Пост N: 36
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 16.01.07 07:44. Заголовок: Может кому будет любопытно (продолжение)
Гульнев Н., Ергер В., Иванов Н., Ширский В. Наследники Морского корпуса. Воспоминания и творчество выпускников ВВМКУ им Фрунзе 1965 года выпуска. СПб.: Ника, 2006. 416 с. Перед нами – интересный сборник работ четырех авторов, капитана 1 ранга Н.Н. Гульнева и капитанов 2 ранга В.Э.Ергера, Н.М.Иванова и В.Е.Ширского. Четыре части, совершенно не похожие друг на друга. Н.Н.Гульнев, известный большим количеством книг своих стихов, написал историко-публицистическо-поэтическое исследование «Услышьте гражданский голос». Сам он определил его так: «Это не историческое исследование и не авторская фантазия, а попытка осмыслить, без претензий на оригинальность, судьбу моего Отечества, его взлеты и падения, причины, их порождающие. И на этом фоне показать высокие примеры служения русских офицеров своему Отечеству, а также роль Военно-Морского флота и некоторых руководителей флота за последний исторический период». В поле его зрения попали многие русские государственные деятели и адмиралы как последних веков, так и наших дней. Исторические параллели, конечно, не на в пользу сегодняшних. На десятках страниц – боль за сегодняшнее состояние флота и Родины, нетерпимость к несправедливости, властному невежеству и хамству. Эмоционально, с примерами из мемуаров, рассказана история родного училища – некогда Морского кадетского корпуса. Впрочем, конечно, самые интересные страницы – это воспоминания самого автора об училище и службе на Северном флоте, то меткие и едкие, то прочувствованно-уважительные «портреты» преподавателей, командиров и сослуживцев. «Верь в надежду» – так В.Э.Егер назвал историческое исследование, посвященное первой русской морской кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Толчком к нему стали небольшая главка в книге самого «многотиражного» историка флота В.Д.Доценко «Мифы и легенды российского флота», а также различные биографии Н.П.Резанова. Автор поставил себе целью разобраться во взаимоисключающих трактовках взаимоотношений и заслуг Крузенштерна, Лисянского и Резанова. В заключение дан обзор русских кругосветных плаваний начала XIX в. Прекрасную цель поставил перед собой Н.И.Иванов – он собрал и опубликовал воспоминания многих своих товарищей по училищу. Множество имен и судеб, «жизненных стратегий». Воспоминания и размышления постаревших романтиков и энтузиастов, с грустью оглядывающихся на сегодняшний день. Завершают эту галерею биографии бывшего начальника училища вице-адмирала А.Г.Ванифатьева и заместителя начальника училища, дважды Героя Советского Союза контр-адмирала А.О.Шабалина, а также списки преподавателей и одноклассников – с последними званиями и датами жизни. Четвертый из авторов сборника, В.Е.Ширский, кратко рассказав о своем жизненном пути, поделился с читателями флотским юмором – собранными за годы службы флотскими байками. Как бы хотелось, чтобы подобные сборники стали традицией, и с его авторов взяли пример выпускники других лет и иных военно-морских училищ…
Отправлено: 21.04.25 22:32. Заголовок: Не скажет ни камень ни крест ... (Опыт военно-морского Некрополя 1696-1917 гг.)
Идея книги о военно-морском некрополе и важна и актуальна, но её реализация в виде этого издания никуда не годится. Немыслимо большое количество сведений о захоронениях с детализацией по странам и ни единой ссылки на первоисточники информации! Список литературы в конце книги никакой практической нагрузки не несёт, ибо никак не связан с текстом самой книги. В этой связи название книги имеет некую двусмысленность - поскольку конкретных сведений о захоронениях в ней "не скажет ни камень, ни крест", ни, к сожалению, не сказал и сам автор. Жаль.
Идея книги о военно-морском некрополе и важна и актуальна, но её реализация в виде этого издания никуда не годится. Немыслимо большое количество сведений о захоронениях с детализацией по странам и ни единой ссылки на первоисточники информации!
Думается, что ДА! И на форуме много, и на другом форуме + - ! Вопрос в другом, если у кого то будет не только идея, но и возможность это систематизировать, а возможность включает в себя ряд известных и необходимых ресурсов, более того, с определенной перспективой развития, то все будут рады. Есть предложения? Вопрос то можно считать почти всемирный.
--------------- book-olds.ru ----------------- Заглавие: 1945. Морской сборник. Орган Народного Комиссариата ВМФ СССР., PDF. №№и 11-12., 194 стр., 118,30 Мб. Автор: В.А.Алфузов. Жанр: #1945г #СССР #РККФ #ВМС #ВМФ #МС #ВОВ Издатель: Военно-морское издательство НКВМФ СССР. Аннотация: (в комментариях можно оставить своё описание книги ...) Ссылка на книгу в библиотеке: https://clck.ru/3MjAHE
-------------- book-olds.ru -------------- Заглавие: 1934. Флот. Русские моряки во время Великой войны и революции. PDF. т. 1., 204 стр., 29,90 Мб. Автор: А.П.Лукин. Жанр: #1934г #Россия #РИФ #Революция #ПМВ Издатель: Париж. Библиотека Иллюстрированная Россия. Аннотация: (в комментариях можно оставить своё описание книги ...) Ссылка на книгу в библиотеке: https://book-olds.ru/BookLibrary/00900-Flot/1934.-Flot.-Russkie-moryaki-vo-vremya-Velikoy-voynyi-i-revolyutsii.html
Свежая статья! Рекомендую: Д. Ю. Козлов. «Здесь была ахиллесова пята русского колосса…»: К вопросу о роли и значении Черноморского театра Первой мировой войны // Петербургский исторический журнал. 2025. № 3. С. 30–53.
"Юбилей, юбилей, Шевелюры всё белей у товарищей"...
Вот и подкрался маленький юбилей. 30 лет назад вышла моя первая статья. Так получилось, что она была в газете. Даже уж не помню, как так получилось ☺ Но! За эту статью мне заплатили - кажется, 11300 рублей. В то время на эти деньги можно было купить три брикета мороженого по 220 грамм. Один я домой точно купил! И ещё одно "Но". Конечно, сейчас я бы писал иначе. Тем не менее, сейчас перечитал - а в целом вроде бы тогда неплохо получилось. Летим дальше! P.S. Выходные данные статьи: Емелин А.Ю. Эскадра адмирала Битти глазами русских моряков // Флот (Историко-литературное приложение к «Морской газете»). 1995. 28 сент. № 110–111 (13298–13299). С. 4. PPS. Прилагаю скан статьи и первоначальный текст (он, конечно, от опубликованного, отредактированного в газете варианта чуть отличается). Если дочитаете до конца - буду рад! 👏👏👏
ЭСКАДРА БИТТИ глазами русских моряков.
Ясным холодным днем 4 июня 1914 года на кораблях русского флота, стоявших на ревельском рейде, бросалось в глаза необычное оживление. Линейные корабли и крейсеры блистали чистотой, по палубам сновали матросы, к салютной пушке флагманского крейсера «Рюрик» подавались заряды. Свободные от служебных обязанностей офицеры группами собирались на мостиках, оживленно беседовали и часто поглядывали в бинокли. Флот ждал ЭСКАДРУ БИТТИ. Кто из любителей истории флота не знает сегодня этого словосочетания! В памяти тотчас же встают строгие силуэты сильных, стремительных британских линейных крейсеров, ведомых удивительно молодым, но весьма решительным контр-адмиралом Дэвидом Битти прямо к трагедии Ютландского боя. Русские офицеры знали эти новейшие корабли по справочникам, читали об окончившемся полгода назад беспримерном плавании крейсера «New Zealand», за 10 месяцев прошедшего около 45.000 миль и посетившего чуть ли не все британские колонии. Многие видели эти так называемые крейсеры дредноутного типа во время заграничных походов, но всем хотелось поближе познакомиться со столь примечательными кораблями. Довольно продолжительный визит эскадры в Россию давал для этого прекрасную возможность. Изучив отчеты офицеров и гардемаринов о посещении английских судов, мы вполне можем сделать попытку посмотреть на эскадру Битти глазами русских моряков 1914-го года и, благодаря этому, лучше представить себе жизнь и службу на кораблях российского флота. Примечание: Соавтором одного из сохранившихся отчетов был гардемарин Аксель Иванович Берг (1893–1979) – известный советский ученый в области корабельной радиоэлектроники.
* ** Первое, что бросилось в глаза при появлении крейсеров (пришли линейные крейсеры «Lion», «Queen Mary», «Princess Royal», «New Zealand» и легкие «Blonde» и «Boadicea») – идеально четкие и весьма небольшие интервалы между судами, около 1,25 кабельтова, то есть 2 каб. между форштевнями. Нередко излишне прямой и эмоциональный командующий флотом адмирал Н.О. фон Эссен радиограммой обратил внимание командиров своих кораблей на ювелирную точность англичан, чем некоторых обидел. Его флагманский связист капитан 2 ранга И.И. Ренгартен в своем дневнике со вздохом отметил: «...не надо было посылать по радио: хаять себя громогласно – англичане, конечно, слышали». Но вот будущие союзники заняли указанные им места, отгремели салюты, отзвучали гимны. Можно спокойно осмотреть гостей в бинокль. Кроме впечатляющих корпусов и мощного вооружения, взгляды моряков невольно притягивают чрезвычайно просторные, ничем не загроможденные верхние палубы – небольшое количество надстроек не должно слишком уж сковывать в бою действие артиллерии. Не менее радуют глаз отличные обводы. Броня, поставленная очень аккуратно, нигде не выступает, ее расположение выдают лишь тонкие планки по краям, Командирские мостики расположены высоко, с них удобно управлять, особенно при маневрировании в узкостях. Артиллерийские офицеры с завистью смотрят на защищенные броней дальномеры, расположенные на крышах боевых рубок. (Всем уже известно, что даже на достраивающихся на петербуржских заводах новейших дредноутах типа «Севастополь» дальномеры будут стоять открыто, а значит в бою они легко могут быть разбиты, да и с их постоянными ошибками, возникающими из-за резких перемен температур (в том числе от нагревания солнцем) бороться уже весьма надоело.) А башни... Английские двухорудийные башни с 343-мм орудиями выглядят компактнее, чем наши с 305-миллиметровыми, оси орудий находятся чуть более чем в 1,5 м, над палубой – куда ниже, чем у нас. Несомненно, в башне несколько труднее управляться, зато она представляет собой сравнительно небольшую цель, да и хорошо забронировать такую башню легче. Отправимся теперь вместе с офицерами на корабли. Конечно, в первую очередь для всех были интересны боевые рубки, посты управления огнем и башни главного калибра. Боевые рубки оказались как бы двойными, состоящими из внешнего слоя брони и внутренней рубки меньшего диаметра, в образовавшемся между ними круговом коридоре располагались штурвалы, репитер гирокомпаса, часть приборов управления огнем и подводными минными аппаратами, много телефонов. Внутренняя рубка была связана с уже упоминавшимся вращающимся бронированным дальномерным постом, но туда никого не допустили. В пространстве между рубками задерживаться дольше пары минут тоже не давали. Когда же на «Princess Royal» гардемарины попросили показать им один из двух центральных постов, то получили от англичан «…дипломатичный, хотя и очень прозрачный ответ, что там только что крашено, а потому ходить туда не стоит». Из разговоров с английскими артиллеристами выяснилось, что на их кораблях материальной частью и управлением огнем занимается один офицер, во время боя находящийся в центральном посту, где он пользуется передаваемыми сверху наблюдениями за падением снарядов и прибором Полэна. «О приборе Полэна артиллерийский офицер отзывается неважно, потому, что прибор “электрический”, а электричеству он совершенно не доверяет». Башни представляли для русских моряков особый интерес. На наших линкорах «Слава» и «Цесаревич» они уже весьма устарели, а на более новых («Император Павел I» и «Андрей Первозванный») тоже далеко не отвечали современным требованиям, да и осваивались личным составом «со скрипом», вследствие чего их пришлось коренным образом переделать (из них убрали часть сложных приборов, перевели орудия с переменного на постоянный угол заряжания, вернулись к ручному заряжанию). С башнями строящихся дредноутов типа «Севастополь» флотские офицеры знакомы еще небыли. Естественно, что всем хотелось посмотреть на достижения англичан в этой области. В вопросе с башнями англичане проявили несколько большую открытость, чем в случае с рубками, на «Queen Mary» они даже продемонстрировали заряжание орудий (скорость операций произвела впечатление, но без заеданий не обошлось). С интересом осмотрели офицеры пост командира башни, однако часть приборов с него была снята. Отсутствовали и стреляющие приспособления в затворах. Подбашенные отделения и погреба показаны не были, но было сообщено, что под каждой башней имеется мастерская со всеми необходимыми запасами и инструментами для ремонта. Механизмы и электротехническое оборудование кораблей было осмотрено несколько позже, во время пребывания их в Кронштадте, офицерами механического отдела Главного управления кораблестроения (ГУК). Ничего нового для себя они не почерпнули, так как во время конкурсов проектов линкоров и линейных крейсеров наши механики подробно знакомились с английскими спецификациями и уже уловили основные отличия британских установок от наших: на их кораблях относительный вес механизмов значительно больше, благодаря чему сами установки солиднее, долговечнее, легче управляются и очень надежны в дальних плаваниях. В то же время относительно мало внимания уделено трубопроводам, проводке управления и т.д., а потому, по мнению офицеров ГУК, на наших машинах легче и быстрее можно ликвидировать боевые повреждения. Что же касается электрооборудования, то, по сравнению с кораблями русского флота, на него «мало обращается внимания и эта часть находится у них в далеко не блестящем виде». Осмотр помещений команды произвел весьма неоднозначное впечатление. С одной стороны, они были весьма светлы и просторны, с другой – в них царил явный, с точки зрения наших офицеров, беспорядок: «всюду валяются вещи, очень грязно, всякий делает, что хочет, а присутствие тут же коечных сеток, чемоданов, фуражечных картонок, и посуды делает помещения мало пригодными <…> для жизни». Судя по всему, эту оценку можно отнести и к офицерским помещениям. И.И. Ренгартен выразился в своем дневнике весьма резко: «кают-компания – хлев». По мнению наших моряков, это про¬исходит из-за того, что английские офицеры очень мало привлечены к судовой жизни, наблюдение за которой возложено на унтер-офицеров и кондукторов. Вместе с тем отмечалась прекрасная выправка и строевая подготовка матросов. Кстати о грязи. На британских крейсерах было заметно явное противоречие: глаз выхватывал с одной стороны многочисленные надраенные медяшки и старательно натертый мастикой линолеум, с другой – следы грязи по углам. Как прокомментировал один из наших лейтенантов, «есть желание сохранить у кораблей прежний яхточный вид, а времени не хватает». Продолжая разговор о судовой жизни, стоит упомянуть и о лавочках, в которых матросы и офицеры могут приобрести разнообразные товары по умеренным ценам, что выгодно отличает их от таких же на наших кораблях. Секрет прост – они отданы «на откуп» частным лицам (но под присмотром одного из офицеров, регулирующего цены). То же относится и к офицерскому столу. Интересно, что наиболее благоприятное впечатление на наших офицеров произвела не боевая мощь крейсеров флота Его Величества, а удобство их обслуживания с точки зрения морской практики – видно, что опыт долговременных плаваний не прошел для англичан даром. Выше мы уже упоминали про высоко и удобно расположенные командирские мостики линейных крейсеров. Посетив их, наши моряки обратили внимание на постоянные, хорошо прокрашенные парусиновые обвесы (наши, снимаемые после каждого похода, легче, но зато хуже держат брызги и дождь). Находящиеся здесь же сигнальные фалы сделаны из мягкого неплетеного троса и, по отзывам англичан, не портят руки сигнальщиков даже при сильном ветре и большой скорости хода (что нередко случалось у нас). Многих просто поразили штурманские рубки – они «в 7–8 раз больше походной каюты командира линейного корабля “Цесаревич”». В такой каюте работать на походе мало утомительно, тогда как наши рубки человека утомляют. Другие офицеры заметили прибор для подачи тревоги «Человек за бортом», расположенный на ходовой рубке. Такая же система в течение всего XX века применяется для пожарной и иной сигнализации: висящим на стене мушкелем разбивается стекло, за которым скрыта кнопка звонка. Секунда – и сигнал тревоги разносится по палубам и машинному отделению. Еще более полезными признавались помещенные у приборов металлические таблички с краткими данными по эксплуатации и хранению. Не обошли офицеры в отчетах своим вниманием лифты в машинном отделении; многочисленные небольшие бани; удобные шлюпки и весла; широкие штормтрапы, напоминающие ванты и соединяющие борт корабля с готовой к спуску шлюпкой – этим достигается большая скорость посадки личного состава. Все это было прекрасно, но многими уже чувствовалось приближение кровавой войны. Тем интереснее привести здесь мнение наших моряков о будущих союзниках. Характерно, что большинство из английских офицеров не верило в возможность скорого начала войны и смотрело на флот Его Величества как на нечто, вполне гарантирующее от вооруженных столкновений. В итоге – недостаток осознанного стремления к освоению техники. В некоторых отчетах обращается внимание на плохое знание британскими офицерами материальной части. Отвечая на многочисленные вопросы наших моряков, «они поминутно обращались с расспросами к нижним чинам, которые в свою очередь знание материальной части возложили на мастеровых, почему в случае малейшего заедания наблюдается полная растерянность». То же впечатление наши гардемарины вынесли от общения с гардемаринами английскими: «по-видимому, они сами плохо осведомлены, что видно из того, что они во многих случаях давали противоположные объяснения…». О русском же флоте британцы имели весьма приблизительные представление» В этой связи в качестве иллюстрации хочется привести фрагмент из дневника капитана 2 ранга С.А. Изенбека (в советское время – видного конструктора приборов управления огнем). После неудачного для англичан Ютландского боя (в котором, в числе других кораблей, погиб уже знакомый нам линейный крейсер «Queen Mary») он, как отличный артиллерист, был командирован в Англию для передачи опыта. «26 января 1917 г. <…> Сегодня за завтраком был поражен до глубины души. Сидел рядом со старшим лейтенантом, который начал меня расспрашивать про Россию, ответил я как на уроке на все трафаретные вопросы о холоде, об армии, о Мурманской дороге, о Сибири и т.д. Спросил он меня, говорю ли я по-французски и вдруг спохватился, засмеялся и говорит: “Что я Вас спрашиваю, конечно Вы говорите, ведь у Вас в России все командные слова по-французски, и на этом языке вы и с командой говорите”. Я рот разинул, думал, что он глупо шутит, но оказалось, что человек говорит серьезно».
*** Мы хотим надеяться, что написание отчетов о посещении иностранных кораблей заставляло офицеров более критически относиться к своей технике и порядкам на русском флоте, побуждало желание что-то изменить. Мы же получили весьма ценный источник информации. А менее чем через два месяца грянула Первая мировая война.
-------------- book-olds.ru -------------- Заглавие: 1938. Забытые могилы. Памятка, изданная Правлением Попечительского Совета по охране и приведению в порядок Порт-Артурского и других военных кладбищ., 100 стр., 5,50 Мб., PDF, Автор: Епископ Виктор. Жанр: #1938г #Россия #Маньчжурия #Китай #Церковь #РЯВ Издатель: Харбин. Издательство М.В.Зайцева. Аннотация: Публикация книги на сайте библиотеки появилась благодаря - С.И. Шрамко (Новосибирск), историк. https://vk.com/id272493183 Ссылка на книгу в библиотеке: https://book-olds.ru/BookLibrary/?option=com_booklibrary&task=view&catid=248&id=31805&Itemid=54
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 521
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет