On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Адмирал




Пост N: 467
: Корпус Морской строительной части
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 6
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.07 20:53. Заголовок: Прорыв накануне сдачи Артура


Хочется узнать вот что - при прорыве миноносцев и катеров, в частности "Статного", который вывозил не только реликвии флота, но и полковые знамена, были ли на миноносце сухопутные офицеры? Должен же был кто-то сопровождать знамена полков, секретные документы и проч.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Адмирал




Пост N: 898
: 5-го Восточно-Сибирского Стрелкового полка
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 7
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.07 05:05. Заголовок: из Высочайшего прика..


из Высочайших приказов стало известно

4 апреля 1905 года - что Бабушкина произвели в капитаны этим числом со старшинством с 7 ноября 1904 г.

11 сентября 1905 года - что нашего Бабушкина, служившего в 16ВССП, звали Федором

и таковой в 1909-10 годах в РИА не значится (умер? ушел в отставку?). Стало яснее, но искать стало труднее. Ясно, что в 1907 он был еще жив, а куда делся потом - пока загадка. послал запросы генеалогом на svrt и vgd - но надежды на них немного

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 328
Откуда: РОССИЯ, МОСКВА
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.08 18:22. Заголовок: Может быть пригодить..


Может быть пригодиться.
Прорыв блокады военных судов или шлюпок, для сообщения с Главнокомандующим.

1. 1 июня 1904 г. Прорыв блокады на джонке из Чифу и прибытие в Порт-Артур лейтенанта ДАНИЛОВА и ординарца Наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке князя УРУСОВА.

2. 2 июня 1904 г. Прорвы блокады миноносца "ЛЕЙТЕНАНТ БУРАКОВ" для доставления депеш Наместнику Е.И.В. на Дальнем Востоке из Порт-Артура к Товер-Хилль.

3. 4 июня 1904 г. Прорыв блокады и возвращения из Товер-Хилль в Порт-Артур миноносца "ЛЕЙТЕНАНТ БУРАКОВ".

4. 15 июня 1904 г. Прорыв блокады миноносцем "ЛЕЙТЕНАНТ БУРАКОВ" и поход его в Сеньючен и Инкоу с бумагами и депешами.

5. 20. июня 1904 г. Прорыв блокады миноносцем "ЛЕЙТЕНАНТ БУРАКОВ" и приход его из Инкоу в Порт-Артур.

6. 8 июля 1904 г. Выход в мре на джонке с пакетами от генерала СТЕССЕЛЯ к Наместнику и Командующему Армией генерал-адъютанту КУРОПАТКИНУ, прапорщика ТАГЕЕВА и унтер-офицера СИНИЦИНА (на другой день джонека была арестована 2-мя японскими миноносцами, а они взяты в плен. Документы были ими предварительно уничтожены).

7. 21 июля 1904 г. Выход в море мичмана ГЕРНЕТ на джонке; прорыв им блокады. Означенный офицер вёз донесения к Наместнику Е.И.В. на Дальнем Востоке от командующего флотом контр-адмирала ВИТГЕФТА.

ОПУСКАЮ ПРОРЫВ ЧАСТИ СУДОВ ПОРТ-АТУРСКОЙ ЭСКАДРЫ ПОСЛЕ БОЯ 28-ИЮЛЯ 1904 г.

8. 28 июля 1904 г. Прорыв блокады и переход миноносца "РЕШИТЕЛЬНЫЙ" из Порт-Артура в Чифу. (29 июля 1904 г. миноносец был разоружён и отдан под покровительство китайского правительства. Но вночь с 29-го на 30-е июля был захвачен японцами и выведен на буксире из гавани.)

9. 24 октября 1904 г. Выход в мре миноносца "СЕРДИТЫЙ" для прорыва блокады и следования в Чифу с особым поручением. (Вследствие встречи двух японских миноносцев и сильной зыби от W миноносец вернулся в Порт-Артур не выполнив поручения.

10. 26 октября 1904 г. Выход в море миноносца "СЕРДИТЫЙ" для прорыва блокады. (миноносец, встретив неприятельские суда, вернулся не исполнив поручения).

11. 27 октября 1904 г. Выход в море миноносца "СЕРДИТЫЙ" для прорыва блокады. ( миноносец в следствие встречи с неприятелем вернулся, не исполнив поручения).

12. 2 ноября 1904 г. Выход в мре миноносца "РАСТОРОПНЫЙ" и прорыв блокады из Порт-Артура, для доставления депеш и донесений Главнокомандующему. ( на миноносце был послан в Чифу доктор ШТЕРНБЕРГ для покупки и доставления в Порт-Артур перевязочных средств. По приходе в Чифу и разоружения миноносец был взорван командиром).

13. 2 декабря 1904 г. Прорыв блокады на десяти-вёсельном катере с мореходной канонерскрой лодки "БОБР" под парусами капитана 2 ранга ЦВИНГМАНА и лейтенанта МИСНИКОВА с почтой и донесениями Главнокомандующему из Порт-Атура в Чифу.

14. 17 декабря 1904 г. Прорыв блокады и переход в Чифу под парусами на железном боте с парохода Добровольного флота "КАЗАНЬ" капитана 2 ранга ЕЛИСЕЕВА, лейтенанта КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВАи 4-х нижних чинов с почтой и донесениями Главнокомандующему.

15. 19 декабря 1904 г. Прорыв блокады из Порт-Артура в Чифу в ночь с 19-го на 20-е декабря миноносца "СТАТНЫЙ" со знамёнами Порт-Артурских полков и Квантунского флотского экипажа, с Высочайше пожалованными мореходным канонерским лодкам "БОБР" и "ГИЛЯК" серебрянными рожками, секретными документами и делами Штабов морских и сухопутных и секретными депешами Главнокомандующему. (по приходе в Чифу по требованиб русского консула и китайских властей миноносец в тот же день был разоружён).

16. 19 декабря 1904 г. Прорыв блокады и переход в Чифу миноносцев "СКОРЫЙ", "СЕРДИТЫЙ", "ВЛАСТНЫЙ", парового катера Наместника "ОЛЬГА" ("ОРЁЛ") под командой мичмана Сергея ПОЛИВАНОВА, минного катера с броненосца "ЦЕСАРЕВИЧ" - под командой лейтенанта БАЛКА 2-го , минного катера с броненосца "РЕТВИЗАН" под командой лейтенанта ВОЛКОВА (вместе с лейтенантом ВИЛЬКЕНЫМ) и минного катера с броненосца "ПОБЕДА" под командой мичмана ВЛАСЬЕВА. (по приходе в Чифу по требованию русского Консула и китайских властей миноносцы в тот же день были разоружены).

17. 19 декабря 1904 г. Прорыв блокады и переход в Киао-Чао миноносцев "СМЕЛЫЙ" и "БОЙКИЙ". (миноносцы прибыли в Киао-Чао на другой день, а 22-го по требованию Германского Губернатора были разоружены).

Хронологический перечень военных действий флота в 1904 - 1905 гг.
выпуск 1-й
Перечень военных дейтвий у Порт-Артура в 1904 г.
Составил лейтенант Лебедев.
С-Петербург. Типография Морского Министерства, в Главном Адмиралтействе. 1910 .

С уважением, Вл.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 330
Откуда: РОССИЯ, МОСКВА
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.08 19:32. Заголовок: В списке дел Архива ..


В списке дел Архива Русско-Японской войны при Исторической Части Морского Генерального Штаба, флагманских и вахтенных фурналов, просмотреннвых для составления "Перечня" Лебедев упоминает дело "О первозке в Россию знамён и регалий, доставленных в Чифу на прорвавшемся из Порт-Артура миноносце "СТАТНЫЙ" (Дело № 217 по Архиву Русско-Японской войны, дело № 23 Военно-Морского Учебного Отдела Главного Морского Штаба).

С уважением, Вл.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 151
: офицер подводного плавания
Откуда: Россия, Обнинск
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.08 13:06. Заголовок: ВЛАДИБОРЪ пишет: Пр..


ВЛАДИБОРЪ пишет:

 цитата:
Прорыв блокады военных судов или шлюпок



СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДИРА ПОРТА "АРТУР"
№ 2180
15 декабря 1904 года
Мичману Поливанову.
На катере Орёл, придя в Чифу, Вы немедленно сдадите почту консулу, а затем по его указанию сдадите на хранение и катер. Людей на берег не отпускайте. Корреспондентов не принимайте и ничего никому не рассказывайте. В случае вашего плена бросьте в воду секретную почту и уничтожьте катер. О вашем приходе консул будет телеграфировать в Петербург...
Для вашего отъезда деньги получите от консула, а пока под отчет Вам будет дано 50 фунтов стерлингов.
Контр-адмирал Григорович.

Заведующему морскими командами,
находящимися в порте Чифу,
от мичмана Поливанова 1-го
РАПОРТ
Согласно приказанию адмирала Лощинского 10 декабря с. г. вступил в заведование катером "Орел", названным "Ольга". Произведя разносторонние испытания, установив компас и приняв 5 тонн угля и 2 тонны воды, был готов к походу 16 декабря.
Согласно приказанию того же адмирала Лащинского и предписанию Командира порта "Артур" за ,№ 2180 от 15 декабря с. г. я, имея семь человек команды:
Боцманмата Филиппа Фищенко,
Матроса 2-й статьи Ивана Андреева.
Матроса 2-й статьи Петра Архипова,
Машинного квартирмейстера 1-й статьи Кондратия Погодаева.
Машиниста 1-й статьи Прохора Владимирова,
Кочегарного квартирмейстера 1-й статьи Алексея Чувашова и кочегарного квартирмейстера 2-й статьи Ивана Березина и депеши, а также и частную почту в 6 ч 15 мин вечера 19 декабря с. г. снялся с якоря у "Дачных мест" и пошел по назначению, дав знать о своем уходе Заведующему миноносцами, условившись в случае встречи в море обычным опознавательным.
В 6 ч 30 мин вечера, выйдя за саперное минное заграждение, лег на курс SO 30 ист. и шел до 7 ч вечера, имея 390 оборотов, т. е. 15 узлов, когда заметил два неприятельских прожектора - прямо по курсу в расстоянии не более 50 кабельтовых. Застопорив машину, выяснил, что неприятель стоит на месте и светит на Ost и W, оставляя темный промежуток между судами. Дав ход 15 3/4 узлов, т. е. 435 оборотов, проскочил между светящими судами и в 8 ч 30 мин вечера изменил курс на S, так как развившаяся сильная зыбь обдавала рулевого, мешая править.
В 10 ч 30 мин сразу в расстоянии не более 3 кабельтовых открылся неприятельский крейсер, по-видимому, "Чиода", шедший курсом О. Дав полный ход, проскочил у них под носом в расстоянии не более 1/2-1/4 кабельтова и был замечен ими. Крейсер положил лево на борт и начал готовить два прожектора, что было видно по двум светящимся точкам в рангоуте. Положив тоже лево на борт, я, пользуясь своей поворотливостью, прошел у него по правому борту и, обрезав корму, скрылся курсом NW от него. Тотчас крейсер открыл боевое освещение, но светил только в зюйдовой четверти, оставаясь почти на месте. Пройдя курсом NW 15 минут, я лег на Ost, и, так как крейсер все продолжал светить, я прошел этим курсом 1/2 часа, после чего, дав 380 оборотов, лег на свой курс S,
В 11 ч 30 мин вечера за кормой по левой раковине увидел темный силуэт, сделавший до 4-х белых вспышек и прошедший на W за кормой. Я прибавил только ход. не уклоняясь от курса. В 12 ч ночи открыл на SO 35° от курса маяк порта Чифу, на который и лег. В 12 ч 30 мин ночи вошел на рейд и, открыв установленные огни, прошел в глубь гавани, где и стал на якорь в 1 ч ночи у пристани. Дав команде ужин и сон, в 5 ч 30 мин утра спустил шлюпку и, быв в статском платье, свез вице-консулу Тидеману депеши, почту и портфель командира Порт-Артура на хранение.
20 декабря по предложению властей, убеждению вице-консула и примеру командиров миноносцев "Властный", "Сердитый", "Скорый" и "Статный" я дал подписку о невыезде тайно из порта Чифу и о неприятии более участия в существующей войне. В вышеупомянутом подписалась и вся команда. 7 человек, причем за неграмотностью кочегарного квартирмейстера Чувашова за него подписался я. Спущенный коммерческий флаг катера находится у меня, вещи и припасы взяты командой, отведенной мною в китайские казармы и присоединенной к командам миноносцев и катеров. Катер по моей просьбе вытянут в зюйдовой части бухты на берег за каменную стенку и имеет неизрасходованными 3'/2 тонны угля и 1 тонну воды, а также немного машинного масла и сала.
О всем вышеизложенном вашему высокоблагородию доношу.
Мичман Поливанов 1-й.
Декабря 25-го дня 1904 года.
Порт Чифу.
Телеграмма
Лейтенанту Поливанову.
Русское консульство в Чифу.
Благодарю за блестящее выполнение поручения.
2288 Григорович.
Передана 11 февраля 1905 г. через Шанхай в Чифу

Списано из Морского сборника. С уважением, А.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 955
: 5-го Восточно-Сибирского Стрелкового полка
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 7
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.08 17:29. Заголовок: Архивисту Олег, без..


Архивисту

Олег, без твоей помощи обойтись трудно.

Вот, что мне прислал ВЛАДИБОРЪ


 цитата:

Вот, нашёл в воспоминаниях племянника Алексея Михайловича Косинского - командира миноносца "СТАТНЫЙ".

" ...(речь идёт о наградах) Дядя был недоволен. Это был редкий случай "заработать" Георгиевский крест*, но "Георгия" получил пехотный офицер , назначенный для сопровождения знамён. Весь этот опасный переход от Порт-Артура до Чифу он провёл в каюте. Вся тяжесть прорыва из осаждённого Порт-Артура и вся ответственность лежали на командире."
* Георгиевским крестом награждали только за личный подвиг, поэтому моряки, участвовавшие обычно лишь в "коллективных" подвигах, в составе всей команды корабля, очень редко удостаивались этой награды.



В списке кавалеров в Красной книге нет такого кавалера (предположительно - Федора Бабушкина), который был бы удостоен награды именно за спасение знамен.

Вот, что известно мне пока про Федора Бабушкина
Бабушкин Федор 16 ВССП шт.-кап. (в Артуре)

капитан (4.4.1905 ст. 7.11.1904), А3мб, А4 (1904, ВП утв. 11.09.05), С2м(23.10.05)

«В ночь с 13 на 14 августа, согласно приказанию начальника обороны штабс-капитан Бабушкин с 16 охотниками 7 роты 16 полка произвел рекогносцировку на подверженные трехчасовому убийственному огню редуты. Разведка эта показала, что японцы бросили редуты. Им же захвачено воззвание неприятеля об уборке раненых и трупов» (Ножин, 629)

«Отобранные документы были упакованы в особый ящик, который адъютантом штаба дивизии был отнесен в гавань на отправлявшийся миноносец и сдан там штабс-капитану Бабушкину, назначенному для сопровождения знамен и сдачи их нашему военному агенту в Чифу» (Обвинительный акт по делу генерал-лейтенанта Стесселя. По приложению к книге Ларенко – стр. 687)

Знамена были успешно вывезены в Чифу, однако не ясно, ушел ли на миноносце штабс-капитан Бабушкин.

На 1909 год офицера с таким именем в РИА нет.

Вдруг, да и правда, племянник знает больше, и у Бабушкина был-таки Георгий, но по каким-то причинам в Красной книге отсутствует? Хотя племянник мог искренне заблуждаться, и Георгия не дали никому. Но Владимира-то по идее должны были бы дать.

Вообще, из всех Федоров - кавалеров за РЯВ (проверял на случай, вдруг фамилия неверна или он ее поменял), которых 5 человек - трое флотских, а двое артурцев, но оба не могут быть искомым Бабушкиным.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Контр-адмирал




Пост N: 409
: По Адмиралтейству
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.08 07:52. Заголовок: Dmitry_N Дима, я в..


Dmitry_N

Дима, я все понял. Попробую разобраться.

СЛАВА ПАВШИМ... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Откуда: РОССИЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.08 20:23. Заголовок: номер морского сбо..


номер морского сборника можно узнать

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Капитан 1 ранга




Пост N: 203
: офицер подводного плавания
Откуда: Россия, Обнинск
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.08 10:06. Заголовок: TABA пишет: номер м..


TABA пишет:

 цитата:
номер морского сборника можно узнать


Постараюсь найти. Для ориентира - это тот номер, в котором заканчиватся публикование части 1-й Расплаты В. Семёнова.
С уважением, А.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.08 20:47. Заголовок: Интересно, а имел ли..


Интересно, а имел ли место упоминаемый в "Мейдзи" прорыв накануне сдачи Порт-Артура парохода Бинтанг, прибывшего 2-3 января 1905 г. в Циндао? В "Мейдзи" еще утверждается, что он вывез 600 беженцев из Артура (правда ниже дается сноска от русской редакции, что Бинтанг никого из порта не вывозил).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Адмирал




Пост N: 126
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.08 14:51. Заголовок: Катер Наместника на ..


Катер Наместника на Д.В. адмирала Алексеева . - " Орёл" 1903 г



А как сложилась дальнейшая судьба " Орла" - " Ольги " ?
Ведь в Россию катер так и не вернулся !


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.08 10:38. Заголовок: Сережа - насчет нево..


Сережа - насчет невозврата на родину ты неправ
У меня нет точного его этапа в период до конца 1 МВ (где был - кому подчинялся), но на 1922 был во Владике и перед уходом Старка одно время как разъездной, под флагом контр - адмирала Безуара
В одном старом мемуаре кто - то из белых даже "наезжает" на этого "выскочку", что столь героический катер "прихватизировал" - правда давно об этом читал
А он разве Орел - не Орлик ? (нужно порыться в закромах - уточнить), попадалось что 1899 года постройки, но не места , ни ТТХ что - то не встречал
Более - менее точно знаю, что к лету 1923 во Владике как портовое судно МСДВ, дальше почти традиционный для малышей ?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Адмирал




Пост N: 177
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.08 18:22. Заголовок: Уважаемый Рамзес ! ..


Уважаемый Рамзес ! А когда " Орел" вернулся во Владивосток ? Дело в том, что в письме надворного советника Тиндермана ( русский консул в Чифу ) от 25 декабря 1905 г , о положений дел в Чифу говорится о том , что все катера проданы китаиским властям.
С УВАЖЕНИЕМ !

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 409
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 09:17. Заголовок: Вот донесение за сен..


Вот донесение за сентябрь 1905 г.: в Циндао стоит катер наместника "Ольга" (бывш. "Орел").

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 09:19. Заголовок: ssergey x 100 пишет:..


ssergey x 100 пишет:

 цитата:
все катера проданы китаиским властям


Вероятно не все - как пример тот же "ретвизанчик"

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 17:00. Заголовок: Мельников в работе п..


Мельников в работе по Цесаревичу пишет что после войны и этот броненосец получил свой катер также бывший в числе интернированных после прорыва из Артура
Всего кроме Орла насколько помню прорвались 3 катера (все корабельные), еще кажется с Полтавы - так - что похоже консул неверную инфу дает по продаже китаезам
А вот когда именно и как во Владик притащили (ясно , что не своим ходом) - с этим хуже)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Адмирал




Пост N: 181
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.08 20:00. Заголовок: vvy пишет: Вот доне..


vvy пишет:

 цитата:
Вот донесение за сентябрь 1905 г.: в Циндао стоит катер наместника "Ольга" (бывш. "Орел").


Очень интересно ! Как " Орёл " ( " Ольга" ) умудрился перейти из Чифу в Циндао до ратификаций мирного
договора с Японией ?!
С УВАЖЕНИЕМ !


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 01:41. Заголовок: В своё время при пои..


В своё время при поиске документов о прорыве 19-20 декабря 1904 из Порт-Артура миноносцев и катеров, нашёл кое-что в трёх делах фонда Главного морского штаба РГА ВМФ. Из некоторых документов делал выписки, а показавшиеся мне тогда наиболее интересными переписал целиком.

Во-первых, в деле 3189 (ф.417, оп.1) имеются копии предписаний Заведующего морской и минной обороной Порт-Артура контр-адмирала Лащинского и некоторые другие материалы, позволяющие понять, как готовился и как осуществлялся прорыв из Порт-Артура.

1). На л.16 этого дела:
Заведующий Морской и Минной обороной Порт-Артура
п. Артур 28 ноября 1904 года
№ 589 Копия с копии
В. Секретно
Заведующему миноносцами
Ввиду критического положения крепости и возможности падения или сдачи ее предлагаю Вашему Высокоблагородию предписать командирам миноносцев, способных к выходу в море, быть в полной готовности к уходу в нужный момент и всем миноносцам, как способным, так и неспособным /список которых мне представить/ приготовить подрывные патроны для потопления миноносцев и порчи котлов, машин и орудий.
В случае получения от меня непосредственно или через Вас письменно, по телефону или семафору приказания – «действовать»:
1) миноносцам, способным к выходу, идти в море и прорваться в один из нейтральных портов, где разоружиться;
2) миноносцам, неспособным к выходу, немедленно свести команду и взорвать миноносцы, испортив котлы, машины и орудия так, чтобы они никаким образом не могли послужить на пользу врагу.
Подписали: Контр-адмирал Лащинский и флаг-офицер Мичман Дударев
Верно: флаг-офицер Мичман Дмитриев
Верно: Командир миноносца «Смелый» Лейтенант Бахирев

2). На л.17:
Заведующий Морской и Минной обороной Порт-Артура
п. Артур 10 декабря 1904 года
№ 628 Копия с копии
Секретно
Начальнику отряда миноносцев
В дополнение секретного предписания моего за №589 предлагаю Вашему Высокоблагородию поставить командиров миноносцев вверенного Вам отряда в известность о следующих условных сигналах, с производством которых исполняется все, связанное с приказанием «действовать» по вышеупомянутому предписанию.
Днем – с поднятием на одном флаге исполнительного и международного «твердо» на сигнальной мачте Золотой горы.
Ночью – по сжиганию подряд нескольких фальшфейеров на Золотой горе. Само собой разумеется, что надо ожидать прежде всего приказания о выходе и быть всегда к нему готовым.
Подписали: Контр-адмирал Лащинский и флаг-офицер Мичман Дударев
Верно: флаг-офицер Мичман Дмитриев
Верно: Командир миноносца «Смелый» Лейтенант Бахирев

В этом же деле, на л.14 имеется копия расшифрованной телеграммы командира миноносца «Смелый» лейтенанта Бахирева из Цинтао от 23.12.1904 №136, в которой сообщается, что в соответствии с приказанием Адмирала Лащинского шесть уцелевших (в боях в Порт-Артуре) миноносцев: Смелый, Статный, Бойкий, Властный, Скорый, Сердитый вышли из Порт-Артура 19.12.1904 в 6 ч. вечера, т.к. генерал Стессель послал парламентера о сдаче крепости. Остальные корабли при уходе названных взорвали себя.
На л.8 этого дела - Секретная телеграмма тайного советника Лессара (Пекин, 22 декабря/4 января 1904/1905 года): Миноносцы «Смелый» и «Бойкий» прибыли в Цинтао в понедельник вечером и заявили, что идут в Сайгон. Во вторник появилась японская эскадра, на запрос которой было отвечено, что русские миноносцы выйдут из порта через 24 часа после ухода японцев или разоружатся. Эскадра удалилась и сегодня, в среду, в 2 часа истекает срок пребывания наших судов в Цинтао. А на нескольких листах этого дела, начиная с 22-го - рапорт (от 27.12.1904) командира миноносца «Смелый» лейтенанта Бахирева (он был назначен начальником отряда прорывавшихся миноносцев) Управляющему Морским Министерством о подготовке к прорыву миноносцев из Порт-Артура и о прорыве «Смелого» и «Бойкого» в Цинтао (выписок, к сожалению, не сделано).


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 2
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 02:10. Заголовок: РГА ВМФ, ф.417, оп.1..


РГА ВМФ, ф.417, оп.1, д.3194 – дело «О прорыве миноносцев и катеров из Порт-Артура в Чифу в ночь с 19 на 20 декабря 1904 г.»
На л.1-2 – Рапорт командира эскадренного миноносца «Сердитый» (лейтенанта Дмитриева) от 31.12.1904 №781 заведующему морскими командами в Чифу о том, что во исполнение секретных предписаний Заведующего морской и минной обороной Порт-Артура начальнику отряда миноносцев от 28.11.1904 №589 и от 10.12.1904 №628 в ночь с 19-го на 20-е декабря, идя в кильватер миноносцу «Властный», вышел из П-Артура (в 9 ч.10 м. вечера снялся с бочки под маяком) и прибыл в Чифу (в 6 ч. утра встал на якорь против русского консульства). Сюда же в 10 ч. 20 м. пришли миноносцы «Статный» и «Скорый». В 5 ч. 15 м. подписал бумагу о сдаче миноносца китайским властям в присутствии русского консула в Чифу Г-на Кэмбеля (?) и русского представителя в китайской таможне Г-на Штейнберг и дал подписку за себя и за команду о невыезде без разрешении китайского правительства из Чифу и не принимать участия в настоящей войне.

На л.3-4 – Рапорт заведующего катером «Ольга» мичмана Поливанова 1-го (№ 21 от 31.01.1905) о том, что согласно приказанию Заведующего морской и минной обороны Порт-Артура контр-адмирала Лащинского 10 декабря вступил в заведывание катером «Орел», названным «Ольга», провел его подготовку к выходу в море и переходу и в 6 ч. 15 м. вечера 19.12.1904 снялся с якоря у «Дачных мест», пошел в Чифу. На переходе встретился с японскими кораблями, но, оставшись незамеченным в результате предпринятого маневра, в 1 ч. ночи встал на якорь в Глубокой гавани. 20 декабря по предложени. вице-консула в Чифу, требованию китайских властей и примеру командиров миноносцев «Властный», «Скорый», «Сердитый» и «Статный» дал подписку о невыезде из Чифу и непринятии участия в войне. Катер сдан на хранение в таможню.

На л.5-6 – Рапорт командира портового судна «Силач» лейтенанта Балка 2-го (№11 от 22.02.1905) Заведующему морскимикомандами в Чифу о том, что 20.12. 1904 согласно предписанию морского отдела от того же числа после двух попыток взрыва судна в назначенном месте, в результате которых оно загорелось и притопло с креном, прорвался через блокаду на минном катере «Цесаревича» и прибыл в Чифу около 11 ч. утра 21.12.1904. По настоянию консула дал подписку (вместе со всей командой).

На л.7-8:
Командир эскадренного миноносца «Статный»
31 января 1905 года № 23 г. Чифу Конфиденциально
Заведующему Морскими Командами, свезенными на берег в г. Чифу
Рапорт
Доношу Вашему Высокоблагородию, что 19 октября я получил от Заведующего Морской и Минной обороной Порт-Артура Контр-Адмирала Лащинского приказание принять знамена полков, находящихся в Артуре, и Квантунского Флотского экипажа, серебряные рожки, Высочайше пожалованные канонерским лодкам «Бобр» и «Гиляк», и секретные дела и документы штабов, морских и сухопутных, а также секретные депеши, и доставить их в Чифу, где сдать Российскому Консулу, миноносцу же по приходе разоружиться и поступать по указаниям последнего.
Приняв сухопутные знамена, при которых находился штабс-капитан 16-го Восточно-Сибирского Стрелкового полка Федор Бабушкин, знамя Квантунского экипажа при знаменщике Василии Красно(пееве?), рожки, дела и документы и сделав распоряжения о мерах, чтобы в случае несчастья с миноносцем, все означенные выше предметы, а также и сам миноносец не достались в руки неприятеля, в 9 ч. 35 м. вечера снялся с якоря от дачных мест и самым малым ходом при совершенной темноте, благополучно миновав минные и зановые(?) заграждения, вышел к бухте «Белый Волк», откуда в 10 ч. 20 м. лег на курс SO12 и приказал держать наибольший возможный ход при условии, чтобы из трубы не выбрасывало пламени, а именно около 160 оборотов.
Ночь была очень пасмурная, дул легкий S с небольшим волнением. В 12 ч. 30 м., отойдя на 20 от Артура, слева по носу увидел несколько мелькавших и один постоянный, хотя неясный боевой огонь, почему склонился на 2 румба вправо и пошел по новому курсу минут 40, после чего, оставив эти огни за собой, снова лег на старый курс.
Около 1 ч. 30 м. ночи за кормой появились лучи прожекторов какого-то судна, которыми оно водило в SO-вой четверти в продолжении 2-х часов, освещая временами и миноносец, но, по-видимому, не видя его.
В 5 ч. 20 м. немного влево от курса открылся Чифусский маяк, а около 6 ч. и Chefoo Bluff. Небо расчистило и поднявшаяся луна ярко освещала море. В 6 ч. 25 м. милях в 6 от Bluffа на фоне берега справа от курса увидел миноносец типа Akatsuki без огней, который от берега пошел сначала на пересечку моего курса, но затем повернул перпендикулярно к нему, вероятно, для того, чтобы я не мог в него миной, и остановил машину, видимо, выжидая.
В виду важности возложенного на меня поручения и полученных от адмирала инструкций, не имея возможности самому нападать, я дал самый полный ход, какой можно было развить и, продолжая идти по прежнему курсу, прошел от носа миноносца в расстоянии 7-8 кабельтовых. Пропустив меня, он сделал несколько раз по борту белым фонарем, вероятно, опознавательный сигнал. Не получив ответа, он начал было нагонять меня, но затем стал отставать и скрылся в утренней мгле.
В 6 ч. 50 м. вошел на рейд Чифу, … … (дальше, к сожалению, не выписал) … …
Лейтенант барон Косинский


Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 4
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 15:56. Заголовок: РГА ВМФ, ф.417, оп...



РГА ВМФ, ф.417, оп.1, д.3194
На л.12-13 – Рапорт (№71 от 01.03.1905) командира эскадренного миноносца «Скорый» лейтенанта Тыртова о прорыве в ночь с 19 на 20 декабря 1904 г. в Чифу (выписки не сделано).

На л.14-18 – Список миноносцев 1-го отряда с указанием их офицеров, а также действий этих миноносцев - миноносцы: Боевой, Безшумный, Безстрашный, Безпощадный, Бдительный, Властный, Выносливый, Грозовой, Лейтенант Бураков, Бойкий, Бурный (более полных выписок, к сожалению, не сделано).

И ещё в одном деле - деле 3408 (ф.417, оп.1) на л.4-7 есть еще один рапорт (№117 от 20.09.1905) - командира миноносца «Властный» лейтенанта Карцева заведующему морскими командами в Чифу о прорыве и прибытии миноносца в Чифу 20.12.1904 (выписки не сделано).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 5
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 17:43. Заголовок: РГА ВМФ, ф.417, оп.1..


РГА ВМФ, ф.417, оп.1, д.3194
На л. 9-11:
Заведующему морскими командами в Чифу
Лейтенанта Волкова
Рапорт
Доношу Вашему Высокоблагородию, что 20 декабря 1904 года я в 8 ч. вечера выбыл из Артура на минном катере эскадренного броненосца «Ретвизан», имея поручение сдать казенные пакеты русскому консулу в Чифу. На катере находились Лейтенант Вилькен, 8 человек судовой команды и 6 минеров минного транспорта «Амур». Будучи старшим, шел соединенно с другим минным катером броненосца «Победа» под начальством мичмана Власьева, имея его в кильватер. Вследствие того, что минный катер с «Победы» постоянно отставал из-за неисправности в машине, подошел только в 8 ч. утра к восточному проходу острова Маячный. Далее взял курс на европейский сетммент, подходя к которому заметил крейсер, оказавшийся китайским, а немного правее его увидел какие-то миноносцы, которые, заметив катер, пошли полным ходом с очевидною целью отрезать нам путь. Успев высадить лейтенанта Вилькена с пакетами на берег, сам, пользуясь малой осадкой катера, успел пройти под берегом в внутреннюю гавань, где и увидел 4 наших разоруженных миноносца. Придя к консулу, я передал ему порученное. Консул сказал, что скрыть нас нельзя. Однако на повторную нашу просьбу консул согласился скрыть одного из нас троих. Был брошен жребий, который и пал на мичмана Власьева, благодаря чему он и уехал из Чифу. Затем консул потребовал немедленной дачи подписки, говоря, что в противном случае японцы могут захватить наши разоруженные миноносцы. Имея инструкцию из Артура поступать так, как требует консул, я дал подписку. О чем, донося Вашему Высокоблагородию, прошу ходатайствовать о награждении нижних чинов, бывших со мною, список которых к сему рапорту прилагаю.
2 февраля 1905 года Лейтенант Волков
№4 Чифу


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 6
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 18:48. Заголовок: Из приведённых в мои..


Из приведённых в моих предыдущих постах материалов, по-моему, складывается следующая картина.
Вечером (около 17-18 ч.) морским начальством был дан сигнал о начале заранее спланированного прорыва из Порт-Артура исправных миноносцев и о выведении из строя миноносцев, неспособных к выходу.
Сигнал этот был дан, как только стало известно, что Стессель отправился к японцам подписывать капитуляцию. Планировалось, что из Порт-Артура корабли выйдут ещё до подписания капитуляции, т.к. её условиями предусматривалось прекращение всяких действий и передвижений, разоружение на месте дислокации в момент её подписания.
Миноносцы Властный (командир - лейт. Карцев), Статный (лейт. Косинский), Скорый (лейт. Тыртов), Сердитый (лейт. Дмитриев), Смелый (лейт. Бахирев) и Бойкий (…), а также катер Ольга (до 10 декабря именовался Орёл; командир – мичман Поливанов-1) в период между 18 и 20 часами вышли из Порт-Артура. При этом первые 4 эсминца и катер Ольга к утру 20 декабря прибыли в Чифу, а Смелый и Бойкий вечером того же дня оказались в Цинтао.
Катера же с броненосцев Цесаревич (лейт. Балк-2), Ретвизан (лейт. Волков) и Победа (мичм. Власьев) вышли из Артура уже вечером 20-го декабря и лишь утром 22 декабря прибыли в Чифу.
Т.е. прорыв катеров с Ретвизана и Победы был откровенным нарушением условий капитуляции.
Этот факт считаю необходимым отметить специально, т.к. до сих пор принято считать, что прорыв всех судов из Артура состоялся в ночь с 19-го на 20-е декабря. Но это, как подтверждают приведённые выше документы, на самом деле не так.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 2221
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 12
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 21:11. Заголовок: Igrov Спасибо Вам з..


Igrov
Спасибо Вам за предоставленные материалы. Весьма познавательно.
Небольшое добавление:
Igrov пишет:

 цитата:
Миноносцы Властный (командир - лейт. Карцев), Статный (лейт. Косинский), Скорый (лейт. Тыртов), Сердитый (лейт. Дмитриев), Смелый (лейт. Бахирев) и Бойкий (…),



Бойким командовал лейтенант М.А. Беренс 2-й (на форуме выше уже об этом писалось)

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 7
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 22:52. Заголовок: aden13 пишет: Бойки..


aden13 пишет:

 цитата:
Бойким командовал лейтенант М.А. Беренс 2-й (на форуме выше уже об этом писалось)


Вообще-то, я имел в виду показать только то, что следует из приведённых мною материалах. А в материалах этих фамилия лейтенанта Беренса-2 не упоминается.
Но должен признаться, что внимательно изучить всё содержание форума ещё пока не успел. Фамилию командира Бойкого не заметил.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1753
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 9
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.09 11:16. Заголовок: Igrov пишет: Т.е. п..


Igrov пишет:

 цитата:
Т.е. прорыв катеров с Ретвизана и Победы был откровенным нарушением условий капитуляции.



Надо заметить, что акт о капитуляции был подписан поздно вечером 20 декабря в д. Шуйшиин, что в 11-12 верстах от Артура, так что выход катеров вряд ли можно считать нарушением неподписанного акта. Допускаю, что переговоры и подписание затягивались специально до выхода катеров, но откровенным нарушением это вряд ли можно назвать. Катера вышли либо ДО, либо еще НЕ ИМЕЯ известий об окончательных условиях сдачи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 8
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.09 18:37. Заголовок: Dmitry_N пишет: акт..


Dmitry_N пишет:

 цитата:
акт о капитуляции был подписан поздно вечером 20 декабря


Дмитрий, вынужден согласиться, что Вы правы.
Дело в том, что историей обороны Порт-Артура в целом я никогда не занимался. В своё время (в начале 1990-х годов) я лишь искал в Артуре «следы» своего деда. Всё остальное в то время меня мало интересовало. Перекопал массу литературы и архивных материалов. И у меня тогда сложилось твёрдое убеждение, что капитуляция была подписана именно 19 декабря. Поэтому сейчас мне и в голову не пришло уточнять эту дату.
Лишь после Вашего поста уточнил у М.И.Лилье в «Дневнике осады Порт-Артура». Там датой подписания капитуляции указано 2 января 1905 года. Т.е. по старому стилю – 20 декабря 1904 г.
Так что прошу прощения за оплошность.
Но всё же ещё раз хочу обратить внимание на то, что катера с броненосцев Цесаревич, Ретвизан и Победа прорвались из Порт-Артура в Чифу в ночь с 20-го на 21-е декабря. На сутки позже других вырвавшихся из Артура судов. Причём, катер с Цесаревича прорывался самостоятельно, а с Ретвизана и Победы совместно.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Старший лейтенант




Пост N: 40
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.09 19:33. Заголовок: Нашёл выписку из 2-й..


Нашёл выписку из 2-й части 8-го тома труда «Русско-японская война 1904-1905 г.г. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны» (СПб, 1910), в которой описывается подготовка прорыва из Артура накануне сдачи крепости.
Может, кому-то будет интересно посмотреть, что писала об этом официальная Комиссия.

{с.713} “Приготовления на случай сдачи. [19 декабря]
Ещё с утра, когда начались одновременные атаки на позиции Восточного и Западного фронтов, г.-ад. Стессель счёл нужным сделать предварительные распоряжения, дабы не быть застигнутым врасплох, в случае окончательного успеха неприятеля. Вследствие этого он приказал около полудня полк. Рейс написать заведывающему судами береговой обороны к.-адм. Лощинскому следующее письмо:
“Положение крепости становится настолько критическим, что за удержание её нельзя ручаться даже на самое короткое время, но если пришлось бы сдать крепость, то во всяком случае крайне важно иметь возможность вывезти наиболее важные документы и знамёна. В виду этого г.-ад. Стессель поручил мне просить Ваше Превосходительство, не будет ли возможности в крайнюю минуту отправить в Чифу миноносец, на котором мог бы выехать офицер с указанными предметами. В утвердительном случае, время, когда встретится надобность в отправлении, предвидеть нельзя, миноносец необходимо держать под парами, в полной готовности к отплытию.”
{с.714} В свою очередь генерал Фок, нашёл нужным собрать знамёна в одно место и ещё в 9 час. 25 мин. утра приказал своему начальнику штаба подполк. Дмитревскому сообщить командиру 5-го полка:
“Знамя 5-го полка немедленно перенести, но без всяких церемоний, в 10-й полк, где поставить в квартире командира 14-го полка.”
В 3 часа дня полк. Рейс вновь уведомил к.-адм. Лощинского, что “надобность в миноносцах будет сегодня вечером”.
После же отправки парламентёра и.д. начальника штаба укреплённого района полк. Рейс написал командующему отрядом броненосцев и крейсеров к.-адм. Вирену письмо, в котором, по приказанию генерала Стесселя, уведомлял, что к генералу Ноги послан парламентёр и что для принятия мер к уничтожению судов остаётся одна ночь.
Посоветовавшись с командиром порта к.-адм. Григоровичем и с к.-адм. Лощинским, командующий приказал приступить к уничтожению судов С наступлением темноты в затопленных во внутреннем рейде судах были взорваны орудия и по возможности были уничтожены взрывами все жизненные части судов как-то: котлы и машины. Но время, имевшееся для уничтожения судов, было так незначительно, что хотя приготовления ко взрыву судов были сделаны ещё заблаговременно, всё же мины едва успели до рассвета взорвать.
В 9 час. 30 мин. вечера миноносец “Статный” со знамёнами и важными документами ушел в Чифу, а несколько позже ушли из Артура и последние 5 миноносцев. Из всей Тихоокеанской эскадры остались лишь сильно повреждённый “Севастополь”, канонерская лодка “Отважный” и портовое судно “Силач”, которые и были затоплены на другой день утром.”


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Мичман




Пост N: 5
Откуда: г.Николаев
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.09 11:39. Заголовок: http://s52.radikal.r..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 2374
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.09 20:26. Заголовок: Алик :sm36: Извини..


Алик
Извините ради Бога, но где такие весчи лежат? Может туда и простых смертных допускают???

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Адмирал




Пост N: 1660
: Флаг-Капитан по распорядительной части
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.09 21:18. Заголовок: ABP_TOR пишет: Из н..


ABP_TOR пишет:

 цитата:
Из надписи следует, что Б. П. Хлюстин в течение какого-то времени исполнял обязанности старшего офицера “Статного”...
Возможно офицеры есть на фото, так что господа питерцы -дело за вами



Да, была у меня где-то такая фотография... Качество - так себе.

Mare per vitae! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Вице-Адмирал




Пост N: 784
Откуда: РОССИЯ, МОСКВА
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.09 21:36. Заголовок: пишет: Заведующему..


пишет:

 цитата:
Заведующему морскими командами в Чифу
Лейтенанта Волкова






С уважением, Вл.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 45
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет