Начавшаяся 27 января 1904 года Русско-японская война дала сильнейший толчок к созанию подводных сил России. Как это было и кто они были первые офицеры подводного плавания? Открывая эту тему надеюсь на активное участие форумчан специалистов в этой области.
Приказом по морскому ведомству от 30 апреля 1905 года № 96 установлены следующие мероприятия для содержания подводных лодок в постоянной боевой готовности.
1. Подводные лодки расписываются по портам; при чём все лодки того же порта зачисляютя в один из экипажей, располженных в порте. В зависимости от числа лодок, их боевых и морскихт качеств, они распоряжением главного морского штаба разделяются на отряды, не более 15 лодок в каждом.
2. Чины подводных лодок каждого порта образуют одну команду, которая в зависимости от числа нижних чинов подразделяется на роты, при чем чины того же отряда не могут быть разъединяемы в разные роты.
3. В случае содержания отряда подводных лодок в портах отдельно от своих экипажей, команды подводных лодок прикомандировываются для довольствия к местному экипажу или местной команде; если таковых нет, то из команд подводных лодок составляются самостоятельные части; в обоих случаях команды подводных лодок остаются в составе своих экипажей.
4. На каждую подводную лодку, зачисляемую в списки судов флота, немедленно назначается постоянная команда, которую надлежит всегда иметь в полном комплекте.
5. В команду подводных лодок назначаются нижние чины соответствующих качеств и состояния здоровья, преимущественно из числа желающих.
6. Чины подводных лодок освобождаются от всех нарядов по экипажу, за исключением нарядов для надобностей команды подводных лодок.
7. Заведование каждым отрядом подводных лодок и их командами поручается особому штаб-офицеру или лейтенанту, состоящему на окладе капитан-лейтенанта, наназначаемым Высочайшими приказами по морскому ведомству, преимущественно из окончивших курс в минном или артиллерийском классах и плавающих на подводных лодках.
8. Если к порту приписано несколько отрядов подводных лодок, то то заведование командой на берегу возлагается на старшего из заведующих отрядами.
9. Личный состав каждого отряда подводных лодок составляют: заведующий отрядом, командиры подводных лодок, их помощники, по одному на каждую лодку, инженер-механик, старший фельдшер, санитар, содержатель казённого имущества кондукторского звания, баталёр и команда лодок.
10. Командиры подводных лодок назначаются преимущественно из окончивших курс в артиллерийском или минном офицерских классах штаб или обер-офицеров флота.
11. На каждой лодке, по крейней мере, один из офицеров должен быть из числа окончивших курс в минном или артиллерийском классах.
12. Командиры подводных лодок и их помошники назначаются не менее как на два года, при чём одновременная смена командира и его помощника не допускаютс.
13. Командиры рот команды подводных лодок, для управления ротами на берегу и для ведения ротного хозяйства, назначаются из командиров подводных лодок. В каждой роте сверх табельного состава команд подводных лодок назначаются один фельдфебель, один писарь и три кока.
14. На убыль команд назначается 50 % всех специалистов; эти люди расписываются на плавание по подводным лодкам, сверх комплекта.
15. Для приучения к подводному плаванию и для приготовления в рулевые, назначаются молодые матросы в числе сообразно потребности.
16. Для поддержания подводных лодокв постоянной исправности и личного состава их на высоте требований, лодки назначаются ужегодно в плавание не менее как на 3 месяца и притом в разное время года. В плавании обучение в отрядах ведётся под наблюдением заведующих отрядами.
17. Для содействия обучению назначаются в каждый отряд, на время, по одному судну достаточной вместимости, для помещения личного состава лодок, запасов провизии и материалов и снабжённому всеми необходимыми средствами для оказания помощи подводным судам при авариях и для производства ремонта.
Всегда рад стараться. Кстати, потом (23 октября) была послана главному медицинскому инспектору новый запрос с пометкой "Секретно". В ответ была предложена кандидатура младшего врача 17-го флотского экипажа лекаря Востросаблина. Соотвественно "назначенный для службы на подводных лодках младший врач 17-го флотского экипажа лекарь Востросаблин, вследствии секретного предписания Главного Морского Штаба от 6-го сего Ноября за №456 в Штабе Кронштадского порта, 12-го сего Ноября командирован в Санкт-Петербург в прикомандирование к 8-му флотскому экипажу с назначением в распоряжение временно заведующего подводным плаванием капитана 2-го ранга Беклемишева".
Отправлено: 26.09.08 12:56. Заголовок: В совей "Записке..
В совей "Записке" с общими мерами по охране здоровья команд ПЛ доктор Восторосаблин предлложил список заболеваний, которые должны отсутствовать у подводника.
1. Анемия 2. Неврастения 3. Эмфизема легких 4. Склероз сосудов 5. Заболевания среднего уха, барабанной перепонки. 6. Вообще любая болезнь, которая требует регулярного посещения лазарета.
Уже помещал это в "Прохождении службы", позвольте повториться уже здесь: Н. А. Востросаблин на основе изучения физиологии труда и быта подводников на Балтийском море и Тихом океане совместно с Заведующим подводным плаванием контр-адмиралом Э. Н. Щенсновичем составил Правила о выборе команд для службы на миноносцах типа Касатка, Сом, Осётр и других подводных типов и о мерах для сохранения чистоты воздуха на миноносцах названного плавания (объявлено Циркуляром Главного Морского Штаба 20 сентября 1905 года, № 248) Каждый поступающий для службы на миноносцы должен быть человеком хорошего здоровья, при чём не должно ставить непременным условием весьма хорошее развитие костно-мышечной системы. Особые условия службы заставляют признать негодными для службы на миноносцах людей, страдающих следующими болезнями: 1. Хроническим малокровием, если оно выражено настолько, что даёт себя знать частыми головными болями, дурнотами, обмороками. 2. Неврастенией, повышенной восприимчивостью к различным воздействиям на нервную систему. 3. Эмфиземой хронической, расширением лёгких, уменьшением эластичности их стенок. 4. Заболеваниями среднего уха и барабанной перепонки, катаральным состоянием евстахиевой трубы. 5. Вообще всеми болезнями, прилипчивыми, например, трахомой, также болезнями по существу не тяжёлыми, но требующими частого посещения лазарета. 6. Лица, не могущие обходиться вообще без алкоголя, не могут быть принимаемы на миноносцы. Точно также не могут быть принимаемы на миноносцы и такие люди, которые хотя и могут воздержаться от употребления алкоголя в течение нескольких недель, но предаются сильному пьянству по истечении более или менее продолжительного срока. Препятствия к плаванию на миноносцах: 7. Острый насморк служит препятствием для отправления в плавание на миноносце, так как может повлечь за собой серьёзные заболевания среднего уха в случае повышения давления воздуха. 8. Люди, страдающие дурным запахом ног и дурно пахнущим дыханием, не берутся в плавание до излечения. 9. При всяком недомогании каждый из команды миноносцев должен заявить начальнику и только по освидетельствовании его врачом может быть решён вопрос о его способности идти на миноносец. О мерах, принимаемых экипажем для сохранения чистоты воздуха в миноносце. Воздух помещения, разобщённого от остальной атмосферы, при нахождении в нём людей, становится через известный промежуток времени негодным для дыхания, т. е. люди начинают чувствовать себя дурно, жалуются на головную боль и на невозможность работать. Это зависит не только от недостатка кислорода, но и от того, что в жилом воздухе появляются летучие органические вещества, составляющие различные продукты разложения, происходящих в одежде и на поверхности кожи, при неопрятном содержании того и другого, или же зависящие от выделения кишечных газов. Чтобы дольше поддерживать чистоту воздуха, следует руководствоваться правилами: 1. Запасы, принимаемые на лодку, не должны содержать пахучих веществ, за исключением необходимейших, как то бензина и т. п. (двигатели первых подводных лодок были бензиновыми, и запасы бензина брали в бидонах. А. Ш.) 2. Пищевые продукты в запас принимаются в виде консервов, запаянных в банках. 3.Верхнее платье перед походом должно быть тщательно выколочено и проветрено, и вообще по возможности не брать с собой лишнего ношенного платья. 4. Белья брать насколько позволит место, больше особенно портянок, но бельё должно быть вымыто тщательно,, непременно в горячей воде с содой. 5. Грязное бельё должно быть вымыто к 8 часам утра, т. е. к подъёму флага. 6. Стараться не держать грязного белья в лодке, и только в случае полной невозможности произвести мытьё белья из-за бурной или дождливой погоды, оставлять его грязным, складывая в герметически закрываемые ящики, или резиновые мешки. 7. мытьё белья производить на верхней палубе, непременно в мыльной воде с содой и, если можно, то в горячей воде. 8. Сушку белья производить на верхней палубе на леерах. 9. Команда вообще должна тщательно поддерживать чистоту тела частыми посещениями бани, и кроме того, накануне отправления в продолжительное плавание вся должна быть вымыта в бане и переодета во всё чистое. 10. Особенное внимание должно обращать на чистоту ног, мыть их возможно чаще. 11. При сильном потении ног должны обмывать их 10-процентным раствором жжёных квасцов, а когда это не представляется удобным, то следует присыпать составом: 2 грамма салициловой кислоты на 100 граммов талька. 12. Быть умеренным в употреблении чёрного (сырого) хлеба. 13. Совершенно не пить водки и других спиртных напитков. 14. В случае каких-либо болезненных явлений, каждый должен заявить об этом немедленно врачу или командиру, для принятия надлежащих мер. 15. Никто не должен сморкаться и плевать на палубы. 16. Особенное внимание обращать на чистоту ватерклозета. 17. В случае нарушения отправлений кишечника, а именно запора или поноса, хотя бы и небольшого, а также и просто чувства полноты и вздутия, вспучивания живота заявить об этом немедленно. Для понижения процессов разложения в толстых кишках полезно давать по 50 граммов салола, по 3 раза в день.
Он же (Востросаблин) был и автором первых норм пищевого довольствия С непременным уважением, А.
Отправлено: 02.10.08 02:16. Заголовок: wildcat пишет: по п..
wildcat пишет:
цитата:
по поводу назначения врачей для ПЛ
Всё-таки полагал бы рассматривать доктора Жук как первого кандидата на должность. Из документов видно, что в должности он утверждён не был. Первым же врачом подводного плавания полагал бы Николая Александровича Востросаблина С неизменным уважением, А.
Пост N: 566
: Корпуса Инженер-Механиков флота
Откуда: Россия, С-Петербург
Рейтинг:
6
Отправлено: 02.10.08 19:39. Заголовок: Александр пишет: И..
Александр пишет:
цитата:
Из документов видно, что в должности он утверждён не был.
Уважаемый Александр, а можно указать документ. В Питере есть клуб моряков-подводников, а там стенд "Самые первые" - неплохо бы и медикам малую толику выделить. С уважением Ю.
Согласен. Но я в Питере не бываю и связей с Клубом у меня никаких. Что же касается документа, то я его не видел. Моя уверенность зиждется лишь на том, что самые первые документы, касающиеся медицинского обеспечения подводного плавания, подписаны Востросаблиным. С уважением, А.
Отправлено: 08.10.08 12:18. Заголовок: И последнее...
Опять забегая вперёд
Прошу прощения, при копировании ошибся, исправлюсь: 3. На должности командиров подводных лодок допускаюся обер-офицеры флота, корпуса инженер-механиков и по адмиралтейству, из числа занесённых в списки офицеров подводного плавания
Всё! Господа военные коллеги! Кажется, этой ветке в рамках Русско-японской войны становится тесновато. Вы не находите? И что делать? С непременным уважением, А.
Уважаемые форумчане. Попалась следующая информация -
Елагин Михаил Аркадьевич (1918,1916) Морской корпус 1894. Капитан 1-го ранга (с 1916, с 1912 статский советник, с 1915 полковник по адмиралтейству) Эвакуирован в Турцию, в 1921 член Союза морских офицеров в Константинополе. В эмиграции в Чехословакии. Ум. 1933.09.14 в Моравской Тшебове (Чехословакия) [Волков С.В. Офицеры флота... М.,2004
Вопрос - не тот ли это офицер Елагин М.А., который тонул на пл Дельфин в 1904. И что могут означать даты ...(1918,1916)...
Пост N: 416
: офицер подводного плавания
Откуда: Эстония, Балтийский Порт
Рейтинг:
6
Отправлено: 10.12.08 16:38. Заголовок: похоже, что тот, но ..
похоже, что тот, но добавить могу немного Елагин Михаил Аркадьевич -14.09.1933, Моравска Тшебова, Чехословакия 1904 – призван из запаса в Гражданской войне в Народной повстанческой армии Алтая с 12.1919 - начальник штаба капитана Сатунина с неизменным уважением, А.
Отправлено: 13.12.08 16:59. Заголовок: У меня несколько поб..
У меня несколько поболе будет...
ЕЛАГИН Михаил Аркадьевич ( 14.11.1873 - 14.09.1933 )
мичман 15.09.1894 минный офицер 2 разряда 1897 лейтенант 06.12.1898 зачислен в запас флота 26.10.1899 определен в службу 30.04.1904 переименован в прежний чин коллежского асессора с зачислением по Морскому Министерству 07.11.1905 Младший Помощник Начальника приморского торгового порта в г. Риге 07.11.1905 - 1906 надворный советник 24.04.1906 старшинство в чине 17.04.1906 Начальник приморского торгового порта в г. Бердянске 08.05.1906 - 1915 коллежский советник 24.05.1910 старшинство в чине 17.04.1910 статский советник 06.04.1914 старшинство в чине 17.04.1912 Начальник Керченского торгового порта 15.01.1915 - переименован в полковники с зачислением по адмиралтейству 19.10.1915 Помощник Начальника обороны Керченского пролива, по заведованию судоходством в Керченском проливе 06.11.1915 - переведен во Флот капитаном 1 ранга 11.09.1916 зачислен по Флоту 11.09.1916
Эвакуирован в Турцию, летом 1921 года в Константинополе. В эмиграции проживал в Чехословакии, умер в г. Моравска Тшебова
Награды: орд. Св. Анны 2-й степ. (18.04.1910) орд. Св. Владимира 4-й степ. (назначен начальником морского штаба Верховного Главнокомандующего 30.07.1916, Высочайшее утверждение 11.10.1916)
Пост N: 130
Откуда: Россия, Кирово-Чепецк
Рейтинг:
3
Отправлено: 14.12.08 10:04. Заголовок: Антон уточните пожал..
Антон уточните пожалуйста: Елагин-19.10.1915 г. капитан 1-го ранга по линии(Список старшинства 1917 г. стр. 12). По видимому это старшинство в чине. С уважением Сергей
Уважаемый Автроилъ ! Спасибо, что подарками делитесь ! И тут-же вопрос : кто есть кто ? И другой : а если Вам в Ваших подарках порыться, не найдется ли фотография транспорта "Ксения"? На транспорте "Ксения" был храм. Был-ли постоянный священник ? Где могут храниться метрические записи о браках, крестинах ? Ну, и последний : имеется ли что-нибудь о Е.Е. Проффене , командире "Дельфина” в 1910 -1911 г.? С уважением
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 170
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет