On-line: ssergey x 100, гостей 3. Всего: 4 [подробнее..]
АвторСообщение
И.Р.
Мичман




Пост N: 13
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 14:49. Заголовок: Морское инженерное училище


Спортивные занятия в МИУ.

После русско-японской войны 1904-1905 г.г. особое внимание было обращено на физическую подготовку будущих офицеров. Надо заметить, что до этого, в Морском инженерном училище императора Николая I, физподготовка существовала лишь в виде утренней гимнастики, да и то не всегда обязательной. Для обучения присылались ежедневно два “стрелка-гимнастера”, занимавшиеся гимнастикой в ротных помещениях только с теми воспитанниками, “которые не желали это время проводить на воздухе”.
“Причины физического недоразвития и слабости корпуса офицеров легко объяснимы и в то же время легко устранимы. Стоит только взглянуть на самих себя и на способ комплектования наших рядов из Морского корпуса и Морского инженерного училища... До сих пор сплошь и рядом в интеллигентных семействах, из которых берутся будущие флотские офицеры и инженер-механики, физическое развитие поставлено ниже всякой критики... Поэтому мальчики и юноши, подлежащие поступлению в Морской корпус и Морское инженерное училище, представляют собой очень неважный материал”. Что же касается самих учебных заведений, то “стоит только взять ежедневное расписание занятий и мы увидим, насколько ничтожное место занимает забота о физическом воспитании будущих офицеров”.
Впрочем, отсутствие обязательных занятий по физподготовке отнюдь не говорило об отсутствии интереса к спорту. Инженер-механик В.П.Орлов вспоминал: “Не прошло и нескольких недель, как Валя обратил наше внимание необходимость быть физически сильным. Сразу же были приобретены штанги, гири и т.п. для выжимания. Увлечение охватило всех нас; к тому же (годом нас моложе) “козерог” Прохоров, кораблестроительного отдела, показал нам приемы бокса. Манежем для тренировки избрали заднюю курилку в 3-м этаже, с асфальтовым полом, что было очень жестко при французской борьбе. Все это спаяло всех тесно. Действительно, к концу учебного года у многих из нас появились и бицепсы, и гибкость, и стройность и здоровье... Летнее плавание мы совершали на крейсере “Стрелок”... Кроме занятий по специальности мы обучались гребле, управлению парусами и конечно плаванию”.
В 1897 году, при обсуждении (между Морским ведомством и Департаментом полиции) вопроса о допуске воспитанников морских учебных заведений в различные общества, разрешение было дано только лишь для кружков физического развития, “дабы тем не отвлекать их от прямых своих учебных обязанностей”.
Появлению регулярных спортивных занятий в училище немало способствовал перевод инженер-механиков флота в военные чины. В связи с этим, в октябре 1905 г., был объявлен приказ об усилении военной подготовки воспитанников училища. В состав этой подготовки, среди прочего, вошли: стрельба, фехтование, военная гимнастика, управление гребными судами и обучение пехотному строю. В действительности все это было введено лишь с 1907 года, причем фехтованием, сначала, разрешалось заниматься по желанию.
Большое распространение с 1909 года получила так называемая “сокольская” гимнастика, которую воспитанники называли “гимнастическим балетом”. С 1912 года преподавателями гимнастики в училище назначались исключительно офицеры, окончившие офицерскую фехтовальную школу. В неделю проводилось два часовых урока “в рядах общей гимнастики и на машинах”.
Регулярные занятия фехтованием - по 1 часу в неделю в старшем классе - начались с 1910 года. Обучение стрельбе и управлению гребными судами проводилось во время летней корабельной практики.
Кроме чисто спортивных дисциплин, к разряду физических упражнений в училище относили строевые занятия и танцы. Строевой подготовкой, введенной зимой 1907 года, занимался каждый класс, по 2 часа в неделю. С 1909 года стали устраивать военные прогулки, во время которых весь личный состав с оружием дефилировал по улицам Кронштадта под музыку портового оркестра. “Бодрый воинский вид гардемарин – писала местная пресса - свидетельствует об успехах в училище строевого обучения, впрочем уже неоднократно заслужившего одобрения высшего морского начальства на бывших парадах Морского инженерного училища”. Танцы в число обязательных занятий не входили, но существовали в училище издавна и привлекали много воспитанников. Вел их, на протяжении многих лет, артист Имп. театров М.Федоров. В зимнее время любимейшим занятием воспитанников было катание на коньках, благо под окнами училища, на Итальянском пруду, устраивался шикарный городской каток. С наступлением теплых дней воспитанники часто играли в городки, ездили на велосипедах, а в Петербурге посещали скетинг-ринги. Во дворе училища была устроена т.н. “гимнастика” - деревянное сооружение со спортивными снарядами - кольцами, шестом, канатом, лестницами, трапецией . И, наконец, нельзя не отметить увлечения набиравшим тогда популярность футболом. “Сознание необходимости подмены здоровой работы на палубах и мачтах каким-либо спортом - писал контр-адмирал Б.П.Дудоров - постепенно проникало в среду наиболее вдумчивых представителей командного состава и значительная заслуга в осуществлении этих начинаний на Балтийском флоте принадлежала молодому офицеру - инженер-механику старшему лейтенанту И.Волхонскому, уже в стенах Морского инженерного училища Императора Николая I, организовавшего из его гардемарин первую морскую футбольную команду”. В августе 1912 года “Кронштадтский вестник” сообщал своим читателям: “В учебном отряде морского корпуса, на судах которого плавают гардемарины и кадеты морского корпуса и инженерного училища, состоялся ряд спортивных состязаний... В г. Балтийском-порту на атлетическом поле морского корпуса состоялся впервые большой спортивный праздник. В программу праздника входили бег на 100 м, на 1000 м и эстафетный, прыжки в высоту и в длину, бег в мешках и на одной ноге и многое другое... В заключение состоялась игра в футбол между гардемаринами морского корпуса и инженерного училища. Результат игры 2:1 в пользу морского корпуса...”
Незадолго до I мировой войны физическая подготовка в мужских учебных заведениях всех ведомств была взята под особый контроль. Общее наблюдение за ней и руководство, а также принятие мер к объединению деятельности частных физкультурных обществ, император возложил на командира Л.-Гв. Гусарского полка ген.-майора Воейкова. На присланном им в МИУ опросном листе, начальство, помимо прочего, отмечало, что “о влиянии физических упражнений на физическое и нравственное развитие учащихся наблюдений врачом не проводится”.
Для поощрения воспитанников военно-учебных заведений за успехи в физической подготовке, приказом по военно-учебным заведениям Военн. вед. №141 от 16.12.1909 был учрежден специальный призовой жетон, носившийся на мундире в виде брелока. Морской министр, ознакомившись с приказом, признал желательным установить подобное отличие и для воспитанников морских учебных заведений. Только 19.04.1912 (пр. по м.в.№105) было объявлено о распространении приказа по военно-учебным заведениям на морские учебные заведения. При этом никаких указаний на изменение внешнего вида жетона сделано не было.
Таким образом, если точно следовать описанию 1909 года, жетон МИУ должен был представлять собой серебряную пластинку в виде ромба с черной эмалевой накладкой по цвету погон, с золоченым на ней лавровым венком и золочеными инициалами, присвоенными училищу на погонах, т.е. с вензелем императора Николая I под короной и накладным якорем. По краю жетона - красная кайма по цвету выпушек на погонах, а между черной накладкой и каймой - серебряный просвет пластинки, кстати соответствующий цвету галуна у воспитанников училища. Надо отметить, что в училище был разработан и собственный проект спортивного жетона.
В приказе отмечалось, что в МИУ жетоны должны были выдаваться за успехи воспитанников по гимнастике, плаванию, стрельбе из ружей и стрельбе из револьверов. При этом число ежегодно выдаваемых жетонов не могло превышать четырех. Гардемарины, получившие жетон, сохраняли право на его ношение и по выходе в офицеры. Сведения о награждении спортивными жетонами заносились в послужные списки офицеров.
Сведений о проведении в училище соревнований по плаванию (с награждением победителей жетонами) не имеется, хотя известно, что во время летней практики обучение плаванию производилось.
Кроме состязаний по гимнастике и стрельбе, выпускники училища с 1913 г. сдавали экзамены по фехтованию и рубке. Призами служили сабля (за фехтование) и кортик (за рубку), сведения о которых также заносились в послужной список.
Вероятно, с началом войны и ускоренными выпусками из училища, спортивные соревнования и выдача жетонов не проводились. Реальные образцы спортивных жетонов в настоящее время не обнаружены.



Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 268 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]


И.Р.
Мичман




Пост N: 14
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 15:00. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 850
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 16:37. Заголовок: Re:


Давно пора было это сделать - открыть отдельную ветку, посвященную МИУ и его выпускникам. Я потом тоже чего-нибудь подкину.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
aden13
Вице-Адмирал




Пост N: 491
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 16:41. Заголовок: Re:


Механики крейсера "Паллада", погибшие вместе с кораблем:



Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
Профиль
aden13
Вице-Адмирал




Пост N: 492
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 16:42. Заголовок: Re:


Голинский и Коленда выпускники МИУ 1913 года, про Дешевова сейчас точно не скажу

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 15
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 20:13. Заголовок: Re:


А из какого издания подписи?
Голинский Генрих Виталисович – (МИУ 1913) и-м мичм.
Календо Николай Андреевич – (МИУ 1913) и-м мичм.
Дешевов Александр Александрович (МИУ1896), и-м к1р.


Спасибо: 0 
Профиль
wind
Адмирал




Пост N: 849
: Флагманский историограф
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 20:56. Заголовок: Re:


И.Р. пишет:

 цитата:
А из какого издания подписи?

Если не ошибаюсь это "Морской Сборник" .

С уважением, В.

Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 16
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.07 23:02. Заголовок: Re:


Генрих Голинский - чемпион училища по плаванию, человек огромной физической силы, имел большой успех у дам. Однажды летом, на практике, он прославился тем, что в Койвисто завел роман с одной очень молодой и красивой особой, муж которой часто отсутствовал. Почти каждый вечер, когда начинало темнеть, Голинский снимал одежду, связывал ее узлом на голове, спускался по шторм-трапу в воду (дело было на шхуне “Мечта”, стоявшей на бочке в двух милях от Койвисто) и плыл к берегу. С восходом солнца вахтенный слышал всплеск воды и спускал шторм-трап, чтобы принять возвращавшегося Ромео. Ротный командир знал об этом, но делал вид, что ему ничего не известно. Голынского все любили за его замечательно спокойный характер и воспитанность.

Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 855
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 03:24. Заголовок: Re:


ВСЕОБЩИЙ КАЛЕНДАРЬ 1909 г.

(Издание П.П.Сойкина)

А, вот, что в нём было указано об интересующем нас учебном заведении:

Морское инженерное училище Императора Николая I в Кронштадте (Морск. вед.) есть закрытое высшее специальное учебное заведение, имеющее целью дать специальное морское образование молодым людям, готовящим себя к службе в корпусах корабельных инженеров и инженер-механиков. Училище состоит из 2-х отделов - механического и кораблестроительного - с 4-х летними курсами в каждом. Прием бывает только в младший класс и определяется возрастом, годностью к морской службе и конкурсным экзаменом по программе 6 классов реального училища. Возраст для поступления от 15 - 18 лет; принимаются дворяне, потомственные почетные граждане и дети служащих и служивших в морском ведомстве штаб и обер-офицеров и гражданских чиновников. Большинство воспитанников училища находится на полном казенном содержании и по окончании учения обязаны прослужить на действительной службе 1 1/2 года за каждый учебный год пребывания в училище; но есть также своекоштные, с платою 300 р. в год: 3 последние года в училище засчитываются в действительную службу в отношении пенсий, но не ранее, как с 16-ти летнего возраста. Окончившие полные теоретические и практические курсы зачисляются по кораблестроительному отделу - в звании младшего помощника судостроителя, а по механическому - в звание младшего инженер-механика, в случае же неспособности по болезни к предстоящей службе такие лица, имеющие в среднем выводе из всех предметов не менее 10 баллов, награждаются чином Х класса, а прочие - XII класса. Выпущенные воспитанники, не удостоенные почему-либо вышеуказанных званий, производятся в подпоручики по адмиралтейству, но могут по прослужении года быть удостоены начальством зачисления в младшего помощника судостроителя или младшего инженер-механика.

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
aden13
Вице-Адмирал




Пост N: 495
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 08:22. Заголовок: Re:


И.Р. Безусловно, wind прав. Это Морской сборник за 1916 год, вложение называется "Памяти славных".

Флаг Андреевский - конверт
С письменами к Богу
Будь же флот и чист и тверд
С этою подмогой
Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 17
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 16:55. Заголовок: Re:


Вот интересно - календарь на 1909 г., а сведения как о принимаемых, так и о выпускаемых - еще довоенные (до р-яп. в.) Это как раз то, о чем постоянно сокрушалось руководство училища - морское ведомство абсолютно не рекламировало свои заведения и народ о них имел очень смутное представление. Да что народ, если после переименования училища в Морское Инженерное (1898) документы не были переданы для опубликования в собр. законов РИ и еще несколько лет (!) училище фактически существовало под двумя названиями.

Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 18
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 20:45. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 921
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 00:00. Заголовок: Re:


А, что ныне находится в здании МИУ?

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 23
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 21:47. Заголовок: Re:


Основную часть здания - самую историческую, петровскую, занимает В/Ч (штаб сводной дивизии бригад подплава, охраны водного района и учебных кораблей).
До 1994 г. в здании располагался ДОФ, затем его место занял Матросский клуб. В это же время в здание переехал театр БФ им.В.Вишневского. Кроме того, в Итальянском дворце находятся Историко-краеведческий музей Кронштадта (в помещениях бывшей квартиры начальника МИУ), телерадиокомпания “Кронштадт”, издательство “Морской газеты”, кафе.
Все здание в довольно мрачном состоянии (по крайней мере было пару лет назад). Вроде хотели восстановить парадные дубовые подъезды - не знаю, давно там не был.


Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 24
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 21:53. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 25
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 22:00. Заголовок: Re:


На фото внутренний двор Итальянского дворца. Слева - полукруглая лестница (сделана по проекту Стасова), правая выступающая часть здания - новая пристройка 1900 г.

Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 932
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 23:32. Заголовок: Re:


Спасибо за информацию! Значит здание военные так до конца и не освободили. Когда был последний раз обещали. что именно туда из Морского собора переведут музей и какую-то часть займёт Кадетский корпус. А фотографии фасада здания нету?

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 933
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.07 23:40. Заголовок: Re:


И.Р. пишет:

 цитата:
На фото внутренний двор Итальянского дворца.




Да уж! Ничего не скажешь! Вид конешшно «экзотический», мы от такого уже отвыкнуть успели.

С уважением ...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 26
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 19:53. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 27
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 19:56. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 28
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 19:57. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 29
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 20:00. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 30
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 20:12. Заголовок: Re:


Первое фото - остатки от левого по фасаду подъезда (сейчас там вход в музей, клуб, театр)
Второе фото - первый с правого угла фонарь (куда подбираются рабочие на историческом фото)
Третье фото - фонари со стороны Обводного канала - при МИУ здесь был вход в училищный лазарет.
В общем - остатки былой роскоши.
А раньше по парадному фасаду было 10 фонарей (теперь 2) и электрические часы фирмы П.Буре.

Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 939
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 22:55. Заголовок: Re:


Большое спасибо! От себя добавлю позже - т.к. надо идти сканировать. У самого толковой аппаратуры нет, вот и приходится к добрым людям на поклон ходить.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 31
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.07 23:12. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 32
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.07 23:21. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 33
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.07 23:27. Заголовок: Re:


Проект герба МИУ, который предлагали к утверждению к 100-летию училища (1898), но так и не утвердили. Тем не менее, этот самодеятельный герб более 10 лет неофициально(!) наносили на документы - аттестационные листы (т.е. дипломы) выпускников.

Спасибо: 0 
Профиль
Автроилъ
Вице-Адмирал




Пост N: 966
Откуда: Эстляндия, Ревель
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.07 23:34. Заголовок: Re:


Весьма и весьма интересно! Просил коллег. чтобы подкинули хорошее изображение нагрудного знака за окончание МИУ, но никто порадовать не смог... Прийдётся ждать сентября - тогда сам сфотографирую.

С уважением...

С нами Бог и Андреевский флаг ! Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 34
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.07 23:50. Заголовок: Re:


Он рядом - пост №948 (из жизни Морского корпуса)

Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 35
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.07 23:57. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
Профиль
И.Р.
Мичман




Пост N: 36
: Инженер-Механик
Откуда: С.-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.07 00:00. Заголовок: Re:


Штабс-капитан корпуса инженер-механиков флота Николай Михайлович Селиверстов (1910).
На груди знак за окончание МИУ.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 268 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 542
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет