом" (суд.мех-ом) вопросов пока не возникает. с уважением.
Пост N: 472
Откуда: Курляндская губерния, Либава
Рейтинг:
9
Отправлено: 12.11.20 21:07. Заголовок: Согласен. Не без тог..
Согласен. Не без того. Спасибо, что хоть такое, в моём случае, оставил после себя наследие. Офицер был необычайной храбрости и личностью обладал неординарной. Любимец морского собрания и кают-компании. Уж простим Георгиевского кавалера за фантазии и преукрас...
Пост N: 473
Откуда: Курляндская губерния, Либава
Рейтинг:
9
Отправлено: 13.11.20 14:26. Заголовок: ssergey x 100 пишет:..
ssergey x 100 пишет:
цитата:
И очень жаль, что вы этого не понимаете.
Вы безусловны правы. С Вами я согласен категорически. Историю по мемуарам не пишут и не сверяют. Напрасно Вы думаете, что этого я не понимаю. Именно как "преукрашенную историю" данного перехода СОКОЛОВ я и воспринимаю. А те, кто на данный рассказ ссылаются и трактуют этот эпизод как состоявшийся факт никак не правы. Именно поэтому, изучив биографию Евдокимова и уяснив склад его характера и натуру, смею заключить, что всё это "красивая байка", но никак исторический факт. Надеюсь, мы нашли взаимопонимание с Вами. С уважением.
перепечатка воспоминаний С.В. Евдокимова, даже без указания его фамилии и без ссылки на полную публикацию
Ссылка есть на какую-то публикацию, сразу после курсива, а для научно-популярной книги ссылка напрямую на мемуары Евдокимова вряд ли необходима.
Борис С. пишет:
цитата:
МО - Евдокимов, ВН - Григораш (обратите на высланный СПИСОК 1904 г.) и Азаров
Приказом Гдавного ком-ра ЧФ и портов Черного моря № 717 от 02.09.1902 г. на миноносец "Свирепый" назначены: для плавания м-н Азаров - вахтенным нач-ком, на вакансию минного офицера - м-н Евдокимов.
ssergey x 100 пишет:
цитата:
парусная шхуна «Роза».
В списке судов русского торгового флота таковая не значится. Почти по классику - не читайте российских газет, даже если других нет..., но есть сайт Царское село, где есть списки судов.
ssergey x 100 пишет:
цитата:
Сказка про "прорыв миноносцев под видом коммерческих судов"
По косвенным признакам не такая уж и сказка, т.к. во 1-х шли без вооружения, во 2-х в разделе Морского сборника о судах заграничного плавания конкретно не указывалось, что идут на Черное море, а значатся под заголовкам Суда идущие на тихий океан, да и маршрут перехода уж больно замысловатый и т.д. Хотя этот вопрос надо специально исследовать.
Отправлено: 14.11.20 10:42. Заголовок: Для Бориса С. Обычно..
Для Бориса С. Обычно я этого не делаю, но учитывая Вашу деятельность по увековечению памяти усопших в Лиепае, собрал в кучу приказы о ком-рах, надеюсь на дополнение других участников форума:
Командиры М «Свирепый»: кап. 2 р. М.И.Славочинский (14.04.1902 – 26.04.1902 как успешно окончивший курс военно-морских наук при Николаевской Морской Академии, отч. в наличие экипажа - 1903 гг.), кап. 2 р. К.Х.Ланге (17.11.1903 – 04.11.1906 гг.), кап. 2 р. Шемиот-Гидзгайло (04.11.1906 – 30.04.1907 гг.), кап.-лт (с 06.12.1908 г. – кап. 2 р.) Н.Н.Злобин (? – 10.08.1907; 1908 ком-щий – 15.12.1908 назначен пр. по МВ ком-ром - 05.11.1909 гг. отч. от долж.), кап. 2 р. Н.Л.Симон (10.08.1907 назначен и.д. ГК ЧФ и П врем. ком-щим - ? г.), кап.-лт (с 06.12.1911 г. – кап. 2 р.) А.А.Макалинский (08.02.1910 (в сп. чинов 1912 г. – 08.02.1911 г.) – 02.1911 уволен нач-ком Действ. флота в отпуск - 06.01.1914 гг.), лт Г.П. фон Рейер (02.1911 назначен на время отпуска ком-ра - ? г.), ст. лт Б.М.Пышнов (06.01.1914 назначен ком-щим, 22.01.1914 принял – 16.09.1914 назначен пр. Ком ФЧМ № 743 на др. судно, объявл. Ц ГМШ № 359 от 17.12.1914 г., 20.09.1914 сдал г.), лт (с 01.01.1915 г. – ст. лт) К.Ф.Дорожинский (16.09.1914 назначен пр. Ком ФЧМ № 743 ком-щим, объявл. Ц ГМШ № 359 от 17.12.1914, 20.09.1914 принял – 19.06.1915 за незаконное обращение с подчиненными отч. от долж. со списанием в ЧФЭ, 23.06.1915 сдал гг.), ст. лт С.К.Милашевич (19.06.1915 назначен пр. КЧФ № 625, 23.06.1915 принял – 05.09.1915 г.), ст. лт П.С.Губонин (05.09.1915 – 31.03.1916 гг. с переводом во флСЛО), ст. лт (с 30.07.1916 г. – кап. 2 р.) А.Н.Тихменев (31.03.1916 – 05.01.1917 г. назначен на др. долж., 16.01.1917 сдал гг.), ст. лт А.А.Игнатьев (05.01.1917 (?) – 30.10.1917 доп. к исп. др. долж., 25.11.1917 сдал г.), ст. лт В.А. Кукель (30.10.1917 назначен, 25.11.1917 принял - ? г.), …
О командирах интересен только один момент: 06.04.1916 г. после ремонта в результате навигационной ошибки миноносец выскочил на риф у м. Соук-Су и получил значительные повреждения, за что 21.04.1916 г. секр. пр. Ком ЧФ № 82 ком-ру ст. лту Тихменеву объявлен строгий выговор, а 28.04.1916 г. пр. Ком ЧФ № 369 ком-ру объявлен выговор за небрежное отношение к своим обязанностям (дважды наказан за один проступок ?).
Пост N: 4112
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
31
Отправлено: 14.11.20 22:50. Заголовок: Семен пишет: По кос..
Семен пишет:
цитата:
По косвенным признакам не такая уж и сказка, т.к. во 1-х шли без вооружения, во 2-х в разделе Морского сборника о судах заграничного плавания конкретно не указывалось, что идут на Черное море, а значатся под заголовкам Суда идущие на тихий океан, да и маршрут перехода уж больно замысловатый и т.д. Хотя этот вопрос надо специально исследовать.
1- миноносцы строились специально для Черного моря.
2 - Проход проливов, а главное сроки прохода были оговорены с турецким правительством. (именно это поставило завод Крейтона с испытаниями мин-цев и сам переход в довольно жесткие условия)
3 - миноносцы шли под Андреевским флагом, а не коммерческим, утверждение Евдокимова что для прохода Босфора (притом ночью) подняли коммерчески крайне мало вероятно. (фото перехода довольно много)
4 - Без вооружения - посмотрите статус проливов на начало ХХ века (Босфор)
Отправлено: 15.11.20 05:22. Заголовок: ssergey x 100 пишет:..
ssergey x 100 пишет:
цитата:
миноносцы шли под Андреевским флагом, а не коммерческим, утверждение Евдокимова что для прохода Босфора (притом ночью) подняли коммерчески крайне мало вероятно
Это утверждение Евдокимова подтверждает Н.Афонин (см. его статью "Миноносцы типа "Сокол" для Черного моря в ж-ле "Судостроение" № 2 - 2017 г. с. 78 - 79 или Мидель № 44).
Не люблю повторять, но для Вас повторю:
Семен пишет:
цитата:
и т.д. Хотя этот вопрос надо специально исследовать.
Пост N: 4113
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
31
Отправлено: 15.11.20 13:26. Заголовок: Семен пишет: Не лю..
Семен пишет:
цитата:
Не люблю повторять, но для Вас повторю:
Я даже вам помогу :
Фонд: 920 Опись: Фонд 920, Опись 9 Номер единицы хранения : 946 Заголовок дела: О плавании миноносцев 'Свирепый', 'Сметливый', 'Стремительный' и 'Строгий' из Балтийского в Черное море для службы в Черноморском флоте.
Отправлено: 15.11.20 15:40. Заголовок: ssergey x 100 пишет:..
ssergey x 100 пишет:
цитата:
Я даже вам помогу
Спасибо, конечно, но это фонд Севастопольского порта и в деле может и не быть инструкции ком-рам миноносцев на переход. Афонин - же ссылается на фонд ГМШ:
фонд 417 оп. 1 д. 1913 (18.12.1898 – 05.03.1903, 357 л., микрофильм) Об отправлении в Черное море миноносцев типа «Сокол», построенных в Петербурге заводом Крейтона («Лебедь», «Пелекан», «Павлин», «Фазан», «Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный»).
Но меня, если бы я занялся этим вопросом, интересовало другое дело из того же фонда:
фонд 417 оп. 1 д. 2478 (15.11.1901 – 08.03.1904, 225 л., микрофильм) Рапорты морского агента в Константинополе кап. 1 р. К.В.Бергель о состоянии и развитии военно-морских сил Турции и переписка о деятельности агентства.
Причем, можно было эти 2 дела переснять на телефон.
Отправлено: 15.11.20 15:49. Заголовок: ssergey x 100 пишет:..
ssergey x 100 пишет:
цитата:
Фонд: 920 Опись: Фонд 920, Опись 9 Номер единицы хранения : 946 Заголовок дела: О плавании миноносцев 'Свирепый', 'Сметливый', 'Стремительный' и 'Строгий' из Балтийского в Черное море для службы в Черноморском флоте.
Да, забыл еще отметить недостатки этого дела для исследования: во 1-х, придется переписывать вручную, а уже лень, во 2-х, дата этого дела октябрь 1902 г., т.е. как они проходили проливы информации, скорее всего, нет (конечно, возможна ошибка в датировке).
28.04.1916 г. пр. Ком ЧФ № 369 ком-ру объявлен выговор за небрежное отношение к своим обязанностям (дважды наказан за один проступок ?).
Это взыскание объявлено не Тихминёву А.Н., а старшему лейтенанту Губонину Петру Сергеевичу (05.09.1915—31.03.1916 годы командования м "Свирепый"). На основании разбирательства по случаю навигационной аварии был издан Приказ Приказ КФЧМ № 369 от 28 апреля 1916 года. ... "Командиру миноносца «Свирепый», старшему лейтенанту Губонину, за небрежное отношение к своим обязанностям, последствием чего было повреждение вверенного ему миноносца, объявляю выговор." Суть дела в том, что в ходе маневрирования произошло столкновение форштевнем миноносца "Свирепый" с кем-то очень крупным. Но вот данными когда и с кем я пока не располагаю. Об этом пишут всякое в Альтернативных трудах, но верить этому нельзя, а проверить где-либо возможности пока не представилось. Буду категорически рад любому малому "ЛУЧУ", что прольёт свет на данный инцидент!
Приказом Главного ком-ра ЧФ и портов Черного моря № 717 от 02.09.1902 г. на миноносец "Свирепый" назначены: для плавания м-н Азаров - вахтенным нач-ком, на вакансию минного офицера - м-н Евдокимов.
Из этого следует полагать, что мичман Григораш И.И. на период перехода был только прикомандирован? Странно, что нигде не встречаются данные о прикомандированных выше по числу штата на данные миноносцы, хотя в СПИСКАХ РИФ у них отметка таковая имеется об участии в заграничном плавании...
oigen999 - Благодарю за замечательную информацию. medik - Благодарю за замечательный портрет. Польщён вашим вниманием к теме. А может у кого портрет офицера фон Швебса Георгия Фридриховича (Фёдоровича) найдётся? Сбился с ног, разыскивая таковой. Вернее вроде бы и есть, но очень спорный на групповых фотографиях. Пожалуйста, посодействуйте, коллеги.
Уважаемые коллеги! Помогите уточнить и дополнить биографию офицера РИФ. За фотографию буду благодарен очень.
Лубченко Александр Михайлович (25.01.1891 – ??.10.1920). Старший лейтенант.
В 1911 году поступил в Морской корпус. Морской корпус окончил в 1914 году (103-м по списку). Корабельный гардемарин (03.05.1914). Мичман (16.07.1914). Лейтенант (14.07.1916 или 28.07.1917). Старший лейтенант (???).
Участник Первой мировой войны.
С 1914 года служил на кораблях Черноморской минной бригады: На март – апрель 1915 года – вахтенный начальник точно числится на миноносце «Свирепый». А также на миноносце «Строгий», ЭМ ЭМ «Дерзкий» и «Поспешный»,
Участник Гражданской войны на стороне белых.
Во ВСЮР в отдельном дивизионе полевой тяжелой артиллерии. 09.03.1920 (или с сентября 1920???) – старший артиллерийский офицер вооруженного ледокола «Гайдамак».
Погиб в 1920 году при несчастном случае. ИНТЕРЕСНЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА! Погребен на Севастопольском городском кладбище 15(28).10.1920 г.
Ордена и медали: - Светло-бронзовая медаль «Празднования 300-летия царствования дома Романовых (1913), - Золотой знак по окончании курсов Морского Корпуса (1914), - Св. Анны 4 ст. «За храбрость» (27.04.15), - Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (25.01.16) - Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом «за отличное мужество и прекрасную распорядительность, проявленные в операциях флота 13-31 марта сего года» (11.09.1916).
Пост N: 638
Откуда: Курляндская губерния, Либава
Рейтинг:
9
Отправлено: 16.08.22 13:18. Заголовок: Добрый день, коллеги..
Добрый день, коллеги! Может кто-нибудь подскажет в какое время (как можно точнее) были перевооружены черноморские "СОКОЛЫ"? Конкретно, сняты 3 орудия Гочкиса и установлены: 2 пулемёта и орудие Канэ на юте. С уважением.
Пост N: 4292
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
31
Отправлено: 28.08.22 16:13. Заголовок: Борис С. пишет: как..
Борис С. пишет:
цитата:
какое время (как можно точнее) были перевооружены черноморские "СОКОЛЫ"? Конкретно, сняты 3 орудия Гочкиса и установлены: 2 пулемёта и орудие Канэ на юте
РГАВМФ по каждому миноносцу...
А вот к этому надо относится очень осторожно... Про "Сильный"- если мягко..... не правда....
Пост N: 651
Откуда: Курляндская губерния, Либава
Рейтинг:
9
Отправлено: 28.08.22 18:58. Заголовок: Благодарю за ответ. ..
Благодарю за ответ. Похоже, "пазлы" складываются - есть информация о постановке в конце 1911 года на ремонт, а на фото 1912 года с начала кампании СОКОЛЫ ЧФ уже с орудием Канэ на юте. А потому, практически, вопрос можно снять. Ещё раз благодарю. С уважением.
Доброго дня, коллеги! Пришло время оживить мою тему о миноносце "Свирепый". Поводом тому стало поступление информация от уважаемого Dirk-a, из которой выявлен очередной офицер, служивший в своё время на упомянутом миноносце. Поиск материалов о нём скоро принёс успех: удалось найти потомков мичмана УРАЛОВА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (МУ-1916), а вместе с тем, хотя и не обширную информацию о его жизни и службы в РИФ, но, вместе с тем, важную, а главное фотопортреты разных лет его и и его родных. Чем я с удовольствием и делюсь с вами. Начну с фотографий: Мичман Уралов Александр Павлович (предпол. окт.-нояб.1916) Уралов А.П. перед поступлением в Мор. Е.И.В.Н.Ц. корпус (1914) Родители Уралова А.П. (Ф.И.О. приведены ниже).
Далее публикую биографию УРАЛОВА А.П. с надеждой, что кто-то из вас её дополнит, исправит и уточнит: (наиболее интересующие моменты ОТМЕЧЕНЫ КРАСНЫМ)
Уралов Александр Павлович (??11.10.1895 – 22.06.1935) Лейтенант. Православный.
Родился в 1895 году в Елисаветграде (Прим.– с 1924 г. Кропивницкий. Украина) в семье учителя женской гимназии. В 1914 году – поступил воспитанником в Морской Е.И.В.Н.Ц. корпус (Прим.– с 1916 г. Морское Училище). 30 июля 1916 года – окончил МУ и произведен в мичманы.
Высочайший Приказ по Морскому Ведомству за № 1611. Царская Ставка, 30-го июля 1916 года. «Производятся: в мичманы: корабельные гардемарины: … Александр Уралов»…
Мичман (30.07.1916). Лейтенант (27.03.1919) «за отличие по службе».
Направлен для прохождения службы на Черноморский флот. С августа 1917 года по февраль 1917 года – вахтенный начальник миноносца «Свирепый». 20 - 21 сентября – принимал участие в боевых действиях при Кара-Бурну, за что был награждён боевым орденом. Приказ Командующего Черноморским флотом № 2293 от 6 декабря 1916 г.: ... «миноносца «Свирепый»:… вахтенный начальник, мичман Александр Уралов – орд. Св. Станислава 3-й степ. с мечами и бантом»… В марте 1917 году командирован в Бакинскую школу морской авиации, после окончания которой морской летчик Уралов А.П. был определён на службу в авиацию Черноморского флота, лётчиком Черноморской гидроавиации.
После Октябрьского переворота большевиков новую власть не принял. Участник Гражданской войне в составе Добровольческой Армии (до января 1919 г.), ВСЮР (до апреля 1920 г.) и Русской армии (до эвакуации из Крыма в ноябре 1920 г.). С августа 1918 года служил на легком бронепоезде «Морская батарея № 2», который 14 февраля 1919 года получил наименование «Дмитрий Донской». На нём Уралов воевал на Юге России вплоть до ноября 1920 года. (Прим. – Бронепоезд «Дмитрий Донской» имел неофициальное название «Морской бронепоезд», т.к. его личный состав был сформирован преимущественно из морских офицеров и офицеров авиации, которые обслуживали пулеметы). 27 марта 1919 года мичман Уралов А.П. произведен в лейтенанты «за отличие по службе» (со старшинством с 30.07.1918 года). В феврале-марте 1920 г. при отступлении под натиском Красной армии бронепоезд «Дмитрий Донской» перешёл в Новороссийск, а затем в Крым.
В ноябре при эвакуации Русской армии команда бронепоезда перешла на корабли и суда, убывающие в Константинополь. Лейтенант Уралов А.П. эвакуировался на борту ледокола «Гайдамак». По прибытии в Константинополь при формировании Русской эскадры Уралов А.П. был назначен ревизором эскадренного миноносца «Беспокойный», на котором в феврале 1921 года в составе эскадры прибыл в порт Бизерта (Тунис).
За годы пребывания в Тунисе лейтенант Уралов А.П. служил на эскадренном миноносце «Дерзкий» (на ноябрь 1921 г.), а затем на ледоколе «Всадник» (до августа 1922 г.).
В конце 1922 года Лейтенант Уралов уехал во Францию и поселился в Париже, где долгое время работал шофёром такси. В эмиграции состоял в особой Инициативной группе, созданной генерал-лейтенантом П.А. Кусонским. Основной целью группы являлась вербовка добровольцев в боевые дружины для подрывных действий на территории СССР (на данный факт имеется ссылка, если кого интересует). В июне 1925 года в Париже в жарком споре о правонаследовании Российского престола лейтенант Уралов А.П. вызвал русского генерал-лейтенанта Половцева П.А. на дуэль, которая не состоялась, о чём писали русские эмигрантские газеты того времени. В начале февраля 1934 года лейтенант Уралов А.П. совершил попытку самоубийства, но остался жив: пуля прошла в непосредственной близости от сердца. Лечился. Здоровье шло на поправку, но 22 июня 1935 года скоропостижно скончался. Похоронен 26 июня на кладбище Леваллуа-Перре (Levallois Perret) в пригороде Парижа. Данных о наградах нет. Родители: отец - Уралов Павел Яковлевич (?-?), учитель женской гимназии в г. Елисаветград. мать - Уралова Лидия Леонидовна (в девичестве - Занирова) (?-1967,Киев), во втором замужестве - Пыхова. До самой смерти мать не знала о судьбе своего сына Александра, считая погибшим "при эвакуации морского корпуса из Риги (???). Так гласила семейная легенда.
Имел сводного брата (данных пока нет, но надеюсь на их получение от потомков, а детское фото братьев имеется).
Уважаемые коллеги, потомки лейтенанта Уралова А.П. и я очень надеемся на вашу помощь!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 119
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет