On-line: Серж, гостей 1. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
Контр-адмирал




Пост N: 29
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 09:55. Заголовок: Речная флотилия Западной добровольческой армии


Публикация из журнала Доброволецъ Северо-Запад в Белой борьбе. Приложение №2 2004 год

Речная флотилия Западной добровольческой армии
полковника П. М. Бермондта-Авалова
в боях в Прибалтике (октябрь – декабрь 1919 г.)


Аркадий Гольдин

Создание речных боевых частей в составе антибольшевистских войск, действовавших на территории Латвии и Литвы[1], началось весной 1919 года, после освобождения 18 марта от красных города Митавы (ныне Елгава), стоящего на реке Аа Курляндская (Лиелупе). Тогда на формирование речной флотилии были обращены пароходы общества "Аугсбург". По воспоминаниям Курта Браца, прикомандированного к флотилии в мае 1919 года на время операции по освобождению Риги, речная флотилия состояла из пароходов "Кондор" и "Секундас" и двух вооруженных буксиров. Вооружение "Кондора" составляли 2 французских револьверных орудия и 12 тяжелых пулеметов (по одному орудию и 6 пулеметов на носу и корме). На "Секундасе" были установлены револьверное орудие и 2 тяжелых пулемета, а на буксирах – по 2 легких пулемета[2]. Вопрос о принадлежности флотилии к тому или иному соединению добровольческих войск представляется сложным. Вышеупомянутый К. Брац утверждал, что она входила в состав Железной дивизии[3], но в документах Западной Добровольческой Армии упоминается I Речная Флотилия Балтийского Ландесвера, причем из текста видно, что речь идет о той же самой части, к которой был прикомандирован (из состава Ландесвера, кстати) Брац[4]. По всей видимости, его слова следует считать достоверными, тем более, что в боевом расписании Железной дивизии на 20 августа 1919 года упоминается речная флотилия[5].

Накануне наступления объединенных антибольшевистских сил на Ригу Речная флотилия Железной дивизии получила задачу совместно с латышской бригадой полковника Баллода (Балодиса) очистить от красных побережье Аа Курляндской в ее нижнем течении и Рижское взморье. Суда флотилии своей огневой поддержкой немало способствовали успешному продвижению белых к устью Западной Двины (Даугавы)[6].

После освобождения 22 мая 1919 года Риги антибольшевистские войска продолжили наступление в Северной Латвии (Лифляндии) в направлении эстонской границы. Навстречу им с севера наступали эстонские войска и Северолатвийская бригада полковника Земитана, поддерживавшие свергнутое 16 апреля Ударным отрядом Балтийского Ландесвера (Stosstruppe) латвийское правительство К. Ульманиса. В районе города Вендена (ныне Цесис) они встретились с частями Балтийского Ландесвера, входившего официально в состав вооруженных сил латвийского правительства пастора А. Недры, пришедшего к власти после свержения Ульманиса. Таким образом возник первый вооруженный конфликт внутри антибольшевистского лагеря в Прибалтике, в котором на стороне правительства Недры приняли участие германские войска, а эстонцев и бригаду Земитана поддерживали представители держав Антанты. В конечном итоге, после более чем месяца вооруженного противостояния, победа осталась за сторонниками Антанты и германские добровольческие войска оставили Ригу. Было подписано перемирие, и в Ригу вернулось правительство Ульманиса. 28 июня 1919 года Германия подписала со странами Согласия Версальский мирный договор, в соответствии с параграфами 292 и 293 которого германские войска должны были покинуть Прибалтику. До эвакуации они по приказу Генерального Командования VI резервного корпуса отошли 26 июля на позиции в районе Митавы[7].

На следующий день Верховный Совет Антанты предъявил германскому правительству ультиматум о выводе войск из Прибалтики к 20 августа, угрожая в случае невыполнения объявлением блокады. Правительство Германии, в свою очередь, потребовало от Генерального Командования VI резервного корпуса выполнить это распоряжение. Отказавшимся эвакуироваться грозили репрессии[8]. Большинство германских добровольческих частей не пожелало выполнять данный приказ, добиваясь предоставления добровольцам земельных наделов в Латвии в награду за участие в освобождении страны от большевиков и не желая потери Германией политического влияния в Прибалтике. К концу сентября 1919 года основная масса германских добровольческих войск перешла на службу в русскую Западную Добровольческую Армию полковника П. Бермондта (с 9 октября 1919 года официально именовавшего себя князем Аваловым), формировавшуюся в Курляндии при поддержке германского военного командования и ориентирующуюся на союз с Германией. Бермондт-Авалов обещал предоставить желающим германским добровольцам российское гражданство и земельные наделы.

Одно из германских добровольческих соединений, целиком перешедшее на русскую службу – Железная дивизия, – имело в своем составе (по состоянию на 20 августа 1919 года), по данным В. В. Акунова, речную флотилию на реке Аа Курляндская, состоявшую из 3 канонерских лодок (вероятно, речь идет о вооруженных пароходах), вооруженных одним орудием каждая[9]. Согласно воспоминаниям П. Бермондта, в начале октября Железная дивизия речной флотилии не имела[10]. Можно было бы предполагать, что эта часть послужила ядром формировавшейся отдельной Речной флотилии Западной Добровольческой Армии, однако, судя по имеющимся документам, последняя создавалась фактически с нуля[11]. Вероятнее всего, речная флотилия Железной дивизии была по каким-то причинам расформирована, ее суда были сняты с вооружения, а личный состав стал кадром для формирования Речной флотилии Западной Добровольческой Армии.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 157 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Контр-адмирал




Пост N: 30
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 09:56. Заголовок: продолжение


К началу октября 1919 года обстановка в южной Латвии накалилась. Представители правительства Латвии еще 14 – 15 сентября на Конференции четырех Прибалтийских государств в Ревеле (Таллине) высказывались за заключение мира с советской Россией[12]. Заключение такого мира лишило бы Западную Добровольческую Армию оперативной базы. В то же время представители Антанты продолжали добиваться эвакуации германских добровольцев из Прибалтики и переброски русских частей Бермондта в состав Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича. Латвийские власти отказались пропустить Западную Добровольческую Армию, на 80 % состоявшую из германских добровольцев, на фронт против большевиков в районе Двинска (ныне Даугавпилс). Все это побудило Бермондта, не желавшего отказываться от союза с Германией и удаления немецких добровольцев из рядов своей армии, начать 8 октября 1919 года боевые действия против Латвийской республики, которую активно поддержали Эстония, державы Антанты, а затем и Литва[13].
В начале октября 1919 года по приказу командарма полковника Бермондта для осуществления разведывательных и наступательных действий по реке Аа Курляндская от Митавы до Усть-Двинска были вооружены буксиры "Пират" и "Вера". Их снаряжение было предписано завершить к 7 октября. "Пират" был вооружен револьверной пушкой и 3 тяжелыми пулеметами, а "Вера" – 2 тяжелыми пулеметами. Команда "Пирата" целиком состояла из германских моряков, а на "Вере" кроме германцев служили еще 3 латыша[14]. Таким образом, возникла Речная флотилия Западной Добровольческой Армии.

10 октября по приказу командира флотилии были реквизированы все оставшиеся в Митаве пароходы. 13 октября штаб армии издал официальный приказ о сформировании флотилии. Ее командиром был назначен лейтенант флота Браанд, в прошлом командир речной флотилии Железной дивизии[15].

Состав флотилии, по данным ее старшего офицера лейтенанта флота (германской службы) Эдмунда Ламма, был следующим:
1) Пароход "Митава". По сути, являлся флагманом флотилии. На нем располагались командир флотилии лейтенант Браанд и его адъютант мичман Российского Флота Рейм.
2) Пароход "Гартман". Командир – лейтенант Ламм.
3) Пароход "Вильма". Командир – кондуктор Лолль.
4) Пароход "Вера". Командир – кондуктор Рейзис.
5) Пароход "Пират". Командир – кондуктор Скандис.
6) Пароход "Прэдизе". Командир – кондуктор Мерон.
7) Пароход "Адлер". Командир – лейтенант Лекер.
8) Пароход "Акотс". Командир – кондуктор Швабе.
9) Буксир "Катерина".
10) Буксир "Янис".[16]


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-адмирал




Пост N: 31
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 09:56. Заголовок: Re:


По Штату Речной флотилии и пароходства Западной Добровольческой Армии, установленному 22 октября, ее состав несколько отличался от того, который приводил лейтенант Ламм:
1) Штаб флотилии: командир, адъютант, обер-офицер для поручений, заведующий хозяйством, казначей, фельдфебель, унтер-офицер, фельдшер, сестра милосердия, старший машинист, старший писарь, 2 младших писаря, 2 матроса, 2 солдата.
2) Пароход "Митава": капитан, рулевой, старший машинист, боцман, 2 кочегара, 2 матроса, 2 солдата.
3) Пароход "Адлер": капитан, помощник капитана, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, оружейный мастер, унтер-офицер (пулеметчик), 3 матроса, 3 солдата.
4) Рекогносцировочный пароход "О": капитан, рулевой, старший машинист, младший машинист, боцман, кочегар, унтер-офицер (пулеметчик), орудийный фейерверкер, 2 матроса, 2 солдата.
5) Рекогносцировочный пароход "Вера": капитан, 2 первых помощника капитана, второй помощник капитана, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 5 пулеметчиков, 2 матроса, 2 солдата.
6) Пароход "Прэдизе": капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 2 матроса, 2 солдата.
7) Пароход "Екатерина": капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 2 матроса, 2 солдата.
8) Пароход "Зюнге" (для перевозки провианта): капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 2 матроса, 2 солдата.
9) Пароход "Гартман": капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, контролер, кассир, 2 матроса.
10) Пароход "Вильма": капитан, рулевой, старший машинист, боцман, 2 кочегара, контролер, кассир, 2 матроса.
Всего: 116 военных и гражданских лиц[17].

С большим доверием следует все же относиться к данным лейтенанта Ламма, одного из старших чинов флотилии, который описал действия каждого судна из ее состава. Неизвестно, были ли укомплектованы управление и суда флотилии по установленным штатам. Личный состав, за исключением адъютанта мичмана Рейма, гражданских лиц и трех латышей с "Веры" состоял из бывших германских военнослужащих. Медперсонал состоял из фельдшера и сестры милосердия Петроградской Георгиевской Общины (награжденной Георгиевской и 2 Анненскими медалями)[18].

В период военных действий район боевого использования Речной флотилии был ограничен рекой Аа Курляндская. В Рижский залив суда не выходили, не имея ни малейшей возможности потягаться с кораблями военно-морской эскадры Антанты под командованием адмирала Коуэна. В период наступления Западной Добровольческой Армии на Ригу, противостояния на фронте Западной Двины и в районе устья Аа Курляндской, суда флотилии обеспечивали перевозку военных и гражданских грузов и поддерживали сухопутные войска. Буксиры "Катерина" и "Янис" были временно прикомандированы к лесному управлению для снабжения дровами Митавы. Пароходы "Гартман" и "Вильма" совершали ежедневные пассажирские и грузовые рейсы до Майоренгофа (к северу от Митавы по реке Аа Курляндская) и обратно, за что пользовались симпатиями местного населения. Пароход "Прэдизе" доставлял в Майоренгоф и Бильдерлингсгоф (также в районе устья Аа Курляндской) продовольствие. "Адлер" и "Вера" совершали разведывательные рейды вниз по течению реки и несли потери убитыми и ранеными[19].

К началу ноября 1919 года латвийские войска, опираясь на помощь Эстонской армии и союзнической эскадры, подготовились к переходу в контрнаступление. Главный удар наносился ими вдоль морского побережья в обход левого фланга частей Западной Добровольческой Армии, оборонявшихся на фронте реки Двины и нижнего течения Аа Курляндской. 3 ноября латыши при поддержке корабельной артиллерии эскадры Коуэна начали наступление в районе устья Аа Курляндской, в том числе у Майоренгофа. До 8 ноября в районе Майоренгофа и Бильдерлингсгофа шли ожесточенные бои латвийских войск с отрядом полковника Купчинского, державшим фронт по реке Аа Курляндская[20]. Суда Речной флотилии под огнем неприятельской морской и сухопутной артиллерии занимались перевозкой войск, орудий, военных материалов и раненых. В Митаву на судах флотилии были эвакуированы 64 тяжело раненых – русских, немцев и латышей. Пароход "Митава" перевез в Майоренгоф тяжелую дальнобойную батарею (2 орудия). Огнем своих орудий и пулеметов флотилия поддерживала части Западной Добровольческой Армии, пресекая попытки латышей переправиться через Аа Курляндскую[21].

До 19 ноября Речная флотилия имела возможность выполнять свою боевую работу на реке, но потом на ней появились подводные льдины. К этому времени Западная Добровольческая Армия оставила линию Западной Двины, а Латвийская армия наступала на Митаву. До 20 ноября вооруженные пароходы поддерживали своим огнем части армии у деревни Мислау. 20 ноября 1919 года Речная флотилия Западной Добровольческой Армии перешла на зимовку. На судах были оставлены караулы[22].



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-адмирал




Пост N: 32
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 09:58. Заголовок: продолжение


В ночь с 20 на 21 ноября, когда неприятель уже подходил к Митаве, личный состав флотилии был назначен на охрану города, но практически сразу поступил новый приказ: сопровождать поезд командующего армией, направлявшийся к границе Литвы. В 10 верстах от города Шавли (ныне Шауляй) у деревни Мескулу поезд П. Бермондта-Авалова был обстрелян литовскими войсками. Чины Речной флотилии во главе со своими офицерами дважды ходили в атаку, отбросив литовцев в деревню, а затем вытеснили их и оттуда, после чего поезд благополучно прибыл в Шавли. Оттуда весь личный состав флотилии, состоявший из 6 офицеров, 2 медиков и 50 чинов из состава команд пароходов, отбыл в Тильзит, а затем в Цоссен, где был уволен во временный отпуск[23]. Суда флотилии не были, насколько известно, уничтожены при оставлении Митавы и, по всей видимости, достались неприятелю.

Так завершилась история одной из наименее известных речных частей, сражавшихся под Андреевским Флагом в период Гражданской войны на территории Российской Империи. Следует в заключение, оставив в стороне вопрос об оправданности действий командования Западной Добровольческой Армии, начавшего военные действия против Латвии, участвовавшей пока еще в войне с большевизмом, и воздержавшись, поскольку это выходит за рамки предмета данного исследования, от анализа военных операций армии, отметить, что Речная флотилия честно выполнила свой воинский долг и действовала, в целом, успешно в рамках ставившихся перед ней задач. Конечно, определенным пятном на ее боевой биографии лежит оставление судов в Митаве, но в данном случае вину следует возложить скорее на командование армии, отдавшее срочный приказ о конвоировании моряками поезда командарма и лишившее их, тем самым, возможности подготовить уничтожение пароходов. Данные о потерях Речной флотилии, к сожалению, в известных на данный момент документах отсутствуют, но среди ее чинов были и убитые, и раненые, и хотя в основном они были германскими военнослужащими, но осенью 1919 года в Курляндии они пролили свою кровь не только за Германию, но и за Россию.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-адмирал




Пост N: 33
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 09:59. Заголовок: окончание


Примечания

[1] Зимой – весной 1919 года в Латвии и северной Литве против Красной Армии действовали объединенные германско-русско-латвийские добровольческие войска под общим оперативным командованием генерал-майора Германской армии графа Рюдигера фон дер Гольца (командующего VI германским резервным корпусом) в составе: Балтийского Ландесвера (ополчения остзейских немцев, пополненного германскими добровольцами, под общим командованием германского майора Флетчера), Железной дивизии (германского добровольческого соединения под командованием майора Й. Бишофа), Либавского добровольческого стрелкового отряда (состоявшего из русских добровольцев, под командованием ротмистра Кавалергардского полка светлейшего князя А. П. Ливена), латышского добровольческого отряда полковника Колпака (впоследствии – бригады полковника Баллода) и 1-й Гвардейской резервной дивизии (германской).
См.: Авалов П. М. В борьбе с большевизмом. Глюкштадт, Гамбург, 1925. С. 243 – 250. Ливен А. П. В Южной Прибалтике. // Белое дело: летопись белой борьбы. Т. 3. Берлин, 1927. Акунов В. В. Германские добровольческие корпуса в составе Западной Добровольческой Армии П. Р. Бермондта-Авалова в 1919 – 1920 гг. // Настоящий сборник.
[2] Брац К. Речная флотилия на Аа Курляндской у Вальтерсгофа и Шлока 22 мая 1919 года. // Белая борьба на Северо-Западе России. М., 2003. С. 92.
[3] Там же. С. 92.
[4] РГВА. ф. 40147. оп. 1. д. 5. л. 1 об.
[5] Акунов В. В. Указ. соч.
[6] Брац К. Указ. соч. // Белая борьба на Северо-Западе России. М., 2003. С. 92 – 93. Ливен А. П. Указ. соч. // Белое дело: летопись белой борьбы. Т. 3. Берлин, 1927. С. 201. Авалов П. М. Указ. соч. С. 250.
[7] Авалов П. М. Указ. соч. С. 252 – 260. Ливен А. П. Указ. соч. // Белое дело: летопись белой борьбы. Т. 3. Берлин, 1927. С. 201 – 203.
[8] Авалов П. М. Указ. соч. С. 156.
[9] Акунов В. В. Указ. соч.
[10] Авалов П. М. Указ. соч. С. 212.
[11] РГВА. ф. 40147. оп. 1. д. 5. л. 1 об.
[12] Иностранная военная интервенция в Прибалтике. 1917 – 1920 гг. М., 1988. С. 224 – 225.
[13] Авалов П. М. Указ. соч. Waite R. G. L. Vanguard of Nazism. The Free Corps Movement in postwar Germany. 1918 – 1923. Cambridge, Massachusetts, 1952.
[14] РГВА. ф. 40147. оп. 1. д. 5. л. 1 об.
[15] Там же. л. 1 об.
[16] Там же. л. 1 об. – 2.
[17] Там же. д. 32. л. 25 – 26.
[18] Там же. д. 5. л. 2.
[19] Там же. л. 2.
[20] Там же. д. 3. л. 2, 5; д. 8. л. 35 – 35 об.
[21] Там же. д. 5. л. 2 – 2 об.
[22] Там же. л. 2 об.
[23] Там же. л. 2 об.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 20:22. Заголовок: Re:


для PSW - большое СПАСИБО за Ваш материал , давно пытаюсь найти данные по судьбе бывших русских пароходов с этой реки попавших к немцам и латышам ,
в их жизни "компот" со сменой флагов был еще тот да и флотских подразделений в 1 МВ и гражданскую на реке существовало немало
Русские еще до войны имели Усть - двинскую крепостную флотилию и в войну создали Рижскую речную (причем часть судов осталась в Риге при ее эвакуации в августе 17) затем красная флотилия Советской Латвии по которой сейчас вообще практически ничего нет + Ваш прекрасный материал по флотилии Бермондта - Авалова и это не считая Западно Двинской действовавшей в районе Витебска и одно время тоже подчинявшейся красной ФСЛ
У меня есть многое по ТТХ , местам постройки и судьбам судов этой флотилии + несколько фот ее пароходов еще царского периода - а нет ли возможности связаться с автором статьи ,? Товарищ тему похоже копает серьезно и может сможем быть полезными друг другу
Охота уточнить пару смутных для себя моментов и может еще чего по ним "нарыть" - буквально на днях попал в руки список пароходов ходивших на Даугаве у немцев в 44 году (ну а к ним они попали от наших летом 41 года) и кое - кто из этой флотилии имеется


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1325
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 20:30. Заголовок: Re:


PSW пишет:

 цитата:
полковника Колпака

КАлпака .

С уважением , В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 72
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 08:30. Заголовок: Re:


PSW
Хочу поддержать слова уважаемого Рамзес и просить Вашего розрешения либо розобрать корабельный состав флотилии здесь либо с Вашего розрешения перенести сее обсуждение на Цусиму ПМВ. Ваш ответ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-адмирал




Пост N: 34
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 09:05. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
PSW
Хочу поддержать слова уважаемого Рамзес и просить Вашего розрешения либо розобрать корабельный состав флотилии здесь либо с Вашего розрешения перенести сее обсуждение на Цусиму ПМВ. Ваш ответ.


Уважаемый Гайдукъ разбор состава флотилии бесспорно на мой взгляд интересен.
Поскольку статья размещена здесь, то по-моему, если не будет на то возражений администрации форума, то и разбор поместить предпочтительнее здесь.
С уважением PSW

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1326
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 09:12. Заголовок: Re:


PSW пишет:

 цитата:
если не будет на то возражений администрации форума

Да Господи, какие возражения, конечно обсуждайте, как уже говорил не раз , посмотрите девиз форума : ФЛОТ. История. и только потом ЛЮДИ :-))) .

С уважением, В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 73
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 09:18. Заголовок: Re:


Для начала хочу дать справочку по реке на которой происходит действие. (Данные на 1927 год)
АА Курляндская.
(Западная АА, Лелупе)
Образуется от слияния у г. Бауск рр. Муша и Неманек (Экау). Общее протяжение около 125 км. Течет в общем направлении на с/запад и впадает одним рукавом в Рижский залив а другим в р. Западная Двина.
На участке Бауск – Митава в АА впадает много притоков. Ширина реки в среднем течении колеблится в пределах 30-120 метров, глубина 2-3 метра. Ниже города Митава река протекает по болотистой местности и имеет заболоченные пологие берега. По выходе из болота Тируль поворачивает на восток и на протяжении 25 км протекает вдоль Рижского залива. Ширина реки в нижнем течении 200-300 метров, глубина 3-4 метра.
Судоходна от г. Аненбург до устья. Важнейшие переправы 2 ж/д моста и 1 шоссейный мост у г. Митава (выше по течению) и 1 ж/д мост западнее Риги у озера Бабит.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 75
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 09:29. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
Рекогносцировочный винтовой пароход "О".


из судьбы судна видно что оно было потеряно до официальной даты прекращения существования флотилии 21 ноября 1919 года.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1327
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 10:11. Заголовок: Re:


Гайдукъ пишет:

 цитата:
Лелупе

Правильнее будет Лиелупе (по лат. Большая река) .
Гайдукъ пишет:

 цитата:
Митава

Современное название Елгава .
Гайдукъ пишет:

 цитата:
Майоренгофа

Современное название Майори .

С уважением, В.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 10:13. Заголовок: Re:


для Гайдук - Леш, О (который Мееме) был потерян не только до окончания , но и до начала существования именно этой флотилии , автор пишет о большем доверии списку из мемуаров немца по флотилии, чем официальному отчету (этот пароход один из смутных мометов о котором писал выше) а там как раз О уже отсутствует (то есть или кого по новой переименовали или ошибка в официальном списке - и такое в жизни было)
Я немного подготовлюсь и свои данные именно по железу и их начну уже завтра "сливать" - ну думаю стоит немного и по более ранним (еще царским) флотилиям добавить из района Риги - почему Гайдук за Цусиму спросил , мы там тему царских в районе Риги немного поднимали ну она быстро заглохла - может тут уже объединенная оживится - глядишь и Тритон как из отпуска вернется чего своего по данным добавит - вот только судя по фамилиям основной людской состав ее были в основном немцы да немного латыши (русских вообще не замечено) , но и река в недалеком прошлом наша и пароходы для России эти строились да и за белое (сиречь русское) дело сражалась - так - что будем искать и может уважаемый wind тоже чего подскажет - чисто географически его территория , хоть "железо" и не по профилю

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 76
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 10:21. Заголовок: Re:


Рамзес пишет:

 цитата:
уважаемый wind тоже чего подскажет - чисто географически его территория


wind пишет:

 цитата:
Современное название .

С уважением, В.

Спасибо за правки но я смалевал текст с советского издания 1927 года. оно же продублировано в издании 1932 года.
Будем надеяться на дальнейшие правки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 77
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 10:24. Заголовок: Re:


Рамзес пишет:

 цитата:
то есть или кого по новой переименовали или ошибка в официальном списке - и такое в жизни было

-для того и начали этот разговор чтобы общими усилиями роставить точки и подвести черту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1704
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 11:02. Заголовок: Re:


PSW пишет:

 цитата:
флотилия имела возможность выполнять свою боевую работу на реке, но потом на ней появились подводные льдины.



Материал в целом понравился (тем более, что тема близка), но когда в тексте появились «подводные льдины» был несколько ошарашен - и чего ж только в жизни не бывает... И ещё. Откуда известно, что флотилия воевала именно под Андреевским флагом?

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 78
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 11:16. Заголовок: Re:


Автроилъ пишет:

 цитата:
но когда в тексте появились «подводные льдины» был несколько ошарашен

довольно придирчивое чтение иногда вредит делу. оставим это на совести Аркадия Гольдина. Возможно автор хотел сказать что на реке встречались льдины принесенные рекой из верховий где морозы ударили раньше и начал образовываться лед.

Автроилъ пишет:

 цитата:
Откуда известно, что флотилия воевала именно под Андреевским флагом?

а вот это действительно интересный вопрос какие флаги несли перечисленные суда. То что Андреевские действительно большие сомнения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 13:43. Заголовок: Re:


да плакат не сильно отличается от тех под которыми через 20 с небольшим лет добровольцев - прибалтов в СС набирали , ну к вопросу под каким флагом флотилия воевала это не приблизило - первый отряд (чисто Железной дивизии) вероятно еще под немецким - где - то именно эти мемуары есть и к вечеру постараюсь посмотреть , а вот бермондовцы уже вряд - ли , насчет Андреевского тоже сильно не уверен - может под русским национальным (чтобы у Бермондта еще и свой отдельный флаг был как - то не встречал)
Ну может тут уважаемый PSW просветит ?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.07 18:19. Заголовок: Re:


как и обещал начну "вываливать" свои розыски по Западнодвинцам и для начала пару слов экскурса
Чтобы не распылять инфу по разным темам я думаю дать сюда все , что удалось найти по военным флотилиям на реке как периода 1 МВ так и гражданской войны и думаю знающие люди поправят моменты где у меня имеются ошибки
Чисто по времени первой военной флотилией к моменту начала 1 МВ в районе Риги была так называемая Усть - двинская крепостная флотилия Военного ведомства (ну объективно флотилией она стала позже) - данных на нее у меня пока полных нет и тут возможно Тритон сможет помочь своими розысками , я же пока начну со второй (краткий экскурс и основное по судьбе ее кораблей)
Рижская флотилия
Формировалась с 5 1915 по решению командующего 5 армии для помощи войскам в боях на Западной Двине и Аа Курляндской – официально с 17 7 1915 командир капитан II ранга В Г Антонов , состав 110 человек (в их числе 4 штаб флотилии) броня вооруженных пароходов стальные листы 8 – 12 мм с зимы 1916 – 17 гг в подчинении коменданта Усть – Двинской крепости и 21 – 22 8 1917 ушла из Риги в Пернов войдя в состав Рижской флотилии (2) командир капитан II ранга Д Д Нелидов которая в основном затоплена экипажами в Пернове 21 2 1918 г
Вооруженные пароходы
1) колесный пароход HANNOVER 1907 J.L.Meyer,Papenburg #221 32,18x6,26x2,13x2,3m (114 x20,7x6,5 ft) 148 grt/75nrt 2T 50HP/150ihp localised; построен для "Hannover" Verien Dampschiffs Reed. Norden & Norderney, Norden 1909 Husum Amrumer Dampschiff.AG,Husum 8 1911 AGATE A.Augsburg ,Riga мобилизован 8 1915 в Рижскую военную флотилию как НОВГОРОД (2 75 мм 2 пул) к лету 1917 в составе Усть – Двинской флотилии 21 -22 8 17 ушел из Риги в Пернов, где 21 2 18 затоплен экипажем, 1920 поднят эстонцами и после ремонта 1921 ENDLA (Est Government) 1925 приписка Loksa 1928 - Tallin 1930 - Loksa 1937 продан на слом
2) винтовой пароход "N" 1911 Götaverken,Göteborg(#323-4) для Riga Stadt Amt, Riga 91grt 90ft2 3/4ftx20ft8inx9ft6in 170ihp=10kts. мобилизован 8 1915 в Рижскую военную флотилию как ПСКОВ (2 75 мм 1 пул) к лету 1917 в составе Усть – Двинской флотилии 21 -22 8 17 ушел из Риги в Пернов где 21.2.1918 затоплен экипажем – возможно поднят немцами и возвращен рижскому хозяину к весне 1919 г
3) колесный пароход ДАЛЕН 1873 г п Рига завод Ланге и Скуе 110x18x3 ft 97grt 45HP/125 ihp Strauch & Kruming, мобилизован 8 1915 в Рижскую военную флотилию как KOЛЫВАНЬ (2 57 мм 1 пул) к лету 1917 вероятно разоружен и возвращен хозяину - в 8 17 брошен в Риге и взят тут немцами, с начала 19 у красных в этом районе – в конце 519 взят латышами и вскоре возврат хозяину – в 1929 как AGATA владелец A.Augsburg (Рига) - к 1940 в списках уже нет
Транспорты
1) железный винтовой пассажирский пароход NORRA ÖLAND 1871 Göteborgs Mek Verkstad,Göteborg (Alex Keiller & Co-later Götaverken).регистр №: 2001. 179,5 grt 31.76x5.94x3,5m.202 passengers.40 nhp/160ihp=8,5kts. для Angbatsbolaget Norra Öland, Borgholm as. Рейсы Kalmarsund и северная часть Smaland.23 11 1872:затонул от аварии - поднят и ремонт Oskarshamns Mek Verkstad. 1873 после ремонта продан Riga, Russia как BALTIC. 9 1873 продан Tjust Angfartygs AB, Västervik. Рейсы Västervik-Stockholm.1873: владелец банкрот 1874:передан Tjust Nya Angfartygs AB, Västervik. как TJUST. Рейсы Västervik-Verkebäck-Gamleby. 4 1898 продан Angfartygs AB Stockholm-Wettern как MEDEVI. 5 1898 назван ALFA 25 5.1898 продан Mr Alfred Reinhold Larson, Lulea.10 8 1899 передан Lule-Uleaborgs Rederi AB, Lulea. рейсы Lulea-(Pitea)-Uleaborg/Oulu-Gamla Karleby/Kokkola-(Vasa) в основном на линии Lulea-Sundsvall рейсы на госсубсидии 14 5 1905 продан Rederi AB Orion, Oskarshamn.Зима 1907 ремонт Rosenviks shipyard,Stockholm.6 4 1907 продан captain Lars Petter Sundin, Ängskär, Hallnäs parish ,northern Uppland.28 7 1907 передан Angfartygs AB Norra Uppland, Ängskär. рейсы Stockholm-Gävle. 20 10 1911: новый менеджер Adolf Matthias Sundin сообщил что рейсы не выгодны и продавался с аукциона в Gävle 5 1 1912 продан владельцу в Riga, Russia и в начале весны ушел как KURZEMNEKS в Россию 8 1915 мобилизован как Транспорт I в Рижскую военную флотилию (1 пулемет) к лету 1917 в составе Усть – Двинской флотилии 21 -22 8 17 ушел из Риги в Пернов где 21.2.1918 затоплен экипажем – вероятно вскоре поднят немцами и возврат хозяину – дальше ?
2) LELUPNEKS -75x16x3 ft; 1"Bolinder" ? лс= 4,5-5 kn. 8 1915 мобилизован как Транспорт II в Рижскую военную флотилию (1 пулемет) к лету 1917 в составе Усть – Двинской флотилии 21 -22 8 17 ушел из Риги в Пернов где 21.2.1918 взят немцами и вероятно вскоре возврат хозяину – дальше ?
Моторные катера (на всех по 1 ручн пулемету)
1) "A" /бывш гражданский катер Лилли/ 1895 Гамбург 4 т 30-35x6-8 x2,5-3 ft motor Bolinder 32 л с = 7,5-8,5 kn мобилизован 8 1915 в Рижскую военную флотилию
2) "Б" /бывш гражданский катер Надя/ 1893 Гамбург 16 л с мобилизован 8 1915 в Рижскую военную флотилию 3) "В" /бывш Tанго/
4) "Г" /бывш Болиндер/
5) "Д" 8,8 x2,13 x0,85 м 12 л с - привезен из Кронштадта
6) "Е" 6,9 x2,15 x0,6 м 8 л с 6 узл - привезен из Кронштадта
Вероятно все брошены в Риге 22 8 1917 при уходе русских войск
Завтра (если ничто не помешает) постараюсь потихоньку начать разбираться и с судовым составом следующих флотских формирований (в том числе и белых)


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 82
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 08:05. Заголовок: Re:


Немного илюстраций:
Рамзес пишет:

 цитата:
KURZEMNEKS в Россию 8 1915 мобилизован как Транспорт I



Рамзес пишет:

 цитата:
колесный пароход ДАЛЕН




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 11:42. Заголовок: Re:


для Гайдукъ - Леш , на Черникова "наезжаешь" и временами за дело , но зачем самому "косяки" кидать - на первом фото не Курземнекс, а Кеккау - это разные пароходы, на катерах стоят разные движки и вообще у такой "мелочи" размеры вполне могут совпадать при абсолютно не совпадающих местах и времени постройки
катер А и рижский пароход А - это разные совершенно единицы - у Аугсбурга в пароходстве все суда носили наименования или по буквам алфавита или по цифрам (ну лень товарищу было имена придумывать или с фантазией туговато - а мелких пароходов у него хватало)
катер же А получил имя уже в флотилии после мобилизации - видно для единообразия мелкие плавсредства назвали по буквам алфавита , как мобилизованные на месте , так и привезенные из Кронштадта (ну это похоже и вовсе корабельные катера)
На пароходы данные в основном из морских и речных регистров - то есть официальных документов того времени , а судьбу им в значительной степени уважаемый фон Мах нашел (думаю согласен - товарищу во многом стоит доверять) , я лишь озвучил сведенное воедино из разных мест
Ну чуть позже продолжу с железом других флотилий региона

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 83
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 12:39. Заголовок: Re:


Рамзес пишет:

 цитата:
катер А и рижский пароход А - это разные совершенно единицы

Гайдукъ пишет:

 цитата:
(я не говорю что сие истина)

В душе и сам об этом задумался но были сомнения посему и не стал розвивать тему дальше.
Рамзес пишет:

 цитата:
на первом фото не Курземнекс, а Кеккау


Понял в чем моя ошибка в подписи фотографии у меня так "KECKAU (ex No1) Курземнекс" Получается в данном случае это место сьемки. Меня больше смутил (ex №1)-:

 цитата:
Транспорт I

иногда случалось что это значило одно и тоже.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 13:32. Заголовок: Re:


для Гайдук - приятно когда хоть на кого - то удается найти полную биографию и по Мардусу сейчас так
винтовой пароход "N" 1911 Götaverken,Göteborg(#323-4) для Riga Stadt Amt, Riga 91grt 90ft2 3/4ftx20ft8inx9ft6in 170ihp=10kts. мобилизован 8 1915 в Рижскую военную флотилию как ПСКОВ (2 75 мм 1 пул) к лету 1917 в составе Усть – Двинской флотилии 21 -22 8 17 ушел из Риги в Пернов где 21.2.1918 затоплен экипажем – поднят немцами у них как SORKHOLM и 11.11.1918 г передан ВМФ Эстонии как «МАРДУС» (Mardus) находился в плохом состоянии (у немцев ремонт не закончен) и в 1921 - 22 г кап ремонт - в строю с 1923 г как вооруженный пароход (канлодка) и тральщик 150 т 220 л с 27.4х6.4 х2.1 м Скорость 8 узлов Дальность плавания 500 миль. 2-75/50 мм, 2 пулем. Экипаж 3/19 – 4/24 в военное время чел In late 1930s radio intelligence (ELINT) vessel 06.08.1940 г с принятием Эстонии в состав СССР в плавсредствах Таллинского порта НКМФ. Позже с этим именем как буксир КБФ. 8-00 28.08.1941 г затоплен для заграждения восточного входа в Минную гавань Таллинского порта. Вероятно вскоре поднят немцами и разобран на металл
Заметь размеры еще как русского в/пх и уже как эста совпадают чуть ли не один в один (ты в своей справке объединил и старые версии)я же теперь даю с учетом эстонских данных (у латышей он не был - эта версия отпала , в эти годы видно в порту в предремонтном состоянии стоял)
Я тебе еще одного литовского неманца отправил (в своих закромах нашел) из бывших русских
А по Кеккау это старая ошибка (именно № 1 смутил) - на него конца жизни пока нет , а начало вот так
No.1 - владелец A.Faen 3 ласт 12 NHP 1853 Vulcan Stettin Iron Paddle (колесный) 1+1 чел
В 1872 перестроен в пассажирский KECKAU и судя по фотке где - то до начала 1 МВ вполне мог дотянуть


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 27
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 13:54. Заголовок: Re:


Упомянутый п/х "Курземнекс" никак не мог быть Транспортом I т.к. погиб еще до начала войны.
Да и по размерениям это два совершенно разных судна:
"Курземнекс" - 102 х 19,5 х 11
Транспорт I - 75 х 16 х 3.
И вообще, ТР был теплоходом, а "Курземнекс" - пароходом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 28
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 14:02. Заголовок: Re:


В списке судов Рижской флотилии пропущены катер "Кольвиц" и моторный катер "В" (быв. "Танго").

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 15:19. Заголовок: Re:


для vvy - а можно чуть подробней по гибели того Курземнекса и катеру Кольвиц
В в тексте есть - только он сразу за Б идет - поэтому не воспринимается при чтении
и тогда кто на Ваш взгляд "кандидат" на транспорт № 1 - свою версию "выдергивал" из Бережного + регистры + зарубежные сайты
ну а насчет черниковского теплохода (если данные конечно только из его источника) не сильно уверен
Размеры 75 х 16 х 3 - это вообще - то размеры Лелупнекс (транспорта 2) или они были однотипны
Данных на дальнейшую судьбу именно на эти в отличие от третьего "некса" - Юрмалниекса у меня пока нет - ну похоже возможности для поиска судьбы бывших наших у прибалтов уже появились

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 29
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 15:42. Заголовок: Re:


"Курземнекс" и "Лелупнекс" - это однотипные моторные баржи.
По остальному ничего добавить не могу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 30
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 15:54. Заголовок: Re:


"Юрмалнекс" якобы дожил до войны, был национализирован и в 1941 г. оставлен в Прибалтике. Никаких подробностей нет, к сожалению...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 32
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 16:22. Заголовок: Re:


Это понятно, а дальше-то что было?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 16:44. Заголовок: Re:


для VVY - посмотрел регистр 14 г (морской) там лишь Юрмалнекс , этих барж нет - вероятно они в речном числились , ну после 1900 года у меня этих вещей нет - на Юрмалнекс после 44 сейчас гляну (если что есть дам минут через 10)
а вот когда Курземнекс 1871 г погиб и при каких обстоятельствах, если уверены в этом , наверняка такие данные попадались и вероятно в промежутке от покупки до начала 1 МВ (всего 2 - 3 года) - Бережной дает транспортом именно его , что и смущает

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 157 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 625
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет