On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
ursus



Пост N: 405
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 21:53. Заголовок: МОРЯКИ писатели и писатели Маринисты (продолжение)


МОРЯКИ писатели (VII)
и писатели Маринисты





С уважением,..

"Вера и Верность!"

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 38 , стр: 1 2 All [только новые]


ABP_TOR
Контр-Адмирал




Пост N: 1144
: Корпуса Морской Артиллерии
Откуда: Украина, Славянск
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 09:07. Заголовок: ursus пишет: ЛУХМАН..


ursus пишет:

 цитата:
ЛУХМАНОВ, Дмитрий Афанасьевич


Дополню, Лухманов один из моих любимых авторов подросткового периода, а вариант биографии предложенный выше помимо краткости, имеет неточности
ЛУХМАНОВ Дмитрий Афанасьевич
1867 -1946

1877 - отдан в 3-ю московскую военную гимназию 3-й кадетский Императора Александра III корпус)
10.09.1882 - отчислен из корпуса, имея желание поступить в мореходные классы спровоцировал свое отчисление
09. 1882 - зачислен во 2-й класс Керченских мореходных классов
03.1884 -по окончании учебы, поскольку к выпускному экзамену по малолетству допущен не был (так как диплом выдавался по достижении 21 года), поступил учеником без содержания на пароход "Николаос Вальяно".
В Генуе поступил матросом 2-го класса на итальянский бриг "Озама" (Ozama, с которого сбежал в Сан-Доминго (Гаити) на американскую шхуну "Гарри Уайт".
23.12.1884 поступил матросом на американский барк "Самуэл Д. Карлтон"
24.06. 1885 г . в Сиднее был принят матросом 1-го класса на австрийский полуклипер "Армида", с которого, по прибытии в Гринок расчитался
20.02.1886 -приехал в Петербург к матери.
04. 1886-сдав экзамен на штурмана каботажного плавания в Петербургских мореходных классах получил свидетельство об окончании курса
06.1886 принят вторым помощником парохода "Колорадо" пароходства А.А. Зевеке на Волге
весной 1887 - в Астрахани принят и.о. второго помощника и суперкарго паровой шхуны "Великий князь Михаил" общества "Кавказ и Меркурий" на Каспии
летом 1887 -переведен третьим помощником на наливной пароход "Александр Жандр"
в апреле 1888 г. получил в Петербурге свидетельство штурмана каботажного плавания, которое в августе того же года подлежало обмену на диплом, и был назначен вторым помощником парохода "Князь Барятинский"
05.1889 назначен старшим помощником на винтовую товаро-пассажирскую шхуну "Армянин", награжден персидским орденом "Льва и Солнца" за перевозку в Энзели персидского посольства и в том же году переведен старшим помощником на пароход "Великий князь Константин"
в октябре 1890 -переведен старшим помощником на пароход "Князь Барятинский"
летом 1891 г. ввиду не сложившихся отношений с капитаном подал рапорт о болезни и оставлен на берегу, по "выздоровлении" назначен старшим помощником парохода "Тамара", после двух рейсов переведен на паровую шхуну "Великий князь Михаил" предназначенную для буксировки баржи "Чарджуй"
02, 1892 уволился из общества "Кавказ и Меркурий" перешел капитаном частного парохода "Англичанин" (владельцы Термикаельянц и Лехно) на линии Баку -Сальяны
с конца апреля 1892 по середину ноября 1893 г. служил старшим помощником на частных пароходах "Мерв", "Эвелина" и наливном пароходе "Вера".
Зимой 1894 принят боцманом на наливной пароход "Будда" общества Нобеля.
07.1894 переведен помощником наливного парохода "Пирогов".
В мае 1895 г., получив предложение о Амурского общества пароходства и торговли, выехал в Благовещенск. По прибытии направлен в командировку в Нагасаки, где находилс до марта 1896 г.
С открытием навигации назначен капитаном парохода "Иван Вышнеградский", которым командовал до августа, когда был назначен начальником экспедиции для обследования реки Сунгари на пароход "Святой Иннокентий".. По возвращении из экспедиции, в середине октября , принял вновь пароход "Иван Вышнеградский", потавленный на зимовку в Имане.
17.02. 1897 получил расчет в АОПИТ и вскоре был назначен старшим командиром Амурско -Уссурийской казачьей флотилии и, одновременно, командиром парохода "Атаман".
В 1901 г. перешел на службу в водный округ путей сообщения командиром парохода "Амур".
В октябре-ноябре 1901 г. выполнив рейс в качестве временного помощника на пароходе "Маньчжурия" Восточно-Азиатского общества по маршруту Владивосток-Одесса, вернулся в Петербург.
В 1902 г. назначен помощником начальника торгового порта в Петровск (Махачкала).
В 1903 г. родилась дочь Ксения.
В 1904 г. родился сын Николай.
Сдал экзамен и получил диплом капитана
В мае 1908 г. назначен командиром учебного парусного корабля "Великая княжна Мария Николаевна" Главного управления торгового мореплавания.
В 1910 г. назначен помощником начальника порта Мариуполь
В 1912 -1917 гг. - морской агент Доброфлота в Нагасаки.
В 1917 г., во Владивостоке, избран директором-распорядителем Доброфлота.
С 1920 -член компартии.
В 1924 г. назначен начальником Ленинградского морского техникума.
29.05.1926-12.01.1927- капитан учебного парусника "Товарищ", совершил плавание в из Мурманска в Аргентину.
По возвращении из Аргентины в начале 1927 г. вновь приступил к руководству Ленинградским морским техникумом.
Герой Труда..
С 1933г. директор Потийского морского техникума.
В 1936 г. капитан парохода "Транссбалт", на котором совершил плавание в Испанию.
В 1937 (?) арестован. Также арестованы жена -Вера Николаевна , сын Николай, дочь Ксения и зять Григорий Гольдберг. Николай расстрелян, остальные освобождены в 1939 г.
В 1941 г. капитан-навигатор морской инспекции Наркомата Морского Флота СССР.

Библиография основных произведений Д.А. Лухманова.
Морские рассказы. - Петровск: тип. А.М. Михайлова, 1903.
Руководство по морской практике.- СПб.: Имп. об-во судоходства,1908.
На суше и на море (стихотворения).-Мариуполь: тип. бр. Э. и А. Гольдрин,1911.
О добровольном флоте.- Нагасаки: Угаи, 1917.
Тоннаж. Краткое руководство для капитанов судов, морагентов и других и других лиц, имеющих дело с фрахтованием и нагрузкой.- М.: Изд. Добровольного флота,1923.
Нам нужны не только военные, но и торговые корабли. - Л.: Ред. изд. ВМС РККФ,1926.
Под парусами через океаны. Первое советское заокеанское плавание на парусном судне "Товарищ".- Л.:Изд-во П.П. Сойкина, 1928.
На палубе (Рассказы и очерки из жизни моряков торгового флота). - М.-Л.: Гос. изд-во,1928.
20000 миль под парусами. - М.: Молодая гвардия, 1931.
Штурман дальнего плавания. - М.: Молодая гвардия, 1931.
Соленый ветер.- М.: Молодая гвардия,1933.
Соленый ветер.- М.: Детгиз,1934.
Соленый ветер.- М.: Детгиз,1935.
20000 миль под парусами. - М.-Л.: Детиздат, 1936.
На палубе (из воспоминаний старого моряка). - М.: Советский писатель, 1938.
На капитанском мостике. - Хабаровск: Дальневосточное гос. изд-во, 1941.
Парусные суда (Краткий исторический очерк). - М.Л.: Военмориздат, 1941.
Вооружение парусно-моторных судов. - М.: Морской транспорт, 1943.
Морская практика для юнг. - М.: Морской транспорт, 1943.
Памятка по судовому малярному делу. - М.: Морской транспорт, 1943.
Советы старого капитана молодым морякам. - М.: Морской транспорт, 1943.
Матрос 1 и 2 класса. - М.: Морской транспорт, 1945.
Соленый ветер.- М.: Воениздат,1946.
Под парусами (Воспоминания капитана). - М.: Молодая гвардия, 1948.
Соленый ветер (Жизнь моряка).- М.: Морской транспорт,1958.

Ко всему прочему, Д.А. Лухманов послужил прототипом для двух литературных персонажей - капитана Ликтанова из рассказа И. Ефремова «Катти Сарк» и знаменитого капитана Врунгеля.


Спасибо: 1 
Профиль
Юрген
Вице-Адмирал




Пост N: 1225
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 10:29. Заголовок: Думаю вполне заслужи..


Думаю вполне заслуживает включение в перечень и этот генерал береговой службы. И книги прекрасные и воевал очень достойно.

С уважением Ю.

Спасибо: 1 
Профиль
ursus



Пост N: 647
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 12:04. Заголовок: ABP_TOR О Д.А.ЛУХМ..


ABP_TOR

О Д.А.ЛУХМАНОВЕ

Спасибо, ув. ABP_TOR,
за развернутую справку о любимом Вами писателе-моряке,
подробную библиографию и существенные дополнения.

Личность Лухманова - яркая и интересная, "Сеть" изобилует многочисленными версиями его биографии, напоминающей авантюрный роман...
По этой причине, первоначально, у меня не было замысла приводить "на ветке" подробные сведения об этом писателе-моряке, но, конечно, Вы правы, Д.А.Лухманов достоин особого внимания: прекрасный моряк и писатель талантливый.

К сожалению, дополнения, приведенные Вами выше, также имеют лакуны и искажения...

Из уважения к памяти Лухманова, проясним основные факты:

Точные даты жизни -
7 сентября (26 августа) 1867 г. - 18 июля 1946 г
.

1904 -1908 г.г. помощник начальника порта Пернов (Пярну).
1912-1916 г.г. - агент Добровольного флота в Гонконге,
1916-1917 г.г. - в Нагасаки.
1929 год - защита диссертации "Проект парусно-моторного учебного корабля";
получение Высшего (Ллойдовского) диплома.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Мелкие погрешности не оговариваю, их много, а уточнения легко отыскать в книгах и опубликованных биографиях Лухманова.

Вообще-то, официальные должности в судьбе "искателя приключений"- Лухманова зачастую "возникали" спонтанно и также неожиданно "исчезали". Свежий морской ветер перемен так часто "перелистывал страницы его биографии", что она легко обрастала легендами, мифами и досадными неточностями...

Показателен эпизод в мае 1926 г. с назначением Лухманова на парусник "Товарищ".

В 1924 г. четырехмачтовый барк, получивший имя «Товарищ», совершил в английский порт Талбот первый поход в качестве учебного судна. На его борту было 60 воспитанников Ленинградского морского техникума. Как свидетельствуют очевидцы и подтверждает английский историк Г. Андерхилл, капитан по приходе в порт Талбот позорно покинул судно, и даже полиция не могла его разыскать.

На обратном пути судно, загруженное углем, вел старший помощник
С. Никитин. Команда в целом показала себя с наилучшей стороны, поэтому в следующий раз разрешено было организовать дальний рейс в шведский порт Лизекиль, а оттуда, грузом диабаза в аргентинский порт Росарио. Но начало этого рейса под командованием второго капитана оказалось чрезвычайно неудачным. В Северном море начались тяжелейшие штормы, за две с половиной недели совершенно измотавшие команду. Судно снесло далеко на север, и на семнадцатые сутки, после начала рейса потерявший в себя веру капитан вынужден был укрыть судно в норвежском порту Вардё, откуда «Товарищ» был переведен в Мурманск.
Здесь на судно прибыл Д. А. Лухманов , временно оставивший обязанности Директора Ленинградского морского техникума для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу: вернуть судно в «боевую» готовность, обеспечить океанский переход. Поднявшись на палубу «Товарища», опытный капитан отчетливо осознал, что с имеющейся командой можно плавать сколь угодно далеко. Необходимы только по-настоящему морская организация судовой жизни, дисциплина и регулярные тренировки. Паруснику, изрядно потерпевшему в схватке со стихией, нужен был небольшой ремонт.
За сутки была закончена процедура передачи дел, и, как только его предшественник отбыл в сторону берега, Д. А. Лухманов приступил к реализации намеченного.

В море парусник «Товарищ» с грузом на борту вышел 29 июня 1926 г. путь его лежал в аргентинский порт Росарио, но по пути судно зашло в Саутгемптон на ремонт, где простояло с 1 августа по 18 сентября.

После окончания ремонта «Товарищ» продолжил рейс в Южную Америку затратив на переход 97 суток, включая посещение о. Мадейра и остановки в океане с целью проведения тренировок, связанных со спуском шлюпок на воду. В порт Монтевидео (Уругвай) судно прибыло 25 декабря 1926 г. Дальнейший путь по рекам Ла-Плата и Парана был пройден на буксире. Торжественными были встречи, оказанные «Товарищу» в портах Уругвая и Аргентины. Как пишет Евг. Шуан в книге «В Аргентину на паруснике» (Ленинград, 1928), специально созданный Общественный комитет по организации встречи совет моряков выпустил листовку с таким текстом:
«В первый раз придет в наши воды корабль рабочей России. «Товарищ» на нашем языке означает друг — таково имя корабля, который прибудет в порт Росарио. На нем развевается новое знамя интернационального пролетариата — официальный герб России рабочих и беднейшего крестьянства. Рабочие Росарио! Достойно встретим советский корабль!»
Завершив заходы в Монтевидео, Росарио и Буэнос-Айрес «Товарищ» с грузом ценного, необыкновенной прочности квебрахового дерева взял курс на родину.
Д. А. Лухманов , сумевший привести судно в образцовое состояние, сформировать отменный экипаж, получил разрешение вернуться к своей основной работе в техникуме.
В командование судном вступил бывший старший помощник капитана Э. И. Фрейман.
В Ленинград «Товарищ» прибыл 26 июля 1927г . Океанская часть перехода (до Английского канала) на этот раз была завершена на за 74 дня достаточно хороший показатель для учебного судна... "

Благодарю ув. ABP_TOR'а
за повод подробнее познакомиться с неординароной судьбой знаменитого "морского волка".
Ждем Ваших новых интересных справок и дополнений


С уважением,..

"Вера и Верность!"

Спасибо: 1 
Профиль
NORD
Адмирал




Пост N: 287
Откуда: Россия, Архангельск
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 12:50. Заголовок: Для уточнения ремонт..


Для уточнения ремонта парусника ТОВАРИЩ в Мурманском порту. Часть оборудования и такелажа была взята с парусника КАТАНГА, только тогда ТОВАРИЩ вышел из Мурманского порта.

NORD Спасибо: 0 
Профиль
ursus



Пост N: 648
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 13:18. Заголовок: Флота лейтенант- авг..


Флота лейтенант- авг. поэт

К.Р.



Вел.Кн. Константин Константинович (РОМАНОВ)
(10(22)08.1858, Стрельна, Спб губ.-02.(15).1915, Павловск)
похор. Спб, Петроп собор, царск. усыплц.
Внук Николая I, двоюродный дядя Николая II,
сын Вел.Князя. Конст Никлолаевича,
Управляющего флотом и морским ведомством.
Флота лейтенант.
поэт, переводчик, дараматург

Ж.: (с 1884 г.) принцесса Елизавета Саксен-Альтенбургская;
8 детей.
Получил домашнее образование
(среди его учителей - С.М.Соловьев,К.Н.Бестужев-Рюмин,
для собеседований по истории приглашался Ф.М.Достоевский).
С детства готовился к службе на флоте;
летом 1870 г. совершил плавание в уч. эскадре Морского уч-ща по Балт морю на фрегате "Громобой"(под личной опекой контр-адмирала В.А.Римского-Корсакова).
В 1876 г. в чине мичмана участвовал в воен. действиях против турецк флота на Дунае, близ Силистрии, отличился в бою,
нагр. орд. Св.Георг. 4й ст.
1878 произведен в лейтенанты.
К своему 20-летию пожалован во флигель-адъютанты.
с 1901 г. ген-адъют Государя
сент 1880-янв 1882 ходил по Средиземному морю на корабле "Герцог Эдинбургский",
с корабля был списан по болезни;
вернувшись в Россию, перешел в сухопутное ведомство.
с авг. 1882 г. Л-Гв. штабс-капитан; 7мь лет командовал ротой Л.-Гв Измайловского полка,
с 1887 г. капитан.
1891 г. полковник, ком-р Л-Гв Преображенского полка;
1894 ген-маиор,
1900 ген от инфантерии;
с 1910 ген- инспектор военно-уч. заведений.
Службу в армии сочетал с гражд. службой:
с мая 1889 президент Петерб. АН
При КР в Отд. рус.яз. и словесности был учрежден
"Разряд изящной словесности".
1914 г. отыхал с женой в Германии,
был интернирован как пленный офицер.
Другим тяжелым ударом стала гибель на германском фронте
сына - Олега (1892-1915).
Эти события усугубили заболевание сердца и ускорили кончину КР.

Основные воззрения и стремления поэта всего ярче выражены в стихах («Я баловень судьбы»):

Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь.
Для этой высокой цели он избирает иной путь:
Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки,
И радуют счастливого душой!

Первые публикации:
1882, журнал "Рус.Вест", "Вестник Европы", отдельные стихи.
"Стихотворения КР"1886, СПб
Осн. сочинения:
Стихотворения. 1879—1912. Т. 1—3. СПб., 1913—15;
Избр. лирич. стихотворения. С биографией и портретом.
П., 1915 (три изд.);
Полн. собр соч. / Под ред. и с предисл. А. А. Геринга. Т. 1—3.
Париж, 1965—67 (750 экз.);
Избранное. М., 1991;
Стихотворения. М., 1991; [Стихи] // Поэты 1880—90;
Песни рус. поэтов. Т. 2. Л., 1989 (БПбс);
Из дневника Константина Романова. 1904—1906 / Публ. Н. Лапина // Красный архив. 1930. Т. 6; 1931. Т. 1—


Справа налево: Великий князь Константин Константинович и его жена Елизавета Маврикиевна. Их дети: Иоанн, Гавриил, Татиана, Константин, Олег и Игорь. Конец 90-х годов 19-го века

Об августейшем поэте и о его криптониме КР

"Он был высокообразованным человеком и поэтом, его стихи высоко ценились российской публикой. Он подписывался инициалами «К. Р.»; этот псевдоним вызывал уважение у российских рецензентов. Жизнь его протекала мирно и патриархально. К концу жизни он достиг скромного поста заведующего военными училищами. Здесь он показал кое-какие способности к руководству. Он всегда держался в стороне от Большого двора, где не было никого, кто разделял бы его взгляды и вкусы"
( по кн.: Мосолов А.А. При дворе последнего царя. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006).




С уважением,..

"Вера и Верность!"

Спасибо: 0 
Профиль
ursus



Пост N: 649
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 14:35. Заголовок: Полярный мореплавате..


Полярный мореплаватель, ученый.

ШМИДТ О́тто Ю́льевич
(18 (30) сентября 1891, Могилёв — 7 сентября 1956)
участник морских полярных походов, автор научных трудов.
сов. математик, астроном, исследователь Севера,
академик Академии наук Советского Союза c 1935 года
(член Украинской Академии наук с 1934,
член-корреспондент АН СССР с 1933),
Герой Советского Союза (1937).
Предки Шмидта, по отцовской линии, из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, по материнской — латыши с по фамилии Эрглис.
В детстве Ш. работал в лавке письменных принадлежностей в Белоруссии. Деньги на обучение одарённого мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки -Фрициса Эрглиса (интересно, что буквально неподалёку от родного хутора Отто Юльевича находятся «Биркинели» — усадьба, где прошла часть детства Райниса, одного из известнейших латышских поэтов).

Основатель и зав. кафедрой высшей алгебры (1929—1949)
физико-математического / механико-математического факультета МГУ.
Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Труды по высшей алгебре (теории групп).
В 1929-34 гг. был нач-ком 4ех научно-исследов арктич экспедиции на судах, которыми командовал В. И. Воронин.
В 1929 г. руководил на ледокольном пароходе "Г. Седов" экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца-Иосифа, организовала на о. Гукера постоянную научно-исследовательскую станцию, исследовала северную часть Земли Франца-Иосифа.
В 1930 г. плавал на "Г. Седове", причем в северной части Карского моря были открыты о-ва Визе, Исаченко, Воронина и Шмидта.
В 1932 г. на ледокольном пароходе "Сибиряков" впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера, причем в Карском море, среди о-нов Арктического Института, был открыт о. Сидорова.
В 1933 г. перешел па пароходе "Челюскин" из Ленинграда через Северный Ледовитый океан к м. Сердце-Камень (у северо-восточного берега Чукотского п-ова).
Отсюда (1 октября 1933 г.) начался ледовый дрейф "Челюскина", закончившийся (13 февраля 1934 г.) гибелью парохода.
Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий "Лагерь челюскинцев".
Правительственная комиссия (под председательством В. В. Куйбышева) к 13 апр закончила спасение всех челюскинцев, главным образом па самолетах, причем заболевший О. Ю. Шмидт по приказанию комиссии был вывезен 11 апр 1934 г.
В 1937 г. руководил воздушной экспедицией на Северный полюс, которая организовала дрейфующую станцию "Северный полюс" (под нач. И. Д. Папанина); по возвращении награжден - вместе с 7-ю другими участниками экспедиции - званием Героя Советского Союза.
С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года был вице-президентом АН СССР.
Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-42).
В конце 40-х годов создал новую теорию возникновения планет и их спутников ("Четыре лекции о теории происхождения Земли", издание 2-е, 1950).

С уважением,..

"Вера и Верность!"



Спасибо: 0 
Профиль
ursus



Пост N: 650
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 14:51. Заголовок: Моряк-исследователь ..


Моряк-исследователь

ШОКАЛЬСКИЙ Юлий Михайлович
(1856-1940)
Генерал-лейтенант КФШ (1912), автор науч. трудов, библиотекарь.
Ученый-океанограф, географ и картограф, офицер флота.
Президент Русского Географического общества с 1914 г.,
член-корр и почетн академик (1939),
почетн член-корр Королевского географ общ-ва в Лондоне (1904),
поч сотрудник Гл гидрографич упр-я (1912).
Ок. Морское училище гардемарином в 1877 г.,
через год произведен в чин мичмана и сразу же поступил на учебу в Никол Морскую академию.
По окончании гидрографич отдела по 1-му разряду (1880)
приступил к научной работе в области географии.
Исследовательские интересы Ю.М. Шокальского по преимуществу сосредоточились на физической географии, океанографии, метеорологии, лимнологии, гидрографии и картографии.
Свою первую научную работу он посвятил метеорологическим и гидрологическим наблюдениям на кораблях Российского флота;
в 1882 г. "Морской сборник" напечатал его первую публикацию - доклад в Русском географич обществе "О предсказаниях вероятной погоды и штормов".
В 1881-1882 гг. зав отделом морской метрологии Гл геофизич обсерватории и Гл гидрографич упр-я.
С 1883 г. начал преподавательскую деятельность в Морском училище (МК) по навигации, математике и физической географии,
позже -в Николаевской Морской академии.
В 1910 г. ген-майору Ю.М. Шокальскому присвоено звание ординарного профессора академии. Одновременно занимал должности библиотекаря Морского министерства (1887-1907) и
зав метеорологич частью Гл гидрографич упр-я (1907-1912).
Курсы лекций Шокальский читал в Офицерском штурманском классе, СПб ун-те. Педагогич и Географич институтах. Ему было присуждено звание заслуж профессора по физической географии, метеорологии и океанографии.
В 1907 г. назначен членом комиссии при библиотеке Морского министерств по кораблевождению.
Шокальский был деятельным членом РГО, где проходила значительная часть его научной работы. Последовательно занимал должности секретаря комиссии по организации наблюдений над распределением силы тяжести в России, секретаря, помощника председательствующего и председательствующего в Отделении физической географии, председателя (президента) общества. Возглавив образованную при обществе Гипсометрическую комиссию, он возглавил работы по составлению и улучшению гипсометрических карт Европейской России, разработал методику картографических работ и применил при исчислении поверхности России.
К началу 20-х гг. XX столетия Ю.М. Шокальским было написано более 400 научных работ, в основном по проблемам гидрологии, лимнологии и океанографии.
Только журнал "Морской сборник" опубликовал свыше 300 его статей, причем ежегодно печаталось от 12 (1900) до 32 (1905).

Шокальский несколько лет редактировал отдел библиографии журнала в области гидрографии, метеорологии, магнетизма, лоции и маячного дела, географических экспедиций.
Капитальный труд "Исчисление площади бассейнов и административных подразделений Азиатской России" с картой бассейнов в масштабе 100 верст в дюйме (1903) был удостоен первых премий Российской и Парижской академий наук.
Ш. предложил способ наблюдения плавучих льдов в морях для гидрометеорологических станций и маяков.
Под редакцией Шокальского и Б.Ю. Петри был издан "Большой всемирный настольный атлас", включавший 62 главных и 160 добавочных карт и выдержавший .три выпуска.
В своем самом фундаментальном труде "Океанография" (1917) Ш. впервые в России систематизировал многолетние наблюдения и теоретически обосновал причинную связь явлений в мировом океане, доказал необходимость изучения в единстве морской гидрологии и метеорологии. Работа получила первую премию Российской и премию имени Парижской академий наук.
Под руководством Шокальского (в бытность его заведующим метеорологической частью ГГУ) значительно улучшилось наблюдение за явлениями природы на территории России.
Были опубликованы гидрометеорологические наблюдения за 1903-1911 гг., разработаны инструкции для наблюдения за льдами, сконструированы и приняты на вооружение новые приборы, организованы глубоководные гидрологические наблюдения в Северном Ледовитом океане и на Дальнем Востоке, налажено изучение течений в русских морях.
По инициативе Ш, в 1912 г. в СПб была созвана 1-я междунаря морская конференция. Председательствовал на заседаниях сам Ю.М. Шокальский. Удалось разрешить ряд важных для международного мореплавания вопросов по морской картография, изданию лоций, маячному делу и др.
Почти 30 раз Шокальский командировался Русским Географическим обществом и Морским министерством м границу как представитель России на международных конгрессах, выставках и конференциях.
Ш. почетным доктором физической географии Новороссийского (Одесса) и география Казанского университетов.
В советское время Ш. продолжал преподавать в Морской академии (до 1930), был старшим руководителем кафедры океанографии и возглавлял гидрографический факультет. Создал единственный в стране Океанографический кабинет.
В начале 20-х гг. - член Ученого совета Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ, ставшего одним из ведущих центров общегеографического и геологического изучения Арктики.
В 1923-1927 гг. руководил океанографической экспедицией по комплексному изучению Черного моря, исследовал Ладожское озеро, реки Вычегду, Тавду и др.
Ш. выступил инициатором развития гидрографических исследований в арктических морях, стал одним из ведущих разработчиков научной программы освоения и использования Северного морского пути.
Он работал в Геодезическом комитете Госплана СССР и Главном управлении гидрометеорологической службы. Состоял членом комитата по подготовке и проведению 2-го международного полярного года (1932-1933).
Деятельность генерал-лейтенанта Ю.М. Шокальского была отмечена многими российскими и иностранными наградами, в том числе орденами Стан 1-й ст, Влад 3-й и 4-й ст, бельг Кавалерским крестом, франц орденом Почетного легиона.
В честь Ш. названы бухта в Антарктиде, ледник на Новой Земле, острова в Карском и Баренцевом морях, подводный хребет у о-ва Уруп и хребет на атом же острове Курильской гряды, пролив в Карском море между о-вами Северная Земля, ледники на Тянь-Шане, пике Гармо, Алтае, пик на Тянь-Шане.

С уважением,..

"Вера и Верность!"


Спасибо: 0 
Профиль
ursus



Пост N: 652
Рейтинг: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 15:18. Заголовок: Моряк- автор трудов ..


Моряк- автор трудов

КЛАДО Николай Лаврентьевич
(1862-1918)
Ген-маиор флота, ученый, авт. трудов.
Из дворян, уроженец Тверской губернии,
в 1881 г ок Морское училище
с присуждением премии им адмирала Рикорда.
В 1886 г ок механич отделение Морской академии.
В 1889-1897 годах – в штабе нач-ка эскадры Тихого океана
вице-адмирала П.Н. Назимова на КЛ "Черноморец" плавал в Средиземном море,
на крейсере "Адмирал Корнилов" совершил переход на Дальний Восток,
где в 1890-1891 гг плавал на крейсере "Память Азова".
В мае-октябре 1896 г как наиболее подготовленный в вопросах военно-морской истории и тактики командируется для плавания и стажировки на крейсере "Лотье Тревиль" в отряде франц Высшей военно-морской школы.
По возвращении назначается штатным преподавателем Морской академии, разрабатывает курс тактики, добивается включения в программу курса военно-морских наук, участвует в подготовке проводившихся на курсе стратегических игр в 1896, 1900 и 1903 гг.
В апр 1904 г в чине кап 2го р был назначен (с оставлением, как и ранее, в должности преподавателя) нач-ком военно-морского отдела в штабе командующего флотом вице-адмирала Н.И. Скрыдлова.
В сент-окт 1904 г был в плавании в составе штаба ком-щего 2-й эскадрой флота Тихого океана к-адм З.П. Рожественского, откуда был командирован (для дачи свидетельских показаний) в международной комиссии, расследовавшей обстоятельства известного "гулльского инцидента".
"За резкие и неуместные суждения в адрес Морского ведомства, высказанные в марте 1905 года в газете "Новое время", Н.Л. Кладо был объявлен строгий выговор. Чтобы дать возможность "загладить свой проступок", на него возложили "особое поручение" по организации и командованию речной флотилией на Амуре.
Но уже 16 мая (он даже не успел отправить на Восток все готовившиеся им для флотилии эшелоны с грузами и личным составом) за проявление чрезмерной самостоятельности Н.Л. Кладо был смещен и с этой должности, а за отказ от объявленного (высочайшим указом!) назначения на должность старшего офицера крейсера "Громобой" – уволен со службы.
В сент 1906 г назначен штатным преподавателем Морской академии.
В 1907 г произведен за отличие в полковники,
в 1913 г – в генерал-майоры по адмиралтейству.
С 1910 года ординарный,
а с 1916 г – заслуженный профессор Морской академии.
С мая по декабрь 1917 г был нач-ком Управления военно-морских учебных заведений,
с мая 1917 года – выборным нач-ком академии.
В обширном творческом наследии Н.Л. Кладо – ученого, мыслителя, патриота – непреходящее значение имеет "Введение в курс истории военно-морского искусства" – страстный призыв к истине и правде истории, вечное предостережение людям против рутины и бюрократии.

C уважением,..

"Вера и Верность!"


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 38 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 66
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет