Николаевская городская газета Вечерний Николаев, № 95 (2502) 14 Августа 2007г.
НЕОРДИНАРНЫЙ ОРДИНАРЕЦ
На днях коллекция музея судостроения и флота пополнилась уникальными экспонатами. Это документы и фотографии ординарца адмирала С.О.Макарова Афанасия Мащенко более чем столетней давности. Но дело даже не в возрасте этих свидетельств минувших лет, а в том, что принадлежали они человеку неординарному.
В самом начале 1900-х на Балтике среди сотен курсантов учебного отряда выбирали лучшего из лучших… в ординарцы к вице-адмиралу
С.О.Макарову, занимавшему в тот период должность Главного Командира Кронштадтского порта. Лучшим оказался рядовой 12-го флотского
экипажа Афанасий Мащенко. Как следует из аттестата, выданного 31 августа 1902 года за подписью С.Макарова, заверенной казённой
печатью штаба Кронштадтского порта, Афанасий Мащенко "поведения был безупречного и возлагаемые на него служебные обязанности исполнял с усердием и аккуратностью". В благодарность за добросовестную работу Макаров подарил ординарцу свою фотографию с автографом и надписью на обороте:
"Моему ординарцу Афонасию Мащенко на память от меня. Вице Адмирал С.Макаров. 31 августа 1902 г. Кронштадт".
Следует заметить, что в те времена не каждый, как сегодня, имел "мыльницу" или цифровой фотоаппарат, и хорошее фото, сделанное в
фотоателье Д.С.Здобнова в С.-Петербурге, действительно было отличным памятным подарком. В ближайшее время это фото и другие бесценные документы станут украшением экспозиции музея.
А вот другая фотография, на которой запечатлены два матроса. На ленточках бескозырок - название корабля: "Память Азова".
"Неординарного ординарца" можно вычислить сразу, не прибегая к надписи на обороте. Умные глаза, решительный взгляд, поза,
демонстрирующая твёрдость, уверенность в себе и даже до блеска начищенная обувь - говорят о многом. Сегодня, глядя на фотографию,
сделанную более ста лет назад, ощущаешь энергию, излучаемую этим человеком.
Среди документов, рассказывающих о работе Афанасия Еремеевича Мащенко в Николаеве, - аттестат, выданный Обществом судостроительных, механических и литейных заводов, удостоверяющий, что "А.Мащенко прослужил такелажником в Доковой мастерской с 1903 п о 1905 г.". В аттестате Николаевского порта, выданном в 1912 г., говорится, что он служил в Николаевском Адмиралтействе с 1905 по 1912 г., "хорошо знает такелажные работы, выполнял порученное ему дело добросовестно и аккуратно". Жил Афанасий Мащенко на Слободке, на улице Мастерской. Во время строительства на заводе "Руссуд" самого мощного в своё время линкора "Императрица Мария", спущенного на воду в 1913 г., он принимал непосредственное участие в его постройке, работая такелажником. (Для понимания специфики профессии "такелажник" приводим энциклопедическую справку: "Такелаж (голл. takelage) 1) совокупность судовых снастей (тросы, цепи, прутки) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъёмных работ. Стоячий Т (ванты, штаги и пр.) служит для неподвижного удержания мачт, стеньг и т.д.; бегучий Т (фалы, шкоты и пр.) - для подъёма и спуска шлюпок, парусов, сигналов, груза").
Однако работа на заводе "Руссуд" в должности такелажника и указателя Такелажного цеха была прервана в 1918 году, "вследствие приостановки
завода".
В 1925 г. "бригадир такелажного цеха тов. Мащенко участвовал в работах по восстановлению театра имени т.Луначарского. Управление
Главного Инженера по восстановлению театра отметило его "полное знание дела и выдающуюся энергию и распорядительность". За строками
другого казённого документа, обычного удостоверения 1930 года, перед нами вновь предстаёт неординарная личность бывшего ординарца
адмирала Макарова: "Дано старшему такелажному завода "А.Марти" тов.Мащенко Афанасию Еремеевичу в том, что под его личным
руководством и при его непосредственном участии осуществлены весьма сложные и ответственные такелажные работы на Никэлектроцентрали, связанные с установкой всего оборудования котельной, мостового 30-тонного крана и др. Тов. Мащенко при выполнении своей работы проявил большое знание такелажного дела, всегда применял такие способы работы, которые создавали максимальную простоту и дешевизну вспомогательных сооружений. Благодаря опытности тов. Мащенко, за всё время проведения работ им ни в чём не сделано ни разу ни одной ошибки".
За строками этих документов мы видим специалиста, человека, добросовестно и творчески относящегося к своей работе, наблюдаем, как переплелась история человеческой жизни с историей города, а также с историей всей страны.
С.О.Макаров, как известно, был требовательным и заботливым наставником молодых матросов и офицеров. Особое внимание он уделял
воспитанию моральных качеств моряков. В своих "Рассуждениях по вопросам морской тактики" он пишет: "Дело духовной жизни корабля
есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нём долю участия".
Приводя примеры из истории, он показывает, какое огромное значение имеет поддержание бодрости духа, энергии и стойкости личного состава.
Подчинённые любили и уважали Макарова, прислушивались к его мнению. Он пользовался безупречным авторитетом среди моряков. Без сомнения, выдающаяся личность адмирала оказала влияние и на молодого ординарца. Личным примером С.О.Макаров вдохновил способного,
трудолюбивого, энергичного юношу на дальнейшую активную и плодотворную деятельность.
Сегодня, благодаря полученным документам, мы с большим интересом смогли проследить, как пересеклись жизненные пути двух наших земляков - С.Макарова и А.Мащенко.
В связи с этим хочется выразить огромную благодарность человеку, передавшему этот бесценный дар в музей, - внуку Афанасия Мащенко
Валерию Иосифовичу Мащенко, известному яхтсмену, мастеру спорта по парусному спорту, судье республиканской категории, заслуженному
тренеру Украины, подготовившему за годы тренерской деятельности более тридцати мастеров спорта, среди которых - чемпионы и призёры
чемпионатов СССР и Украины. Видится символическая связь между профессией деда и жизненным выбором внука, сумевшего зажечь столько
спортивных звёзд и научившего их поднимать паруса.
А для нас, музейщиков, особенно важно, что, несмотря на революции, войны, перестройки и, как правило, следующие за ними переоценки
личностей, пересмотры их роли в истории, - Валерий Иосифович, во-первых, сумел сберечь семейные реликвии, а, во-вторых, как истинный патриот Николаева, не поддался различным соблазнам и просьбам других музеев о передаче этих документов, а сохранил их именно для того музея, где эти экспонаты по логике вещей должны находиться и где в скором времени они займут достойное место.
Алевтина Владерчук,
заведующая фондами музея судостроения и флота.