On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Роберт
Капитан 1 ранга




Пост N: 286
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.11 20:45. Заголовок: Морские офицеры в разведке и контрразведке (продолжение)


Так и хочится вспомнить слова отца народов. Мы тут с товарищами посоветовались и решили (после множества постов в другой ветке на другую тему): быть все же новой ветке, несмотря на некоторые колебания. Не хотел, чтобы был заголовок длинным. Потому сразу же добавлю: тут будем писать и про масонов, а они часто служили в разведке или в контрразведке. Надеюсь на поддержку знатоков! Особо интересен, на мой взгляд, период незадолго после Великой войны. Но время покажет и Ваши посты в новой ветке! И так - семь футов под килем!
Роберт

Спасибо: 3 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


EFK
Вице-Адмирал




Пост N: 2152
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 15:46. Заголовок: kerbyol пишет: Стол..


kerbyol пишет:

 цитата:
Столько же особых заслуг ?



Для ответа на этот вопрос надо иметь некоторое представление о самом механизме представления гражданства во Франции. В т.ч. ходатайство каких ведомств при этом учитывалось.
В целом вопрос этот из разряда риторических ...

С уважением,

Спасибо: 2 
Профиль
Поручик
Поручик




Пост N: 46
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 18:14. Заголовок: Уважаемая Ольга! Воп..


Уважаемая Ольга!
Вопрос конечно немного не по теме дискуссии. Но не могли бы Вы посмотреть в базе данных получивших французское гражданство Мацкевича Василия. Накануне революции он был кадетом 2-го кадетского корпуса. В конце 30-х жил во Франции, Эльзас. Был женат на француженке.
С уважением,
П.


Спасибо: 0 
Профиль
Dirk
Адмирал




Пост N: 4286
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 19:07. Заголовок: Уважаемый господин П..


Уважаемый господин Поручик!
На форуме есть такая штука, как "личные сообщения" - Вы можете написать любому зарегистрированному пользователю, и никто не будет видеть вашей переписки. Так и надо поступать касаясь вопросов, не имеющих отношения к теме форума.

Mare per vitae! Спасибо: 2 
Профиль
Поручик
Поручик




Пост N: 47
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 19:21. Заголовок: Виноват! В дальнейш..


Виноват!
В дальнейшем буду придерживаться правил.

Спасибо: 2 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1571
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 23:07. Заголовок: EFK пишет: В т.ч. х..


EFK пишет:

 цитата:
В т.ч. ходатайство каких ведомств при этом учитывалось.





С уважением. Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 8057
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.12 16:59. Заголовок: Не вдаваясь в общую ..


Не вдаваясь в общую полемику о радости обладания французским гражданством:

БЭР Карл Яковлевич (...1887 – ...), подпоручик по Адмиралтейству (произведен из прапорщиков в СЗА в 1919 году). В офицерских чинах с 1915 года. Участник Великой войны. В качестве обер-офицера для поручений состоял при отделении ВМУ в Ревеле (контрразведка) в период второго наступления Северо-Западной армии на Петроград. Дальнейшая судьба неизвестна.

БЭР (БЕР) Николай Александрович (... – ...), прапорщик по Адмиралтейству. Участник Белого движения. В Северо-Западной армии на 12 июля 1919 года занимал должность обер-офицера для поручений при Ревельском отделении Морского управления СЗ фронта. Дальнейшая судьба неизвестна.


С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 4 
Профиль
kerbyol
Адмирал




Пост N: 1425
Откуда: Франция, Гранкан Мэзи
Рейтинг: 39
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.12 19:15. Заголовок: БЭР (БЕР) Николай Ал..


БЭР (БЕР) Николай Александрович :
По спискам А.В. Плотто : прапорщ., произ. в подпоруч. по-адм. 25.ХI.1919 со старш. 23.VIII.1917 (прик. Глав.-Ком. Северо.-Зап.-Арм.);
С уважением !

Спасибо: 2 
Профиль
aden13
Вице-Адмирал




Пост N: 3269
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 22
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.12 20:25. Заголовок: Автроилъ пишет: БЭР..


Автроилъ пишет:

 цитата:
БЭР Карл Яковлевич



Матрос 2-й статьи Карл Бер ВП № 1401 от 30.03.1915 произведен, по экзамену, в прапорщики по морской части. 04.04.1915 зачислен в Черноморский ФЭ. ВН ПС "Казарский".
Награды: Ст.3мб за отличное мужество и прекрасную распорядительность, проявленные в операциях флота 13-31 марта (15.05.1916, утв. 11.09.1916).
Род.11.10.1887, лютеранин

Думают люди в Ленинграде и Риме
Что смерть это то что бывает с другими
Что жизнь так и будет вертеть и вертеть колесо
А. Васильев

Кто-то ушел в мир иной
Все остальные в пути
В. Кристовский
Спасибо: 3 
Профиль
Тритон
Вице-Адмирал




Пост N: 855
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.12 21:34. Заголовок: Игорь Алабин пишет: ..


Игорь Алабин пишет:

 цитата:
Так по маленьку и вопрос возник.... Контрразведчик РИА в 1918 поступил на флот Франции...


На самом деле нет никакого вопроса. Меня несколько удивляет вывод, что если офицер служит в агентстве, то он обязательно контрразведчик. Тогда уж всех офицеров, служивших в агентстве надо в контрразведчики записывать. А они, на самом деле занимались каждый по поставкам по своей специальности. И Пашков во время войны разведкой не занимался. Вот Дмитриев - это другое дело. И во флот Франции он поступил не один - таких офицеров было с десяток, а может и больше (о двоих я на форуме ранее упоминал). На 24 ноября 1917 г: 3 офицера Военно-морского агенства во Франции и 5 офицеров посыльного судна "Злата" подали Дмитриеву 2 подписных листа с просьбой "исходатайствовать перед французским Морским Министерством о зачислении их на французскую службу, на случай заключения не обличенной законной властью русским правительством сепаратного мира с Германией." Дмитриев походатайствовал в Морском Министерстве Франции, офицеры написали прошения и через некоторое время их приняли на службу во флот. Кого на берегу, кого на корабли. И все бы было хорошо,но ... Французские законы разрешали брать иностранцев во флот только во время войны, и когда война в 1919 г. закончилась, их всех с флота выперли. Вот тут уж им пришлось несладко и они разбрелись кто куда. Например, инженер-механик капитан 2-го ранга Брунс подался к Колчаку, но не доплыл - умер по дороге. И никакого французского гражданства эти офицеры не получили.
Игорь Алабин пишет:

 цитата:
А кап. 2 мгновенно спрыгнул.... В 1918. И к французам. Кого пас тем и пригодился..


Вы по прежнему считаете, что он (и другие) спрыгнули? Да и французов он не пас - некогда ему было.
Роберт пишет:

 цитата:
Инженер-механик, контр-разведчик и даже выходит ... юрист... Не много ли скачков?


Я считаю, что нет. А в комиссию по "Аскольду" он скорее всего попал как штаб-офицер, находящийся во Франции. Где то что то у меня по этому было. Надо поискать.


Спасибо: 6 
Профиль
Dirk
Адмирал




Пост N: 4288
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.12 09:57. Заголовок: Завидую Вашему терпе..


Завидую Вашему терпению, уважаемый Тритон!

У меня лично пропадает всякое желание что-то обсуждать с человеком, когда он использует для суждения о других такие термины - "пас", "спрыгнул" и т.п., не понимая, чем действительно занимался человек, и судит всех с точки зрения "презумпции виновности".

Mare per vitae! Спасибо: 4 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 8059
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 13:50. Заголовок: Dirk пишет: ...и су..


Dirk пишет:

 цитата:
...и судит всех с точки зрения "презумпции виновности".



Вот, именно, что судит. Забывая напрочь о том, что историк должон завсегда оставаться беспристрастным.



С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 2 
Профиль
EFK
Вице-Адмирал




Пост N: 2158
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 13:53. Заголовок: Автроилъ пишет: Вот..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Вот, именно, что судит.



Давайте и мы его дружно осудим, а заодно и заклеймим ! Ведь суд истории и историков самый самый ....

С уважением,

Спасибо: 3 
Профиль
Роберт
Капитан 1 ранга




Пост N: 688
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 14:23. Заголовок: Уважаемые форумчане,..


Уважаемые форумчане,
Я конечно не участник в ваших российских разборках. Могу только поделится впечатлениями, если позволите: все это иногда со стороны очень похоже на "Разборки в ТЮЗ-е" (... чуть недоперепил!), о чем своими словами намекает ув. EFK.
И так, может все же суд повременим и продолжим по существу, не осуждая никого. Цитировать библию не стану, но припомню строку из песни Б. Окуджава: ... как мог, так и жил!
С уважением!
Роберт

Спасибо: 1 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1574
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 15:22. Заголовок: Dirk пишет: и судит..


Dirk пишет:

 цитата:
и судит всех с точки зрения "презумпции виновности".



Виноват! Больше не буду!

С уважением. Спасибо: 2 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 8060
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 15:39. Заголовок: Игорь Алабин пишет: ..


Игорь Алабин пишет:

 цитата:
Виноват! Больше не буду!



То-то же!

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 1 
Профиль
EFK
Вице-Адмирал




Пост N: 2159
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 16:04. Заголовок: Роберт пишет: Я кон..


Роберт пишет:

 цитата:
Я конечно не участник в ваших российских разборках



Вот таковы они и есть братья-славяне Кашу завариваем вместе, а рассхлебывать её опять доверяют нам

И тем не менее с полнейшим уважением ко всем героям и антигероям этой ветки,

Спасибо: 2 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 8061
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 16:24. Заголовок: aden13 пишет: Награ..


aden13 пишет:

 цитата:
Награды: Ст.3мб... (15.05.1916...)



Антон, простите за занудство. а чей приказ?

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
Профиль
Dirk
Адмирал




Пост N: 4298
: Старший флагман
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 16:36. Заголовок: Автроилъ пишет: Ант..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Антон, простите за занудство. а чей приказ?



А есть варианты?

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Всемилостивейше соизволил утвердить назначенные 15-го мая 1916 года командующим флотом Черного моря, за отличное мужество и прекрасную распорядительность, проявленные в операциях флота 13-31 марта сего года, награды нижеследующим лицам:
...прапорщикам по морской части: ...; Резникову, Беру, Самсонову, и прапорщику по механической части Макушкину – орд. Св. Станислава 3-й степ. с мечами и бантом

Mare per vitae! Спасибо: 2 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 8062
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 16:49. Заголовок: Dirk пишет: А есть..


` Dirk пишет:

 цитата:
А есть варианты?



Вот теперь вариантов нет.

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
Профиль
Роберт
Капитан 1 ранга




Пост N: 689
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.12 17:39. Заголовок: EFK пишет: Кашу зав..


EFK пишет:

 цитата:
Кашу завариваем вместе, а рассхлебывать её опять доверяют нам


Ничего не поделаеш, так уж пошло... Прийдется и мне покаятся...
С уважением!
Роберт

Спасибо: 2 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 8064
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.12 17:03. Заголовок: Роберт пишет: Прийд..


Роберт пишет:

 цитата:
Прийдется и мне покаятся...



Не согрешишь - не покаешься. Сладостно покаяние в грехе своём.

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 2 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1575
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.12 17:05. Заголовок: Тритон пишет: А в к..


Тритон пишет:

 цитата:
А в комиссию по "Аскольду" он скорее всего попал как штаб-офицер, находящийся во Франции. Где то что то у меня по этому было. Надо поискать.



Уважаемый Тритон! Был бы весьма признателен за информацию. Чтобы избавиться наконец то от догадок и фантазий. С искренним уважением.

С уважением. Спасибо: 1 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1576
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.12 17:10. Заголовок: Автроилъ пишет: Не ..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Не согрешишь - не покаешься.



Уважаемый Владимир Владимирович! Не согрешишь - не покаешься, а не покаешься - не спасёшься.

С уважением. Спасибо: 1 
Профиль
Роберт
Капитан 1 ранга




Пост N: 692
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.12 20:28. Заголовок: Автроилъ пишет: Не ..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Не согрешишь - не покаешься. Сладостно покаяние в грехе своём.


Само собой!
Игорь Алабин пишет:

 цитата:
Чтобы избавиться наконец то от догадок и фантазий.


Роберт

Спасибо: 2 
Профиль
ркр065
Вице-Адмирал




Пост N: 1488
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.12 21:34. Заголовок: Игорь Алабин пишет: ..


Игорь Алабин пишет:

 цитата:
Был бы весьма признателен за информацию. Чтобы избавиться наконец то от догадок и фантазий


Собственно, тут нет даже повода для фантазий. В состав судов особых комиссий назначались обычные строевые офицеры. Состав суда по каждому конкретному случаю объявлялся тем же приказом, в котором объявлялось о предании того или иного офицера или н/ч таковому суду. Т.е., типовой приказ включал следующие моменты:
Описание происшествия или проступка.
Решение начальника - "За такое .... предаю (чин/звание, фамилия) Суду Особой Комиссии по обвинению в деянии, предусмотренном ст. (ссылка на Закон).
В состав Суда Особой Комиссии назначаю ... (список назначенных офицеров).
Суду собраться (место, время).
Всё.
Т.к., корабль находился вне своего соединения (флота) в заграничном плавании, то в состав суда назначили бывших в этой самой загранице офицеров. Выбор был не очень велик

Спасибо: 4 
Профиль
АВЩ
Контр-Адмирал




Пост N: 2086
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.12 22:48. Заголовок: вдруг пригодится Аби..

Боевые на клотиках флаги
Свежий ветер солёный полощет,
Гордый символ зовущий к отваге!
И никто под их сенью не ропщет...
И.В. Франчук "Эскадра"
Спасибо: 2 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1577
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.12.12 15:40. Заголовок: "Большую роль в ..


"Большую роль в работе галлиполийских землячеств Чехии, в первую очередь Брно и Праги, играл капитан 1-го ранга Яков Иванович Подгорный. По сведениям в экспозиции музея «Третьего сопротивления» в Пшибраме, он участвовал в работе чехословацкого «филиала» кутеповской боевой организации.

После неудач, постигших сторонников «активизма», борьба переместилась в значительной мере в идеологическую и политическую сферу [ или на выбор ]. "Филиалом" кутеповской организации в Чехословакии руководил генерал-майор В. Г. Харжевский. Его помощником был капитан 1-го ранга Я. И. Подгорный".

Вопрос к форумчанам. Общие наброски его биографии всем известны. Интересует другой момент. Известно, что в мае 1945 кап. 1 Подгорный был арестован сотрудниками воен. контрразведки «Смерш» НКО СССР и этапирован в г. Москва. Умер в одной из московских тюрем. Дата смерти его конечно интересна. Но более интересно место его содержания в г. Москва. Тогда будет понятно какой интерес он представлял для органов гос. безопасности...

С уважением. Спасибо: 2 
Профиль
Роберт
Капитан 1 ранга




Пост N: 693
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.12 20:36. Заголовок: Уже несколько лет в ..


Уже несколько лет в Болгарии работает комиссия, которая вскрывает агентов госбезопасности, которые были вербованы до 1989. Среди них есть и разведчики и откровенные стукачи, ну и соответственно подаются сведения на тех, кто занимался вербовкой. Так вот среди последних оказался и Георгий - сын белоэмигранта и морского офицера Григория Горбатенко. Сын в деле вербовки весьма переуспел, многих влиятельных персон успел завербовать. Виртуоз, да и только! Тем, кто может быть не припоминают, кто такой Григорий Горбатенко, пишу: это капитан шхуны "Струма". Она везла евреев в Палестину. Была утоплена, по сведениям профессора Юргена Ровера, 24 февраля 1942 г. у Босфора торпедой Щ-213 (командир ст. л-т Денежко). Из экипажа и пассажеров уцелел один двадцатилетний Дейвид Столиар. Примечательно, что Георгий до недавнего верил, что "Струму" утопили германские торпедные катера.
С уважением!
Роберт

Спасибо: 3 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1578
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.12 20:57. Заголовок: Роберт пишет: Георг..


Роберт пишет:

 цитата:
Георгий до недавнего верил, что "Струму" утопили германские торпедные катера.



Ну разве мог Денежко утопить Горбатенко? Моё мнение - никак не мог. Это конечно субъективное мнение. Моё. Интересно, а что по этому поводу думают уважаемые Роберт, Автроил, Валерий-П, ЕФК и АВЩ? Ну это же явный нацистский след.

Кстати, а Георгий Горбатенко перестал верить когда умер?

С уважением. Спасибо: 1 
Профиль
Игорь Алабин
Старший лейтенант




Пост N: 1579
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.12 22:12. Заголовок: СТРУМА


"….Особую категорию пассажиров составляла большая группа членов молодежной сионистской организации «Бетар», в целях конспирации добиравшихся на «Струму» поодиночке, но сразу же объединившихся после отплытия.

Это были крепкие и решительные парни, прошедшие военно-спортивную подготовку в лагерях движения, которые направлялись в Палестину, чтобы вступить в Британскую армию и сражаться против гитлеровцев. Среди «бетаровцев» был и единственный выживший при потоплении «Струмы» - 19-летний Давид Столяр из Бухареста, ранее учившийся в Париже и сумевший выбраться из трудового лагеря в Румынии.

…Оно следовало под панамским флагом, к которому при транснациональном фрахте судов традиционно предъявляется меньше всего претензий. Кроме того, флаг нейтрального латиноамериканского государства должен был, согласно законам и обычаям войны, обеспечить «Струме» защиту в охваченной боевыми действиями акватории Черного моря. Жестокая ирония судьбы заключалась не только в том, что сражающиеся насмерть стороны плевать хотели на всякие «международные формальности», но и в том, что именно 12 декабря 1941 г. Панама объявила войну Германии и Италии (т.е. формально - и их союзникам Румынии и Болгарии). Находящееся в румынском фрахте судно с болгарским экипажем вышло в море под флагом противника…

Проблемы начались сразу же после выхода с рейда. Дряхлый двигатель отказал, и все попытки болгарского механика Дамяна Стоянова запустить его не увенчались успехом. Капитану пришлось при помощи флажкового семафора вызывать из Констанцы бригаду ремонтников на баркасе. Для оплаты труда последней пассажирам «Струмы» пришлось собрать несколько золотых колец и часов, т.к. «арматор» Панделис уже отбыл в Бухарест, а возвращаться в румынский порт для улаживание всех формальностей беженцам отнюдь не хотелось. В конечном итоге судно продолжило путь и после утомительного, но прошедшего относительно благополучно плавания по Черному морю у вечеру 14 декабря вошло в турецкие территориальные воды и достигло устья Босфора.

Здесь произошла встреча с плавающей миной – одной из множества сорванных осеннее-зимними штормами с минрепов и носившихся по черноморским просторам в эти дни. Сигнальщик «Струмы» вовремя заметил опасность, и судно, дав «полный назад», сумело избежать рокового столкновения. Однако после этого дизель снова заглох и, вопреки отчаянным усилиям экипажа, окончательно отказывался оживать. Чтобы не создавать опасной ситуации, дрейфуя без хода на оживленной морской трассе, капитан «Струмы» приказал отдать якорь и поднять сигнал об аварийной ситуации на борту.
Согласно режиму судоходства в турецких проливах, гражданские суда имели право свободного прохода через них; три предыдущих судна Панделиса проделали этот путь беспрепятственно.

Можно предположить, что дорожившее своим нейтралитетом правительство Турецкой республики не стало бы чинить препятствий и «Струме», имей она возможность продолжить путь. Более того, первые действия турецких пограничных властей свидетельствовали об их стремлении поскорее избавиться от «нежелательной» морской гостьи. На помощь «Струме» подошел сторожевой корабль службы Береговой охраны Турции (Sahil Guvenlik Komutanaligi); после коротких переговоров его командира с капитаном «Струмы», аварийное судно было взято на буксир и в ночь с 14 на 15 декабря отведено на рейд Стамбула. Турецкие власти обещали наутро прислать специалистов для ремонта дизеля. Людям, бежавшим из охваченной войной Восточной Европы, пока что представилась приятная возможность осмотреть живописную панораму сияющих огней ночного мегаполиса и слушать отдаленную музыку, долетавшую из увеселительных заведений на стамбульских набережных. Впрочем, на палубу разрешалось выходить только по сменам, в порядке строгой очередности: капитан Горбатенко опасался за остойчивость своего утлого судна, если бы все беженцы разом высыпали из трюмов.

Тем не менее, как рассказывала впоследствии Медея Саламович, настроение у всех было в эту ночь приподнятое, и будущее представлялось несчастным людям в самых радужных красках…
Утром 15 декабря 1941 г. на «Струму» прибыла бригада механиков турецкой Береговой охраны. Осмотрев вышедший из строя двигатель, они пришли к выводу, что восстановлению он не подлежит.

Начальник ремонтной партии, молодой военно-морской инженер, даже назвал дизель «музейным экспонатом», выказав отменное чувство юмора, вряд ли понятое пассажирами «Струмы» в их нынешнем положении. Так возникла «проблема «Струмы», в конечном итоге приведшая к трагедии 24 февраля 1942 г…

Капитан Горбатенко незамедлительно съехал на берег и известил о неприятностях стамбульского представителя фирмы «Турисмус Мондиаль» Георгиоса Литопулоса. Капитан потребовал, чтобы фирма выполнила свои обязательства и обеспечила ремонт «Струмы» или зафрахтовала новое судно. Однако Литопулос ответил, что не располагает средствами для найма нового судна, а ремонт «этого корыта» бесперспективен. Будучи по-своему честен, представитель «арматора» выдал сумму, необходимую для выплаты жалованья команде, и заявил, что наниматель считает ее обязанности выполненными. Вернувшись на судно, Горбатенко обрисовал ситуацию своим людям, и они приняли решение не покидать борт «до окончания плавания». Здесь нужно отметить, что поведение болгарских моряков, на протяжении эпопеи «Струмы» делавших все возможное для спасения пассажиров, с точки зрения морского кодекса чести было почти безупречным.

Турецкие власти больше не имели правовой возможности «спускать ситуацию на тормозах», и после нескольких дней томительной неизвестности 20 декабря «Струма» была официально поставлена в карантин. Для пресечения всех связей с берегом на круглосуточное дежурство возле судна встал катер Береговой охраны. Турецкие власти поставили в известность о случившемся посольства Великобритании (как страны, в подмандатную территорию которой направлялась «Струма») и Румынии (как страны фрахта). Общий смысл турецкой ноты был примерно таков: «Судно в столь плачевном состоянии мы в Мраморное море не выпустим. Решайте проблему сами, господа!»

Надо сказать, что сначала дипломаты продемонстрировали подлинно джентльменское отношение к судьбе 790 еврейских беженцев со «Струмы». Румынский консул (вероятно, Е. Михай) заявил, что больше не рассматривает находящихся на «Струме» как субъектов Румынии; таким образом, он фактически исключил возможность их депортации, означавшей неизбежную отправку в концлагеря. Британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессена 20 декабря направил в Форин-офис (МИД Великобритании) предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее – в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Если бы британская сторона вняла этому предложению, технически обеспечить транспорт 790 человек из Турции в Палестину не составило бы труда.

Турецкое правительство выразило готовность содействовать переправке пассажиров «Струмы» в Палестину по морю или по суше, если англичане согласятся принять их. Фактически для разрешения проблемы было достаточно внятного «да» из Форин-офиса. Однако британская дипломатия, в годы Второй мировой войны не раз пятнавшая свою репутацию пренебрежением к жизням людей, искавших у нее защиты, действовала в своих худших традициях…

По свидетельствам западных историков, министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден выразил «огорчение» позицией своего посла в Турции и тотчас заметил, что «в Палестине эти люди нам не нужны». Верховный комиссар в Палестине сэр Гарольд МакМайкл пошел еще дальше, лицемерно заявив, что многие беженцы со «Струмы» не являются «обладателями востребованных профессий» и потому будут «непродуктивным элементом населения». Кроме того, подчеркнул благородный сэр Гарольд, он должен «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев», а значит - не впустит никого.

Судьбу изгнанников со «Струмы» решила настороженность британской правящей верхушки масштабами роста еврейской иммиграции в Палестину, рука об руку с которой шла борьба за создание государства Израиль. Не желая терять свои нео-колониальные владения, «коварный Альбион» нередко препятствовал репатриации евреев даже в самые мрачные годы Второй мировой войны. Однако открытого отказа принять пассажиров с застрявшего на стамбульском рейде судна лондонская дипломатия долгое время не оглашала, повесив «дамоклов меч неизвестности» над их головами.
Тем временем положение на «Струме» катастрофически ухудшалось. Запасы провизии, взятой беженцами в дорогу, быстро иссякли.
…. Для привлечения к себе внимания общественности и прессы беженцы изготовили из простыней и вывесили на бортах «Струмы» плакаты с международным сигналом бедствия «SOS» и призывами: «Помогите нам!» на английском, турецком языках и на иврите.

….Новый 1942-й год был отмечен бурно, с уничтожением всех нашедшихся на борту запасов алкоголя; очевидно, самым частым пожеланием, звучавшим тогда, было: «Дай Бог добраться в Эрец-Исраэль!» Медея Саламович свидетельствует, что, поздравляя пассажиров, капитан Горбатенко сказал им от имени команды: "Даю слово, что мы будем с вами до конца и сделаем все, чтобы вы добрались до этой Палестины!"

О судьбе еврейских беженцев, запертых на рейде Стамбула, с сочувствием писали не только в местной прессе, но и в ведущих мировых газетах (в частности, в «Нью-Йорк Таймс»). В Палестине еврейские общественные организации провели несколько массовых манифестаций, требуя от британских властей предоставления пассажирам «Струмы» въездных виз. В Турции также нашлись организации и частные лица, готовые по мере сил помочь беженцам. Турецкое отделение «Красного полумесяца» при финансовой помощи иудейской общины наладило доставку на «Струму» продовольствия (в основном помощь состояла из сухарей, порошкового молока, бобов, риса и питьевой воды), медикаментов (по запросам, составлявшимся медиками на борту) и угля для топки плит на камбузе.

Ответственным за поставки был назначен чиновник еврейского происхождения Симон Брод. «Красный полумесяц» также организовал полулегальную эвакуацию в больницы на берегу нескольких тяжело заболевших детей и Медеи Саламович, у которой критически осложнилось течение беременности. Экипаж катера турецкой Береговой охраны, с которым у обитателей «Струмы» успели установиться человеческие отношения, не стал препятствовать вывозу больных; после этого катер был сменен. Медея Саламович, потерявшая из-за тяжелой болезни ребенка, а мужа – на «Струме», тем не менее, нашла в себе силы впоследствии добраться в Палестину и рассказать о трагедии. К сожалению, с ее уходом с судна сильно оскудевают данные о происходившем на борту:

Давид Столяр, единственный выживший при крушении, крайне лаконичен в своих воспоминаниях. В январе 1942 г. судно было разрешено покинуть также пятерым пассажирам, имевшим старые британские визы. Директор турецкого представительства англо-американской нефтяной компании "Сокони Вакуум Ойл" Арчибальд Уокер сумел добиться въездных виз для своего бывшего коллеги из Румынии Александра Сегала, его жены и ребенка.

Под влиянием общественного мнения, британский Форин-офис 16 февраля 1942 г. вроде бы тоже сделал шаг навстречу беженцам. Посол Хью Начбулл-Хьюджессен заявил, что, «к сожалению, по соображениям безопасности запрет не может быть снят, но дети в возрасте от 11 до 16 лет со «Струмы» могут быть впущены в Палестину». Однако эта добрая весть оказалась удивительно бесплодной. На следующий день официальный представитель британского МИД поспешил выразить сомнение в ее целесообразности. «Рассматривается ли возможность того, что взрослые сами не позволят своим детям уйти?» - вопросил он. Западные авторы полагают, что у британских властей попросту не нашлось свободного корабля, чтобы послать его за детьми со «Струмы».

Тем временем терпение турецкого правительства, опасавшегося осложнения отношений с Гитлером, иссякало. Оно в ультимативной форме потребовало от Великобритании согласия или отказа на транспортировку беженцев в Палестину. После того, как вразумительного ответа не последовало в течение нескольких дней, турецкая сторона решила выпроводить «Струму» обратно в Черное море. Все историки, впоследствии выяснявшие обстоятельства принятия этого решения, как правило, сталкивались с пресловутым «принципом пирамиды»: вышестоящие турецкие инстанции ссылались на «инициативу снизу», а нижестоящие – на «приказ сверху». Так или иначе, но в том, чтобы «Струма» исчезла из территориальных вод Турции, в феврале 1942 г. были заинтересованы очень многие должностные лица страны…

23 февраля 1942 г. к «Струме» подошли несколько моторных баркасов с 150-ю военнослужащими Береговой охраны и Жандармерии (Jandarma) Турции (по другим данным, их было около 200). Закинув на борт судна веревочные трапы с «кошками», вооруженные винтовками с отомкнутыми штыками десантники начали взбираться на палубу. По воспоминаниям Давида Столяра, пассажирам стало ясно, что это начало конца. Женщины и дети плакали, старики молились. «Бетаровцы», среди которых был и Столяр, образовав «живую цепь», оказали турецким военнослужащим отчаянное сопротивление. Им удалось столкнуть передних штурмующих в воду, в возникшей свалке несколько человек с обеих сторон получили незначительные травмы. Впрочем, противодействие «бетаровцев» было вскоре сломлено, несколько из них – схвачены, остальные укрылись среди пассажиров. Следует отдать должное туркам: при захвате «Струмы» они не применяли оружие.

Несколько прозвучавших выстрелов были произведены в воздух капитаном судна и его помощником из личных револьверов, чтобы навести порядок среди впавших в панику людей. Турецкие офицеры тотчас конфисковали оба револьвера. После того, как «Струма» перешла в руки десантников, они загнали беженцев в трюмы, а экипаж – в рубку, обрубили якорный канат и приняли тросы с подошедшего буксирного корабля Береговой охраны «Алемдар». На буксире судно вывели из пролива Босфор, после чего турецкие военнослужащие перешли на «Алемдар», и он отошел от «Струмы», оставив ее на произвол волн, течения и воюющих сторон.

Арестованные «бетаровцы», по некоторым данным, были также уведены на «Алемдар» и позднее оказались в турецкой тюрьме «за сопротивление властям». К сожалению, не удалось обнаружить информации о том, когда эти храбрые парни были освобождены и куда после этого направились. Логично предположить, что они приняли активное участие в борьбе за провозглашение и защиту независимости Израиля и, возможно, погибли в боях, чем и объясняется отсутствие их свидетельств. Всего до 24 февраля 1942 г. «Струму» покинули примерно 20 беженцев. На момент гибели на ее борту находились 103 ребенка, 269 женщин и 417 мужчин, включая болгарских моряков.

Лишенная хода «Струма» до утра 24 февраля беспомощно дрейфовала вдоль побережья европейской части Турции. Можно только предположить, какое отчаяние владело в эти часы людьми, теснившимися в ее переполненных трюмах. Перспектива быть выброшенными течением на болгарский берег не означала спасения. Несмотря на то, что царь Болгарии Борис III и правительство страны сумели спасти от «холокоста» всех болгарских евреев (ограничившись их поражением в правах и трудовой повинностью), на «лиц иудейского происхождения», не имевших болгарского подданства, это благородство не распространялось.

Беженцы со «Струмы» не могли не знать об участи своих соплеменников из оккупированной болгарскими войсками Македонии, депортированных в нацистские концлагеря… Григор Горбатенко и большая часть его людей почти все время находились в машинном отделении, тщетно пытаясь «оживить» дизель. Вероятно, в случае успеха, капитан «Струмы» рассчитывал повторить попытку прохода через турецкие проливы. Однако его планы, как и последние часы мужественного экипажа и пассажиров «Струмы», скорее всего, останутся навсегда окутаны тайной. Достоверно можно говорить лишь о том, что утром 24 февраля 1942 г. у европейского побережья Турции пролег путь еще одного капитана с украинской фамилией – командира подводной лодки Щ-213 советского Черноморского флота (ЧФ) Д. М. Денежко...".




С уважением. Спасибо: 2 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 66
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет