Уфф... наконец-то могу продолжить. К сожалению, у меня нет названия книги откуда вот эта глава.
Удар с воздуха по Ревелю 18 июля 1916.
Наступательная деятельность немецких воздушных сил флота не была ограничена только областью вокруг Рижского залива. Контр-адмирал Лангемак издал 17 июня 1916 меморандум, где расписал свои планы относительно ведения морской войны до конца года. Там он частично упоминал о наступательных рейдах авиации, которые будут совершаться на базы крейсеров и миноносцев противника, находящиеся в пределах досягаемости. К июлю число новых миноносцев в 10-й флотилии достигло шести, включая четыре с усиленными мачтами и подъемными стрелами, могущими производить подъем и спуск самолетов. Первый набег был запланирован на середину июля.
В полдень 17-ого июля немецкое соединение вышло в море из Либавы. "Кольберг", "Аугсбург", "Штральзунд" и V-77, несли по одному самолету на борту и прикрывались одиннадцатью миноносцами. Два миноносца были посланы вперед, чтобы провести разведку поблизости у Фаро, в то время как другие сформировали противолодочное охранение. UB-33 производила разведку поблизости от Готска Санден, а уже 18-го воздушный корабль
[дирижабль] LZ-88 провел разведываемый полет к запад от Готланда. Немецкое соединение прошло посредине между шведскими и российскими островами, обогнув заминированный участок с юга. Погода стояла тихая и обещала оставаться таковой, и поэтому контр-адмирал Лангемак решил нападать на самую отдаленную цель - русскую военно-морскую базу в Ревеле.
Рано утром 18-ого июля отряд остановилось в 20 морских миль к северо-западу от Дагерорта, и в 03.00 самолеты опустили на воду. Ведущим был капитан-лейтенант Гюнтер Плюшев, летевший на оборудованном пулеметом самолете с бортовым номером 598 (FF-ЗЗН); бомбардировщиками - бортовые номера 554, 663 и 691 (все FF-ЗЗЕ). После благополучного взлета самолеты полетели вдоль береговой линии, однако затем, чтобы избежать преждевременно обнаружения, они поднялись выше слоя облаков. Неподалеку от Ревеля облака разошлись, и к 06.00 самолеты приблизились к Ревельскому рейду с севера на высоте 2000 метров. На подходах и в гавани находилось множество крейсеров и эсминцев, и также много торговых судов, которые по-большей части были небольшими. Из-за высоты подводные лодки не были обнаружены, однако, по мнению летчики, несколько из них также должны были присутствовать. Русские были полностью застигнуты врасплох, и только несколько пулеметов на кораблях открыли огонь. Поэтому самолеты имели небольшие сложности в точности прицеливания - 4~20-кг, 10~5-кг, и три меньших зажигательных бомбы были сброшены на корабли в гавани, сооружения верфи и склады. Результат бомбометания оказался не столь хорош, насколько это было возможно, хотя крейсер типа "Баян" был точно поражен, и несколько пожаров началось на берегу. Затем самолеты вернулись вдоль по побережью и позже попали под огнь зенитных батарей в Наргене и Тахконе. Также были замечены два русских самолета. Наконец, после полета, длившегося пять часов, самолеты приводнились неповрежденными в месте взлета и были быстро подняты "Страсбургом", V-77, G-89 и S-57. Тем временем, миноносцы заметили два российских самолета и в течение непродолжительного времени обстреливали их. Возвращение назад в Либаву прошло без инцидентов.
Даже несмотря на то, что набег проводился при благоприятных метеорологических условиях, немцев вполне оправдано можно поздравить с отличным результатом. Их совершавшее набег соединение, успешно прошло через заминированный участок без потерь от мин или от подводных лодок. Спуск и подъем самолетов, а также сам продолжительный полет, прошли без повреждений. В течение налета были сделаны многочисленные наблюдения и фотографии, которые позволили узнать расположение русских батарей, зданий, сооружений верфи и оборону гавани. Кроме этого, удар, нанесенный вглубь русской территории, конечно же, должен был заставить командование русского флота перейти к еще более оборонительному характеру ведения боевых действий.
Лидер полет - капитан-лейтенант Гюнтер Плюшев, герой обороны Циндао в 1914 г.
Бомбардировщик типа FF-33E (номер 663) на борту немецкого миноносца
Гавань Ревеля во время налета немецкой авиации 18.07.1918 г.
Ну и до комплекта фото крейсера типа "Адмирал Макаров", сделанное с германского самолета. Дату и место не знаю.
Информация и фотографии предоставлены Гари Стаффом (Австралия).