On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 8
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.12 23:36. Заголовок: Лищенко Александр Дмитриевич


Буду признателен за любую информацию о лейтенанте Лищенко Александре Дмитриевиче, сыне известного ставропольского художника Дмитрия Антоновича Лищенко.
Из семейных хроник известно только то, что он родился в 1915 году, закончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе перед Великой отечественной войной, служил на минном тральщике на Балтике и погиб 20 ноября 1941 года в районе полуострова Ханко.

P.S. Несколько лет назад встретил в книге Ю.В. Ладинского "На фарватерах Балтики" упоминание о командире тральщика "Орджоникидзе" старшем лейтенанте Е. А. Лищенко:
 цитата:
В другой раз тральщик "Орджоникидзе" (командир старший лейтенант Е. А. Лищенко, военком политрук И. В. Фролов), имея на борту 300 ханковцев, подвергся налету двух вражеских самолетов.


Всё очень напоминает рассказ моей тетушки о ее первом муже лейтенанте Лищенко Александре Дмитриевиче, те же время и место, однако различаются инициалы.
В тоже время, если верить ссылке ниже, из 4-х тральщиков этого типа, переоборудованных из ладожских буксиров, "Орджоникидзе" вроде бы посчастливилось не быть потопленным и не подорваться на минах...
http://sovnavy-ww2.narod.ru/minesweepers/typ_dzerjinsky.htm
Вообщем слишком много вопросов, самому не разобраться Заранее спасибо.

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


Вице-Адмирал




Пост N: 1327
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.12 08:48. Заголовок: Мелентьев Константин..


Мелентьев Константин пишет:

 цитата:
Из семейных хроник известно только то, что он родился в 1915 году, закончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе перед Великой отечественной войной, служил на минном тральщике на Балтике и погиб 20 ноября 1941 года в районе острова Ханко.


Согласно записям в Алфавитной книге потерь ком. и нач. состава РККФ:
Лищенко Александр Дмитриевич, 1915 г.р., чл. КСМ 1937 г., из служ., окончил ВМУ 1939 г., дивизионный штурман 3-го див-на ТЩ КБФ.
Согласно данным ОБД "Мемориал" - погиб при подрыве корабля на мине 22 ноября 1941 года.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1328
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.12 09:07. Заголовок: Мелентьев Константин..


Мелентьев Константин пишет:

 цитата:
погиб 20 ноября 1941 года в районе острова Ханко.


Скорее всего, речь идет об этом походе:
По приказанию начальника штаба КБФ командир ОВР Главной базы 16 ноября поставил командиру 3-го дивизиона тральщиков задачу проведения минной разведки на маршруте № 2. Планом предусматривалось основную часть пути после о. Родшер пройти ночью, чтобы не демаскировать новый маршрут. Немедленно по [326] приходе в Ханко следовало донести результаты разведывательного траления с указанием числа вытраленных мин и меридиана, до которого прошли с тралами. В случае обнаружения минных заграждений приказано возвращаться из Ханко по маршруту № 1 и произвести при этом траление между меридианами 25°00' и 25°27'. Если же мин на маршруте № 2 не окажется, то предполагалось возвращение этим маршрутом, пройдя с тралами между меридианами 25°40' и 26°20'.

Выйдя с рейда Сууркюля около 14 часов 19 ноября, первая группа тихоходных кораблей совершила переход в ВМБ Ханко в течение около 22 часов со средней скоростью в 6,5 узла. Поставленную задачу разведывательного траления командир группы не выполнил из-за свежего юго-восточного ветра, а также вследствие ухудшения видимости, одно время не превышавшей 0,25 кб. Вскоре небо прояснилось, и на шедшем головном сторожевом корабле «Вирсайтис» (с командиром группы) определялись по зажженным финским маякам Седершер, Хармайя, Порккала и Юссарё; при этом каждый раз обнаруживался снос к северу. Переход, совершенный с отклонением от рекомендованных курсов и без траления, нельзя было считать разведкой нового маршрута. Но поскольку все-таки встреч с минами не было, то командиру первой группы приказали возвращаться тем же маршрутом.

Приняв около 2060 человек из состава гарнизона Ханко, первая группа тихоходных кораблей с присоединившимся к ней транспортом «Вахур» в 16 часов 21 ноября вышла к Гогланду. В кильватерной колонне головным шел «Вирсайтис» с командиром группы, за ним гидрографическое судно «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе» и «Дзержинский». Судя по назначенному походному ордеру, в котором транспорт находился впереди тральщиков, командир группы ввиду наличия пассажиров, частью теснившихся на загроможденной воинскими грузами верхней палубе, не собирался ставить тралы, хотя сила юго-западного ветра, вначале достигавшая пяти-шести баллов, к ночи несколько уменьшилась. Но одновременно [327] начался снегопад, вследствие чего с самого начала плохая видимость временами сокращалась до полукабельтова.

Транспорт «Вахур», у которого что-то не ладилось в машине, еще до выхода из шхер начал отставать, шедшие за ним тральщики обогнали его, и он вплоть до полудня 22 ноября шел рекомендованными курсами самостоятельно без всякого охранения. Между тем, командир группы, периодически запрашивая «Азимут» о месте транспорта, неизменно получал ответ: «Все в порядке, транспорт идет нормально». Очевидно, на гидрографическом судне в темноте и в пургу принимали за транспорт какой-либо из тральщиков — «Клюз» или «Волнорез».

Из кратких, частью ошибочных, записей, сделанных в навигационных журналах тральщиков «Дзержинский», «Орджоникидзе» и «Волнорез», а также из других отрывочных данных видно, что корабли первой группы, имея среднюю скорость около семи узлов, сначала шли довольно точно по рекомендованному пути, а затем начали постепенно уклоняться к югу от него. Ночью с ухудшением видимости, несмотря на включение кильватерных огней, строй начал растягиваться, корабли либо отставали, либо перегоняли один другого. Из шедших в хвосте колонны трех кораблей тральщик «Менжинский» в 03:50 (22 ноября) приблизительно в девяти милях севернее маяка Кери подорвался на плавающей мине. При ветре силой 4 балла и состоянии моря 3 балла шлюпки, спущенные с сзади идущего тральщика «Орджоникидзе», в темноте потеряли ориентировку и не спасли ни одного человека. Только девять (по другим сведениям, одиннадцать) человек приняли на борт со шлюпки, которую успели спустить с подорвавшегося корабля.

По донесению командира «Орджоникидзе», тральщик «Менжинский» в 4 часа затонул. С концевого «Дзержинского», проходившего в 04:05 немного восточнее «Орджоникидзе», не ответили на окрики и не видели гибели тральщика. Подрыв на мине тральщика «Менжинский» заметили с шедшего впереди тральщика «Клюз», на который приняли 13 человек из личного состава погибшего корабля и 31 пассажира. Общее число погибших достигло 290 человек. [328]

Из шедших головными двух кораблей гидрографическое судно «Азимут» в 05:45 в двух-трех милях юго-западнее банки Калбодагрунд подорвалось на мине, очевидно на заграждении И-7, и затонуло со всем личным составом и перевозимой воинской частью (288 человек).

Шедший в кильватерной колонне на третьем месте тральщик «Волнорез» в 05:03 примерно в 11 милях южнее маяка Седершер ударился форштевнем, затем средней частью корпуса и, наконец, лопастью винта по какому-то металлическому предмету. На корабле, державшемся в это время на расстоянии 0,5 кб от «Азимута», полагали, что произошло столкновение с находившейся в подводном положении подводной лодкой противника; возможно также, что это была безопасная на поверхности плавающая мина. В 05:45 с «Волнореза» увидели сильный взрыв по носу, однако не пошли на помощь гидрографическому судну и стали на якорь. Когда совсем рассвело, «Волнорез» снялся с якоря и, продолжая путь на восток, около 12 часов, милях в пятнадцати западнее Родшера сблизился с обнаруженным за кормой транспортом «Вахур», с которым и пришел к 17 часам на рейд Сууркюля.

Сторожевой корабль «Вирсайтис» около 11 часов соединился в районе Родшера с тральщиками «Орджоникидзе» и «Дзержинский», за два часа до этого обнаружившими друг друга в 12 милях западнее Родшера. На запрос командира группы, имеются ли спасенные с «Азимута», с «Дзержинского» ответили, что шли самостоятельно, никого не встречали, а с «Орджоникидзе» доложили о гибели «Менжинского», о чем командир группы до тех пор не знал.

Имелось намерение по возвращении кораблей первой группы в тот же день, 22 ноября, снова послать их в Ханко. Но они только в 13 часов начали один за другим подходить к Гогланду, требовалось время на разгрузку и на устранение мелких неисправностей, а тральщики «Волнорез» и «Дзержинский» пришлось отправить в Кронштадт в ремонт.

http://militera.lib.ru/h/platonov_av/07.html

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.12 14:20. Заголовок: Большое спасибо! Оче..


Большое спасибо! Очень интересная и важная для нас информация!
Получается, что скорее всего А.Д.Лищенко находился не на "Орджоникидзе", а на "Менжинском"?

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 10
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.12 16:49. Заголовок: Нашел в Интернете бл..


Нашел в Интернете блог с воспоминаниями дочери Побытова П.Н., командира тральщика "Менжинский"
Блог Медведниковой Маргариты Павловны:

 цитата:
...о моём отце Побытове Павле Николаевиче, командире тральщика "Менжинский", погибшего 22 ноября 1941 года при эвакуации военно-морской базы с полуострова Ханко в Кронштадт...






Весьма вероятно, что Лищенко А.Д. и Побытов П.Н. были сослуживцами и вместе погибли при подрыве тральщика "Менжинский".

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1329
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.12 21:38. Заголовок: Мелентьев Константин..


Мелентьев Константин пишет:

 цитата:
Получается, что скорее всего А.Д.Лищенко находился не на "Орджоникидзе", а на "Менжинском"?


Собственно, выбор не очень большой. Но и здесь возможны варианты.
Смотрим цитату: "В кильватерной колонне головным шел «Вирсайтис» с командиром группы, за ним гидрографическое судно «Азимут», транспорт «Вахур», тральщики «Клюз», «Волнорез», «Менжинский», «Орджоникидзе» и «Дзержинский»."
Не очень понятно, что делать флагманскому штурману дивизиона на шестом от головы строя (и на третьем от его конца) корабле. Поэтому, он вполне мог быть и на "Азимуте" (если, например, допустить, что навигационое оборудование "Азимута", как ГИСУ, было лучшим среди кораблей отряда). Т.е., надо искать списки погибших по кораблям.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 11
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.12 00:30. Заголовок: ркр065 пишет: Не оч..


ркр065 пишет:

 цитата:
Не очень понятно, что делать флагманскому штурману дивизиона на шестом от головы строя (и на третьем от его конца) корабле. Поэтому, он вполне мог быть и на "Азимуте" (если, например, допустить, что навигационое оборудование "Азимута", как ГИСУ, было лучшим среди кораблей отряда). Т.е., надо искать списки погибших по кораблям.

Уважаемый ркр065! Спасибо за внимание к моей теме. Я человек сугубо сухопутный, поэтому мне сложно судить о корабельном строе и порядке следования тральщиков в строю. Живу в Петербурге, поэтому не проблема наведаться в Российский государственный архив военно-морского флота, вопрос лишь в том, как могут называться подобные фонды, в которых могут быть указаны списки погибших по кораблям Балтийского Флота за указанный период?

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1333
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.12 09:06. Заголовок: Мелентьев Константин..


Мелентьев Константин пишет:

 цитата:
поэтому не проблема наведаться в Российский государственный архив военно-морского флота


Как указано на странице официального сайта РГА ВМФ:
"Архив хранит документы военно-морского флота России (конец XVII в. - 1940 г.)".
Документы периода ВОВ хранятся в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА). Что касается фондов, то такие донесения могут оказаться как в фондах вышестоящих штабов, так и в фондах и делах самих соединений (в данном случае 3-о див-на ТЩ).

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 12
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.12 12:14. Заголовок: Спасибо за информаци..


Спасибо за информацию, не знал, что архивы военно-морского флота периода Великой отечественной войны находятся в Гатчине.

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.12 21:14. Заголовок: В одном из списков б..


В одном из списков безвозвратных потерь на сайте ОБД "Мемориал" нашел с ошибкой в фамилии "ЛЕЩЕНКО Александр Дмитриевич" вместо "ЛИЩЕНКО Александр Дмитриевич" упоминание о том, что он служил на ТЩ №35 ОВР КБФ:


ТЩ №35 с 07.09.1941 и до потопления 22.11.1941 - это тральщик "Менжинский"!

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 14
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.12 22:03. Заголовок: Кстати, фраза "П..


Кстати, фраза "Погиб в бою 22 ноября 1941 г. Увековечен: г. Балтийск." означает, что в этом городе установлен какой-либо памятный знак, доска, плита и т.п. с именем погибшего моряка в списке или же говорит только о внесении в Книгу Памяти?

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 1336
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.12 12:11. Заголовок: Мелентьев Константин..


Мелентьев Константин пишет:

 цитата:
упоминание о том, что он служил на ТЩ №35 ОВР КБФ:


Судя по всему, это просто не вполне корректная запись. Он находился на ТЩ-35 в момент подрыва его на мине. А служил - штурманом 3-го див. ТЩ ОВР.
В любом случае, можно считать практически достоверно установленным, что с Ханко он действительно шел на ТЩ-35, на котором и погиб.
Вот сводная ведомость потерь л/с ОВР, где офицеры штаба дивизиона идут одним списком с личным составом ТЩ-35.



Ниже, привожу учетную карточку на военкома ТЩ-35 (который показан в верхнем списке), из которой видно, что ТЩ-35 и ТЩ "Менжинский" - это действительно один и тот же корабль.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 15
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.12 13:48. Заголовок: Уважаемый ркр065. С..


Уважаемый ркр065.
Спасибо за уточнения!

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.12 19:36. Заголовок: Последний штрих


И, наверное, последний штрих:

г. Балтийск, Обелиск морякам Охраны водного района (ОВРа)

Вечная память и слава Героям!

http://www.melentyev.ru/ - генеалогия родов Мелентьевы-Шатько-Ухтомские-Воронины-Быковы-Юлиус-Штукенберг-Лютер-Боткины-Эрдели Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 385
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет