Автроил. Вот только есть Л.И. Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого». Вполне заслуживающего внимания работа. И ряд статей из альманаха «Цитадель» о фортах Кронштадта. С уваженгием Сергей.
Оно конечно о морских крепостях написано не мало и весьма достойно, но наша здесь цель не конкурировать с солидными трудами и ресурсами. а подбирать осколки истории и складывать в одно мест, дабы они могли послужить благородному делу.
Господа Тemnikoff и Сергей вы не правильно прочитали флажной сигнал. Меня не интересуют пушки (тем более немецкие), книга о Моркрепости с автографом Амирханова у меня тоже есть и ... я не собираюсь открывать здесь филиал уважаемой мною «ЦУСИМЫ». Мне хотелось поговорить об офицерах, которые прошли через Моонзунд. Как ни скверно там было, но на том этапе войны именно Моонзунд заставил немцев откорректировать свои планы. Кстати, при написании своей книги Л.И. Амирханов использовал замечательную монографию А.М. Косинсккого «Моонзундская операция Балтийского флота» (Издание В.-Морской Акалемии РККА, 1928 год). Советую прочесть.
Это один из тех, кто как и Н.С. Бартенев пытался противостоять засилью комитетской демагогии и разложению островных гарнизонов осенью 1917 года. Командир башенной батареи № 10-Б (на Наргене) Виктор Леонидович Епинатьев.
Известно, что в годы Гражданской войны сражался с большевиками на Юге России, был произведен генералом Врангелем в лейтенанты (28.03.1920). Может кто-то может добавить что-нибудь ещё ?
У меня есть по нему немного : Родился ( 04.11.1893 ) В службе ( 1913 ) Корабельный гардемарин ( 1915 ) Мич. ( 09.06.1915 ) . Умер до октября 1938 г. в Эстонии . Судя по дате производства в офицеры Корпуса не заканчивал , скорее всего из Юнкеров флота .
Пост N: 88
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 14.02.07 08:01. Заголовок: Re:
Сравнительно полную справку о службе Епинатьева я посылал уважаемому Роману Маткевичу, художнику эстонского Морского музея, который является родственником этого офицера. Надеюсь, Роман напишет статью о нем и других представителях рода.
Представители эстонского военного командования и члены английской и французской союзных миссий на взорванной при уходе Балтфлота из Ревеля башенной батарее № 10-Б. Нарген. 1919 год.
Моонзундский архипелаг получил свое название от пролива, который в свою очередь обязан своим названием острову Моон. Моонзундский пролив отделяет архипелаг от берега тогдашней Эстляндии. Со стороны материка располагается лишь остров Вормс да несколько совсем мелких островов. Длина Моонзунда от северного края острова Вормс до южного края острова Моон – около 35 миль. Ширина у Вормса – 6 миль, а у Моона – от 3.5 до 6. Плес между этими островами (длиной около 20 миль) соединялся к вест-зюйд-весту с Кассарским плесом. Именно здесь, на Кассарском плесе, в 1917 году произошло самое крупное сражение первой мировой войны на Балтике с участием русского флота. Глубина Моонзунда у его северного входа составляла около 105 м., а к югу она доходила до 26.5 м. у южного края острова Вормс. Еще дальше к югу глубина уменьшалась до 6-9 м., а на параллели северного края острова Моон – до 5-5.5 м. Здесь мели и рифы оставляли у берега острова Моон фарватер не глубже 4.6 м. при ширине около 2 кб. Это место было известно под названием "чулок" и не позволяло проходить судам с осадкой более 4 м. Летом при восточном ветре и повышенном атмосферном давлении уровень моря опускался еще на 0.4–0.5 м. За "чулком" до входа в Рижский залив глубина увеличивалась до 14–30 м. Именно здесь, на "чулке", в 1888 году проводил свои первые бурильные работы полковник Макдональд, и лишь спустя 27 лет, в 1915 году сюда пришли землечерпалки, чтобы углубить Моонзунд до 8.5 м., то есть до глубины, позволяющей при необходимости переводить из Финского залива в Рижский линейные корабли и крейсера. Основные сражения развернулись в Моондзундском проливе осенью 1917 года. Эти события хорошо описаны в монографии бывшего капитана 1-го ранга Императорского флота А. М. Косинского "Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года". Книга вышла в 1928 году, но вскоре попала в спецхран, а сам автор в 1929-ом был арестован ОГПУ и сгинул в Соловецких лагерях. После фактичвской измены команды минного заградителя "Припять", отказавшегося выйти в море и загородить минами пролив Соэлозунд, защищать Кассары пришлось ХI-му дивизиону миноносцев. Отсюда, из Куйвасту, уходил в дозор на Кассарский плес миноносец "Гром", потопленный там снарядами немецкого линкора "Кайзер". 17 октября германская эскадра двумя колоннами подошла в южному входу в Моонзунд. От дежурного миноносца "Деятельный" была получена радиограмма: "Вижу 28 дымов на SW. Неприятельские силы идут на Куйваст". "Слава", "Цесаревич" ("Гражданин") и крейсер "Баян", подняв стеньговые флаги, вышли навстречу противнику. Адмирал Бахирев держал свой флаг на крейсере "Баян". Несмотря на подавляющее неравество сил, адмирал Бахирев решил принять бой. Расчет строился на использовании минного заграждения, расположенного к югу от рейда Куйваст и огня береговых батарей острова Моон и порта Вердер - классический бой на минно-артиллерийской позиции, что-то вроде сражения 300 спартанцев у Фермопил. Удерживая Моонзунд, можно было еще обеспечить переправу на остров Моон и далее, на остров Эзель, артиллерийских и кавалерийских частей, чтобы сдержать наступающий немецкий десант и спасти положение. В тоже время Бахирев приказал адмиралу Старку приготовить к затоплению в Моонзундском канале угольные транспорты "Глаголь" и "Покой". Противник выслал вперед миноносцы и тральщики, надеясь "продавить" минное заграждение. При появлении тральщиков первой открыла огонь Моонская батарея. Затем, с предельной дистанции 112,5 кб три залпа дала "Слава", добившись накрытия. Тральщики, прикрывшись дымовой завесой, большим ходом отошли к югу. Одновременно два немецких линейных корабля открыли огонь по трем русским кораблям. Дистанция боя увеличивалась и снаряды ложились с недолетом. С юга была замечена группа больших германских миноносцев, шедших на норд строем фронта. Со "Славы" по ним был сделан один выстрел из носовой башни, давший, по-видимому, попадание. На одном из миноносцев был виден взрыв и пожар. Миноносцы бросились отходить, за ними последовали и германские линкоры, напоследок дав нескольско залпов по Моонским батареям. В 11 часов 20 минут на "Баяне" был поднят сигнал: "Полубригаде линейных кораблей адмирал изъявляет свое удовольствие за отличную стрельбу". Бахирев разрешил кораблям стать на якорь и объявил, что команда имеет время обедать. На "Славе" осмотрели носовую 12-ти дюймовую башню. На обоих орудиях сломались бронзовые шестеренки и опустились рамы замков. Орудия были поставлены на "Славу" в 1916 -м году прямо с Обуховского завода. Попытки исправить заводской брак силами башенной прислуги успеха не имели. Таким образом, для борьбы с двадцатью 12-ти дюймовыми пушками немецких линкоров осталось два кормовых орудия. Орудия "Цесаревича" были недальнобойны. На Моонской батарее после боя остались исправными только два 10-ти дюймовых орудия, огонь которых из-за медлительности стрельбы, был мало продуктивен. Такими средствами предстояло продолжить бой с немецкой эскадрой. После обеда немцы решили не лезть в лоб на минное поле, а стали искать способ обойти минное заграждение с востока. Вперед, как обычно, пошли тральщики. Два немецких линкора большим ходом подошли к русским минным полям и уверенно (так пишет А.М.Косинский, намекая, что немцы имели планы русских минных заграждений), развернулись у прохода в минных полях. Затем замедлили ход и открыли огонь пятиорудийными залпами по русскому отряду. Неприятель быстро пристрелялся и вскоре "Слава" получила сразу три попадания: два - в нос и одно - в левый борт, все подводные. Появился, все увеличивающийся крен на левый борт. Через несколько минут еще два снаряда попали в "Славу". Один в церковную, второй в батарейную палубу. Линкор принял 1130 тонн воды и плохо управлялся. Тем не менее, кормовая башня продолжала стрелять по противнику. Попадания немецких снарядов также получили "Цесаревич" и "Баян". Адмирал Бахирев отдал приказ: "Морские силы Рижского залива. Отойти". Русские корабли отходили к северу под непрерывным накрытием неприятельского огня. Все миноносцы, заградители и транспорты, стоявщие на рейде Куйваст, спешно снимались с якорей и втягивались в Моонзундский канал. Некстати налетели германские гидропланы и сбросили на суда до 40 бомб большой мощности. Дружным огнем со всех кораблей самолеты были отогнаны, два аппарата удалось подбить; одного огнем со "Славы", второго огнем с миноносца "Финн". Дистанция боя увеличилась до 128 кабельтовых, неприятель прекратил огонь по кораблям и какое-то время еще обстреливал порт и батарею на мысе Вердер, затем прекратил огонь и отошел. Рейд Куйваст пустел. Бахирев получил телефонограмму, что Моонские батареи взорваны и противник обстреливает наши войска на Ориссаарской дамбе. Войсками на острове Моон командовал генерал-майор Мартынов. Семафором с "Баяна" ему передали сведения о неприятеле и сообщение о том, что флот уходит. "Слава" глубоко сидела носом, Моондзундский канал стал для нее непроходим. Командир линкора, капитан 1-го ранга Антонов попросил у адмирала разрешения снять людей и взорвать корабль. Адмирал Бахирев приказал пропустить вперед "Цесаревича" и "Баяна", затем затопить корабль в самом канале и взорвать погреба. Линкор был изготовлен к взрыву, в запальные ящики вложены фитили, рассчитанные на получасовое горение. К борту "Славы" подошли миноносцы для снятия команды. Хотя в бою команда исполняла свои обязанности добросовестно и сохраняла присутствие духа, когда дело дошло до оставления корабля, избежать паники не удалось. В 13 ч. 20 мин. "Слава" застопорила ход и командир приказал зажечь фитили. Командир лично обошел все палубы и убедившись, что на корабле никого не осталось, последним покинул линкор. В 13 ч. 58 мин. последовал мощный взрыв, высота его в несколько раз превышала высоту мачт. Миноносцы выпустили по "Славе" еще 6 торпед; одна прошла мимо, 5 попали в цель, но взорвалась только одна. На "Славе" начался сильный пожар, который продолжался до следующего дня. Русские корабли уходили дальше на север. 19 октября 1917 года Андреевский флаг покинул Моонзунд и до сегодняшнего дня никогда больше не развивался в проливе Муху-Вяйн (нынешнее название Моонзунда) и на просторах Рижского залива. Через 6 дней, после гибели "Славы", в Петрограде произошел большевистский переворот и страна вверглась в пучину гражданской войны.
Затопленная на мелководье "СЛАВА" (с немецкой открытки).
Германцы обследовали брошенный линкор, сняли что-то из оборудования и вооружения, но после падения монархии в Германии 9 ноября 1919 года, началась эвакуация немецких войск с Моондзундских островов. Искореженная "Слава" продолжала стоять на месте своей вечной стоянки. Осенью ее били жестокие шторма, зимой железная громада вмерзала в лед. Мимо "Славы" проходила дорога по льду, здесь она делала поворот. Можно было укрыться от ветра под бортом линкора и дать сено лошадям. В середине 30-х годов эстонские водолазы начали резать "Славу" на металлолом. Когда дело дошло до резки пушек, раздался выстрел из 152-мм орудия правого борта. Обуховская шестидюймовка простояла заряженной, готовой к бою 20 лет, и исправно выстрелила, как только огонь коснулся заряда. Снаряд улетел на остров Муху (Моон) и не причинил никому вреда. Броневые плиты грузили на пароходы и везли в Швециию, через Стокгольмские шхеры и дальше по каналам и шлюзам в город Чепинг на сталеплавильный завод. Постепенно корпус корабля исчезал с поверхности воды. Вскоре только вешка, знак навигационной опасности, указывала место, где когда-то находилась "Слава". Моондзундский канал затянулся песком и перестал быть судоходным.
Хорошая подборка фотографий из частных собраний отснятых, на Наргене в годы перед Второй мировой войной. Возникнут вопросы - обращайтесь. VVT, спасибо! Есть весьма интересные снимки.
Если у кого-то есть какие-либо интересные сведения о береговых батареях и их командирах, прошу размещать здесь.
По береговым батареям Моонзунда есть 2 книги с описанием онных Написал Юрий Мелконов первая - Батареи Моонзунда вторая - Пушки Курляндского берега Достаточно интересно их почитать, в них описание батарей, их командиров, их судьба... книги снабжены фотографиями
Пост N: 1587
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
8
Фото:
Отправлено: 03.12.08 13:58. Заголовок: Автроилъ Вам, как ..
Автроилъ
Вам, как человеку хорошо знакомому с обороной Моонзунда, не знаком ли такой подполковник Константин Иванович Яровой-Равский - с 1914 г. воинский начальник на острове Эзель (см. http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000448-000-0-1-1228299306 ). Не попадался такой?
Отправлено: 02.01.09 13:51. Заголовок: Вот еще один, персон..
Вот еще один, персонаж, А.Б.Елисеев. По крайней мере до 1917г служил в Моонзунде, командовал батареей 33а. Правда, дальнейшая его деятельность... не знаю даже в какую ветку В гражданскую - дела на Волге и Каспии, а 1921г комендант форта Краснофлотский (Красная Горка), управлял огнем форта по Кронштадту... Далее часто оказывался там, где что-то создавалось заново: комендантом Кронштадта (1921-1922), в 1924г комендант и комиссар Севастопольской крепости и с 1925г дополнительно начальник БО ЧМ, в 1927 опять командующий БО БМ и комендант Кронштадтской крепости. С 1932г командующий БО ДВ, один из основных "архитекторов" оборонительной системы на Тихом океане, фактически до ареста в 1938г руководил этой береговой обороной (фактически пом. командующего по БО, а официально комендант и комиссар Владивостокского УР). Странно что оставили в живых - но вышел. Опять Балтика: в 1940г - комендант Северного УР БФ, по окончании СВФ комендант и создатель Сектора БО базы Ханко. С мая 1941 - комендант БО Рижского залива С началом войны комендант БОБРа, а после оставления Моонзунда, с 20.10 опять комендант Кронштадта. Последняя должность - начальник НИМАПа с апреля 1942г. В декабре снят с должности, и перед посадкой в самолет, который должен был доставить его в Москву, застрелился. Личное дело в ЦВМА - недоступно.
Отправлено: 11.01.09 07:16. Заголовок: В конце прошлого год..
В конце прошлого года выпустил статью по обороне Моонзунда "Ревельский морской батальон смерти". Рассматривается оборона о.Моон с опорой на новый источник. Будет желание, пишите в личку(сброшу на мыло) или покупайте последний номер "Рейтара".
Отправлено: 13.01.09 18:19. Заголовок: Извините, почему то ..
Извините, почему то зарегистрироваться не получилось. Я недавно открыл для себя этот форум. Спасибо его участникам. Здесь очень много ценной и интересной информации. Однако, хотелось бы сделать ряд уточнений по сообщениям в этой ветке. Надеюсь это не будет лишним.
Моркрепость Императора Петра Великого. Батарея № 37 на мысе Дирхамн (4-152/50). Фотография Е. Иванова в Ревеле.
Это 6/45 орудие Канэ. На батарее №37 орудийные основания бетонные.
В середине 30-х годов эстонские водолазы начали резать "Славу" на металлолом. Когда дело дошло до резки пушек, раздался выстрел из 152-мм орудия правого борта. Обуховская шестидюймовка простояла заряженной, готовой к бою 20 лет, и исправно выстрелила, как только огонь коснулся заряда.
По архивным данным все 6 дм орудия были сняты в 1919 году и отправлены в Таллин.
Захваченная немцами русская батарея 11-дюймовых орудий.
Интересно, где именно это орудие было захвачено? На Моонзунде 11 дм орудий не было.
Бетонный блок командного поста и электростанция батареи №10 на Наргене (автор фотографии один из моих друзей).
Вообще то, это моё фото.
Голицын
Очень бы хотелось ознакомиться с Вашей статьёй. А в Таллине "Рейтар" продаётся?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 96
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет