On-line: Matroskas, гостей 4. Всего: 5 [подробнее..]
АвторСообщение
Dirk
Адмирал




Пост N: 36
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.07 07:44. Заголовок: Может кому будет любопытно (продолжение)


Гульнев Н., Ергер В., Иванов Н., Ширский В. Наследники Морского корпуса. Воспоминания и творчество выпускников ВВМКУ им Фрунзе 1965 года выпуска. СПб.: Ника, 2006. 416 с.
Перед нами – интересный сборник работ четырех авторов, капитана 1 ранга Н.Н. Гульнева и капитанов 2 ранга В.Э.Ергера, Н.М.Иванова и В.Е.Ширского. Четыре части, совершенно не похожие друг на друга.
Н.Н.Гульнев, известный большим количеством книг своих стихов, написал историко-публицистическо-поэтическое исследование «Услышьте гражданский голос». Сам он определил его так: «Это не историческое исследование и не авторская фантазия, а попытка осмыслить, без претензий на оригинальность, судьбу моего Отечества, его взлеты и падения, причины, их порождающие. И на этом фоне показать высокие примеры служения русских офицеров своему Отечеству, а также роль Военно-Морского флота и некоторых руководителей флота за последний исторический период». В поле его зрения попали многие русские государственные деятели и адмиралы как последних веков, так и наших дней. Исторические параллели, конечно, не на в пользу сегодняшних. На десятках страниц – боль за сегодняшнее состояние флота и Родины, нетерпимость к несправедливости, властному невежеству и хамству. Эмоционально, с примерами из мемуаров, рассказана история родного училища – некогда Морского кадетского корпуса. Впрочем, конечно, самые интересные страницы – это воспоминания самого автора об училище и службе на Северном флоте, то меткие и едкие, то прочувствованно-уважительные «портреты» преподавателей, командиров и сослуживцев.
«Верь в надежду» – так В.Э.Егер назвал историческое исследование, посвященное первой русской морской кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Толчком к нему стали небольшая главка в книге самого «многотиражного» историка флота В.Д.Доценко «Мифы и легенды российского флота», а также различные биографии Н.П.Резанова. Автор поставил себе целью разобраться во взаимоисключающих трактовках взаимоотношений и заслуг Крузенштерна, Лисянского и Резанова. В заключение дан обзор русских кругосветных плаваний начала XIX в.
Прекрасную цель поставил перед собой Н.И.Иванов – он собрал и опубликовал воспоминания многих своих товарищей по училищу. Множество имен и судеб, «жизненных стратегий». Воспоминания и размышления постаревших романтиков и энтузиастов, с грустью оглядывающихся на сегодняшний день. Завершают эту галерею биографии бывшего начальника училища вице-адмирала А.Г.Ванифатьева и заместителя начальника училища, дважды Героя Советского Союза контр-адмирала А.О.Шабалина, а также списки преподавателей и одноклассников – с последними званиями и датами жизни.
Четвертый из авторов сборника, В.Е.Ширский, кратко рассказав о своем жизненном пути, поделился с читателями флотским юмором – собранными за годы службы флотскими байками.
Как бы хотелось, чтобы подобные сборники стали традицией, и с его авторов взяли пример выпускники других лет и иных военно-морских училищ…



Mare per vitae! Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 287 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 1952
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.09 09:45. Заголовок: Dmitry_N. Сегодня на..


Dmitry_N. Сегодня начну сканировать.

Спасибо: 0 
Профиль
Dmitry_N
Адмирал




Пост N: 1916
: по армейской пехоте
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 11
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.09 10:22. Заголовок: volnoper пишет: И. ..


volnoper пишет:

 цитата:
И. Дылевский. ЗОВО 4 ст.


Нестыковка есть. Кавалера ЗОВО 4 ст. Дылевского (Квантунский укрепленный район, механическая мастерская Порт-Артура, мастер) по капитульным записям звали ПЕТРОМ. ЗОВО 4 ст. 177171

Но такое возможно, если он поляк и тогда мог иметь двойное имя. Довольно часто встречались такие нестыковки.

volnoper Спасибо, буду ждать.

Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 1953
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.09 13:40. Заголовок: Dmitry_N. Это моя оп..


Dmitry_N. Это моя опечатка. Он - Петр Францевич. Г.Ж. - 1858-1942 (блокада). Сканировать уже начал.

Эраст Гиацинтов. "Записки белого офицера". СПБ. 1992. Найдя очередной экземпляр, просмотрел его под "морским углом". Эвакуировался на "Владимире" из Крыма (кубанская каз. батарея). Чуть-чуть, но ведь глазами очевидца.

Альманах "Русское прошлое" № 10. СПБ. 2006. Первая глава мемуара порт-артурца мичмана (1902) и будущего кавторанга и офицера "белого" ЧФ П. А. Светлика "Тени прошлого". Хорошая био (подобная даже) сост. П.В. Петров. Первая глава - идут в П.-А.

В том же альманахе штабс-ротмистр и мемуарист С. В. Вакар задается и отвечает на вопрос - почему красные не сумели обстрелять Севастополь при отходе транспортов с людьми в 1920 г.
Кстати тоже эвакуировался на "Владимире", но из Новороссийска в Крым.

Еще альманах - "Новый Часовой". СПБ. 2006. 17-18. "Первые авиаторы". П. Л. Шебалин. Биографии (в основном краткие) на букву "Б".
Морлеты - Бабицкий - лейтенант, Бабушкин М. С. - прапор. Герой С.С., Бадаев - разбился в Крыму, Бакин А. А. - инж.-мех. кавторанг...


Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 1956
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.09 16:00. Заголовок: Еще морское биографи..


Еще морское биографическое из "НЧ" №17-18. Статья А. Е. Осташевского "Кладбище на улице Пожарского в Севастополе. Дополнения и пояснения".
Кавторанг Сепанов Николай Алексеевич (1866-1905)
"Чины канонерской лодки "Кубанец" (гранитное надгробие):
Мичман Алексей Верещагин
Унтер-офицер Иван Резников
Матросы Тихон Чабан
Яков Козленко
Владимир Биленко
Михаил Новиков
погибли 16 ноября 1913 г. при исполнении долга".

Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 1976
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.09 14:44. Заголовок: Сегодня был на Крупе..


Сегодня был на Крупе и купил - Евгений Чирва. "Подводная война на Балтике. 1939-1945. М. 2009. По всей видимости будет серия - "Подводные лодки в бою". А может и есть... я не видел.
При первом просмотре и при цене 120 руб. - норма. Про каждую ПЛ краткий очерк (до "Пантеры"). Таблицы где мины ставили, где чего утопили. Есть фото, мнение - я видел хуже. Био командиров - фи. Особенно по орденам. Могли перечислить не выборочно, а то "... орденов. в том числе два...".
Общее мнение, кому именно интересно, будет в чем то интересно, а специалистам, откуда я знаю, сколько они знают...

Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 1996
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.09 23:33. Заголовок: http://i073.radikal...





Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 1997
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.09 23:38. Заголовок: http://s41.radikal.r..





Спасибо: 0 
Профиль
vvy
Вице-Адмирал




Пост N: 516
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.09 15:28. Заголовок: Спасибо! Излишне &#..


Спасибо!
Излишне "журналистично" (ну, тут ничего не попишешь - Масленников, он и есть Масленников), но в целом - почти достоверно.

Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2011
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.09 20:51. Заголовок: Книги - А. Копылов &..


Книги - А. Копылов "Павлин Виноградов". М. 1959. (тонкая - 60 стр.). Фотографий две. одна поинтересней - Плавбатарея "Москва". Пушечка хорошая по размерам и красморы для сравнения.
В. Жданов. Л. Орловская. "Североморск". Мурманск. 1978. История с конца 19 в.
"Мы выбрали море. Воспоминания косандиров и учеников московской военно-морской школы". М. 1990.
А. Маркелов. "Торпедный веер". Одесса. 1976. Кавторанг в отставке. Штурман на ПЛ. "...о подвигах черноморских подводников...". Начало Щ-211... Есть фото моряков.

Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 4601
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.09 23:29. Заголовок: volnoper пишет: Вос..


volnoper пишет:

 цитата:
Воспоминания косандиров...



Простите, а это кто?

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2012
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 20:22. Заголовок: Автроилъ. Простите о..


Автроилъ. Простите опечатался - командиров.

Только. что получил из Москвы книгу - "Русская колония в Тунисе. 1920-2000". Составитель К. В. Махров. М. 2008. Т. 1000. 494 стр. с пересылкой -650 руб. 220 стр. "статьи, воспоминания, документы (приказы), стихи, письма". Фото людей документов, открыток... Авторы - К. В. Махров, А. Ф. Ульянин, Н.Р.Гутан, Н. А. Монастырев, конечно Ширинская... а стр. 229-490. Биографический словарь. в том числе список чинов флота и морведа. Не хочу пока подробнее писать... Вдруг она знакома многим...

Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2015
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 23:18. Заголовок: http://i067.radikal...




Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2019
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 13:25. Заголовок: Труды отдела торговы..


Труды отдела торговых портов.
Выпуск 4. Килийский рукав реки Дуная по изысканиям 1902 года. Составил П. С. Чехович. СПБ. 1904.
Выпуск 37. Записки о новых работах в портах -СПБ,Мариуполь, Либава, Одесса, Николаев Ростов на Дону и об изысканиях в Тихом океане. СПБ. 1914.
Просмотрю за неделю, потом если интересно...

Спасибо: 0 
Профиль
aden13
Вице-Адмирал




Пост N: 2290
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:34. Заголовок: volnoper пишет: ..


volnoper пишет:

 цитата:
"Русская колония в Тунисе. 1920-2000". Составитель К. В. Махров. М. 2008. Т. 1000. 494 стр. с пересылкой -650 руб.



А Вы не переплатили??? Ее цена в Москве - 280 руб

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2023
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 16:45. Заголовок: aden13. А есть ли ал..


aden13. А есть ли альтернатива. Москва далеко. Ездить на выходные за книгами в столицу...

Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2029
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 16:57. Заголовок: Две книги- Дюдин, ..


Две книги-

Дюдин, Ильин, Морозов, Стрелов "Флагману-надежную связь". СПБ. 1995. Очерк о развитии военно-морской связи - от флажков и семафора до новой России. Но для меня - две главки очень понравились информативностью. Владивосток (особенно) и Цусима. Данные как лейтенант А. А. Ковальский во Владике связь развивал в 1905 г.
Из фото - П.Н. Рыбкин с погоном - два просвета, две звезды вдоль. Снимок как с "России" поднимают аэростат, а за ней бортом "Громобой".

60 лет ВВИА им. проф. Н. Е. Можайского. издано академией в 1980.

Взял в поисках морлетов. Есть фото Яцука-цусимца и био краткое морлета ПМВ С. Г. Козлова. Кача. За ГВ Красное Знамя. Генерал-майор ИТС.


Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2033
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 20:22. Заголовок: Сейчас при просмотре..


Сейчас при просмотре Озона нашел рекламу - Константин Капитонов "Голгофа русской эскадры. Последний поход барона Врангеля". Изд. Зебра Б. 2009. Кто нибудь имеет представление

Спасибо: 0 
Профиль
Doktor
Надворный Советник




Пост N: 172
: Медицинские чины Морского Ведомства
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 20:31. Заголовок: На сайте http://www...


На сайте http://www.isramir.com/content/view/6900/95/
Опубликованы выдержки из этой книги
Цитата:
Под таким названием в Москве, в издательстве «ЗЕБРА Е», вышла новая книга журналиста-международника Константина Капитонова. Предлагаем вниманию читателей небольшой отрывок.
Светлой памяти моряков русской эскадры, которые, оказавшись на чужбине, сохранили верность России, присяге и Андреевскому флагу, посвящаю.
Автор

Февральская революция 1917 года и падение монархии вынудили семьи аристократов из приближенных к императорскому двору покинуть Россию. Не вернулись на Родину дипломатические представители, преданные династии Романовых.

Более полноводный поток российских беженцев хлынул за рубеж непосредственно после Октябрьской революции. Покидали Россию политики, бывшие государственные деятели, предприниматели, интеллигенция. За границей оказалась часть российских экспедиционных корпусов, военные и интернированные, не пожелавшие возвращаться в Советскую Россию. Людей гнал за границу и ужас Гражданской войны.

Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинули 1.160.000 беженцев. Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.

Эти люди никогда не думали, что попрощались с Родиной навсегда. Каждый день они жили с мыслью о возращении в Россию. Но вернуться удалось единицам. Большинство из них было вычеркнуто из истории страны, в которой им не нашлось места.

Русские моряки не считали, что борьба проиграна окончательно. Они оставили Крым не с тем, чтобы жить за пределами своего Отечества как эмиграция. Они хотели оставаться русскими, вернуться в Россию и служить только России.

За долгие годы судьба разбросала их по разным странам и континентам. Многие из тех, кто прибыл в Бизерту, нашли свой «последний причал» в тунисской земле.

Но до конца дней своих они оставались русскими…

* * *



…В конце декабря 1920 года в тунисский порт Бизерта прибыли 33 корабля Черноморской эскадры Российского Императорского флота, которые вывезли около 6.000 человек, покинувших Крым. Среди них - 700 офицеров, 2.000 человек команды, жены и дети.

Четыре года они жили в походных условиях. Каждый день поднимали на кораблях Андреевский флаг, несли вахту, молились в корабельной церкви.

И вот наступило 29-е октября 1924 года. В полдень на эскадренный миноносец «Дерзкий» прибыл военно-морской префект Франции в Бизерте адмирал Эксельманс. Он сообщил русским морякам о признании французским правительством молодой Советской республики и ликвидации эскадры.

В тот же день в 17 часов 25 минут на русских кораблях построились сильно поредевшие экипажи. Легкий бриз играл полотнищами Андреевских стягов. В тишине неестественно громко раздалась последняя команда: «На флаг и гюйс!» И спустя минуту: «Флаг и гюйс спустить!».

Под звуки горнов медленно скользили вниз флаги с изображением креста Святого Андрея Первозванного. Символ Флота, символ былой, почти 250-летней славы и величия теперь далекой от них России, которому они так долго служили, был спущен. Тогда думали - навсегда. А оказалось - до поры...

Среди тех, кто наблюдал эту скорбную церемонию, находились 37-летний капитан 2-го ранга, командир подводной лодки «Утка» Нестор Монастырев и 12-летняя Настя, дочь старшего лейтенанта Александра Манштейна, командира миноносца «Жаркий». Позднее жители города Табарка, в котором поселился кавторанг, прозовут его – Командором. Настя, а теперь уже Анастасия Александровна, по сей день живет в Бизерте. Горожане с уважением называют ее – Анастасия Бизертская…



* * *



Нестор Александрович Монастырев родился 16-го ноября 1887 года. Об этом есть соответствующая запись в метрических книгах Московской Николо-Стрелецкой церкви, располагавшейся у Боровицких ворот.

«1887 года ноября шестнадцатого дня родился Нестор. Крещен восемнадцатого дня. Родители его: присяжный поверенный Округа Московской Судебной Палаты Александр Николаевич Монастырев и законная жена его Марья Андреевна, оба православного вероисповедания. Восприемниками (крестными отцом и матерью – К. К.) были: Старший контролер Государственного Банка Николай Алексеевич Цветков и дворянка девица Анна Павловна Понамарева. Крестил Николоборовицкой церкви священник Михаил Демидов с причтом».

Нестор был десятым по счету ребенком. Всего же у Монастыревых родилось одиннадцать детей.



РАССКАЗЫВАЕТ ГАЛЛИ МОНАСТЫРЕВА, правнучка Нестора Александровича.

«Существует семейное предание, что Монастыревы ведут свое начало от древнего княжеского рода. Он возник в IX веке, на севере, куда явились братья-варяги Рюрик и Синеус. Рюрик обосновался в Новгороде, Синеус - на Белом озере. Монастыревы были Белозерскими...

Четверо братьев Монастыревых бились на Куликовом поле с полчищами Мамая в войске Дмитрия Донского. Трое братьев погибли, а четвертого великий князь Дмитрий, вернувшись «на княжение на Москве», чествовал и дарил землями от Твери до Соловецких островов.

В Твери сохранились сведения о боярине-воеводе по прозвищу Манастырь... Затем, как у А. С. Пушкина в стихотворении «Моя родословная»:

С Петром мой предок не поладил,

И им за то повешен был...

Не пришлись Монастыревы ко двору Петра I. Не приняли резких и стремительных его ломок устоявшейся российской жизни. При расправе над стрельцами Петр лично отрубил непокорные головы двум стрелецким полковникам – предкам Монастыревых...

Отец Нестора – Александр Николаевич, 1844 года рождения, окончив в 1865 году семинарию (его родитель был священником), перебрался в Москву и поступил в Московский Императорский университет на юридический факультет. В 1869 году женился на Марии Андреевне, чья девичья фамилия затерялась. Но, судя по всему, она была из видного рода – детям и внукам постоянно внушала: «Вы - Монастыревы, голубая кровь…»

Вскоре семья перебралась в небольшой особнячок на Плющихе. Оттуда - на Потылиху в собственный новый дом.

Монастыревы славились своей оригинальностью и выдумками. Одни имена, которые они давали детям, чего стоили - Сократ, Уалент, Дий, Баян, Таллий, Галли…»

После окончания гимназии Нестор, конечно же, поступил в Московский университет, где, по семейной традиции, изучал юриспруденцию. Но, после нескольких курсов, неистребимая тяга к морю превращает его в 1909 году из столичного студента в юнкера флота. После сдачи положенных экзаменов по полной программе Морского корпуса Монастырев получает в 1912 году чин корабельного гардемарина.



ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НЕСТОРА МОНАСТЫРЕВА

«Сегодня особо счастливый день - мы произведены в корабельные гардемарины. Сердце дышит полно, душа рвется куда-то, перед нами жизнь, карьера и море. Любимое море...

После полдня я одеваюсь в новый мундир, нужно сделать необходимые визиты и завтра ехать в Москву повидать своих стариков. Утром на следующий день все гардемарины были собраны в Адмиралтействе, где мы получили приказы о производстве. Морской министр поздравил и пожелал успеха.

Все официальности окончены, каждый из нас свободен на две недели перед началом плавания. Вечером поезда уносили во все концы необъятной России сотню гардемарин.

Как было приятно сесть в вагон 2-го класса, этот запретный плод в течение многих лет. По правилам морского устава в вагонах этого класса могли ездить только офицеры. Гардемарины, юнкера и нижние чины имели право находиться только в 3 классе. С пылом юности мы всегда возмущались этим строгим и, как нам казалось, непонятным правилом.

Две недели отпуска пролетели очень быстро. Пора возвращаться в Петербург. Третий звонок курьерскому поезду. Я целую, ставшую мне дорогой, маленькую ручку с букетиком фиалок. Поезд уносит меня на север...»



5-го октября 1912 года Нестор Монастырев и его однокашники приказом Николая II были произведены в мичманы. На следующий день они, по установившейся традиции, тянули жребий, кому в какое море выходить, поскольку только несколько человек, окончивших обучение первыми, имели право выбора. Было пять мест, куда отправлялись вновь произведенные офицеры. Балтийское, Черное и Каспийское моря, Тихий океан и река Амур в далекой Сибири.

Большинство молодых мичманов стремилось попасть в Балтийское море, которое было близко от столицы, и где были такие веселые порты, как Гельсингфорс, Ревель, Либава и Кронштадт, находившийся в двух часах от Петербурга. Другие хотели попасть на Астрабадскую станцию у пышущих зноем Персидских берегов. Третьи рвались на одну из красивейших рек мира - на Амур, протекающей по границе Небесной Империи.

Мичман Монастырев стремился на Восток, с его беспредельной морской границей, дикими берегами Камчатки, пустынными Командорскими островами и Великим океаном.

На клочке белой бумажки, которая досталась ему, было написано - Черное море, Севастополь…

Нестор был назначен на линейный корабль «Евстафий». Прибыв на судно поздно вечером, он успел познакомиться лишь с частью офицеров, и утомленный за день отправился в свою каюту. Утром, надев, как полагалось, мундир и треугольную шляпу, представился командиру при подъеме флага и перезнакомился с остальными офицерами.

Получив необходимые инструкции относительно своих обязанностей и службы от старшего офицера, он целиком окунулся в жизнь корабля. С этого момента для него потекли дни служебного однообразия, занятий с командой, вахтами…





ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НЕСТОРА МОНАСТЫРЕВА

«В феврале 1913 года флот, также как и вся Россия, праздновал трехсотлетие императорского дома Романовых. Весь день прошел в парадах, торжественном богослужении на всех судах эскадры. В Морском собрании состоялся спектакль, в конце которого была поставлена живая картина, изображавшая Великую Россию с народностями ее населяющую, в национальных костюмах, а вечером грандиозный бал. Было получено много наград, производств и, кроме того, Государь пожаловал всем бронзовую медаль, изображающую первого царя из дома Романовых Михаила Федоровича и царствующего императора Николая II Александровича, на черно-оранжево-белой ленте.

Кто мог подумать тогда, что это был последний царь! Кто мог представить себе, что мы будем свидетелями и участниками величайшей исторической драмы, наступившей всего четыре года спустя. Поистине пути Господни неисповедимы...»





В октябре из Морского министерства пришла телеграмма, предложить желающим офицерам поступать в подводный класс. Мичман Монастырев, не раздумывая ни минуты, подал рапорт о поступлении. Командир «Евстафия» сначала упорствовал, но потом согласился.

Через два дня вечерний курьерский поезд увозил его на Север. Прощай теплый, веселый и жизнерадостный юг...



* * *



В конце октября 1913 года Нестор Монастырев прибыл в Либаву (ныне Лиепая - Латвия), город, расположенный на побережье Балтийского моря. Он сразу почувствовал, как велика была разница в природе этого сырого и пасмурного прибалтийского края в сравнении с ясным и теплым югом.

Занятия в подводном классе уже начались. Тем, кто прибыли последними, пришлось готовиться к вступительным экзаменам и одновременно осваивать то, что было пройдено до них.

…Наступили месяцы самой упорной и трудной работы подготовки к экзаменам по теоретическому курсу подводного класса. В начале мая 1914 года они были закончены, и началась практика.





ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НЕСТОРА МОНАСТЫРЕВА

«Не интересуясь политикой, мы без особенного внимания отнеслись к убийству в Сараеве. Мы не думали, что может произойти что-либо серьезное.

Но в воздухе повеяло войной. Пришедшая было на отдых первая минная дивизия, быстро ушла из Либавы. Стоявший здесь пехотный полк тоже куда-то ушел. Начальник нашего отряда беспрерывно получал телеграммы, но сам не отдавал никаких приказаний.

Газеты были тревожны и полны всяких предположений: то говорили о неизбежной войне, то о том, что все улаживается. Никто из нас ничего толком не знал, да и, конечно, не мог знать. Скажу только, что мы сами желали войны и готовы были сражаться с кем угодно. Таково свойство молодости…»





В 1914 году, накануне войны, мичман Монастырев окончил Офицерский класс подводного плавания и продолжил службу на Черноморском флоте. Он был направлен на мобилизованный пароход Русского Общества «Великий князь Алексей», превращенный в заградитель. Для молодого офицера, рвавшегося в бой, это было большим разочарованием. Но делать было нечего, и он без особого восторга перебрался на пароход, только что пришедший из Одессы.

Когда начались военные действия, Нестор Монастырев не мог усидеть на заградителе и всеми силами старался попасть на миноносец. 1-го ноября 1914 года он был назначен на «Жаркий», на котором участвовал в боевых действиях на Кавказском фронте.

В январе 1915 года он получил известие о назначении в подводную бригаду и срочном отъезде в Севастополь. И хотя он стремился на подводные лодки и был доволен своим назначением, ему было до боли грустно покидать «Жаркий», командира, офицеров, команду. Ведь с ними он пережил не одну опасную минуту.

Вскоре со скудным мичманским багажом, но с обилием ружей всех образцов и всякого рода доспехами неприятеля, мичман Монастырев вышел из вагона поезда на севастопольском вокзале. Через день, явился к своему новому начальству.

- Вы назначаетесь на подводный минный заградитель «Краб» минным офицером. Явитесь к командиру сегодня же.

- Есть! - ответил мичман и вышел, сгорая от нетерпения увидеть новый корабль.

Некоторое время спустя он представился командиру.

- Вы прибыли ко времени. Скоро мы заканчиваем ремонт...

Погруженный в свою работу и не думая ни о чем другом, как бы скорее выйти в море, Нестор однажды был приятно поражен, получив приказ командующего Черноморским флотом о награждении его боевым орденом за плавание на «Жарком». Вскоре он получил об этом императорскую грамоту. С каким-то особым, непередаваемым чувством развернул он лист пергаментной бумаги и прочел:



Божией милостью

Мы, Николай второй,

Император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, прочая, прочая.



Нашему мичману Нестору Монастыреву.



Утверждая определенную подлежащую начальством, по дарованной ему от нас власти, награду за отличия, выказанные Вами в делах против неприятеля, всемилостивейше пожаловали мы Вас, указом, в 18 день апреля 1915 года капитулу данным, кавалером императорского ордена нашего Святой Анны третей степени с мечами и бантом.

Грамоту сию во свидетельство подписать, орденской печатью укрепить и знаки орденские препроводить к Вам, повелели мы капитулу Российских императорских и царских орденов.



Дана в Петрограде в 28 день декабря 1915 г.



Управляющий делами капитула орденов,

Гофмейстер Высочайшего двора (подпись).



По традиции, орден был торжественно отпразднован…

В июне 1915 года Черноморский флот пополнился первым дредноутом «Императрица Мария», который, закончив свою постройку в Николаеве, должен был прийти в Севастополь. Перед его выходом в море «Крабу» было приказано принять полный запас мин заграждения и поставить их в Босфоре, чтобы обеспечить дредноуту свободный переход в море.

Ранним утром 26-го июня «Краб» плавно отошел от пристани, имея на борту, кроме своего кадрового состава, начальника бригады и еще двух офицеров. Одновременно для выслеживания противника вышли подводные лодки «Морж» и «Тюлень».

Через несколько часов полного хода открылись Анатолийские берега.

- Стоп машины! - раздается команда.

«Краб» сразу останавливается.

- Приготовиться к погружению! Люки задраить!

- Заполнить среднюю и главную цистерны...

Проходит около двух часов подводного хода. Все благополучно и пока никаких сюрпризов.

Минуты тянутся медленно и томительно. Наконец...

- Приготовиться к постановке минного заграждения.

- Открыть кормовые амбразуры.

Из кормы доносится шум работающего электромотора и привода амбразур. Стрелка указателя показывает, что амбразуры открыты и все готово к тому, чтобы ставить мины.

«Краб» ложится на нужный курс и через несколько секунд звучит команда ставить мины. Долгожданный момент...



ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НЕСТОРА МОНАСТЫРЕВА

«Я пускаю минный элеватор и с беспокойством смотрю на стрелку минного указателя, который показывает момент выхода мины. Лишь бы не заело. Эта единственная мысль, которая сверлила мне мозг. Но все идет благополучно. Вот уже поставлены 62 мины, остается лишь две. Глубомер показывает 70 фут. Вдруг сильный удар в нос. Второй, третий, четвертый… «Краб» кренится на правый борт, потом с большим дифферентом на нос идет на глубину.

Глубомер показывает 120 фут. Лодка не слушается горизонтальных рулей и медленно погружается. Я не слышу нигде шума вливающейся внутрь лодки воды. Значит, все благополучно и повреждения не страшны. Ясно, что мы наскочили на подводную скалу, которая на карте не обозначена.

Но, что делать? Всплывать? Нас могут увидеть. Но всплыть нужно, уже 150 фут глубины. Несомненно, у нас повреждены горизонтальные носовые рули и вероятно минные аппараты. Свист сжатого воздуха и из средней цистерны выбрасывается вода. «Краб» остановился и медленно начал всплывать.

Мы снова уходим на глубину. Я получаю приказание поставить две последние мины и приготовить минные аппараты. Нужно найти и атаковать сторожевое судно. Но судьбе это не было угодно. «Краб» ударился носовой частью о подводную скалу и крышки минных аппаратов, видимо, были повреждены. К тому же, в такую темную, непроглядную ночь трудно было найти врага.

На утро мы были далеко от пролива. «Императрица Мария» ждет нашей радиограммы о постановке заграждения. Она послана. Я, кажется, никогда в жизни не забуду этого дня в море, который мы провели, возвращаясь из Босфора. В этот день была пережита и радость боевого успеха, чувство удовлетворения за долгие труды и надежды.

Через два дня после нашего возвращения, развернув номер «Крымского вестника», я с бьющимся сердцем прочел следующее: «Нам сообщают, что турецкий крейсер «Бреслау» получил минную пробоину. Дальнейшая судьба его неизвестна».

Не теряя ни секунды, я помчался к командиру, чтобы первым сообщить приятную новость. К вечеру вернулись с моря «Морж» и «Тюлень», они еще ничего не знали и поэтому мы их ошарашили своей новостью. Нечего и говорить о том, что этот вечер в кают-компании был весел и обилен.

Через некоторое время, секретные сведения от наших агентов подтвердили, что «Бреслау» действительно подорвался на мине, выходя из Босфора. Я окончательно и бесповоротно чувствовал себя героем дня. Да, впрочем, не только я, но и все остальные».





Прошло около месяца, и в одно прекрасное утро пришел приказ о производстве мичмана Монастырева в лейтенанты за боевые отличия. Вскоре он получил приказ о том, что Николай II награждает его подарком - золотым портсигаром с императорским гербом.

Оказалось, что командующий флотом, после того как постройка и главные испытания «Краба» были закончены еще задолго до выхода в море на постановку мин, счел необходимым ходатайствовать о награждении офицеров и команды заградителя за их усилия по достройке «Краба». Нестор уже имел боевой орден выше, чем у остальных офицеров, поэтому ему и был пожалован высочайший подарок.

В декабре 1916 года лейтенант Монастырев назначается старшим офицером подводной лодки «Кашалот». И хотя она совершила не очень много походов, тем не менее, сумела потопить несколько вражеских судов. За это офицеры и команда получили военные награды.

Нестор был отмечен Георгиевской саблей с надписью «За храбрость». Она была присуждена ему Думой кавалеров Георгиевского оружия и утверждена государем императором.



* * *



Наступил 1917 год… В феврале грянула революция в Петрограде. Как только были получены первые сведения о происходящих событиях в столице, командующий флотом адмирал Александр Колчак, ясно представляя опасность обстановки, объехал все корабли и береговые команды, призывая к спокойствию и выдержке.

Авторитет адмирала удержал команды в повиновении. Только благодаря ему не было убийств офицеров и жестокостей, которые имели место в Балтийском флоте. Там, особенно в Гельсингфорсе и Кронштадте, несколько десятков офицеров заплатили своей жизнью за верность долгу и дисциплине.

В то смутное и тревожное время лейтенант Монастырев ушел в поход на «Нерпе». Свыше двух недель команда лодки не имела никаких новостей. Но все чувствовали, что надвигается что-то страшное и неисправимое...



Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2041
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 20:46. Заголовок: Doktor. Спасибо...


Doktor. Спасибо.

Спасибо: 0 
Профиль
Барс
Контр-Адмирал




Пост N: 134
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 01:11. Заголовок: Если из этого текста..


Если из этого текста убрать выдержки из воспоминаний Монастырева, то в остатке ничего нового и оригинального. Какая-то сборная солянка из уже ранее опубликованного. В общем, тоска зеленая.
А это: " февральская революция 1917 года и падение монархии вынудили семьи аристократов из приближенных к императорскому двору покинуть Россию..." Тот же Монастырев, сын потомственного почетного гражданина и дочери священника - вот уж аристократ ! Если, конечно, не учитывать семейные предания про "голубую кровь" и т. д. А тысячи выходцев из крестьян, казаков ... эти, что ли, были приближенными к императорскому двору ? Сюда бы еще добавить "поручик Галицын, раздайте патроны, корнет Оболенский, седлайте коня ..." !


Спасибо: 0 
Профиль
Серж
Вице-Адмирал




Пост N: 388
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 7
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 01:26. Заголовок: Барс пишет: Если из..


Барс пишет:

 цитата:
Если из этого текста убрать


Барс пишет:

 цитата:
ничего нового



...экой, вы, право! А миллионы коммунистов, после 17-ого - на сколько были приближены к ЦК? Ровно - на членские взносы и на распределение на демонстрации - кто понесет Генсека, + одобрям-с на партсобрании...
Кто был "ничем" - так и остался (если свои же не расстреляли) ничем.

Больше о друзьях, чем о себе. Спасибо: 0 
Профиль
Doktor
Надворный Советник




Пост N: 173
: Медицинские чины Морского Ведомства
Откуда: Севастополь
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 22:10. Заголовок: На мой непрофессиона..


На мой непрофессиональный взгляд эта книга есть явная попытка подойти к "модной" нынче теме с позиций "соцреализма и канонов советской журналистики". И уж очень попахивает плагиатом...

Спасибо: 0 
Профиль
АЗАРД
Старший лейтенант




Пост N: 404
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 17:50. Заголовок: Уважаемые коллеги! ..


Уважаемые коллеги!
На сайте «Антикварный Дворик» http://www.antiquariy.ru/book-1-240.html
нашел такое:

Редкое коллекционное издание!

С берегов Америки. Юбилейный исторический сборник о-ва русских офицеров в Америке 1923-1938

Общество офицеров Российского Императорского флота в Америке (до 1953 г. – Общество бывших русских морских офицеров в Америке).
Оно было основано 11 мая 1923 г. в Нью-Йорке по инициативе группы морских офицеров (11 человек), возглавляемой капитаном 1 ранга М.А. Китицыным.
В 1926–1933 гг. в Нью-Йорке выходили «Извещения Общества бывших русских морских офицеров в Америке», а с 1934 г. начал издаваться бюллетень общества, основателем и главным редактором которого являлся старший лейтенант Ю.К. Дворжицкий. Бюллетень выходил вплоть до 1982 г., оказавшись одним из самых «долгоживущих» изданий военной эмиграции.
Также по инициативе общества с 1943 по 1964 гг. выпускался журнал «Морские записки», в котором публиковались материалы по истории флота, большинство из которых являются ценнейшими историческими источниками.
Важную роль в жизни общества играла работа по сохранению культурного наследия морской эмиграции. При обществе существовали библиотека, музей и архив, материалы для которых поступали из всех стран, где находились чины флота.
В 1943 г. начала свою работу историческая комиссия(с начала 1960-х гг. – Морское историческое общество), основной задачей которой стало изучение различных вопросов истории флота и публикация результатов исследований на страницах различных изданий.
После того, как в результате Второй мировой войны карта мира претерпела серьезные изменения и многие морские организации Европы прекратили свое существование, общество стало центром морской эмиграции. Оно просуществовало до середины 1980-х гг. Предлагаемый сборник состоит из двух частей:
Первая часть – историческая;
Вторая посвящена деятельности Общества русских морских офицеров в Америке за пятнадцатилетний период его существования.

Содержание
1. Адмирал Русин. Государь Император Николай II и Русский императорский флот. –
2.Старший лейтенант Гладкий. Потешный флот Петра Великого.
3.Капитан 2-го ранга Крыжановский. Великая северная экспедиция.
4.Старший лейтенант барон Таубе.
Дело у Дамиетты 21 октября 1772 года. -Старший лейтенант Федотов. Уайт. Русские морские офицеры начала 19 столетия.
5. Капитан 1-го ранга Шмитт.
Петропавловский бой (чертежы и схемы).
6.Контр-адмирал Никитин. К берегам страны далекой.
7. Капитан 1-го ранга князь Максутов. Из прошлого российско-американских колоний.
8. Старший лейтенант Горденев. Дальний Восток и Сибирская флотилия.
9. Капитан 2-го ранга Стогов. Воспоминания о морском генеральном штабе.
10. Капитан 2-го ранга Чернушевич. У берегов Албании.
11. Лейтенант М. Война на Волге 1918 г.

Вторая часть: образование, история и списки Общества русских морских офицеров в Америке (документы, приказы, послужные списки, биографии - подлинные материалы эпохи...). К материалам по истории русского морского флота. Русские моряки в изгнании.
Неисследованные материалы по русскому зарубежью.













Год издания 1939
Издание New York Association of former Russian naval officers in America

Сохранность 356 стр. : ил. : 23x17 см., тираж 500 экземпляров, современный художествнный переплет , издательская обложка сохранена, Первое издание. 15 иллюстраций в тексте, каждая из которых вклеена вручную, 3 карты и 2 плана. Экземпляр № 58.

Для славистов, историков России, библиографов, коллекционеров.
Большая редкость! Рекомендуем!

Цена 88 000 рублей
………………………………………………..


С уважением, МК


Спасибо: 0 
Профиль
Ad rem
Адмирал




Пост N: 1105
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 18:59. Заголовок: Москва, Москва - как..


Москва, Москва - как много в этом звуке....

Спасибо: 0 
Профиль
aden13
Вице-Адмирал




Пост N: 2308
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 13
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 19:39. Заголовок: АЗАРД пишет: Цена 8..


АЗАРД пишет:

 цитата:
Цена 88 000 рублей



Охххх....

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 4961
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.09 14:05. Заголовок: Прочитал с большим и..


Прочитал с большим интересом:


http://www.victory.mil.ru/lib/books/memo/index.html

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2290
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.09 18:45. Заголовок: http://i065.radikal...





Если б не сочетания наград, не послал бы. Фотка ветхая, рваная, есть карандаш подпись - бригад... Дмитриев Вален... Дмитриевич.

Получил от Нины Порт-Артур т.1. Заказывал по 630 получил по 840 руб.

Спасибо: 0 
Профиль
Ермакъ
Капитан 2 ранга




Пост N: 82
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.09 23:39. Заголовок: volnoper пишет: Сей..


volnoper пишет:

 цитата:
Сейчас при просмотре Озона нашел рекламу - Константин Капитонов "Голгофа русской эскадры. Последний поход барона Врангеля". Изд. Зебра Б. 2009. Кто нибудь имеет представление


Был даже на презентации этой книги. Компиляция из Волкова (биографический справочник + "Флот в Белой борьбе"), разбавленная цитатами из воспоминаний Н.А. Монастырева (теми, фрагменты которых публиковались в ВИЖе). Не такая непотребщина, конечно, как "книги" Гончаренко - "Закат и гибель Белого флота" и "Последние битвы Российского Императорского флота", но тоже "ни уму не сердцу"...

"Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится..." Пётр Первый Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 4962
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 26
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.09 16:26. Заголовок: Автроилъ пишет: Про..


Автроилъ пишет:

 цитата:
Прочитал с большим интересом: ...



Почему-то ссылка выводит только на перечень мемуаров. В нем надо найти следующее:

Трифонов В.И. «Кронштадт — Таллин — Ленинград» (это воспоминания смгнальщика с ледокола КБФ "Суур Тыль").

С нами Бог и Андреевский флаг! Спасибо: 0 
Профиль
volnoper
Капитан 2 ранга




Пост N: 2304
Откуда: россия, санкт-петербург
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.09 19:55. Заголовок: http://s41.radikal.r..







Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 287 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 609
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет